Почему в начальной школе акцентируется внимание на категориях вида и времени глагола

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель начальных классов

Особенности изучения грамматической категории вида глагола в начальной школе

Овладение младшими школьниками грамматических признаков глагола идет поэтапно. Начинается знакомство с глаголом в 1 классе с рассмотрения его морфологического значения, глагольных вопросов, синтаксической роли и употребления в речи.

Во втором классе углубляются полученные ранее знания, и начинается знакомство с грамматической категорией числа глагола.

В третьем классе говорится о неопределенной форме глагола, об изменении глаголов по числам, родам и временам.

В четвертом классе углубляются полученные ранее знания и подробно рассматриваются неопределенная форма глагола и спряжение.

По системе Л.В. Занкова с указанными выше сведениями учащихся предлагается знакомить только в четвертом классе.

Традиционным для всех учебников является задание разделить глаголы на две группы (в зависимости от вопроса, на который отвечает глагол: что делать? или что сделать?).

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что необходимость изучать сущность вида глагола отмечается всеми программами. Все авторы говорят о ней, но не называют. Хотя, на наш взгляд, введение понятий совершенного и несовершенного вида нисколько не осложнило бы, а, наоборот, внесло бы ясность, упростило бы звучание правил и сведений о глаголе.

Психолого-педагогическое обоснование методических рекомендаций по изучению грамматической категории вида в начальной школе

Общество предъявляет все более высокие требования к начальному языковому образованию в школе. Это определяется, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей.

Основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Одно из условий развития речи – это усвоение лингвистических знаний, понятий.

Обучение русскому языку в 1- 4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку в школе. Обучение основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических и др. понятий, на установлении связей между признаками понятий, а также связей между понятиями. У обучающихся естественным образом должна возникнуть потребность познать свойства родного языка, обогатить себя всем тем, что уже создано народом – носителем языка.

Кроме того, рассматривая возрастные особенности учащихся 3 - 4 классов, необходимо отметить, что в это время происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. А новые возможности мышления, в свою очередь, становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Школьник этого возраста может произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Таким образом, предлагаемое нами более раннее и подробное изучение категории вида глагола полностью соотносится с возрастными особенностями учащихся и прекрасно вписывается в основную задачу обучения родному языку.

Методические рекомендации по изучению грамматической категории вида в начальной школе

Поскольку в третьем классе четвертой четверти предусмотрено около 22 часов на изучение глагола, рекомендуем начать знакомство с видом глагола именно в это время. Причем, на наш взгляд, необходимо это сделать на одном из первых уроков, после того, как будет озвучено основное глагольное значение и основные глагольные вопросы.

Учитель должен так же рассказать о самом грамматическом значении вида, о том, что вид выражает отношение действия к внутреннему пределу. Кроме того, учащимся сразу должна быть показана связь вопроса с видом, проговорено значение совершенного и несовершенного вида.

Говоря о виде глагола, учителю необходимо отметить, что не все глаголы охарактеризованы по виду. На периферии находятся, во-первых, двувидовые глаголы, способные выражать одно из видовых значений в зависимости от контекста, во-вторых, непредельные глаголы только несовершенного вида и, в-третьих, глаголы только совершенного вида.

Расширяя знания учащихся о виде глагола, в четвертом классе можно рассмотреть средства выражения видовых различий (приставки, суффиксы). Более подробно рекомендуется разобрать с учащимися способы видообразования:

образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида при помощи приставок;

образование от глаголов совершенного вида (с приставками или без) глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов;

супплетивизм (глаголы совершенного и несовершенного вида, образующие видовую пару, имеют разные основы);

Таким образом, представленные методические рекомендации по изучению вида глагола в 3 - 4 классах органически вписываются в общий курс русского языка и помогают, во-первых, сформировать целостное представление о категории вида глагола и, во-вторых, вызвать интерес к изучению родного языка.

Нами были получены положительные результаты при апробации предложенных методических рекомендаций.

Учащиеся третьего класса свободно овладели понятиями совершенного и несовершенного вида; научились правильно определять вид глагола, обосновывая свою точку зрения; составлять видовые пары; грамотно образовывать временные формы, сохраняя вид глагола.

В четвертом классе учащиеся показали устойчивость приобретенных ранее знаний о виде глагола и смогли разобраться в способах видообразования.

Проведенная работа позволяет наметить следующие перспективы:

рассмотреть вероятность изучения в начальной школе таких грамматических глагольных категорий как залог и наклонение;

разработать методические рекомендации по комплексному изучению в начальной школе всех грамматических признаков глагола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глагол – это часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие.

Лингвистические особенности глагола очень сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи:

- вид (без введения термина)

- изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)

- изменение глагола в будущем времени по родам и числам

Последовательность изучения глагола:

3 класс. Работа над глаголами в этом классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со 2 классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописание безударных личных окончаний глаголов.

Подготовка к изучению глагола проводится в 1 классе (период обучения грамоте) и заключается в том, что у учащихся развивается внимание к лексическому значению глагола. На основе анализа конкретного материала ученики определяют лексико-грамматическое значение этой части речи: глагол обозначает действие предмета.

Важно научить различать виды глагола с помощью вопросов, так как без этого невозможно изучение изменение глаголов по временам. Глаголы несовершенного вида, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени, а глаголы совершенного вида в форме настоящего времени не имеют. Невнимание к виду глагола нередко является причиной ошибок при образовании временных форм. Распознавания вида необходимо для определения спряжения глагола (Решать (несов. вид) - 1 спряжение, решить (совер.вид) - 2 спряжение).

Неопределенная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица, она более абстрактна, чем другие глагольные формы, поэтому изучение этой формы нецелесообразно в 1, и 2 классах.

Основная сложность работы над неопределенной формой глагола связана с правописание безударных гласных глагольных суффиксах.

Категория числа глагола требует обратить внимание на ее смысловую сторону и на формально грамматическое средство выражения числа. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие 1 предмета, а глагол во множественном числе обозначает действие 2 или более предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание.

В процессе последующей работы у детей формируется умение изменять глагол по числам.

Временные формы глагола представляют для второклассников значительную трудность. Она обусловлена тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола учащиеся раскрывают, сопоставляя, когда совершается действие и когда о нем сообщается, то есть на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Например, школьники наблюдают за действиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование темы. Актуальность исследования. Известно, что важнейшей категорией русского глагола является грамматическая категория вида. Именно ей отводится центральное место в морфологии глагола, подчеркивается ее сложность и многоаспектность. Спектр вопросов, касающихся рассматриваемой категории, весьма широк. К ним относятся и собственно морфологические (соотношение категорий вида и времени; вопрос об общих видовых различиях русского глагола; споры о количестве видов и их иерархии); и выходящие за рамки морфологии, но помогающие раскрыть сущность грамматической категории вида (взаимодействие грамматических и лексических средств выражения видо-временных отношений; синтаксическая обусловленность употребления грамматических форм; соотношение категории вида и контекста).

Такая многоаспектность категории вида, ее связь не только с морфологией, но и с лексикой, синтаксисом, словообразованием определили необычайный интерес к ней ученых и послужили причиной образования отдельной лингвистической отрасли, подробно изучающей категорию вида, — аспектологии.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – описать сущностные характеристики грамматической категории вида глагола в современном русском языке; предложить способы изучения данной категории в начальной школе.

В соответствии с заданной целью ставятся следующие задачи:

1. Обобщить имеющиеся в аспектологической литературе сведения по категории вида глагола.

3. Разработать методические рекомендации по изучению грамматической категории вида в начальной школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- описательно-аналитическое рассмотрение лингвистической и методической литературы;

- наблюдение над процессом овладения младшими школьниками категорией вида.


Одной из центральных задач, решаемых в начальном курсе русского языка, является обеспечение возможностей для осмысления младшими школьниками грамматического строя языка.

В связи со сказанным необходимо обратить самое пристальное внимание на глагол как часть речи, которая через категории времени и вида организует любой текст и играет определяющую роль в плане обеспечения его отнесённости к определенному функциональному типу речи.

Исследования текстообразующей функции категории времени привели ряд ученых к выводу о том, что между употреблением временных форм и типовой принадлежностью текстов существует вполне определённая связь (Г. А. Золотова, Э. Р. Марченко, О. А. Нечаева и др.).

Поэтому чрезвычайно важным представляется формирование у учащихся умения добиваться цельности текста за счет обеспечения единого временного плана. Для этого в первую очередь нужно научить младших школьников соотносить глагольное время в отдельных предложениях и во всем тексте. [5, с.202–203]. Таким образом, очевидно, что выявленная лингвистами текстообразующая функция глагольного времени значима для обучения школьников построению текстов разного типа и обеспечению связности входящих в их состав предложений. Рассмотрим далее, каковы лингвистические основы работы над категорией глагольного вида и времени в коммуникативном аспекте.

И побежал Жилин назад, влево в гору, в лес. Костылин все отстает и охает. Жилин шикнет-шикнет на него, а сам все идет.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Выбор темпоральных форм и их комбинации в тексте определяются не реальным моментом речи, а представлением говорящего о соотношении времени события и времени его восприятия, наблюдения. Иными словами, точка отсчета времени не фиксирована моментом порождения текста, она подвижна и может перемещаться по воле говорящего, как его наблюдательный пункт, в разных направлениях по отношению к оси событий, занимая позицию синхронную происходящему там, где он мысленно помешает себя в хронотоп актуализируемых картин и событий, восстанавливаемых памятью либо рисуемых воображением, фантазией [3,c.75].

Итак, движение времени в тексте не однолинейно и не однонаправленно, как однолинейно и однонаправленно движение от прошлого к будущему, представленное глагольной парадигмой работал — работаю — буду работать.

Человек видит окружающий его мир либо в движении, в динамике: люди действуют, перемещаются в пространстве, строят, пишут, пашут, едят, говорят, танцуют, ссорятся, забивают мячи, кормят детей и т. д.; либо в статике, в состоянии, лишенном активности: люди спят, болеют, седеют, деревья растут, цветы расцветают, вянут, картины висят, книги стоят и лежат на полке, солнце греет, ручей журчит, листва шелестит и т. д.

Различие между статикой и динамикой получает отражение и в речи. Предложения с глаголами активного действия формируют динамическую часть текста, повествование о событиях, сменяющихся во времени, движущее развитие сюжета.

Предложения, сообщающие о качествах, свойствах лица или предмета, о признаках места или природы, составляют статическую, описательную часть текста.

Повествование и описание в разных сочетаниях — основные элементы построения, композиции того или иного текста, а видо-временная форма глагола выполняет предназначенные ей функции в текстовом времени, т. к. в реальном речевом употреблении категории вида и времени соединены в одной видо-временной форме.

Выражая текстовые значения времени, обусловленные тремя уровнями абстракции, видо-временные формы глаголов оказываются и носителями текстовых функций, т. е. организаторами определенных типов текста.

В повествовательной функции совершенного вида употребляются преимущественно глаголы активного и наблюдаемого действия. Эти глаголы выражают смену одного действия другим: конец одного действия приводит к началу другого — так развивается сюжет и организуется текстовое время, например: Старик остановился, на землю с плеч спустил дрова долой, присел на них, вздохнул. (И. Крылов).

В повествовательной функции несовершенного вида встречаются глаголы и действия, и состояния, длительность которых не ограничена временными рамками: Он ехал из Брабанта, — звенели стремена, позвякивали шпоры, как звякает казна (Н. Матвеева); ВОреанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали (А. Чехов).

Описательную функцию несовершенного вида выполняют те глаголы в описательных частях текста, которые сообщают о действиях, состояниях как о постоянных признаках, свойствах, занятиях субъектов: Легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно (А. Пушкин).

Описательная функция глаголов совершенного вида фиксирует переход от действия к состоянию или изменение состояния: Чижа захлопнула злодейка-западня (И. Крылов).

Формы глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида наиболее типичны для художественных текстов, поскольку в них обычно говорится о прошедшем. Но интересы рассказчика, смена точек зрения иногда требуют для выполнения тех же функций других временных форм глагола.

Современная лингвистика обогащает наши знания обнаружением все более детальных значений глагольного вида, их оттенков, разновидностей, употреблений.

Итак, можно сделать вывод, что в распоряжении говорящего — переменный ресурс языковой техники, из которого соответственно коммуникативно-смысловым надобностям используются те или иные структурно-семантические типы предложений, а также соотношение функций сов. и несов. вида, которые создают пространственно-временную объемность текста. Именно глагольные формы делят тексты на фрагменты и устанавливают связь этих фрагментов, то есть осуществляют внутритекстовое упорядочивание информации. В любом тексте, в его построении, в его языке можно обнаружить позицию говорящего в пространстве и времени по отношению к сообщаемому.

1. Алексеева О. В. Функциональный подход к изучению глагола в школе / О. В. Алексеева. Воронеж, 2004.

3. Золотова Г. А.. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.

4. Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского языка. М., 1982.

5. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. — М.: Флинта. Наука. — 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): действие, несовершенный вид, текст, глагол, связь, совершенный вид, текстовое время, активное действие, глагольное время, глагольный вид.

Читайте также: