Почему строгановское училище называлось школой рисования в отношении к искусствам и ремеслам
Обновлено: 02.07.2024
Алексей Пешков прожил в Самаре чуть больше года, город этот он особенно не любил, но встретил здесь Екатерину Павловну Волжину. Это его единственная официальная (венчанная) жена. Алексей Пешков переехал в Самару и огляделся в поисках новой настоящей любви. Тут он обратил внимание на дочь Марии Сергеевны Позерн. Зинаида Смирнова была замужем, у нее росли дети. Ответить взаимностью она не могла никак. Тогда Пешков взял себя в руки и переключился на Катерину. В декабре 1895 года в редакции «Самар
В 1892 году училище переезжает в специально перестроенное под его нужды здание (ул. Рождественка, дом 11 — ныне здание Московского архитектурного института). Автор перестройки — преподаватель училища, архитектор С.У. Соловьев.
ВХУТЕМАС реорганизован в Высший художественно-технический институт — ВХУТЕИН. 30 мая 1930 года ВХУТЕИН был реформирован и на его основе были открыты институты: Архитектурный, Художественный (ныне им.Сурикова), Полиграфический, Текстильный.
Начинается реорганизация МВХПУ (б.Строгановское). В Училище появляются три факультета: Промышленное искусство, Интерьер и оборудование, Монументально-декоративное и прикладное искусство.
В 1970 году МВХПУ становится головным вузом среди аналогичных высших учебных заведений страны: учебные программы, разработанные в училише как типовые, применяются в других вузах.
В настоящее время Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова представляет собой хорошо организованное учебное заведение, структура которого отвечает всем требованиям обеспечения высокого профессионального уровня подготовки дизайнеров, художников декоративно-прикладного и монументального искусства. Лекционные курсы и семинарские занятия общеакадемических кафедр дополняются основной творческой подготовкой, которая проводится профилируюшими кафедрами. Главное внимание уделяется практической, творческой работе в многочисленных аудиториях и мастерских.
Почему граф Сергей Григорьевич Строганов — русский офицер из богатейшего и именитого рода Строгановых — стал учредителем первой в России рисовальной школы, бесплатной и открытой для всех талантливых детей, независимо от их сословного происхождения?
Ведь С.Г.Строганов был одним из крупнейших помещиков в России, унаследовал солидное состояние от отца. Когда женился на кузине Наталье — старшей дочери своего троюродного дяди Павла Александровича Строганова, получил немалое наследство еще и от тестя. Что в общей сложности составило имущество в полтора миллиона десятин земельных наделов с 95 тысячами крепостных.
Зачем же столь благополучному аристократу, имеющему обширное наследство, покровительствовать изобразительному искусству, к тому же поощряя художественное творчество в области ремесла?
Ответ кроется именно в наследстве, вернее было бы сказать наследии семьи Строгановых. Как мы знаем, не только крепостные крестьяне и земельные угодья перетекли к Строганову, но и семейные коллекции. Крупную коллекцию он получил в виде приданного своей жены — внучки коллекционера графа А.С. Строганова (президента Академии художеств, члена Государственного совета). Собрание Александра Сергеевича включало картины, скульптуры, рисунки, гравюры, предметы декоративно-прикладного искусства. И, конечно же, унаследовал богатое художественное собрание отца, значившее для Сергея Григорьевича много больше, чем просто имущество. Поскольку его художественный вкус воспитывался именно на этой коллекции.
Именем Строгановых названа и лучшая школа церковного лицевого шитья XVII века, а также строгановское направление московского барокко, свойственного постройкам конца XVII – начала XVIII веков, возведенным по заказу предка Сергея Григорьевича — промышленника Г.Д. Строганова (1656—1715).
Сергей Григорьевич унаследовал любовь к искусству от своих предков, получил в семье прекрасное домашнее образование и в дальнейшем занимаясь самосовершенствованием, приобрел глубокие познания по истории и изобразительному искусству. Строганов более полутора лет провел в столице Франции, осматривая дворцы и музеи, изучая коллекции не только французских художественных произведений, но и шедевров похищенных наполеоновскими войсками как трофеи из покоренных стран, преимущественно из Италии. Изучая художественные произведения, Строганов особенно отмечал подробности технического исполнения.
Там же Строганов посещал различные учебные и особенно художественные заведения. В них молодого человека весьма привлекал подход к обучению, восходящий к идеям Просвещения и способствующий распространению образования во всех слоях общества, привитию художественного вкуса и привнесению эстетического начала в кустарное и ремесленное производство — все это было близко ему по духу.
Плоды Просвещения Строганов мог видеть воочию во время своих заграничных путешествий — европейские ремесленники имели прекрасное художественное чутье и неплохо рисовали, считая обучение рисованию одной из ступеней в постижении хитростей ремесла.
Возможно, именно тогда в сознании молодого Строганова зародилась мысль об учреждении школы рисования для популяризации прикладных знаний и развития художественного вкуса в области промышленности.
Но как приступить к задуманному, не имея опыта в организации учебного заведения, тем более художественного профиля? Хотя он и прошел военную школу, и был введен в курс семейного промышленного дела по управлению собственными замосковными и уральскими горными заводами, все же Строганов испытывал некоторую неуверенность в новом для него деле.
Как и было задумано Строгановым, финансовую часть он взял на себя как по организации (аренда, методические и наглядные пособия, оплата преподавателей), так и по содержанию неимущих учеников. И в течение двенадцать лет Строганов в должности директора руководил рисовальной школой вплоть до передачи ее в 1843 году в ведение государства.
Строганов вел подлинно научные исследования по нумизматике, составив богатейшее собрание русских и византийских монет (свыше 44 тыс. единиц). Среди них – редчайший серебряный медальон Константина Великого (их сохранилось всего два экземпляра). По своей ценности коллекция Строганова считалась третьей в мире. Для поднятия научного интереса к нумизматике, в подарок минц-кабинету Московского Университета Строганов приобрел собрание серных оттисков с греческих и римских монет академика Г.К. Келлера (10111 штук).
Сергей Григорьевич известен не только как меценат, коллекционер и общественный деятель — находясь на государственной службе с 1811 года, он прошел путь от поручика до генерал-лейтенанта и сенатора.
В 1831 году его назначили военным губернатором в Ригу, где граф заслужил доверие жителей благоразумными мерами во время эпидемии холеры, потом в Минск (1832–1834), где также оставил по себе добрую память. После чего, набрав опыт в управлении большим городом, в 1859 году Строганов получил назначение военным губернатором Москвы, и стал членом Государственного совета.
В последние годы жизни Строганов собирал мексиканские древности, скорее всего, покупая их на европейских аукционах. Именно ему эрмитажная коллекция произведений искусства доколумбовой Мексики обязана лучшими своими экспонатами.
А за год до своей кончины Строганов внес в Пермское отделение государственного банка около 150 тыс. рублей, назначив проценты с этой суммы на пособие рабочим заводов и промыслов в Пермском имении.
Благоразумно управляя громадными вотчинами, С. Г. Строганов сумел погасить все долги, доставшиеся ему вместе с наследством. И своему наследнику — внуку графу Сергею Александровичу — он завещал имение в прекрасном состоянии.
Строгановское училище стало первым в России заведением, где учили дизайну, – в те времена, когда еще даже слово такого не было. AD в компании популярных блогеров инстаграма отправился в здание на Волоколамском шоссе, чтобы выяснить, в какой обстановке воспитываются лучшие дизайнерские кадры страны.
Строгановское училище стало первым в России заведением, где учили дизайну, – в те времена, когда еще даже слово такого не было. AD в компании популярных блогеров инстаграма отправился в здание на Волоколамском шоссе, чтобы выяснить, в какой обстановке воспитываются лучшие дизайнерские кадры страны.
1.Строгановское училище носит имя своего основателя – графа, мецената, археолога Сергея Григорьевича Строганова. Основанное им в 1825 году учреждение поначалу называлось Школой рисования в отношении к искусствам и ремеслам. Идея Строганова, члена семьи крупных российских промышленников, была в том, чтобы связать традиционные ремесла и нарождавшееся промышленное производство. Понятия “дизайн” в то время еще не было, но в каком-то смысле речь шла именно о воспитании дизайнеров.
2. Поначалу в школе было всего три специальности: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений. Затем к ним добавился класс набивного рисунка и класс лепки украшений и фигур из глины. Школа была знаменита своими демократическими принципами: туда принимали ребят в возрасте от 10 до 16 лет из любых сословий – происхождение роли не играло, ценился только талант.
3. В 60-е годы XIX века учащиеся школы занимались каталогизацией архитектурного и художественного наследия Древней Руси: делали слепки с декора храмов Владимиро-Суздальских земель XII–XIII веков, снимали копии с барельефов древних ворот Софии Новгородской. Всего ими было создано около тысячи образцов, которые возили по выставкам – не только в России, но и за границей. В 1867 году Строгановское училище получило за эту коллекцию серебряную медаль Всемирной выставки в Париже.
4. В 1864 году тогдашний директор Виктор Иванович Бутовский создал при училище Художественно-промышленный музей. Поначалу он предназначался для внутреннего пользования, но четыре года спустя открылся и для широкой публики. Коллекция музея состояла из образцов отечественного искусства, но впоследствии стала пополняться античными, восточными и западноевропейскими образцами. Музей до сих пор успешно работает в здании училища.
5. В 1892 году училище переехало в новое здание. Дом по адресу улица Рождественка, 11, существовал и ранее, но был основательно перестроен под нужды Строгановки, благо руководил реконструкцией человек, который имел к училищу самое непосредственное отношение – архитектор и преподаватель Сергей Устинович Соловьев. А майоликовые рельефы на фасаде создал другой педагог – Дмитрий Петрович Сухов. После многочисленных реорганизаций, последовавших за революцией 1917 года, здание училища перешло к Архитектурному институту, который базируется там по сей день.
6. Строгановка стала праматерью сразу нескольких столичных вузов. После Октябрьской революции училище пережило несколько метаморфоз: сперва его преобразовали в Первые свободные государственные художественные мастерские, затем во ВХУТЕМАС. ВХУТЕМАС превратился во ВХУТЕИН, но и он просуществовал недолго – в 1930 году на его основе открылись: Архитектурный, Художественный (ныне им. Сурикова), Полиграфический и Текстильный институты. Сама же Строгановка на целых 15 лет впала в летаргию – училище воссоздали только в 1945 году.
7. С первых лет существования в Строгановке возникла традиция: бывшие выпускники со временем становились ее преподавателями. В предреволюционные годы в училище работали архитекторы Лев Кекушев, Федор Шехтель и Иван Жолтовский, художники Михаил Врубель и Константин Коровин.
8. Свое нынешнее здание на Волоколамском шоссе Строгановка получила в 1958 году. И снова благодаря бывшим выпускникам и преподавателям: архитектором выступил Жолтовский в соавторстве с Г. Лебедевым. После переезда постепенно стал расширяться и список специальностей, по которым готовила студентов Строгановка. В 1960-е годы там появились три новых факультета: "промышленное искусство", "интерьер и оборудование", "монументально-декоративное и прикладное искусство".
9. В ХХ веке среди выпускников Строгановки были люди, проявившие себя не только в сфере прикладного искусства, но и, например, в кино. В 1968 году училище окончил Анатолий Резников, будущий автор мультфильмов про Кота Леопольда. В 1971-м выпустился Александр Адабашьян – кинодраматург, режиссер и актер. И декоратор в придачу – он, например, оформил ресторан "Обломов" Антона Табакова. Еще один известный выпускник – художник-концептуалист и поэт Дмитрий Пригов, который учился здесь в 1959–1966 годах.
10. В 2009 году Строгановка, которую на протяжении ее истории переименовывали много раз, стала называться Московской государственной художественно-промышленной академией имени С. Г. Строганова. Сейчас Строгановка готовит студентов по 5 специальностям и 17 специализациям. Здесь также есть колледж, где можно получить средне-специальное образование, детская академия дизайна и многочисленные краткосрочные курсы. В том числе по дизайну интерьера. В 2015 году Строгановка отметила 190-летний юбилей.
Текст: Анастасия Ромашкевич
Выражаем благодарность за помощь в организации съемок Людмиле Луниной, дизайнеру Наталье Пантюхиной ("Группа Геометра") и лично Екатерине Поляковой, старшему преподавателю кафедры "Дизайн-текстиль" за экскурсию по мастерским Строгановки.
Читайте также: