Почему в школе нельзя выбирать предметы

Обновлено: 04.07.2024

Когда это было, чтобы стандарт общего образования обсуждался на уровне президента, премьера и других высших должностных лиц государства? Да никогда. Как говорится, дожили! Но из этого обсуждения понятно одно – стандарт в том виде, в каком его предлагают разработчики, вряд ли пройдет. И не потому, что он плох или хорош, а потому, что вызвал неадекватную реакцию средств массовой информации. Причем это касалось не всего стандарта, а только части, относящейся к старшей школе, конкретно к школе с выбором предметов.

Осторожность и еще раз осторожность

Содержание школьного образования многокомпонентно!

Эксперимент в Урае

Не все знают, что в рамках первой экспериментальной площадки Госкомобра СССР в городе Урае Тюменской области с сентября 1989-го по сентябрь 1992 года существовала школа старшеклассников с выбором предметов. Среди ее выпускников 21 медалист, 281 специалист с высшим образованием. Но главным результатом ее деятельности является опыт организации обучения в условиях выбора предметов.
Впервые о проекте школы старшеклассников заговорили осенью 1988 года на организационно-деятельностной игре, где проектировались школы трех ступеней общего образования в условиях среды конкретного города. Участниками игры были учителя и старшеклассники. Причем с самого начала особый интерес к теме проявили именно старшеклассники. В группу проекта записался только один учитель. С этой группы и начиналась работа над проектом – это была борьба мнений и предложений самих старшеклассников.
В группе проектировщиков сформировались четыре подгруппы, рассматривавшие возможности продолжения обучения в старшей школе со своих позиций. В конечном счете эти позиции и нашли отражение в проекте.
Выбор вариантов обучения был положен в основу проекта. Оказалось, что возможности выбора в условиях существующих финансовых ограничений зависят от количества учащихся в школе. Чем больше учащихся, тем шире база для самоопределения, тем больше вариантов выбора можно организовать, тем более целесообразной будет организация обучения с экономической точки зрения. В условиях одной школы такой выбор практически невозможен.
Учитывая это, школа старшеклассников собирала в своих стенах всех учащихся, заканчивающих основную школу в городе. Количество учащихся колебалось в пределах 500 – 600 человек. С учетом направленности предполагаемого выбора и наличия трех групп интересов школьников проект предусматривал три отделения: академическое, реальное, профессиональное.
Академическое отделение – для подростков, уже определившихся в выборе направления своей учебы, а их три:
– физико-математическое,
– биолого-химическое,
– историко-филологическое.
Все три направления имели жесткий учебный план с углубленным изучением выделенных предметов за счет минимизации программ других предметных областей.
Реальное отделение – для подростков, имеющих отрицательный опыт изучения некоторых дисциплин школьного курса. Учебный план состоял из четырех групп предметов:
– Первая группа – не выбираемые дисциплины: мировая художественная культура (МХК), обществоведение, начальная военная подготовка (НВП), физическая культура.
– Вторая группа – выбираемые дисциплины школьного курса, т.е. те предметы, которые составляют основу школьно-предметной системы: математика, физика, химия, языки, литература и т.д. Каждый из этих предметов имеет два уровня – базовый и повышенный.
– Третья группа – предметы предпрофессионального цикла: медицина, педагогика, психология, логика, инженерия и т. д.
– Четвертая группа – предметы прагматического цикла: швейное дело, автодело, кулинария, машинопись, бухгалтерский учет и т.д.
Из предложенного набора каждый учащийся выбирает минимальный комплект: из первой группы все четыре предмета, из второй – три, из третьей – два, из четвертой – один. Кроме того, каждый имеет право выбирать предметы в неограниченном количестве в рамках учебного плана – максимальный набор. Отличники имеют право на свободное посещение занятий.

Вариативное образование и возможность выбора

Реальное отделение – свобода выбора

В реальной школе – школе выбора предметов в наибольшей степени создавались условия для формирования индивидуальной траектории в образовании.
Учащийся мог не только выбирать предметы в пределах установленного минимума (4 - 3 - 2 - 1), но и по желанию изучать больше на любом уровне. Кроме того, он получал возможность в ходе учебного процесса повышать или понижать уровень в зависимости от собственных планов. И, как показала практика, учащиеся пользовались этими правами.
Та же практика показала, что такая свобода в выборе предметов таит в себе опасность – выбирая предметные области и предметы обучения, учащийся тем самым обусловливает в дальнейшем траекторию продолжения образования и в конечном счете профессиональное самоопределение. Это хорошо, если выбор не ошибочный!
В то же время общая практика свидетельствует, что на уровне средней школы сложность программ и объемы учебного материала таковы, что многие, приобретая отрицательный образовательный опыт по отдельным предметам, рискуют прервать образование или сильно занижают свои возможности продолжения обучения.
Поэтому право выбирать то, что более соответствует склонностям и способностям ученика, что дается легче, с меньшими усилиями, что в конечном счете будет необходимо ему в дальнейшем, воспринимается как выход из затруднительного положения. Получается, что те предметы, которые ученики сейчас изучают не выбирая, они все равно не знают!
В мобильном обществе человек меняет свой выбор несколько раз в течение трудовой жизни и учится в связи с этим практически всю жизнь. Проблема учебного материала должна превратиться в проблему овладения учебными умениями или, как это называется в стандарте второго поколения – универсальными учебными действиями, в процессе изучения самостоятельно и добровольно избранных предметов. Они, в свою очередь, становятся способами изучения других предметов любого содержания.

Организация учебного процесса

Вот в Европе дети сами выбирают какие предметы они хотят изучать, зато у нас обязательно надо для галочки просидеть на физике гуманитарию. Зачем? Только драгоценное время тратиться.

Я полностью согласен, зачем мне изучать химию и длинные теоремы по алгебре, геометри. Когда они в жизни вообще не пригодятся

все эти предметы нужны для общего развития. Что бы человек имел минимальные познания в различных науках. У меня вот одногруппница не знает столицу Великобритании, не знает, когда началась Великая Отечественная война. Стыдно. Мне с ней общаться даже не хочется. О чем я с ней поговорю? об аниме если только)

У них есть обязательные предметы, в США это история, математика, язык, физкультура. (точно незнаю но вроде так) Я хотел бы предметы по выбору, но с другой стороны не всегда люди идут работать по своей специальности.

Да хоть и в Америке хуже знают, как тут пишут, но поступают они в хорошие университеты, потом хорошо зарабатывают, а к нам в Рашке даже по специальности не работают некоторые, у них так не бывает, я бы согласна по выбору, я вообще не понимаю математику и геометрию, мне не надо СИЛЬНЫЙ уклон на эти предметы .Слишком много домашки задают. Скажут ещё "завтра проверочная по математике" и надо готовиться, но времени нет, так как ещё задали учить и историю, биологию и когда мне этам матика? Мне не нужны те уравнения, которые мы решаем каждый день, я даже не знаю куда их в жизни то использовать, зачем так сильно углублять?!

. "Во всем мире старшеклассники имеют право сами выбирать нужные им предметы. Даже в царской России были классические гимназии и реальные училища", - объясняет руководитель координационной группы Минобрнауки РФ по профильному обучению Анатолий Пинский. Впрочем, тем, кто не хочет ничего выбирать, этого делать не придется. Привычная система обучения останется и будет называться универсальным профилем.

О том, что можно будет самостоятельно выбирать учебные предметы и составлять собственное расписание уроков, российские школьники мечтают уже три года. Все это время руководители российского образования проводят эксперимент по введению профильного обучения в 10-х и 11-х классах. Вчера Министерство образования и науки РФ представило промежуточные итоги эксперимента и пообещало, что все российские школы перейдут на профильное обучение с 2007/2008 учебного года.

Смысл профильного обучения заключается в том, чтобы снизить учебную нагрузку на старшеклассников и дать им возможность более эффективно готовиться к поступлению в желанный вуз. Базисные предметы, такие как математика, русский язык, литература, история, по-прежнему остаются обязательными для всех. Но ученики 10-х и 11-х классов получают право самостоятельно решать, какие науки они хотят изучать углубленно, а какие - поверхностно. Таким образом, будущему лирику не нужно будет зубрить дифференциалы, а физику - литературные цитаты. "Во всем мире старшеклассники имеют право сами выбирать нужные им предметы. Даже в царской России были классические гимназии и реальные училища", - объясняет руководитель координационной группы Минобрнауки РФ по профильному обучению Анатолий Пинский. Впрочем, тем, кто не хочет ничего выбирать, этого делать не придется. Привычная система обучения останется и будет называться универсальным профилем.
Для того чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого старшеклассника, программа профильного обучения предусматривает "портфолио достижений ученика" - сборник творческих и научных работ, отзывов и рекомендаций педагогов, наград, полученных на образовательных конкурсах и олимпиадах.

Придется приплачивать
Для того чтобы ввести профильное обучение во всех российских школах, по мнению Пинского, требуется перейти от почасовой оплаты учителей к тарифно-окладной системе, а объем бюджетного финансирования школы поставить в зависимость от количества учащихся. Игорь Реморенко отмечает, что новые принципы обучения потребуют новых навыков от педагогов. Не удастся обойтись и без новых учебников. Этим вопросом, по словам Михаила Рыжакова, займется союз Российской академии наук, Российской академии образования и издательства "Просвещение".
При этом разработчики новой программы не исключают, что некоторые занятия в профильных классах будут платными. "Главное, чтобы цены были разумные и механизм прозрачный. Например, если средние бюджетные расходы на одного учащегося - 1000 рублей в месяц, то расходы в 20-30% от этой суммы вполне посильны для многих родителей, особенно если они заказывают то, что сверх стандарта", - говорит Пинский.


Может, некоторые науки никогда не пригодятся в жизни, но ведь человек должен быть гармонично развит. Алгебра учит логическому мышлению, геометрия – пространственному, литература – расширяет кругозор. Может, он и не станет великим математиком, но ведь способность мыслить логически еще никому не мешала. К сожалению, нынешние подростки этого не понимают. Они гораздо более приземленные, чем поколение их родителей. Они хотят узнавать только о том, что может принести им дивиденды немедленно. А быть просто культурным и хорошо образованным человеком – это им неинтересно. Если каждый будет знать только то, что нужно ему для его профессии, вскоре будет просто невозможно поговорить на отвлеченные темы. Родители это понимают, а молодежь – увы, нет. Поэтому я не думаю, что стоит доверять подросткам выбор школьных дисциплин. Пусть учат все подряд, а уж потом, когда в институты поступят, изучают специальные предметы. А то так мы скоро превратимся в американцев, чуть ли не половина которых не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, и не имеет ни малейшего представления об истории даже собственной страны, не говоря уже о других странах. Мне бы не хотелось, чтобы мой сын вырос таким.

Михаил, 37 лет, системный администратор

А кто, кроме ребенка, может это решить? Если доверить выбор родителям, то они все предметы сочтут исключительно важными – кто же не хочет, чтобы чадо выросло всесторонне развитым человеком. Только вот нагрузки в старших классах очень серьезные. Нельзя все предметы одинаково глубоко изучить. У детей и так времени ни на что не хватает. Они же работают не меньше взрослых – полдня в школе, потом – к репетиторам, чтобы в институт поступить, а вечером нужно делать уроки. Я бы родителям вообще запретил вмешиваться в образовательный процесс своих детей. Конечно, совсем уж малышей это не касается, а вот подростки могут сами выбрать, что им нужно, а чем можно пожертвовать. Ведь родители стараются, как можно сильнее нагрузить своего ребенка. Им кажется, что если он будет постоянно учиться, то у него не хватит сил и времени, чтобы по улицам шляться. Но они забывают о самом главном – о здоровье своего чада. Ну не может подросток работать по 14 часов в день! А именно столько им и приходится вкалывать, чтобы нормально успевать по всем предметам и учиться в вузе. Я знаю, о чем говорю, у меня племянница в старших классах учится. Такие нагрузки не каждый взрослый выдержит. Поэтому пусть дети решают, какие предметы им нужны, а какие – нет.

Мария, 45 лет, парикмахер

Конечно, этот выбор нужно доверить самим подросткам. Ведь, в конце концов, только им решать, кем они станут в будущей жизни и какие науки им могут пригодиться. А то ведь как получается, родители выбирают профессию для своего ребенка, нанимают ему репетиторов по определенным предметам, заставляют детей поступать в конкретный вуз. В итоге очень быстро выясняется, что у ребенка, что называется, душа не лежит к этой науке. А если так и есть, то никакие преподаватели не помогут. Может, ребенок и выполнит желание родителей, но потом все равно постарается перестроить свою жизнь так, как ему хочется. Но время-то уже упущено! Нужно заново учиться, в то время как сверстники уже добились каких-то успехов. Но может получиться и еще хуже, если человек так и не решится начать жить собственной жизнью, а будет выполнять родительскую волю. Думаете, таких несчастных мало? Вовсе нет! Очень многие мои знакомые занимаются нелюбимым делом всю жизнь только лишь потому, что в свое время им не доверили сделать выбор.

Ольга, 35 лет, бухгалтер

Все свое детство и юность я мечтала стать врачом. Зубрила химию с биологией, документы в медицинский вуз подала. Только все равно не поступила ни с первого, ни со второго раза. Хорошо, что у меня мама строгая была. Она прекрасно понимала, что нужно все предметы знать и дневник у меня ежедневно проверяла, даже в старших классах. Поэтому, когда я отчаялась стать врачом, я без труда сдала экзамены на экономический факультет. И сейчас ничуть об этом не жалею. У меня отличная работа, зарплата тоже вполне устраивает. Уж не сравнить с тем, что наши медики получают. Так что, я думаю, родителям виднее, что учить, а что нет. Подростки же все сплошь максималисты. Им кажется, что их мечты непременно сбудутся, и запасные варианты они просто не просчитывают. А жизнь может распорядиться и по-другому. Родители все-таки мудрее, они жизнь прожили, у них уже были разочарования, поэтому они понимают, что всегда нужно иметь страховочный план. Подросткам этого не объяснить. Пока своих шишек не набьют, все равно не поймут ничего.

Светлана, 27 лет, секретарь

Прекрасно помню, как сама училась в школе. Физика, астрономия, химия – все это было для меня одним непрекращающимся кошмаром. Но родители хотели, чтобы я хорошо училась. Вот и приходилось выкручиваться, списывать, участвовать в каких-то школьных спектаклях, чтобы хорошие оценки по этим предметам получить. В результате я школу без троек закончила. И что вы думаете? Я хоть что-то из курса физики помню? Ничегошеньки! И зачем тогда это нужно было? Я еще в подростковом возрасте знала, что этот предмет мне ни за что выучить не удастся, как бы я ни старалась. И зачем я на него силы тратила? Все равно же ничего не пыталась понять, только придумывала, как бы выкрутиться. Лучше бы я это время потратила на какой-нибудь английский, который мне действительно нужен. В конце концов, за границей старшеклассники уже давно выбирают те предметы, которые им нужны. И никто не считает, что им нельзя доверить такое решение. Не думаю, что наши дети глупее американских.

Алексей, 44 года, экономист

Читайте также: