Почему в школе нельзя писать черной ручкой

Обновлено: 04.07.2024

Все записи в школьных тетрадях должны быть сделаны синими чернилами — ни чёрными, ни зелёными, ни тем более красными ручками писать в тетрадях нельзя. А вы когда-нибудь задумывались, почему? Давайте попробуем разобраться.

Вопрос: Почему в школах пишут непременно синей ручкой? Ведь есть и фиолетовые, и голубые, и черные, в конце концов.

Ответ: Синими ручками пишут преимущественно в российских школах. В других странах образовательный процесс выстроен иначе. Так, например в США и на Тайване дети пишут простыми карандашами, причем не только в младших классах. А учителя выбирают для пометок и замечаний не красный цвет, а зеленый или розовый. Во многих странах детям разрешают писать как черными, так и синими ручками.

Почему же в России сложилась традиция писать именно синими чернилами? В очерках об истории российской педагогики и жизни советской школы можно найти информацию о том, что до конца 1960-х годов школьники писали обычными чернильными ручками. Чернила при этом были преимущественно фиолетового цвета. И даже когда в 1970-х годах в продаже появились шариковые ручки, учителя, по одним только им известным причинам, не разрешали переходить ученикам на шариковые ручки, пока те не научатся перьевыми.

Заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений МПГУ, доцент, кандидат исторических наук Елена Теплова:

Синий цвет чернил использовался как самый щадящий для глаз детей и учителей в сочетании с фоном школьных тетрадей. Даже сегодня многие педагоги просят школьников использовать синий цвет при выполнении письменных работ, так как иной сильно раздражает глаза и затрудняет проверку. Именно исходя из заботы о зрении учеников черная доска сначала была заменена на коричневую, а потом на зеленую. Сочетание белого мела и приглушенного зеленого тона признано офтальмологами самым безопасным для детских глаз.

Существует понятие "единый орфографический режим", который, в принципе, обязателен как для учеников, так и для учителей. Официальные документы школы (будь то классный журнал или контрольная тетрадь) оформляются ручкой определенного цвета. В вашем случае - синим. Если тетрадь рабочая, а учитель не бюрократ, то записи можно вести, используя другой цвет, но не красный (это цвет проверки работы) . Не советовала бы, к примеру, зеленый или розовый, от них быстро устают глаза. Ну а черный цвет, например, обязателен на ГИА и ЕГЭ. Иначе компьютеры -"проверяльщики" Ваши ответы не прочтут.

На обычном уроке можете писать любой, кроме красной! А вот на КДР, ГИА или ЕГЭ только черной, т. к. компьютер, который обрабатывает данные может считывать информацию только этого цвета.

У меня сын сдавал экзамен за школу и математику писал ЧЁРНЫМ стержнем. всё решил и написал нв отлично. Поставили "4" за чёрный стержень. Мы посмеялись, но вообще-то это дурь!

Существует понятие "единый орфографический режим", который, в принципе, обязателен как для учеников, так и для учителей. Официальные документы школы (будь то классный журнал или контрольная тетрадь) оформляются ручкой определенного цвета. В вашем случае - синим. Если тетрадь рабочая, а учитель не бюрократ, то записи можно вести, используя другой цвет, но не красный (это цвет проверки работы) . Не советовала бы, к примеру, зеленый или розовый, от них быстро устают глаза. Ну а черный цвет, например, обязателен на ГИА и ЕГЭ. Иначе компьютеры -"проверяльщики" Ваши ответы не прочтут.

Я с 10 класса пишу только черной ручкой (уже 4 года), синие записи просто неприятны глазу. Я просто спрашивал учителей, норм ли им, если я буду писать черными чернилами. Большинство учителей нормально к этому относится, правда приходилось работы (которые сдаются на проверку) по русскому языку писать синей ручкой - это единственная учительница, которая это требовала.

Во многих школах есть документ, который устанавливает т.н. режим письма. В нем обозначено, что учителя используют для записей черную и красную пасту, ученики — синюю и зеленую.

Дело в том, что в бумажных журналах, который заполняет учитель, можно пользоваться только ручкой черного цвета. А при проверке тетрадей лучше всего выделяется на бумаге красный цвет.

Соответственно, чтобы можно сразу было определить, где записи ученика, а где пометки учителя и закрепили подобное разделение по цветам. Синий и зеленый для учеников, красный и черный для учителей.


Нет никаких официальных документов, которые предусматривали бы карательные меры за неправильное оформление. Но на практике такие меры встречаются сплошь и рядом. Как и снижение оценки на балл за большое количество исправлений (даже аккуратных!) в работе: в каких-то школах за четыре исправления в диктанте, в каких-то за два… Но почему единый орфографический режим, которому в школах уделяют столько внимания, не только не имеет смысла, но и по-настоящему вреден?


За те полгода, которые я проработала учителем русского языка в обычной школе, ко мне на урок ни разу не пришел никто из начальства и коллег.

Дело в том, что мои ученики (да и я) нарушали… единый орфографический режим.

Единый орфографический ШМОн

Это значит, что дети, например, могли пропустить между домашней и классной работой не положенные две строчки, а только одну. А ведь я обязана в начале каждого урока напоминать, сколько именно строчек требуется отступать. Каюсь, временами я пренебрегала этой святой обязанностью.

Было еще одно недопустимое, как оказалось, нарушение: ученики написали словарные слова не в строчку, а в столбик. Или наоборот. Честно сказать, я уже и не помню, как именно полагалось записывать словарные слова. Но именно это руководитель ШМО считала действительно важным – а вовсе не то, как и чему я учу детей.

Причуды режима


  • допускается пользоваться ручкой с пастой только синего (фиолетового) цвета;
  • в ходе работы строчки не пропускаются;
  • слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см;
  • в работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы, знаки препинания (запятые) не ставятся;
  • ошибки учащийся исправляет только ручкой, все перечеркивания выполняет синей пастой.

И так далее, и тому подобное. И это еще цветочки: в оформлении задач по математике правил гораздо больше.

Режим запугивания

Я не нашла никаких официальных документов, которые предусматривали бы карательные меры за неправильное оформление. Но на практике такие меры встречаются сплошь и рядом. Как и снижение оценки на балл за большое количество исправлений (даже аккуратных!) в работе: в каких-то школах за четыре исправления в диктанте, в каких-то за два…

А ведь настоящая жизнь и есть череда проб, удач – и ошибок.

Банальный, но всё же факт: не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно научить детей спокойно признавать и достойно исправлять свои ошибки.

Многие взрослые этого не умеют: или воспринимают каждую ошибку как конец света, или упорно ее отрицают. И неудивительно, ведь еще со школьной скамьи закладывается невротическое отношение к неудачам.


Можно возразить: некоторые дети просто ленивы и неорганизованны, они не хотят даже чуть-чуть подумать перед тем, как что-то написать. Да, так тоже бывает (хотя гораздо реже, чем кажется, и два исправления в диктанте – совсем не показатель лени). Но тогда возникает вопрос: а, собственно, почему ученик не старается? Может, ему не интересно учиться? А почему ему не интересно? Не потому ли, что учеба перестала быть увлекательным поиском верных решений, полным неожиданных открытий, и превратилась в соблюдение формальностей и правил оформления?

Перед младшими школьниками стоит и без того очень непростая задача – овладеть письмом и чтением, сформировать почерк, узнать правила орфографии и пунктуации и научиться их применять. А одновременно следить, чтобы работа была оформлена в соответствии со стандартом и в ней не было помарок и исправлений, не получается почти ни у кого.

Нарушение режима: мой опыт

Сейчас я работаю репетитором.

У меня тоже есть требования к оформлению записей. Хотя на самом деле правило всего одно, потому что все остальные из него следуют. А звучит оно так: записями должно быть удобно пользоваться. То есть их нужно вести так, чтобы я могла без труда читать их при проверке, а ученик мог в них ориентироваться и находить нужную ему информацию.

Я разрешаю детям писать каким угодно цветом, пропускать между работами столько строчек, сколько душа пожелает, даже рисовать – главное, чтобы оформление не мешало воспринимать записанное, а, наоборот, помогало. Я не против, если ученик замазывает ошибки корректором или пользуется стирающейся ручкой (что в школе строго запрещено): ведь это помогает сделать записи аккуратными и читаемыми. Мне важно, чтобы дети научились грамотно писать и полюбили мой предмет, а орфографический режим, как мне кажется, этому не только не способствует, но и вредит.

Я считаю, что в записях обязательно должны присутствовать выделения, которых орфографический режим не допускает.

Если мои ученики пишут только синей ручкой, не выделяют заголовки, не подчеркивают и не обводят ключевые слова в правилах, это для меня скорее недостаток ведения тетради.

Когда ребенок составляет такую схему, он еще и учится структурировать информацию. А этому уделяют очень мало внимания на школьных уроках! Если я прошу ученика записать правило в тетради так, чтобы потом было удобно им пользоваться, он в лучшем случае перепишет главу из учебника, подчеркнув ключевые моменты. Но представить сведения в виде таблицы, алгоритма, схемы-кластера или визуального конспекта ему просто не приходит в голову: он не знает, как это сделать, он никогда этим не занимался и не представляет, насколько это упрощает обучение.

Умение структурировать данные, выделять главное, находить интересные способы изложения и запоминания информации – важнейшие навыки, и их можно развить с помощью свободного и творческого ведения записей. И нужно обучать детей именно этому – а не тому, сколько сантиметров отступать от края и как записывать словарные слова – в столбик или в линию. Пусть записывают хоть лесенкой, хоть в кружок. Главное, чтобы ученикам было удобно.

Читайте также: