Почему старшеклассники не носят школьную форму

Обновлено: 04.07.2024

С давних времен в школах одевались строго в определенную форму, по сей день эта традиция поддерживается всеми школами, но воспринимается каждым по-разному. Каково же мнение современных школьников о форме?

ВложениеРазмер
pochemu_shkolniki_ne_khotyat_odevat_formu.doc 25 КБ

Предварительный просмотр:

Почему школьники не хотят одевать форму?

С давних времен в школах одевались строго в определенную форму, по сей день эта традиция поддерживается всеми школами, но воспринимается каждым по-разному. В России школьная форма была отменена после революции 1917 года, но была вновь введена в 1948 году. Ношение формы было обязательным, и учеников наказывали за несоблюдение правил. Введение школьной формы лично одобрил Владимир Путин. В конце марта он заявил об этом на конференции Общероссийского народного фронта. " Я считаю, что школьная форма должна быть". На сегодняшний день единственным документом, где упоминается школьная форма, является закон "об образовании". В наши дни многие школьники отказываются носить форму, объясняя это тем, что форма ограничивает свободу самовыражения. В конвенции о правах ребенка сказано , что каждый ребенок имеет право выражать свою индивидуальность так , как ему угодно . Однако , учителя считают , что школьная форма дисциплинирует, приводит к сплоченности , способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма. Мы решили провести опрос среди 5-11 классов. 80% учащихся против формы, 20 % - за форму.

Что касается зарубежного опыта, то в США, где все больше детей ходят в школы в одинаковой одежде, был проведен опрос среди учителей. Он показал, что введение формы в 60% случаев улучшало дисциплину в классе, повышало уровень внимания учеников. Да, соглашались педагоги, с одной стороны, школьная форма нивелирует личность, но с другой — она сплачивает коллектив. По результатам другого опроса, родители американских ребят уверены: форма — знак элитарности учебного заведения.





Во все времена школьникам было необходимо носить форму. Раньше она не всегда была удобной и часто покупалась на несколько размеров больше, что, конечно, могло вызвать негодование детей. А современные школьные образы достаточно стильные и комфортные. Так почему же старшеклассники начинают выступать против действующих веками норм?

Английская история

Кира Митчел - девочка из Арканзаса, которой пришлось пережить гнет со стороны руководства школы относительно ее наряда. Однажды девочка пришла на урок в клетчатой юбке. За это преподаватели учебного заведения вызвали ее к себе на ковер и отчитали за неподобающий вид. Свой гнев они обусловили тем, что юбка слишком короткая. Но Кира не считала, что она сделала что-то вызывающее, и решила провести эксперимент. На следующий день ее подруга пришла на урок в той же самой юбке. Она ходила по школе и старалась показаться на глаза всем учителям. Но никто не обратил внимания на ее "короткую" юбку. Это вызвало негодование у юных особ, и Кира Митчел приняла решение создать общественное движение. Назвала его она Pass the Skirt.


Движение Pass the Skirt

Идея данного объединения - борьба за справедливость и равноправие в школе в отношении дресс-кода. По-словам девушки, учителя придираются лишь только к тем, кто выделяется из толпы. Так, чернокожие и полные школьники подвергаются особенному гнету со стороны руководства школы. Ситуация, с которой столкнулась Кира, привела ее к сильной депрессии. Из-за придирок учителей над ней стали посмеиваться старшеклассники. Девочка тяжело справлялась со своей депрессией, и одним из решений этой проблемы стало создание движения Pass the Skirt. Так она начала борьбу с неясными стандартами в школьных учреждениях Арканзаса. Это веяние оказалось достаточно успешным и обсуждаемым в социальных сетях. В результате руководство школы пригласило девочку на круглый стол, где обсудили все ее пожелания и рекомендации по изменению отношения учителей к дресс-коду детей. Также девочка стала членом местного комитета. И теперь она имеет возможность действовать, а не только говорить о проблеме.


Случай из российской школы

Дети в старших классах постоянно стремятся к самовыражению и привлечению к себе внимания. Девочка Зина перекрасила волосы в бледно-розовый цвет, так как сейчас это очень модно. Десятиклассница не хотела вызвать агрессию со стороны руководства школы или же попасть в конфликтную ситуацию. В итоге заведующая учебного заведения пригласила ее в свой кабинет и заявила, что не допускает ее и еще одну девочку, покрасившуюся в рыжий, к урокам до тех пор, пока в гимназию не придут родители и молодые особы не приведут себя в надлежащий вид. Зина о сложившейся ситуации написала своей маме. Надежда сказала, чтобы дочь попросила письменный приказ об отстранении и вскоре приехала в школу. Стоит отметить, что данное учебное заведение недавно получило полную автономию и теперь все решения здесь принимаются местной администрацией. Но, когда Надежда предложила разобрать вопрос на общем совете, на беседу пришли лишь представители руководства гимназии. От родительского комитета, сообщества учеников, наблюдательного совета никого не было. Таким образом, можно говорить о неконтролируемом самоуправлении в данном учебном заведении. Кстати, Зина не единственная девочка с окрашенными волосами. Но почему-то преподаватели спустили "собак" только на нее, хотя по дресс-коду все девочки должны быть с натуральным цветом волос. Что касается совета, то Надежду никто особенно не хотел слушать. Преподаватели отказались собирать всех представителей и выяснять несут ли действия Зины вред окружающим ее людям. В итоге гимназия никак не стала комментировать ситуацию, а девочку допустили к занятиям.


Отношение общественности к данной ситуации


Школьная форма - две стороны медали

Дети всегда высказывали нежелание носить школьную форму. Причиной тому их желание самовыражаться. Многие родители поддерживают эту идею и разрешают своим чадам надевать на уроки нетрадиционную одежду. Но за школьную форму выступает все же большее количество человек. И причиной тому выравнивание детей по уровню жизни, а также приучение к порядку. Что касается равенства, то здесь имеется ввиду тот момент, что дети из бедных семей имеют одни джинсы и пару кофточек, а в более состоятельных семьях чад балуют многочисленными нарядами. В итоге одни затирают единственные вещи за партой, а другие каждый день хвалятся новинками. Также отсутствие единой формы приводит к тому, что дети носят в школу ту одежду в которой потом идут гулять. Получается, что в гости они приходят в кофточках с потертыми рукавами и блестящих от стула штанах. Не очень эстетично, согласитесь?


Требования к школьной форме в разных странах

В мире можно встретить сотню самых разных обязательных предметов школьного гардероба. В Японии детей обязывают носить матросские костюмы. Также старшеклассницы в этой стране носят очень короткие юбки. Но только по дороге от дома до школы. В школе они их расправляют до колен.

На Шри-Ланке девочки ходят в белых юбках и блузках, а мальчики в белых рубашках и синих шортах. На Кубе дети носят форму того цвета, который соответствует их классу. В начальном классе - белый верх, красный низ, а в средней школе - белый верх, желтый низ. В Англии в каждой школе своя форма. Обычно она традиционная и украшенная символикой учебного заведения.

Родители за 40 еще помнят свою скучную коричневую школьную форму и пионерские галстуки. 30-летние родители поймали воздух свободы: они ходили в школу в джинсах. Но маятник истории качнулся назад. Наш блогер Юлия Рих считает, что форма в школах убивает индивидуальность. И её надо отменить.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Зачем нам форма

Все мы, вне зависимости от своего прошлого, наверное, хотим, чтобы наши дети выросли смелыми, сильными, свободными и уверенными в себе. Чтобы соблюдали свои и чужие границы, любили себя и уважали чувства других. Формирование внутренней свободы ребёнка зависит от нескольких факторов:

В этих, казалось бы, несущественных фразах заложено глубокое пренебрежение к процессу познания нового, к возможности выразить себя. И начинается рабское мышление, как правило, очень незаметно. Например, с основы школьной дисциплины и уравниловки – обязательной школьной формы. Форма – первое проявление несвободы.

Зачем же школьная форма нужна в принципе?

1. Равенство

Общепринятый аргумент — для социального равенства. Если все одеты одинаково — никто не выделяется. Но стоит присмотреться повнимательнее и станет ясно, что никакого социального равенства в школе не существует. Социальные роли распределены с первого дня учебы.

Вот идет школьница в единой форме, но с последней моделью эйрподс в ушах. А вот мальчик в кроссовках Air Jordan. Посмотрите, детей подвозят к школе водители на машинах класса люкс. И одноклассники, и учителя в курсе, кто где отдыхал и откуда что привез. Единая школьная форма этого скрыть не может.

Одинаково одетые дети ходят рядами более стройными, разговаривают словами более правильными или запоминают уроки лучше, чем дети одетые свободно? "Девочки должны быть обуты в темные балетки! Никаких кроссовок у мальчиков! Ваши дети выглядят как цыгане!" – заламывают руки учителя, требуя родителей подключиться.

Видимо, по мнению учителя, балетки напрямую связаны с интеллектуальным уровнем девочек, а офисные черные туфли повлияют на дисциплину мальчиков. Может быть, дети в форме резко перестанут курить в школьных туалетах, грубо разговаривать и играть в онлайн-игры на уроках?

Как всё это связано с мозговой активностью, интеллектуальными способностями и дисциплиной? Незаплетенная коса, белые кроссовки, яркая кофта и цветные колготки, по мнению школы, страшный, непростительный грех.

Возможно, посредством формы школа демонстрирует свой особый статус образования для элит? Чем сильнее заморочатся родители, чем больше времени проведут в поисках, очередях и примерках, чем дороже заплатят — тем статуснее покажется школа? Тем профессиональнее окажутся педагоги? В этой школе будет меньше травли? Чище классы, лучше мебель и не такие вонючие туалеты? Там, наконец, не будут кричать на детей?

Какое отношение этот сложный тернистый путь по приобретению особой обязательной формы имеет к образованию и его качеству? Как форма связана с тем, что родители ждут от школы сегодня:

  • чтобы детей не обижали
  • чтобы их научили учиться
  • чтобы в школе было безопасно

Создается впечатление, что школьная форма используется исключительно для красоты и услады глаз руководства. Для соответствия тому имиджу, который придумал директор, и тому пафосу, к которому он лично привык. Чтобы ему было приятно на линейке смотреть на своих подопечных.

Не стыдно пригласить на школьное мероприятие чиновника, есть, что показать родителями, ветераны умиляются и плачут. Смотрит на эту стаю абсолютно одинаковых школьников директор и думает: какой я молодец, как все красиво, стройненько, рядами, ради этого стоило жить!

В нашей школе был смешной случай: всех детей согнали на мероприятие с испанским учителем. Строго предупредили: только в школьной форме: воротнички белые, косы в бантах, обувь черная! Все послушались. А испанец был в футболке, джинсах и онлайн. И не было ему до обуви детей никакого дела. Фарс не вышел, выглядело это комично, архаично и провинциально . И абсолютно бессмысленно.

Не скрою, когда мои дети одеты в полный школьный комплект – это красиво. Бабушка очень любит такие фото. Еще бы: маленький мальчик выглядит как банкир, а девочка как примерная отличница. Услада глаз и именины сердца. Полагаю, большинство родителей от формы тоже в восторге. Если бы только эта красота имела хоть какое-то отношение к знаниям.

Форма в Европе и России

В небольшом курортном испанском городе, где мы прожили некоторое время, было около 10 бесплатных городских школ и одна частная - католическая. Форму, кроме католиков, никто не носил. У тех все было строго: дорого, престижно, не попасть (однако детям, которым местный департамент образования не мог выделить место в бесплатной школе, давали туда направление). Дети в католической школе были одеты подчеркнуто скромно: белый верх (футболка, рубашка), черный низ (юбка/брюки), белые носки, черная обувь. На фоне разноцветного мира этот аскетизм прямо-таки резал глаз. Догадываюсь, родители не сильно долго искали белую футболку и черную юбку. Форма была доступна и недорога.

А потом мы резко оказались в спальном районе российского города-миллионника, где никаких католиков не было. Зато был директор обычной городской школы, которому спокойно не жилось. Дети в этой школе должны были ходить непременно в рубашках строго определенного фиолетового оттенка. На отшибе города, куда редкая птица залетит, курсировали фиолетовые дети, потому что директор посчитал, что это красиво. И посчитал он это, вероятно, совместно с конкретным производителем фиолетовых рубашек. Родители были вынуждены покупать форму в одном месте без какой-либо альтернативы. Чтобы сделать директору красиво, 1500 семей немного сошли с ума и понесли деньги в одну кассу.

В школе, где учатся мои дети, пошли еще дальше: годами здесь используется форма из ткани особого, редкого принта

Найти такую ткань, чтобы сшить форму самостоятельно, невозможно. Лоскуты старой формы родители не выбрасывают, выкраивая из них галстуки и бабочки. Обратиться можно только в два ателье. При заказе спрашивают, в каком классе учится ребенок. Интересно, с какой целью — неужели ведётся финансовый учет?

Манекены с моделями платьев определенного фасона гордо демонстрируются в школьном фойе. У девочек 2 варианта платьев, зимний и летний, каждый — по 6000 рублей. Скидок, если в семье несколько детей, нет.

Средняя зарплата жителя Лондона после вычета налогов составляет 2000 фунтов стерлингов. Возьмем ту же одинокую маму с двумя детьми. Так вот, в Лондоне школьная форма обязательна для всех учеников средней школы (младшая и старшая школы используют форму по своему усмотрению). Только одна компания шьёт форму сразу для нескольких школ, купить можно только у них. Ребёнка в школу в небрендированной одежде не пустят — это нарушение правил, а правила — альфа и омега британской школы. Но когда сын подруги потерял галстук, его с уроков не выгнали, и даже публично не отчитали (как это часто случается у нас). Завуч, сделав строгое внушение о необходимости серьезнее относиться к форме, тут же выдал галстук из своих личных запасов.

Раз в год в школе проходит Uniform Day, когда сотрудники фабрики приезжают с формой в школу, и все можно купить на месте. Кто не успел, покупают в магазине или онлайн. Школьная форма на одного ребенка стоит 80 фунтов. Это красивые светло-серые строгие юбка/брюки, джемпер, пиджак, рубашка. А галстук школа выдает бесплатно на линейке в первый учебный день.

​Итого, чтобы одеть двух детей в школу одинокому родителю нужно потратить 160 фунтов, то есть 8% своей ежемесячной зарплаты. Форма российского школьника провинциального города обходится родителям в 5 раз дороже лондонской. В сердце Европы, в городе олигархов и финансистов, родитель тратит меньше 10% зарплаты на школьную форму для детей. Но и такой суммы у семьи может не оказаться. Может, им презрительно указывают на дверь со словами, мол, таких нищих в нашей школе еще не было, или предлагают обратиться в школу попроще? Нет.

В школе, где учатся дети моей подруги, 30% учеников не могут себе позволить новую форму. Для них работает комиссионный магазин, куда родители выросших детей отдают форму (бесплатно!), а школа распределяет ее среди нуждающихся семей. Таким детям также предоставляется бесплатное государственное питание и выдаются ноутбуки для учебы. Для одной трети всех учеников. Вероятно, нам есть чему у них поучиться.

Никакой индивидуальности

Красота и дороговизна школьной формы не имеет никакого отношения к глубине знаний, социальной справедливости и нравственным ценностям. Как бы дорого и изысканно не были одеты дети в школе, они продолжают травить друг друга, прогуливать уроки, дерзить взрослым, говорить матом с первого класса, отбирать деньги и обижать младших. Все глубинные проблемы школы решаются отнюдь не формой.

Мотивировать к обучению, проводить интересные уроки, учить учиться школа в состоянии без униформы клерка низшего звена. Одежда – часть самовыражения, она демонстрирует мышление, выражает позицию, декларирует точку зрения. В этом нашим детям отказано.

Наши дети растут в парадигме полного подчинения и абсолютной скованности целых 11 лет. Школьная форма заковывает ребенка в строгие рамки подконтрольного существа. А рабское мышление начинается с мелочей: промолчать в деталях, не отстоять свои права, не высовываться, не высказаться, не противостоять несправедливости, не надевать яркое, не выбирать собственный стиль, не подчеркивать свою индивидуальность.

Дети с семи лет закованы в дресс-код офисного планктона. Школьная форма незаметно вымарывает уникальность и глубоко прячет её. Через 11 лет некоторые дети и не вспомнят о своих особенностях. Ведь их этому не учили, им не дали попробовать, поэкспериментировать, сравнить себя в другими, определиться. Зато их учили быть незаметными, бесцветными, послушными, покорными, молчаливыми и соглашающимися. И они легко впитывают эти алгоритмы и ролевые модели.

Разве такими мы хотим видеть своих детей? В своей жизни они еще успеют побыть офисным планктоном, сотрудниками салонов связи, банковскими операционистами, мастерами маникюра и водителями автобусов, которые тоже одеты в униформу. Некоторые из них будут так одеты всю свою жизнь.

Они будут носить строгую скучную корпоративную форму – часто не по размеру, нелепую или некрасивую. Офисный дресс-код станет их второй кожей. Зачем лишать детей детства? Яркости, смелости, экспериментов? Какая особая крамола заложена в распущенных волосах девочек, в длинных нетипичных стрижках мальчиков или яркой и свободной одежде?

Но стоит родителю робко заикнуться о некоторой послаблении в форме, их тут же строго одергивают: "Отдавая ребенка в школу, вы подписали Устав! Вы должны его соблюдать!" Хочется ответить: а давайте сначала педагоги начнут соблюдать свой школьный Устав? Например, перестанут орать на детей, оскорблять и унижать их? Прекратят перекладывать на родителей домашние задания и втягивать их в тяжкие школьные расходы?

Формирование внутренней свободы - процесс долгий и трудоемкий. Свободомыслие нужно взращивать, формировать для него особую среду, которая потом станет для ребенка естественной. Только внутренняя свобода позволит ребенку смело идти вперед во взрослом возрасте.

А как же дисциплина, основа российской педагогики? Но, позвольте, если кроссовки, цветные колготки, яркие футболки, разноцветные волосы, нестандартные стрижки и джинсы способны пошатнуть школьную дисциплину, значит, она уже фатально пострадала и корчится в предсмертных судорогах. Такую дисциплину формой не спасти. Тут нужны настоящие радикальные меры.

Например, посмотреть правде в глаза: многие учителя свою работу ненавидят, половина из них - с неустойчивой психикой, родителей предпочитают финансово использовать, на работу ходят только потому, что не знают чем еще зарабатывать. Исключения есть, но они подтверждают правило.

Возможно, стоит приглашать на работу неравнодушных, мотивировать увлеченных, следовать принципам гуманизма, уважения и сострадания по отношению к детям. Поддерживать социально слабых, активно использовать социальные лифты, не перекладывать на родителей свою работу, создавать среду принятия, свободы и царства знаний.

Тогда и дисциплина без всякой формы подтянется. И школьный Устав пригодится, который, в первую очередь, будут соблюдать учителя и руководство. И никакая учительница сахалинской школы не сможет унизить девочку за дырку на кофте, а учительница в Краснодаре не посмеет, публично оскорбляя, умывать в школьной раковине в коридоре девочку-подростка.

Пусть священный устав школы начнет регулировать дисциплину с отношения педагогов к детям. А школьную форму оставит для частных элитных учебных заведений.

Анютины глазки, погупать накладно? А свою одежду марать в школе не накладно?
Раньше все в школу с 1 по 11 класс в форме ходили. А чтоб выпендриться, так для этого другое время есть. Вот у меня соседняя школа была, там директриса ввела строгий дресс-код, юбка ниже колена, никаких брюк, мальчикам только в костюмах, каблук не выше 4 см, в кроссовках ходить нельзя и т.д. Вот это накладнее для родителей. А из школьной формы тоже можно конфетку сделать. И главное-то не одежа, а то что внутри! Если не хотите быть одинаковыми, то выделяйтесь умом, характером и т.д.

Да, Наталия Головащенко, я учитель в школе, хотя пока и начинающий. Детская жестокость в школе не знает границ. Девочку могут зачмырить только за то, что она одета не по последней моде, поэтому в том что форма всех равняет, есть только плюсы.

Школьная форма нужна, хотя бы для того, чтобы сделать вскех равными. Главное просто подобрать нормальный и симпотичный фасон.
Я не понимаю, зачем дети ходят в школу - показать последнии новинки моды? Так для этого есть какие-нить подиумы, на крайний случай на прогулке по городу пусть выпендриваются.
А в школе нужно учиться, а не полуприкрытой задницей вилять или голым пузом сверкать.

другое поколение, они не знают того, что в школу нужно как-то по-другому одеваться и не принимают этого

А кому понравится 9 месяцев в году ходить как одетыми все?Вы себя представьте на их месте,вам бы понравилось?

Во-первых накладно покупать. Во-вторых надо же показать последнюю моду. Например джинсы, которые с задницы до колен свисают.

можно и в не учебное время.. когда я ходил в школу и меня заставляли ее надевать--чистая казарма, хочешь привить ненависть к школе?Да и к себе тоже--за прямое насилие над личностью? продолжай в том же духе

урованяловка потому что - а все разные. каждый стремится привлечь к себе внимание - кто-то на училку матом орет во втором классе, а кто-то вообще никак намеренно к себе не привлекает внимания, а в итоге все о нем(ней) знают. Это просто усложняет естественные процессы. Но по-моему все проблемы из-за недостаточной подготовки детей к школе, к возможным конфликтам с сверстниками и учителями. В итоге что-угодно может быть и форма имеет малое значение. Вот у меня когда я учился - форму не носили, племянник щас учится - носят. Я был нормальный спокойный, а племянник мой дурак.

mozno , no ne vse vidjat. potomu-sto skolnaja forma dlja nih otstoi. ja bi toze ne hotela v nei hodit. uzas.

В школе, где учится моя дочь, школьная форма обязательна. Других вариантов нет, директор устраивает скандал, стоит прийти без пиджака. Поэтому дети воспринимают форму как данность. А разнообразие вносят кто как - я своей дочке блузки красивые покупаю цветные, колготки нарядные, обувь, причёски делаем разные. Девочки есть девочки. даже в школе. слава Богу, стричься под ноль пока не заставляют. А вообщето у них форма ничего , симпатичная - зелёный пиджак и красная юбка-шотландка. Мы в своё время носили и не такое страшилище.

Школьная форма - это конечно хорошо. .
Но с психологической точки зрения, это не дает возможности развиваться.

Они же не привыкли. Если бы их с 1-го класса к этому приучили, они бы и относились к этому как мы, спокойно. Ну форма и форма. Чем вас дети то обидели. Пусть выпендриваются сколько хотят. Будет им много лет и не захочется уже этого выпендрежа. Я, например, не против чтобы дети ходили не в форме. Хотя у моей дочери ввели форму с этого года, а она в 11 классе. Ну купили мы ей этот костюм. А все равно джинсы одевает с пиджаком. Не понимаю что вас бесит?? Вы что учитель в школе?

Форма необязательна. Можно быть просто опрятно одетым. И еще многое зависит от формы. В некоторых классах джинсовую ввели. Вполне нормально. Но согласитесь все же - ходить всем в одинаковой одежде как подопытные кролики?! Это пусть в спец. школах или гимназиях так ходят, а в обыкновеных школах вовсе не обязательно. Причем сейчас такая молодежь - некоторые стесняются даже форму носить - это не нравится, то не нравится. А вот насчет мини-юбок и джинсов-труб вполне согласна - не школьная это одежда.
Несмотря на то, что в нашем классе как таковой формы не было, я независимо от этого всегда одевалась опрятно, и любили меня одноклассники не за то,что на мне одето, а за мой характер.
А вот насчет формы поспорить можно. Главное - чтобы не вызывающей одежда была.

Есть мнение, что ученики, которые носят школьную форму, реже пропускают занятия и чувствуют себя приобщенными к коллективу. Ученые из США показали, что это не так. Более того, они пришли к выводу, что ношение формы способно даже нанести вред учащимся.


Школьную форму посчитали бесполезной и даже вредной для детей / ©Getty images

Руководство и учителя российских школ относятся к тому, чтобы ученики носили форму, с поистине фанатичным рвением. Кажется, их гораздо меньше волнуют учебный процесс и успеваемость учеников, чем одежда. Сторонники формы считают, что ее ношение помогает сплотить класс, способствует повышению посещаемости и даже улучшению оценок. Хотя вопрос остается дискуссионным, эмпирических исследований по этому поводу проведено мало.

В российских школах форма внедрена почти везде, особенно в младших классах. А вот в США ее, как правило, носят в частных учебных заведениях. Хотя форма становится все более популярной и там: в 2011-2012 годах ее в обязательном порядке ввели примерно в 20 процентах американских государственных школ, в то время как еще в 1995-1996-х это число составляло лишь три процента. В частных школах и того больше: примерно шесть из десяти таких учреждений в 2011-2012 годах требовали наличие формы.

Исследователи из Гарвардской медицинской школы провели масштабное исследование и выяснили, каким детям чаще ставят диагноз СДВГ, а также высказали опасения о гипердиагностике расстройства.

Исследование включало опрос учителей, которые оценивали каждого ученика по разным параметрам: интернализация поведения (например, тревога и социальная замкнутость) и экстернализация (агрессия, уничтожение личных предметов других детей), а также социальные навыки. Кроме того, учителя предоставили информацию о пропусках занятий.

Исследователи среди прочего оценили показатели самоотчета подростков, которые учились в пятом классе. Те сообщали о своем чувстве принадлежности к школе и классу, а также об эпизодах буллинга и социальной тревожности. Итог анализа ученых оказался совсем не радужным. Оказалось, школьная форма не только не улучшала эти показатели, но даже ухудшила один из них: те, кто носил форму, чувствовали меньше общности со школой и классом, чем те, кто не придерживался обязательного внешнего вида.

То есть форма имела противоположный ожидаемому эффект. Почему так происходит, исследователи пока не знают. Возможно, это связано с тем, что ношение подобной одежды нивелирует индивидуальность учеников, не позволяя им выразить себя посредством одежды.

Читайте также: