Почему статистика является общественной наукой кратко

Обновлено: 05.07.2024

ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).

А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Статистический показатель – та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

p, blockquote 1,0,1,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Особая роль в развитии статистики как науки (экономической, демографической и моральной) принадлежит бельгийскому математику, астроному и социологу А. Кетле, который организовал Центральную бельгийскую статистическую комиссию и Первый международный статистический конгресс (Брюссель, 1853 г.) и доказал, что некоторые массовые общественные явления (рождаемость, смертность, преступность и др.) подчиняются определенным статистическим закономерностям.

p, blockquote 3,1,0,0,0 -->

Статистика относится к общественным наукам, она имеет ряд существенных специфических особенностей, отличающих ее от других наук об обществе. И главное отличие этой науки заключается в предмете исследования.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Как самостоятельная общественная наука статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях. Статистика характеризует объем этих явлений, их динамику, структуру и показывает взаимосвязь между отдельными явлениями. Данные статистики о размерах и количественных отношениях социально-экономических явлений имеют очень большое значение. Они широко используются для решения множества практических вопросов, а также в научных исследованиях. Достоверные данные статистики обладают большой доказательной силой.

p, blockquote 5,0,0,1,0 -->

Статистика изучает явления и процессы в жизни общества с помощью статистических показателей. Статистический показатель — это количественная оценка изучаемого явления. В зависимости от целевой функции статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные и аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления в конкретных условиях места и времени. Аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями.

p, blockquote 6,0,0,0,0 --> p, blockquote 7,0,0,0,1 -->

Специфическая черта статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к совокупности. Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных в соответствии с задачей исследования единой качественной основой. Характеристики отдельных индивидуальных явлений попадают в поле зрения статистики лишь в качестве основания для получения сводных характеристик совокупности. Например, регистрация брака имеет определенное значение для данной индивидуальной пары, вступающей в него. К статистике же относятся лишь сводные данные о числе заключенных браков, о составе вступающих в них – по возрасту, по источникам средств существования и др. Индивидуальные случаи бракосочетания интересуют статистику лишь постольку, поскольку на основании сведений о них возможно получить сводные данные.

Цель занятия – изложить понятие, предмет, функции и методы статистики.

Основные вопросы:

1. Понятие статистики. Статистика как общественная наука.

2. Объект и предмет статистики.

3. Методы статистики.

Понятие статистики. Статистика как общественная наука.

1) статистика как совокупность цифровых сведений, характеризующих массовые явления и процессы общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий и организаций, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе (статистика занятости и безработицы, статистика забастовок, статистика успеваемости в вузе и др.);

2) статистика как комплекс учебных дисциплин в программах экономических и управленческих специальностей и направлений подготовки в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования;

- государственная статистика (Федеральная служба государственной статистики и система ее учреждений, организованных по административно-территориальному принципу);

- ведомственная статистика (на предприятиях, в учреждениях, ведомствах, министерствах).

Статистика – общественная наука, изучающая количественную сторону массовых социально-экономических явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной с целью выявления закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин:

1) общая теория статистики разрабатывает понятийный аппарат, систему статистических показателей, общую методологию статистического исследования массовых общественных явлений и процессов (методы сбора, обработки, представления и анализа статистических данных);

2) экономическая статистика изучает количественные закономерности происходящих в экономике явлений и процессов (отрасли экономической статистики: статистика промышленности; статистика сельского хозяйства; статистика строительства; статистика транспорта; статистика торговли и т.д.);

3) социально-демографическая статистика изучает количественную сторону различных социальных явлений и процессов (отрасли социально-демографической статистики: статистика населения; статистика уровня жизни; статистика образования; статистика здравоохранения и т.д.).

Статистика как наука имеет тесные взаимосвязи со многими другими экономическими науками: экономическая теория (макроэкономика, микроэкономика); национальная экономика; бухгалтерский учет; аудит; менеджмент; финансы и др.

Конспекты лекций

По учебной дисциплине ОП.10. Статистика

Лекция 1

Тема: Сущность статистики, как науки.

Место проведения занятия – учебная аудитория по расписанию

Цель занятия – изложить понятие, предмет, функции и методы статистики.

Основные вопросы:

1. Понятие статистики. Статистика как общественная наука.

2. Объект и предмет статистики.

3. Методы статистики.

Понятие статистики. Статистика как общественная наука.




1) статистика как совокупность цифровых сведений, характеризующих массовые явления и процессы общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий и организаций, а также публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе (статистика занятости и безработицы, статистика забастовок, статистика успеваемости в вузе и др.);

2) статистика как комплекс учебных дисциплин в программах экономических и управленческих специальностей и направлений подготовки в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования;

- государственная статистика (Федеральная служба государственной статистики и система ее учреждений, организованных по административно-территориальному принципу);

- ведомственная статистика (на предприятиях, в учреждениях, ведомствах, министерствах).

Статистика – общественная наука, изучающая количественную сторону массовых социально-экономических явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной с целью выявления закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин:

1) общая теория статистики разрабатывает понятийный аппарат, систему статистических показателей, общую методологию статистического исследования массовых общественных явлений и процессов (методы сбора, обработки, представления и анализа статистических данных);

2) экономическая статистика изучает количественные закономерности происходящих в экономике явлений и процессов (отрасли экономической статистики: статистика промышленности; статистика сельского хозяйства; статистика строительства; статистика транспорта; статистика торговли и т.д.);

3) социально-демографическая статистика изучает количественную сторону различных социальных явлений и процессов (отрасли социально-демографической статистики: статистика населения; статистика уровня жизни; статистика образования; статистика здравоохранения и т.д.).

Статистика как наука имеет тесные взаимосвязи со многими другими экономическими науками: экономическая теория (макроэкономика, микроэкономика); национальная экономика; бухгалтерский учет; аудит; менеджмент; финансы и др.

Вопрос № 3. Почему статистика относится к общественным наукам?

В чем ее отличие от других общественных наук?

Статистика – раздел науки, в котором изучаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

- это специальная научная дисциплина, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой;

- это особая отрасль практической деятельности людей, цель которой - сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях;

- это статистические (цифровые) данные, публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе и характеризующие различные стороны жизни государства (производство, население, политические отношения, культуру).

Статистика относится к общественным наукам, она имеет ряд существенных специфических особенностей, отличающих ее от других наук об обществе. И главное отличие этой науки заключается в предмете исследования. Как самостоятельная общественная наука статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях. Статистика характеризует объем этих явлений, их динамику, структуру и показывает взаимосвязь между отдельными явлениями. Данные статистики о размерах и количественных отношениях социально-экономических явлений имеют очень большое значение. Они широко используются для решения множества практических вопросов, а также в научных исследованиях. Достоверные данные статистики обладают большой доказательной силой.

Статистика изучает явления и процессы в жизни общества с помощью статистических показателей. Статистический показатель - это количественная оценка изучаемого явления. В зависимости от целевой функции статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные и аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления в конкретных условиях места и времени. Аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями.

Специфическая черта статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к совокупности. Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных в соответствии с задачей исследования единой качественной основой. Характеристики отдельных индивидуальных явлений попадают в поле зрения статистики лишь в качестве основания для получения сводных характеристик совокупности. Например, регистрация брака имеет определенное значение для данной индивидуальной пары, вступающей в него. К статистике же относятся лишь сводные данные о числе заключенных браков, о составе вступающих в них – по возрасту, по источникам средств существования и др. Индивидуальные случаи бракосочетания интересуют статистику лишь постольку, поскольку на основании сведений о них возможно получить сводные данные. 1

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Специальность/направление подготовки Менеджмент

Предмет статистики. Статистическая совокупность

Студент 3 курса, группы М 5-13

Заочной формы обучения

Григорьев Евгений Владимирович

Лавреньтева Ирина Викторовна д.э.н.,доц.

совокупность контингент покупатель статистика банка

Вариант №1 Вопрос 1. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:

а) почему статистика является общественной наукой?

б) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?

в) почему статистика изучает массовые явления?

г) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?

а) Понятие "статистика" происходит от латинского слова "status", которое в переводе означает - положение, состояние, порядок явлений. В научный оборот термин "статистика" ввел профессор Геттингенского университета Готфрид Ахенваль (1719 - 1772).

В зависимости от объекта изучения статистика как наука подразделяется на социальную, демографическую, экономическую, промышленную, торговую, банковскую, финансовую, медицинскую и т.д. Общие свойства статистических данных, независимо от их природы и методы их анализа рассматриваются математической статистикой и общей теорией статистики.

Статистика имеет дело, прежде всего с количественной стороной явлений и процессов общественной жизни. Одной из характерных особенностей статистики является то, что при изучении количественной стороны общественных явлений и процессов она всегда отображает качественные особенности исследуемых явлений, т.е. изучает количество в неразрывной связи, единстве с качеством.

Важнейшими составными элементами статистической методологии являются: 1) массовое наблюдение; 2) группировки, применение обобщающих (сводных) характеристик; 3) анализ и обобщение статистических фактов и обнаружение закономерностей в изучаемых явлениях.

б) Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

в) В широком смысле статистика является наукой, изучающей массовые явления, протекающие в совокупностях некоторых факторов или явлений определенного свойства и между взаимодействующими совокупностями. Сама же совокупность, как сумма фактов, признаков, явлений состоит из элементов, исчезновение одного из которых не уничтожает качественную характеристику этой

Читайте также: