Доронова театрализованная деятельность в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Почему мы вдруг заговорили о решении нескольких задач одновременно в рамках театрализованной деятельности? Ведь традиционно театрализованная игра считалась видом творческой деятельности, в котором ребенок учится с помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. Выделим две причины:

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Цели и задачи опыта работы

В современных дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

Цель педагогического опыта : развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

1. Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

2. Познакомить детей с различными видами театра.

3. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

4. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

6. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:

4. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.

5. Составить перспективный план работы.

Принципы реализации темы:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей. Принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год.

3. Принцип доступности. Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

4. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Результат работы опыта

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

Каждый день я ребятам читала произведения из разных жанров, стараясь голосом и мимикой передать характер героев.

На занятиях использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте является : развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве [5, с. 86.].

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников :

1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

5. Работа с родителями.

Занимаясь театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, детей смогли применить в повседневной жизни.

1. Акулова О. Театрализованные игры. [Текст]/ О. Акулова// Дошкольное воспитание. -№4 -2015г. -с. 24.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. [Текст]/ Е. А. Антипина – М. :ТЦ Сфера, 2013.- с. 128.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст]/ Л. В. Артемова – М:. Просвещение, 2013 г. – с. 127.

4. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ : учебно – методическое пособие [Текст]/Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец- СПб. : ООО Издательство Детство – пресс, 2011

5. Белошистая А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст]/ А. В. Белошистая// Пед. технологии. -2010.- №2

6. Бережнова О. В. ,Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду : современные подходы [Текст]/О. В. Бережнова, Н. В. Микляева- М. : Цветной мир, 2013

8. Брызгалова А. Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. [Текст]/ А. Н. Брызгалова – Мн. : Юнипресс, 2016 – с. 176.

9. Буренина А. И. Развитие детского творчества в театрализованных играх. [Текст]/ А. И. Буренина //Музыкальная палитра. - №1 – 2010. – с. 6-9.

10. Губанова Н. Ф. Театральная деятельность дошкольников. Методические рекомендации. [Текст]/ Н. Ф. Губанова – М., Мозаика-Синтез, 2013 с. -14-17.

11. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. [Текст]/ Т. Н. Доронова// Ребенок в детском саду. - №3.-2011 – с. 66.

12. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]/Е. И. касаткина //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

13. Козлова С. А. Счастливый ребенок. Программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям [Текст]/ С. А. Козлова. -М. : Школьная пресса, 2011

15. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Е. Н. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – 3-е изд. - М. : Мозаика – Синтез, 2012

16. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии [Текст]/А. П. Панфилова- М. : ИЦ Академия, 2012

17. Петрова Е. Театрализованные игры. [Текст]/ Е. Петрова// Дошкольное воспитание. -№4.- 2011- с. 32

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Обобщение педагогического опыта: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Развитие.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности с применением ИКТ Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности с применением информационно-коммуникационных.

Татьяна Доронова - Играем в театр:Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие обложка книги

Аннотация к книге "Играем в театр:Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие"

Цель данного пособия - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации театрализованной деятельности детей, способствующей их эмоциональному благополучию, своевременному и полноценному психическому развитию и приобщению к общечеловеческим ценностям.
Пособие создавалось для педагогов, работающих по программе "Из детства - в отрочество", но им могут воспользоваться все желающие.

Иллюстрации к книге Татьяна Доронова - Играем в театр:Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие

Пособия для детского сада

Пособия для детского сада

Пособия для детского сада запись закреплена
✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети

Наташа Кжахова

Елена Панкратова

Галина Пастухова

Елена Головатенко

🤗

Спасибо.

Ольга Ижикова

🌷

Огромное спасибо за материал

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Исаева Мария Альбертовна

Анализ литературы по театрализованной деятельности.

Татьяна Николаевна Доронова

Методическая программа ставит следующие задачи:

Развитие творческой активности, воображения

Формирование у ребенка позитивного отношения к труду, к творчеству

Развитие коммуникативных навыков, что является непременным условием позитивной социализации

Развитие речи. Участие в инсценировках по мотивам высокохудожественных литературных детских произведений способствуют развитию речевого творчества ребенка, обогащение его словарного словаря, развитию связной, грамматически правильной речи

Формирование эстетического отношения к окружающему миру, формирование представления о разных видах театра

Методическая программа состоит из семи разделов:

Театрализованная деятельность детей в средней группе

Театрализованная деятельность детей в старшей группе

Театрализованная деятельность детей в подготовительной группе

Методическая программа работает по следующим задачам, эти задачи учтены возрастным особенностям детей дошкольного возраста. К каждой задачи, можно подобрать пример работы с детьми.

• Развитие творческой активности, воображения (пример: театральной деятельности принадлежит особая роль в формировании позитивного отношения к творчеству, к труду. Конечно, дети – непрофессиональные актёры. Они не могут хорошо владеть сценическим мастерством, не могут радовать зрителей в той степени, как это могут делать актёры. Но на занятиях в детском саду это не главное. Главное же – помочь детям поверить в свои силы).

• Формирование у ребенка позитивного отношения к труду, к творчеству

(пример: играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованный деятельности по праву принадлежит почетное месте с музыкой, рисованием и лепкой).

• Развитие коммуникативных навыков, что является непременным условием позитивной социализации (пример: исполняя роль, ребенок приобретает опыт различного рода взаимоотношений, что важно для социального развития. Стоя вместе со сверстниками на сцене, ребенок не чувствует себя одиноким. Все дети группы, к примеру, играют роли зайчиков, и он тоже зайчик. Ему не страшно, он тоже, как и все. Таким образом, предлагаемая программа решает задачу позитивной социализации ребенка).

Приемы, направленные на развитие уверенности ребенка в себе, социальных навыков поведения:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (дети тащат любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

проигрывание ролей в парах.

• Развитие речи. Участие в инсценировках по мотивам высокохудожественных литературных детских произведений способствуют развитию речевого творчества ребенка, обогащение его словарного словаря, развитию связной, грамматически правильной речи (пример: велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследование, проведенное Г. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность. Ведь она включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или содержания, сочинительство, инсценирование, исполнение песен от лица персонажа, приплясывание, напевание).

• Формирование эстетического отношения к окружающему миру, формирование представления о разных видах театра (пример: в старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержание и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость изображений).

Методическая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительной к школе групп (4 - 6 лет). Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Данная методическая программа предполагает следующие формы работы:

• Специально организованная работа педагога с детьми, приведу следующие примеры - утренники, праздники.

• Нерегламентированная деятельность по желанию ребенка (осуществляется в утренние и вечерние часы в процессе свободной самостоятельной деятельности)

приведу следующие примеры - предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его.

В методической программе, написано, что театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

• введение в тему, создание эмоционального настроя;

• театрализованная деятельность (в разных формах);

• эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

В приложениях методической программы прописаны, следующие приложения:

Изготовление реквизита и декораций – во втором приложение описаны как изготовить театральные атрибуты.

Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

В заключении можно сказать, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Мой вывод по данному методическому пособию, хочу написать, что это методическое пособии можно использовать в моей педагогической деятельности, так как в этом пособии четко прописаны цели и задачи, методика разных возрастных групп. Так же написаны, интересные конспекты, что не мало важно для работы с детьми, конспекты написаны для всех возрастных групп, начиная со среднего возраста. В конспектах приписаны какой нужен реквизит, какие нужны декорации. Написано, как подготовить и провести спектакль.

В конце, хочу сделать вывод, что театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

Читайте также: