План работы психолога с одаренными детьми в школе на 2021 2022

Обновлено: 02.07.2024

План работы с одаренными детьми на 2021-2022 уч. год.

1. Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта.

2. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

3. Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3.Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

1.Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2.Акцент на решающую роль теории.

3.Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4.Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5.Поддержание интереса, любознательности.

6.Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т.д.

Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.

Основные направления работы

I . Разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся.

II . Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

III .Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

IV . Развитие творческих способностей учащихся.

V . .Поощрение – стимулирование дальнейших творческой деятельности.

VI . Организация методической работы с учителями по данной проблеме.

Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика:

1.Изучение диагностических методик, основанных на валидной, доступности, информативности емкости.

2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4.Изучение личностных потребностей, одаренных учащихся путем собеседования.

5.Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II . Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3.Знакомство учащихся с новинками литературы.

4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.

8.Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

9.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III . Развитие творческих способностей:

1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2.проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- выступление в лекторских группах;

- назначение ответственными за проведение предметных недель;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4.Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов, работа НОУ.

IV . Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, краевых олимпиад. К празднованию Дня школы – выставка творческих достижений учащихся.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3.Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

5.Награждение отличников учебы по итогам года стипендиями.

Ожидаемые результаты:

- Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.

- Формирование банка технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми.

- Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний).

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

учебный год

Пояснительная записка

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходит с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Большинство одарённых детей, в соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми. Б. М. Теплов определил деятельностный подход выявления одарённости (по результатам, успехам в какой-либо деятельности), при этом одарённость поделил на общую (к широкому спектру деятельности) и специальную (к определённому виду деятельности). И.Я. Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. А.М. Матюшкин положил в основу развития одарённости творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся в процессе его взросления. Признаками одарённости считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования. Н.С. Лейтенес в основу формирования и роста способностей положил социальную среду, в которой исключительные задатки могут как развиваться, так и деградировать.

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Талант и одарённость могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. Становление одарённости возможно через целенаправленную работу по её выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве задатков.

В сфере образования традиционно большое внимание уделяется академической одарённости. При этом, наряду с общей интеллектуальной академической одарённостью выделяют специальные виды одарённости (музыкальную, художественную, хореографическую, вокальную, социальную, лидерство и т.п.). Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения (потенциальная одарённость) в любой социально-значимой сфере человеческой деятельности. Во внимание необходимо принимать и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Цель: создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей.

Читайте также: