Она гумилев анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Стихотворение “Она” было написано Гумилевым в 1912 г. и опубликовано в сборнике “Чужое небо” (1912). Ахматова, которая стала женой Гумилева в 1910 г., утверждала, что в тексте речь идет о ней. По легенде, Гумилев прислал ей стихотворение в письме, написанном в дальнем путешествии, как признание в любви, но ответа не получил.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – образец акмеистической интимной лирики Гумилева. Поэту удалось создать образ возлюбленной, не описывая ее внешность. Для Гумилева важен

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из пяти строф. Имя возлюбленной не вынесено в заголовок. Местоимение “она” позволяет проследить женское начало в союзе с лирическим героем, который называется местоимением “я”.

Стихотворение написано от первого лица. Она – это инь, необходимая часть целого – союза двух сердец. Имена героев в стихотворении неуместны.

Поэтому ошибочным будет анализ стихотворения только как отражения отношений Гумилева и Ахматовой.

В первых трех строфах раскрываются

черты характера и общий облик героини. Четвертая и пятая строфы говорят о сложности и противоречивости ее характера. Лирический герой превозносит ее, для него она почти богиня.

Тема стихотворения – восхищение женщиной, возлюбленной лирического героя. Основная мысль: только любовь делает человека счастливым. Состояние счастья дает возможность рассмотреть лучшие черты возлюбленной.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с утверждения, что лирический герой знает женщину, которой посвятил стихи. Глагол знаю здесь означает не факт знакомства, а, скорее, познание в библейском смысле: герой проникает в ее душу. Стихотворение и построено как проникновение в душу героини.

В тишине, где слова лишние, вызывают горькую усталость, возникает близко-близко лицо, на котором видны только расширенные зрачки. Через них-то, в их таинственном мерцанье (эпитет) герой видит душу, описанную во второй строфе: она тоже жадно открыта (метафора), но не для всего мира, а только медной музыке стиха (метафора и эпитет). Этот странный образ восходит к звучанию духовых инструментов, труб.

Речь идет о силе таланта, с которым женщина заявляет о себе.

Лирическому герою трудно понять, как открытая поэзии душа может быть одновременно высокомерна и глуха (метафоры) к чему-то другому. В этой антитезе намечается вопрос, проблема лирического героя. Возлюбленная высокомерна и глуха “пред жизнью дольней и отрадной” (эпитеты).

То есть возлюбленная не приемлет удовольствий земной, материальной жизни, которая дарит радость лирическому герою.

В третьей строфе точка зрения лирического героя снова меняется. Это не взгляд максимальной близости, как в первой строфе, и не отстраненные рассуждения о внутреннем мире, как во второй. В третьей строфе лирический герой смотрит на фигуру возлюбленной.

Как и в первой строфе, он выделяет ее способность не производить шума. Ее плавный шаг неслышный и неторопливый (эпитеты). Неожиданным становится окончание третьей строфы: “Нельзя назвать ее красивой”.

Так лирический герой подчеркивает, что его возлюбленная – земная женщина, что именно к любви обычной женщины он стремится, в ней все его счастье.

Стихотворение вполне могло бы окончиться третьей строфой. Но лирическому герою важно показать собственные взаимоотношения с возлюбленной. В четвертой строфе она предстает как мудрая наставница. Как и любой мужчина, лирический герой готов положить к ногам возлюбленной все свои победы, которыми он “смел и горд”, для нее он ломает стереотипы, жаждет своеволий.

Возможно, речь идет о поэзии. Гумилев, открывший в Ахматовой поэтический талант, был поражен его силой, многому учился у нее, отдавая должное “мудрой сладкой боли” (эпитет), которую она изливала в стихах.

Истома и бред героини, о которых упоминает лирический герой, свидетельствуют о нотках непонимания со стороны лирического героя, хотя и высоко ценящего талант женщины, но опасающегося ее непоследовательности и импульсивности. Говорят, именно эти качества в сочетании с холодностью привели к разрыву Гумилева и Ахматовой.

Последняя строфа изображает женщину в повседневной жизни: в часы томлений, во время сна. Героиня предстает перед читателем в облике, подобном божественному. Даже в часы томлений она остается светлой (эпитет), а в руке у нее молнии (метафора).

Женщина сочетает в себе образ грозный, поражающий, прямо Зевс в женском обличье, и свет, смирение, которое не затмевает даже томление.

Последние две строчки раскрывают самое сокровенное, что есть у человека, скрытое от посторонних – мир снов. Они входят в противоречие с истомой, бредом, томлениями женщины, потому что четкие (эпитет). По этому качеству Гумилев сравнивает их с тенями, которые ложатся на песок. А песок не простой, а “райский огненный” (метафорические эпитеты).

Наверное, такой песок Гумилев видел вдали от дома, скучая по возлюбленной.

Для создания возвышенного образа Гумилев использует старославянизмы: пред, дольняя, отрадная, своеволие, томление, жажду, истома.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Четкая форма, выверенная композиция – все передает мужскую точку зрения на женскую сущность.


Анализ произведений

Год написания — 1912

Основная тема – тема любви лирического героя.

Основная мысль — только любовь делает человека счастливым.

Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

Композиция стихотворения:

Произведения состоит из трех частей:

— аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

— Ассонанс. В стихотворении доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке

Стихи Гумилева

Анализ стихотворений

Сведения об авторе

Николай Гумилев (1886−1921) — русский литературный деятель, переводчик, поэт и критик. Писатель был первым мужем знаменитой поэтессы Анны Ахматовой. В браке у двух талантливых людей родился сын — Лев Гумилев. Еще до начала семейной жизни поэт понимал, что Анна Андреевна не питает к нему взаимности, однако то, что Ахматова позволяла ему себя любить, уже было счастьем для классика. Тем не менее, Гумилев терзал и себя, и жену ревностью, их брак постоянно был поводом для пересудов в профессиональной среде.

История создания

Гумилев и Ахматова

Произведение выглядит так, словно адресовано Гумилевым девушке, анализ же стихотворения вместе с историческими данными позволяет сказать, что мысли и слова лирического героя обращены именно к супруге автора Анне Ахматовой.

Художественные приемы

Как истинный мастер русского слова и талантливый литератор, Николай Степанович прекрасно оперирует средствами выразительности в своем произведении. К числу использованных им литературных маневров можно прежде всего назвать:

  • размер стихосложения;
  • композицию стиха;
  • рифму.

Тематически текст произведения условно делится на три части (с первой по третью, четвертая и пятая строфы). Тропы, примененные автором, включают в себя:

Разнообразен и портрет настроений заведомо абстрактной девушки. Примечательно, что Гумелев даже намеренно вынес в заглавие стиха местоимение, словно подчеркивая безличие изображенного образа с целью завуалировать истинного адресата. Иногда она бывает грустна, а лик ее — печальным.

Идейное содержание

Переживания Ахматовой

Ссоры творческой семьи брали свое начало как в банальной ревности мужа, так и к его неспособности принять поэтический талант и неординарность своей возлюбленной. Гумилев признавался, что даже считал Ахматову ведьмой, которая сумела так пленить его душу, не обладая даже женской красотой в общепринятом понимании. Однако Анна Андреевна в глубине души всегда отвечала взаимностью классику. Смерть поэта от рук советской власти сильно подкосила ее физическое и духовное здоровье. Это ли не говорит о том, как дорог был ей супруг и отец ее ребенка.

Основная идея произведения заключается в необходимости любви в жизни человека. Возможно, план писателя заключался в том, чтобы донести этот смысл до супруги через строки стихотворения. Другой женщины рядом с собой Николай Гумилев представить не мог и до самой своей смерти любил лишь одну Анну Ахматову, из-за неразделенных чувств к которой ему пришлось столько выстрадать.

Гумилев и Ахматова

Тема стихотворения

В строках автор раскрывает образ женщины, где виден тонкий психологический анализ, но ещё ощущается влияние романтизма. В стихотворении лирический герой описывает женщину, которую он хорошо знает – знает её молчание, видит её расширенные от горькой усталости зрачки.

Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.

Ахматова поэтесса и всегда ставит слово поверх бытия, отсюда усталость от поклона каждому, от каждого ожидание следующего и вечно открытая дверь для Музы. Гумилев хочет, но не может занять все место в душе поэтессы, от этого и страдает, от этого брак и распадется вскоре.

Уже во втором четверостишии мы видим в этом признание, его женщина всегда открыта для поэзии, для него же открывается лишь изредка.

Далее Гумилев показывает Горенко не очень-то и красивой, но признается, что она и есть все его счастье. Вместе с тем автор строк обращается к жене, как к кринице мудрости, что редко встретишь в семейных парах.

И смел и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Завершается стих вознесением жены на пьедестал Богов, которые могут держать в руке молнии жизни и перед ними должны преклоняться простые смертные.

Анализ кратко

В стихе использованы средства художественной выразительности (тропы) – метафоры, сравнение и эпитеты. Метафоры:

  1. Душа открыта.
  2. Медной музыке стиха.
  3. Усталость горькая.

Текст

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

Читайте также: