Опрос как средство обучения окружающего мира в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Актуальность темы определяется тем, что в аспекте современного развития общества важную роль приобретает развитие самостоятельности, творческих способностей учащихся , активное вовлечение их в образовательный процесс. Важно уметь заинтересовать детей, выработать у них мотивацию, стремление к получению новых знаний, освоение предметов. Всё большую роль обретает развитие у детей мыслить нестандартно, принимать креативные решения, находить выход из различных ситуаций альтернативные пути решения.

В ходе урока учителю рекомендуется применять различные методы и формы организации учебной деятельности, например:

1. Метод проблемного обучения. В основе метода лежит создание проблемной ситуации, что позволяет активизировать деятельность учащихся и обеспечить максимально высокую мотивацию, направленную не только на достижение основных целей урока, но и на развитие желания и умения учиться.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, составление отдельных задач для достижения цели, формирование способности мыслить, анализировать, искать пути решения задачи, выстраивать логическую цепочку, алгоритм действий.

3. Метод эвристического обучения. В основе метода лежит необходимость поиска новых способов и вариантов решения уже известных задач, применение общеизвестных правил и закономерностей, что в результате может привести к открытию новых знаний, навыков. Приветствуется творческий подход к решению проблемы. Этот метод сопровождается сложными вопросами, которые подталкивают школьника к самостоятельному поиску решения.

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Учащиеся выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти средства действуют в органическом единстве. Так же на уроках можно использовать следующие методы:

1. Метод дискуссий.

2. Метод самостоятельной работы.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.

- Метод проблемного изложения.

- Частично-поисковый лабораторный метод.

В воспитательных целях организуют различные внеурочные, внеклассные мероприятия, которые позволяют заинтересовать учащихся, привлечь их внимание. С этой целью распространена практика применения различных нетрадиционных форм организации занятий, нетрадиционных методов проверки домашнего задания, стимуляция самостоятельной деятельности младших школьников. Вместо традиционных уроков рекомендуется применять следующие формы уроков:

1. Урок – викторина

2. Урок – конкурс

4. Урок – путешествие

5. Урок – аукцион

6. Урок – встреча

7. Интегрированный урок

9. Комбинированный урок

10. Урок – деловая игра.

Для развития навыков, проверки эффективности воспитательного процесса, применяют различные нестандартные приемы, игровые технологии:

- Интеллектуальная разминка – 2-3 простые задачи, которые необходимо решить устно и как можно быстрее. Цель – настроить школьников младшего возраста на работу.

Для оказания воспитательного воздействия и достижения образовательных целейрекомендуется задействовать различные доступные методы и формы организации занятий, организовывать коммуникацию и досуг школьников. В ходе реализации непосредственно воспитательного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять рациональные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий.

Методисты предлагают изучать проводить воспитательные занятия, применяя различные инновационные и нетрадиционные методы и формы обучения, что позволяет заинтересовать школьников, повысить их познавательный интерес, мотивацию к дальнейшему развитию и познанию. Рассмотрим подробнее:

- Компьютерное обучение – это образовательный процесс, в основе которого лежит программирование обучающей и учебной деятельности. При этом обучение воплощается в контрольно-обучающем процессе. Компьютерная технология обучения обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, его персонификацию. Этого удается достичь, применяя обратную связь, которая позволяет получать информацию о качестве усвоения содержания образования.

- Модульное обучение представляет собой такой образовательный процесс, в ходе которого используются модули, представляющие собой минимальные единицы учебной информации. Благодаря модулям можно достичь полифункциональности образовательного процесса. Модуль обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

- Дистанционное обучение представляет собой образовательный процесс, в ходе которого обучение ведется дистанционно, удаленно посредством современных систем телекоммуникаций. При этом ведется активная работа с информацией. Применяют такие приемы, как мозговой штурм, позволяющий активизировать знания обучающихся. Важным моментом является поиск информации из различных источников по заданным критериям, систематизация, обобщение и классификация выявленной информации. Одним из современнейших методов дистанционного обучения является метод составления кейсов – утверждение и отрицание тезисов, подготовка раунда вопросов.

Сегодня широко применяются методы удаленного обучения. Рассмотрим подробнее каждый из них:

- Кейс-анализ – метод, в основе которого лежит анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

- Мастер-класс представляет собой локальную технологию трансляции педагогического опыта. В процессе мастер-класса происходит демонстрация определенных методических приемов или методов. Применяются определенные методики преподавания, технологии обучения и воспитания. Мастер-класс обычно состоит из ряда заданий, которые направляют деятельность участников для решения определенных педагогических задач. В рамках данного задания учащиеся могут проявить высокую степень творческой активности, определенный уровень свободы. При этом необходимо осуществить выбор средств для достижения конкретно цели.

- Виртуальные экскурсии представляют собой презентационный инструмент, который дает возможность наглядно и увлекательно продемонстрировать любое реально существующее место общественности. Чаще всего проводят такие виртуальные экскурсии, как посещение национального парка, музея, курорта.

- Видеоконференция – методика интерактивного занятия, в ходе которой происходит визуализация определенных объектов и технологий. Широко используются информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

- Видеоконференцсвязь представляет собой двустороннюю или многостороннюю связь, которая применяется для передачи звука и изображения. Используется для различных совещаний, семинаров. Участники могут быть разделены географически. Они могут находиться в любом месте, в любом регионе и проводить общение, передавать информацию дистанционно, с использованием современных информационных технологий.

- Социально-психологический тренинг – интерактивная форма обучения, которая формирует недостающие поведенческие факторы, или позволяет скорректировать отклоняющиеся формы поведения. Работа ведется с жизненными ситуациями.

- Метод портфолио представляет собой метод, при помощи которого можно фиксировать и отслеживать результаты образовательного процесса. Ученик формирует по каждой конкретной теме копилку знаний, а также отслеживает изменения, вносит коррективы. Как правило, такая копилка формируется на сайте учебного учреждения или в социальных сетях.

- Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы.

- Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

- Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.

- Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

- Метод ситуационного упражнения (задачи). Суть данного метода заключается в том, что учащемуся предлагают подробно описать ситуацию и задачу, которую необходимо решить. При этом предлагается два варианта выполнения задания. В первом случае в тексте задания приводится готовая задача, а также дается ее решение. Суть данного упражнения состоит в том, что ученик должен проанализировать ход решения задачи, понять алгоритм. Во втором случае решения задачи не приводится, только есть описание проблемной ситуации. Задача учащегося заключается в том, чтобы он самостоятельно нашел способ решения задачи, выработал определенный алгоритм действий, обосновал его.

- Метод ситуационно-ролевых игр. Под ролевой игрой подразумевают одновременно и игровую, и учебную деятельность. Это предметно-дидактический способ обеспечения учебной дисциплины, который сопровождается многообразием форм деятельности. Это могут быть различные тематические вечера, школьные театрализованные действия, встречи, нетрадиционные формы занятий. Могут применяться при изучении различных тем и в различных семантических контекстах.

- Метод игрового проектирования. С точки зрения учащихся, игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие определенного набора знаний учащихся, формирование определенного образа жизни. Игра всегда управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы. Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем. Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов. Несомненным достоинством этих заданий является быстрота выполнения: учителю не нужно проводить предварительную организационную подготовку (ксерокопировать листы для учащихся или оформлять на доске тексты заданий), учащиеся сразу получают результат, а со временем они и сами смогут составлять подобные задания, проводить взаимоконтроль. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет. Проведенный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира: 1) графические программированные задания; 2) графический диктант, 3) цифровой диктант; 4) работа с ключами; 5) задания тезисного характера; 6) тестирование.


1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля. / Г.Н. Аквилева, З.А. Крепелина. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 128 с.

4. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата /Е.Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 64-73.

6. Тимошкина Н.В. Самоконтроль как компонент учебной деятельности младших школьников /Наука сегодня фундаментальные и прикладные исследования /Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 162-163.

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности на уроке накоплен большой опыт. Но актуальность данного вопроса не снижается. Необходимо совершенствовать практику оценивания знаний обучающихся с целью повышения качества и эффективности урока. Оценить – значит определить уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения. Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний обучающегося. Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами.

Соответственно, когда мы формируем у ученика способность выполнять какое-либо действие, то сначала он выполняет его развернуто, подробно фиксируя в своем сознании каждый шаг выполняемого действия, значит способность выполнять какое-либо действие формируется у ребенка как умение. Это умение совершенствуется по мере тренировки и частоте его выполнения, соответственно процесс выполнения данного действия свертывается и оно начинает выполняться автоматизировано следовательно, умение ученика переходит в навык.

Контроль – выявление и сравнение результата учебной деятельности ученика с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Контроль включает в себя: проверку знаний; процесс оценивания и выставление отметки, т.е. результат оценивания.

Основной целью контроля и оценки знаний являются определенные качества усвоения учащимися материала, уровня овладения знаниями, умениями и навыками, которые предусматривает учебная программа.

Контроль, как составная часть процесса обучения, носит образовательное, развивающее и воспитательное значение.

Определение меры ответственности каждого ученика за результаты своей учебы является основной задачей контроля.

Контроль знаний должен быть систематическим, всесторонним и разнообразным по формам, а также должен быть основан на единстве требований учителей.

Контроль знаний, умений и навыков в начальной школе выполняет следующие функции:

1) воспитывающая (воспитание у школьника чувства ответственности за результат учебы)

2) обучающая функция (повышение качества знаний, их систематизация)

3) развивающая (стимулирование для познавательной активности школьников)

4) контролирующая и диагностическая (выявление и диагностика результатов обучения у младших школьников)

5) прогностическая (управление процессом усвоения знаний и умений и его коррекция) [1].

Методы контроля это способы, благодаря которым определяются результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

Существуют следующие методы контроля:

По месту контроля в процессе обучения:

  1. Текущий может быть как устным, так и письменным: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, дискуссия, диктант, проектная исследовательская деятельность, тесты, практическая работа.
  2. Тематический может осуществляться при проведении тестирования, практической работы.
  3. Промежуточный проводится в конце каждого класса, может реализоваться через контрольную работу или итоговое тестирование, проводящиеся письменно
  4. Итоговый в конце выпуска, также реализуется через контрольную работу, итоговое тестирование, который проводятся письменно.

По способу организации:

  1. Устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;
  2. Письменный (тесты открытой и закрытой формы, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)

По количеству участников:

  1. Фронтальный
  2. Групповой
  3. Индивидуальный

По преобладающему виду деятельности:

  1. Вербальный (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)
  2. Практический (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)

По субъекту проверки:

  1. Проверка в парах (взаимопроверка)/
  2. Проверка дежурными
  3. Проверка в группах
  4. Самопроверка
  5. Проверка педагогом
  1. Картографический материал,
  2. Иллюстрации,
  3. Схемы, таблицы,
  4. Макеты, модели,
  5. Карточки, тесты,
  6. Авторские тетради для проверки знаний [2].

Оценка это определение в оценочных ситуациях степени усвоения учебного материала, его качества. Отметка оценка, выраженная баллом.

Традиционная система оценивания страдает расплывчатостью, произвольностью норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, повышает уровень тревожности у детей и мало способствует эффективному обучению. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается не процессуальное, содержательное движение ученика к цели, а лишь конечный результат.

Если получать хорошие оценки будет слишком просто, то ученики потеряют побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к тому, что ученик вообще перестанет учиться, а необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Система оценивания должна ориентировать учеников на успех, способствовать развитию их самооценки, поощрять и стимулировать учение, давать информацию об уровне выполнения программы.

Практические работы способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять, наблюдать, анализировать результаты и т.д.) и вместе с тем коррекции интеллектуальной недостаточности, развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, уточнять и сравнивать предметы [3].

К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

Главным методом, используемым при знакомстве младших школьников с окружающим миром является наблюдение. На первом этапе используются в основном обще классные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными, систематическими.

Большое значение имеют практические работы по проведению лабораторных опытов. Опыты нужны для изучения свойств объектов. Они могут проводиться в течение одного урока, а также могут протекать в течение нескольких дней. Смысл проведения опытов заключается не в запоминании каких-либо конкретных свойств того или иного объекта, а в подведении их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира [4].

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы. Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем.

Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов.

Несомненным достоинством этих заданий является быстрота выполнения: учителю не нужно проводить предварительную организационную подготовку (ксерокопировать листы для учащихся или оформлять на доске тексты заданий), учащиеся сразу получают результат, а со временем они и сами смогут составлять подобные задания, проводить взаимоконтроль. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет [5].

Проведенный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира:

1) графические программированные задания; 2) графический диктант, 3) цифровой диктант; 4) работа с ключами; 5) задания тезисного характера; 6) тестирование.

  1. Тестирование. Существуют 4 формы заданий, которые используются при составлении теста: 1. Задания закрытой формы 2. Задания открытой формы 3. Задания на установление соответствия 4. Задания на установление правильной последовательности. Использование тестовых заданий сопряжено с необходимостью соблюдения требований, которые предъявляются к ним.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все обучающиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке [6].

Главная задача уроков с применением тестов – способствовать осознанному усвоению материала, развитию логического мышления. Использование тестовых заданий позволяет определить, как учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Обучающиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в изучении определенной темы, тем самым у школьников развивается самоконтроль и возможность корректировать систему своего обучения. Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых, это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Во-вторых, это качество тестовых заданий.

Анализ реализации программированного контроля в начальной школе в течение ряда лет выявил его преимущества, Он позволяет повысить эффективность обучения, поскольку обеспечивает возможность за короткое время (5–15 минут) выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся всего класса, Предложенные формы работы на уроке активизируют познавательную деятельность, вовлекая детей в творческий поиск, способствуют развитию желания учиться, Учитель, работая по этой методике, быстро получает наглядную картину успеваемости, ему сразу видны пробелы в знаниях как отдельных учеников, так и всего класса, не только по теме в целом, но и по отдельным ее фрагментам, Хочется надеяться, что вышеизложенный материал заинтересует студентов – будущих учителей начальной школы и окажет им большую помощь в работе.

Актуальность темы определяется тем, что в аспекте современного развития общества важную роль приобретает развитие самостоятельности, творческих способностей учащихся , активное вовлечение их в образовательный процесс. Важно уметь заинтересовать детей, выработать у них мотивацию, стремление к получению новых знаний, освоение предметов. Всё большую роль обретает развитие у детей мыслить нестандартно, принимать креативные решения, находить выход из различных ситуаций альтернативные пути решения.

В ходе урока учителю рекомендуется применять различные методы и формы организации учебной деятельности, например:

1. Метод проблемного обучения. В основе метода лежит создание проблемной ситуации, что позволяет активизировать деятельность учащихся и обеспечить максимально высокую мотивацию, направленную не только на достижение основных целей урока, но и на развитие желания и умения учиться.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, составление отдельных задач для достижения цели, формирование способности мыслить, анализировать, искать пути решения задачи, выстраивать логическую цепочку, алгоритм действий.

3. Метод эвристического обучения. В основе метода лежит необходимость поиска новых способов и вариантов решения уже известных задач, применение общеизвестных правил и закономерностей, что в результате может привести к открытию новых знаний, навыков. Приветствуется творческий подход к решению проблемы. Этот метод сопровождается сложными вопросами, которые подталкивают школьника к самостоятельному поиску решения.

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Учащиеся выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти средства действуют в органическом единстве. Так же на уроках можно использовать следующие методы:

1. Метод дискуссий.

2. Метод самостоятельной работы.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.

- Метод проблемного изложения.

- Частично-поисковый лабораторный метод.

В воспитательных целях организуют различные внеурочные, внеклассные мероприятия, которые позволяют заинтересовать учащихся, привлечь их внимание. С этой целью распространена практика применения различных нетрадиционных форм организации занятий, нетрадиционных методов проверки домашнего задания, стимуляция самостоятельной деятельности младших школьников. Вместо традиционных уроков рекомендуется применять следующие формы уроков:

1. Урок – викторина

2. Урок – конкурс

4. Урок – путешествие

5. Урок – аукцион

6. Урок – встреча

7. Интегрированный урок

9. Комбинированный урок

10. Урок – деловая игра.

Для развития навыков, проверки эффективности воспитательного процесса, применяют различные нестандартные приемы, игровые технологии:

- Интеллектуальная разминка – 2-3 простые задачи, которые необходимо решить устно и как можно быстрее. Цель – настроить школьников младшего возраста на работу.

Для оказания воспитательного воздействия и достижения образовательных целейрекомендуется задействовать различные доступные методы и формы организации занятий, организовывать коммуникацию и досуг школьников. В ходе реализации непосредственно воспитательного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять рациональные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий.

Методисты предлагают изучать проводить воспитательные занятия, применяя различные инновационные и нетрадиционные методы и формы обучения, что позволяет заинтересовать школьников, повысить их познавательный интерес, мотивацию к дальнейшему развитию и познанию. Рассмотрим подробнее:

- Компьютерное обучение – это образовательный процесс, в основе которого лежит программирование обучающей и учебной деятельности. При этом обучение воплощается в контрольно-обучающем процессе. Компьютерная технология обучения обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, его персонификацию. Этого удается достичь, применяя обратную связь, которая позволяет получать информацию о качестве усвоения содержания образования.

- Модульное обучение представляет собой такой образовательный процесс, в ходе которого используются модули, представляющие собой минимальные единицы учебной информации. Благодаря модулям можно достичь полифункциональности образовательного процесса. Модуль обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

- Дистанционное обучение представляет собой образовательный процесс, в ходе которого обучение ведется дистанционно, удаленно посредством современных систем телекоммуникаций. При этом ведется активная работа с информацией. Применяют такие приемы, как мозговой штурм, позволяющий активизировать знания обучающихся. Важным моментом является поиск информации из различных источников по заданным критериям, систематизация, обобщение и классификация выявленной информации. Одним из современнейших методов дистанционного обучения является метод составления кейсов – утверждение и отрицание тезисов, подготовка раунда вопросов.

Сегодня широко применяются методы удаленного обучения. Рассмотрим подробнее каждый из них:

- Кейс-анализ – метод, в основе которого лежит анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

- Мастер-класс представляет собой локальную технологию трансляции педагогического опыта. В процессе мастер-класса происходит демонстрация определенных методических приемов или методов. Применяются определенные методики преподавания, технологии обучения и воспитания. Мастер-класс обычно состоит из ряда заданий, которые направляют деятельность участников для решения определенных педагогических задач. В рамках данного задания учащиеся могут проявить высокую степень творческой активности, определенный уровень свободы. При этом необходимо осуществить выбор средств для достижения конкретно цели.

- Виртуальные экскурсии представляют собой презентационный инструмент, который дает возможность наглядно и увлекательно продемонстрировать любое реально существующее место общественности. Чаще всего проводят такие виртуальные экскурсии, как посещение национального парка, музея, курорта.

- Видеоконференция – методика интерактивного занятия, в ходе которой происходит визуализация определенных объектов и технологий. Широко используются информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

- Видеоконференцсвязь представляет собой двустороннюю или многостороннюю связь, которая применяется для передачи звука и изображения. Используется для различных совещаний, семинаров. Участники могут быть разделены географически. Они могут находиться в любом месте, в любом регионе и проводить общение, передавать информацию дистанционно, с использованием современных информационных технологий.

- Социально-психологический тренинг – интерактивная форма обучения, которая формирует недостающие поведенческие факторы, или позволяет скорректировать отклоняющиеся формы поведения. Работа ведется с жизненными ситуациями.

- Метод портфолио представляет собой метод, при помощи которого можно фиксировать и отслеживать результаты образовательного процесса. Ученик формирует по каждой конкретной теме копилку знаний, а также отслеживает изменения, вносит коррективы. Как правило, такая копилка формируется на сайте учебного учреждения или в социальных сетях.

- Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы.

- Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

- Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.

- Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

- Метод ситуационного упражнения (задачи). Суть данного метода заключается в том, что учащемуся предлагают подробно описать ситуацию и задачу, которую необходимо решить. При этом предлагается два варианта выполнения задания. В первом случае в тексте задания приводится готовая задача, а также дается ее решение. Суть данного упражнения состоит в том, что ученик должен проанализировать ход решения задачи, понять алгоритм. Во втором случае решения задачи не приводится, только есть описание проблемной ситуации. Задача учащегося заключается в том, чтобы он самостоятельно нашел способ решения задачи, выработал определенный алгоритм действий, обосновал его.

- Метод ситуационно-ролевых игр. Под ролевой игрой подразумевают одновременно и игровую, и учебную деятельность. Это предметно-дидактический способ обеспечения учебной дисциплины, который сопровождается многообразием форм деятельности. Это могут быть различные тематические вечера, школьные театрализованные действия, встречи, нетрадиционные формы занятий. Могут применяться при изучении различных тем и в различных семантических контекстах.

- Метод игрового проектирования. С точки зрения учащихся, игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие определенного набора знаний учащихся, формирование определенного образа жизни. Игра всегда управляема, ее учебный характер четко осознается учителем.

Проблема активности учащихся в процессе обучения – одна из самых актуальных в современной образовательной практике.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации (Х.-Е. Майхнер) показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

10% того, что читают;
20% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:

80% того, что говорили сами;
90% того, что делали сами.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Мой педагогический опыт показал, что внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

Вашему вниманию я хочу представить основные формы и методы активного обучения, используемые мною на уроках.

1. Интегрированные уроки с привлечением учителей – предметников.

Главное преимущество интегрированного урока заключается в возможности представить учащимся взаимосвязь предметов. Интегрированные уроки помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются в интегрированном уроке теоретическое и практическое обучение.

2. Урок – творческая мастерская.

Результатом такого урока становится не только создание творческого продукта. В процессе работы происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между учащимися, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. В процессе работы ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие. Важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

3. Урок – игра “Что? Где? Когда?”

4. Урок-исследование.

На таком уроке дети выполняют простейшие лабораторные работы. Результатом урока становятся знания, добытые практическим путём и полученные в ходе обсуждения результатов практических исследований, т.е обмена опытом.

5. Мозговая атака.

Целью такого урока является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения той или иной задачи.

6. Урок-экскурсия.

Учебная экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсии способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений.

7. Круглый стол.

Это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.

8. Метод любования.

В основе этого метода лежит эмоциональная форма усвоения нового.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

На примере уроков окружающего мира (УМК “Мир вокруг нас. 1 класс”,автор А.А.Плешаков) я хочу познакомить Вас с формами и методами активного обучения.

  1. Что у нас над головой и под ногами?
  • Что растёт на подоконнике и на клумбе?
  • Что за листья? Что такое хвоинки?
  • Что общего у разных растений?
  • Кто такие насекомые?
  • Кто такие рыбы?
  • Кто такие птицы?
  • Кто такие звери? Что такое зоопарк?
  • Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? Откуда в наш дом приходит электричество?
  • Что мы знаем о нашей стране? О своём городе? На что похожа наша планета?
  • Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода? Куда уходит вода?
  • Откуда берутся снег и лёд? Как помочь птицам зимой?
  • Как живут растения? Как живут животные? Как ухаживать за кошкой и собакой?
  • Как путешествует письмо?
  • Откуда и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
  • Откуда берётся шоколад и изюм?
  • Когда наступит лето? Когда придёт суббота?
  • Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы?
  • Когда жили динозавры?
  • Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
  • Когда ты станешь взрослым?
  • Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему на Луне не живут люди?
  • Почему идёт дождь и дует ветер?
  • Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная?
  • Почему их так назвали?
  • Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
  • Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
  • Зачем мы спим ночью?
  • Зачем строят корабли? Зачем нужны автомобили? Почему поезда такие длинные?
  • Зачем нужны самолёты? Зачем летают в космос?
  • Почему мы часто слышим слово “экология”?

Внедрение активных форм и методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе. .

Читайте также: