Диалектика как философская концепция развития кратко

Обновлено: 05.07.2024

Исходя их основных положений принципа универсального эволюционизма, которые становятся частью современного мировоззрения, возникает необходимость осмысления целостной теоретической модели динамически развивающегося мира. Попытки решить эту сложную методологическую задачу были предприняты более двух с половиной тысячелетий назад. На протяжении этого пути постепенно начала свое становление и развитие диалектика как учение об универсальных законах развития бытия. В рамках теории диалектики исследовались основные узловые философские вопросы: почему развивается мир и куда направленно его развитие, существует ли источник развития и каковы его механизмы, а также многие другие проблемы.

На протяжении тысячелетнего развития диалектика претерпела несколько исторических метаморфоз. В философской литературе выделяют три исторические формы диалектики.

Первая форма получила название – античная диалектика (древний Восток и Греция). Ярчайшими представителями античной диалектики были: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Создателем античной диалектики принято считать Гераклита, который понимал ее как учение о противоположностях Мира. Сократ рассматривал диалектику как искусство ведения спора (диалога), целью которого был поиск истины. Ученик Сократа идеалист Платон видел в диалектике, прежде всего метод анализа и синтеза понятий. Аристотель понимал диалектику как умение находить основания для доказательств, т.е. как составную часть логики. В целом диалектика древнегреческих мыслителей характеризовалась своей наивность и стихийностью, которые проистекали из самого характером непосредственного (прямого) созерцания бытия, результатом которых стало появление гениальных диалектических догадок.

Третья историческая форма диалектика была сформулирована в рамках философии марксизма и получила название материалистической диалектики. Основоположниками качественно новой теории диалектики были немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. Критически переработав наследие идеалистической диалектики Г. Гегеля, взяв за основу ее рациональное зерно – идею диалектики марксисты дали ей материалистическое обоснование. В таком контексте материалистическая диалектика предстала как наука о всеобщей связи, законов развития природы, общества и мышления. В итоге философам марксистам удалось синтезировать диалектику и материализм и творчески преодолеть как односторонность ее предшествующих форм, так и крайность идеалистической системы мировоззрения.

Современная диалектика представлена как учение, которое состоит из трех основных разделов. Прежде всего, это – совокупность объективных законов, действующих в объективной реальности в ходе ее вечного движения и развития. Далее, диалектика представлена как процесс, изучаемый логикой. Затем и как всеобщий метод научного познания мира. В таком аспекте общепринятым определением диалектики является учение о наиболее общих законах развития природы общества, человека и мышления.

В структурном отношении диалектика представлена в виде системы, в которой объединены ее принципы, категории и законы.

Принцип означает совокупность основополагающих понятий или руководящих идей, на которых логически выстраиваются концептуальные положения, характеризующие понимание мира. К фундаментальным принципам диалектики относятся: принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным принципам можно отнести: принцип материального единства мира; принцип единства логического и исторического; принципы системности и причинности (детерминизма). Например, методологическая роль принципа развития в познании разнообразных явлений предписывает рассматривать их как результат строго направленных изменений и причины возникновения. Принцип всеобщей связи, требует всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений с учетом всех их опосредованных связей и отношений; Принцип материального единства мира указывает на то, что мировые процессы определены (детерминированы) материальной субстанцией.

Фундаментальные и основные принципы диалектики не могут исчерпывать собой все существенные характеристики развития. Поэтому помимо них важную методологическую роль играют категории диалектики. Категории представляют собой особый тип наиболее общих понятий. В переводе с древнегреческого языка категория означает – указание или высказывание. Категории диалектики отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. В них зафиксированы узловые моменты (ступени) познания бытия, в которых отражается взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления. Система категорий диалектики представлена следующими парами категорий: причина и следствие; явление и сущность; форма и содержание; возможность и действительность; количество и качество; часть и целое; общее и единичное. Отличительной особенностью категорий диалектики от других категорий философии является их парность, которая характеризуется полярностью или бинарностью. Это позволяет им адекватно отражать и фиксировать противоречивость бытия мира. Следующий компонент диалектики – закон. В понятии закона отражает такие связи и отношения предметов действительности, которые характеризуются признаками объективности, всеобщности и повторяемости. Законы делятся: на: универсальные или всеобщие, действие которых распространяется на материальную и идеальную сферы; на общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением; и частные законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы физики, экономические законы, законы логики и т. д.). Отличительной особенностью законов диалектики от других, действующих в объективной реальности закономерностей является их универсальность или всеобщность. Это выражается в их приложимости ко всем явлениям и процессам, происходящим в мире.

В структуре диалектики выделены три закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания-отрицания (двойного отрицания).

Сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоположностей - играет особую роль, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому В. И. Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Таким источником являются внутренние противоречия, которые представлены как результат раздвоения единого на противоположности и борьбы между ними. Всякое развитие представляет собой разрешение противоречия и в то же время возникновение все новых противоположностей, новых противоречий. Такой взгляд в истории философии мы встречаем у Гераклита, Н. Кузанского Г. Гегеля и др. Важнейшими категориями закона являются: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Для целостного рассмотрения развивающихся явлений и предметов недостаточно вскрыть только причину их развития. Необходимо показать саму динамику этих изменений, т.е. с чего начинаются изменения и во что выливается. Такую задачу решает второй закон диалектики – закон перехода количественных и качественных изменений. Этот закон раскрывает характер процесса развития, внутренний механизм движения, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество" и "мера". Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом, т. е. новое качество порождает новые количественные изменения. Потому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных. Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет важное методологическое значение. Он ориентирует познающего субъекта на описание явлений, в соответствии с четкой последовательностью: качество — количество — мера. Таким образом, развитие мира (природных, социальных явлений и мышления) осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные.

Синергетика возникла в ХХ веке как новый междисциплинарный подход, основанный на теории самоорганизации систем. Основаниями для развития синергетических идей стали новые реалии в организации и развитии материи. Это факты, которые свидетельствовали о том, что в мировой динамике, развитие имеет нелинейные, многовариантные, многопричинные характеристики, в которых чрезвычайную роль играет случайность. Основателями и разработчиками синергетики являются Г. Хакен, И. Пригожин (бельгийский ученый русского происхождения) и И. Стенгерс. Современные представление о системно-структурной, пространственно-временной и динамической организации мира указывают на то, что мир представлен в виде сложнейшей иерархии динамических системы. Такая система способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией и находиться в состоянии далеком от равновесия. Дальнейшая эволюция (развитие) открытой системы, как правило, проходит путем прогрессирующего усложнения последней. Эти представления были положены в основу понимания и интерпретации самоорганизации материальных систем.

Разработчики этого междисциплинарного подхода привели в качестве основных принципов синергетики следующие положения:

а) невозможность жесткой обусловленности (детерминации) тенденций развития (эволюции) сложноорганизованных систем;

б) созидательный потенциал хаоса (случайности) самодостаточен для возникновения новых организационных форм;

в) сложные системы потенциально имеют многовекторный характер развития (альтернатива сценариев), осуществляя их в точках бифуркации (ветвления);

г) целое и сумма его частей – не равнозначны, они качественно различные структуры;

д) неустойчивость системы является условием и предпосылкой для стабильного и динамичного развития – именно такие системы более способны к самоорганизации.

Таким образом, методологическое значение синергетики заключается в том, что ее научные положения обогащают теорию диалектики и углубляют наши представления о развитии и динамике универсума. Синергетическая картина мира дает новые, серьезные аргументы, укрепляющие позиции диалектического мировоззрения.

Платон и Аристотель

Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:

  • Все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;
  • Ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;
  • При определённых условиях количество переходит в качество;
  • Всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.

При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.

Законы диалектики

Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей

Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).

Для этих противоположностей выполняется ряд условий:

  • они неразрывно связаны между собой и невозможны друг без друга;
  • они взаимно исключают друг друга;
  • они постоянно взаимодействуют, порождая движение и развитие.

В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные

Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).

3. Закон отрицания отрицания

Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Принципы диалектики

Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.

  • Принцип всеобщей взаимосвязи.Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
  • Принцип системности.Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
  • Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
  • Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).

Категории диалектики

Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:

  • Причина и следствие. Эти две категории необходимы для отображения всеобщей обусловленности явлений. Одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), образуя таким образом причинно-следственную связь. При этом одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (и наоборот).
  • Отдельное, единичное и особенное. Эти категории позволяют конкретизировать предметы. Отдельное – это предметы и явления, которые возможно рассматривать в отрыве от системы (отдельно). Единичное – это конкретный уникальный предмет. Особенное – это конкретный предмет с его неповторимыми свойствами.
  • Общее и всеобщее. Общее – это свойство, которым обладают несколько отдельных предметов. Всеобщее – это общее, присущее всем классам объектов без исключения.
  • Необходимость и случайность. Необходимым является то, что обусловлено определённой внутренней причиной, случайность же определяется стечением внешних обстоятельств. При этом случайность и необходимость со временем могут взаимно переходить друг в друга.
  • Возможность и действительность. Возможность – это то, что потенциально может быть осуществлено при возникновении определённых условий. Действительность – это уже реализовавшаяся возможность.
  • Сущность и явление. Сущность – это совокупность свойств вещи и законов, определяющих её существование. Явление – это внешнее проявление сущности, форма её взаимодействия с окружающими объектами и обстоятельствами.
  • Содержание и структура. Содержание – это совокупность всех свойств, элементов, процессов и связей объекта, составляющих его сущность. Структура – это способ организации перечисленных элементов объекта, устойчивая система взаимосвязей между ними.

Исторические формы диалектики

Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.

Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.

1. Наивная (стихийная) диалектика античности

Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.

2. Умозрительная диалектика Средних веков

В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:

  • Вечный и не меняющийся небесный (божественный) мир.
  • Меняющийся и переходящий земной (природный) мир.

Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.

3. Диалектика эпохи Возрождения

Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.

4. Идеалистическая диалектика Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.

5. Материалистическая диалектика Маркса

Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.

Альтернативы диалектики

Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:

    Это раздел философии, изучающий первичную природу реальности, мира и бытия. Метафизика противопоставляется диалектике, поскольку подразумевает, что объект или явление можно считать полностью изученным лишь тогда, когда исключены все противоречия. Как учение софистика давно перестала существовать, и сегодня она рассматривается только как метод ведения спора, построенный на намеренном нарушении законов логики.
  • Эклектика. Это смешивание разрозненных фактов или утверждений из разных учений без приведения их к единому знаменателю и без какой-либо систематизации. С точки зрения логики несостоятельность эклектических утверждений заметить невозможно, поскольку в них нет логических противоречий. В то же время диалектика прекрасно с этим справляется.
  • Догматизм. Это способ познания, основанный на принятии догм и консерватизме мышления. Он исключает гибкость мышления и поиск логических недостатков в имеющихся смысловых конструкциях.

Заключение

Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.

К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.

В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Ее основные принципы:

1) развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);
2) всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).

Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на:

1) основные (раскрывают сущность развития);
2) неосновные (дополняющие картину развития).
Основные законы диалектики:

1) закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник развития);
2) закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития);
3) закон отрицания отрицания (указывает направление развития).

Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым; сущностью и явлением.

Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин, С.Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так, источником развития самоорганизующихся систем различной природы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие. В рамках синергетического подхода обоснована концепция о нелинейном, необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем.

В новоевропейской философии это понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как теорию развития и универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика - философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

В марксистской философии различают:

1) объективную диалектику - диалектику природы и общества;
2) субъективную диалектику - диалектику мышления.

Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют: диалектику античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику, хотя диалектические идеи высказывались и в философии средневековья и Возрождения.

Среди них можно выделить следующие основные проекты:

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Диалектика — это учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.

Диалектика как понятие используется в смысле отражения всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Диалектика как термин используется в трех значениях:

1) Диалектика понимается как совокупность объективных диалектических законов, процессов, действующих в мире независимо от человеческого сознания. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, понимаемая как объективная сторона процесса мышления. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Действует как отражение отражения. Это называется доктрина диалектики, теория диалектики.

Исторически принято выделять три формы диалектики: стихийную диалектику Древней Греции, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику XIX века.

Само понятие диалектики зародилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии высоко ценилось умение полемизировать, убеждать, доказывать свою точку зрения. Диалектика понималась как искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, продуктивно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, деления вещей на роды и виды.

Одним из выдающихся диалектиков был Гераклит. Его диалектика — это концепция непрерывного изменения, которое он представляет себе как круговорот стихий — огня, воздуха, воды, земли — в пределах материального космоса. Все течет, все меняется, нельзя войти в реку дважды, ибо река всегда новая.

В диалектике Гераклита присутствуют идеи становления, единства и борьбы противоположностей, встречи абсолютного и относительного. Привлекая внимание к источнику изменений и развития, Гераклит все же оставил в тени проблему прогрессии развития. Его мысль была сосредоточена в основном на повторении и кругообороте. Он еще не касался проблемы неустойчивого процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность. Гераклит основывал свою эпистемологию на сенсуализме (от лат. sensus — восприятие, ощущение). Он учил о совпадении судьбы, необходимости и причины и развивал учение о единстве противоположностей. Его диалектика наивна, но верна, в целом разработана без углубления в детали.

Гераклит был первым греческим философом, который вышел за рамки чисто натуралистических построений мистики чисел и религиозных этических начинаний. Он предпринял в основном успешную попытку выявить единую объективную логическую закономерность, лежащую в основе всех процессов и состояний.

Аристотель считает Зенона изобретателем диалектики. Он противопоставлял мышление и чувственное восприятие, отмечая неустойчивость и изменчивость человеческих ощущений и чувственного существования. Он отводил мысли главную роль в познании. Зенон первым попытался разработать концепцию единого бытия и сделал ее основой философствования. То, что он понимал как непрерывное, неизменное, безраздельное, одинаково присущее каждому мельчайшему элементу реальности. Она исключает множественность вещей в своем движении. Зенон разработал сорок апорий против движения и против множественности вещей. Он указал на противоречивую природу конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного.

Диалектика как концепция развития - Диалектика Платона и Аристотеля

Диалектика Платона и Аристотеля

Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия появляются не в результате обобщения сенсорных данных, а как результат памяти души об идеях, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире и которые еще не были связаны с человеческим телом. У Платона диалектика — это не только метод поиска истины, но и учение о мире истинного бытия как сфере вечных и неизменных идей.

В Средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включающей в себя логику и силлогистику. Несмотря на преобладание в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвинула ряд заметных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Диалектика занимает особое место в творчестве представителей немецкой классической философии, поскольку здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, которая поколебала господство метафизического метода. Наиболее развитой формой этой диалектики была гегелевская диалектика. У истоков этого метода, который, однако, временами предлагает не менее интересные и неортодоксальные варианты, по-прежнему стоит Кант с его антиномикой чистого разума. Диалектический метод пронизывает все части философской системы Гегеля.

Здесь мы должны обсудить две стороны философии Гегеля — идеализм и диалектику. В обоих случаях Гегель находился под влиянием некоторых идей Канта, но пытался пойти дальше. Поэтому, чтобы понять Гегеля, нам нужно показать, как он использовал теорию Канта.

Кант рассуждал примерно следующим образом. Сознание способно постигать мир, точнее, мир, каким он нам представляется, потому что этот мир не полностью отделен от сознания — он подобен сознанию. Дело в том, что приобретая знания, воспринимая мир, наше сознание активно усваивает весь материал, который поступает к нему через органы чувств. Он оформляет этот материал и накладывает на него отпечаток своих внутренних форм или законов — форм или законов нашего мышления. То, что мы называем природой — мир, в котором мы живем, каким он нам представляется, — это мир, уже усвоенный и систематизированный нашим сознанием. И таким образом усвоенное сознанием, оно уподобляется сознанию.

Диалектика Гегеля

Таким образом, в диалектике Гегеля мы находим следующие три элемента:

Диалектическое мышление

Главная опасность такого смешения диалектики и логики заключается в том, что оно учит людей догматическому поведению в аргументации. Действительно, слишком часто мы наблюдаем, как диалектики, испытывающие логические трудности, в качестве последнего средства говорят своим оппонентам, что их критика ошибочна, потому что основана на обычной логике, а не на диалектике, и что если они обратятся только к диалектике, то увидят, что противоречия, которые они замечают в некоторых аргументах диалектиков, вполне законны.

Материализм Маркса и Энгельса

Согласно Гегелю, диалектику или метод развития следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Гегель понимал сами противоречия как столкновение противоположных определений и их разрешение через объединение. Центральной темой его диалектики была идея единства взаимоисключающих и в то же время взаимополагающих противоположностей, или тема противоречия. Это, согласно Гегелю, внутренний импульс развития духа, шаг за шагом продвигающийся от простого к сложному, от непосредственного к опосредованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Это поступательное движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящей серии развития. Таким образом, высшая ступень развития включает в себя низшую, и последняя упраздняется в ней именно в этом двойном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного знания и культуры.

В философии марксизма под диалектикой понимается учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого познавательного мышления. Маркс и Энгельс, раскрыв свое рациональное зерно под мистической оболочкой саморазвития объективной идеи Гегеля, развили материалистическое понимание диалектики.

Одним из главных постулатов материализма Маркса и Энгельса было опровержение любой теории, которая, ссылаясь на рациональную или духовную природу человека, утверждала, что социология должна основываться на идеалистической или спиритуалистической предпосылке или на анализе разума. В отличие от таких теорий, они подчеркивали материальную сторону человеческой природы, выражающуюся, например, в потребности людей в пище и других материальных благах, и ее значимость для социологии.

Маркс учил нас, что даже развитие идей нельзя полностью понять, интерпретируя историю идей — хотя такая интерпретация часто имеет большие достоинства — без учета условий их создания и жизненной ситуации их создателей, причем экономическая сторона чрезвычайно важна. Для нас сейчас важно не столько проанализировать марксовский материализм и экономизм, сколько выяснить, что произошло с диалектикой в его системе. Здесь, как мне кажется, важны два момента: во-первых, акцент Маркса на историческом методе в социологии и, во-вторых, антидогматическая тенденция диалектики Маркса.

Что касается первого пункта, то следует помнить, что Гегель был одним из изобретателей исторического метода, основателем целой школы мыслителей, считавших, что описание истории развития является его причинным объяснением. Например, они были убеждены, что определенные социальные институты можно объяснить, показав, как они медленно создавались человечеством. Сегодня часто признается, что значение исторического метода для социальной теории было сильно переоценено, но вера в него отнюдь не уменьшилась.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: