Почему соня хочет дать раскольникову крест кратко

Обновлено: 04.07.2024

Однажды бедный студент Раскольников заходит перекусить в харчевню и там знакомится с горьким пьяницей Мармеладовым, бывшим чиновником. Мармеладов рассказывает Раскольникову о своей дочери Соне и ее непростой судьбе. Таким образом молодой человек заочно знакомится с Соней Мармеладовой. Это происходит в части 1 главе II, незадолго до совершения Раскольниковым его преступления.


Личное знакомство Раскольникова и Сони

Спустя несколько дней, уже после своего преступления, Раскольников впервые лично видит Соню Мармеладову. Как это происходит? В этот день Раскольников видит на улице своего приятеля Мармеладова, которого только что раздавили лошади на улице. Молодой человек помогает отнести умирающего домой. Узнав о случившемся, в комнату Мармеладовых прибегает испуганная Соня. В этот момент Раскольников впервые лично видит ее. Через несколько мгновений Мармеладов умирает на руках у дочери. В эту встречу Раскольников и Соня не беседуют лично. Молодой человек уходит, оставив нищим Мармеладовым деньги на похороны. (часть 2 глава VII)

На следующий день после смерти Мармеладова Соня приходит к Раскольникову в его каморку и благодарит его за деньги, оставленные на похороны. В этот момент в каморке также находятся его мать и сестра Раскольникова. Молодой человек представляет им Соню, и те вежливо приветствуют ее. (часть 3 глава IV)

В тот же день Раскольников приходит к Соне в ее комнату, чтобы поговорить. В эту встречу отношения Сони и Раскольникова становятся более доверительными. Молодой человек говорит подруге, что позже придет рассказать ей, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. (часть 4 глава IV)

На следующий день Раскольников приходит на поминки Мармеладова, которые проходят после его похорон. Среди собравшихся на поминальном обеде присутствует и Соня. Во время обеда в комнату Мармеладовых входит господин Лужин и обвиняет Соню в воровстве. К счастью, на сторону Сони встает один из жильцов дома господин Лебезятников, который разоблачает подлость Лужина. После этого скандала Соня убегает в слезах к себе домой. (часть 5 глава III)

В тот же день после поминок Раскольников снова приходит к Соне. В эту встречу отношения друзей переходят на новый уровень доверия и глубины. Раскольников рассказывает Соне о своем преступлении. В это время за стеной их беседу подслушивает господин Свидригайлов. Соня выслушивает признание друга, но не осуждает его. Напротив, она сочувствует и разделяет его мучения. Она советует другу покаяться и явиться с повинной, но тот не готов к этому шагу (часть 5 глава IV). В этот же день мачеха Сони, Катерина Ивановна, падает на улице, после чего умирает.

После смерти Катерины Ивановны Соня и Раскольников несколько раз встречаются по поводу организации похорон. Однако молодые люди в эти дни, судя по всему, мало разговаривают друг с другом. Об этих встречах автор говорит очень мало.

Через несколько дней Раскольников наконец решает совершить явку с повинной. Перед тем как идти в полицию, он приходит к Соне. Девушка надевает ему на шею крест. Когда молодой человек уходит, она тайком идет за ним следом. Сначала Раскольников отправляется на перекресток и молча становится на колени перед народом, после чего он идет в полицию. Соня незаметно следует за ним, но он догадывается, что она где-то рядом. Придя в контору, Раскольников сначала трусит и уходит, так и не признавшись в преступлении. Выйдя на улицу, он видит бледную, испуганную Соню и снова поднимается в контору, где наконец и признается в убийстве (часть 6 глава VIII).

Раскольников и Соня на каторге (в Эпилоге)

После суда над Раскольниковым Соня следует за ним в Сибирь. Там, на каторге, Раскольников ведет себя холодно и довольно безразлично к Соне, но девушка продолжает поддерживать его, несмотря на его холодное отношение. В конце концов Раскольников осознает, насколько Соня дорога ему, и с этого момента отношения героев меняются. Молодые люди понимают, что им предстоит долгое ожидание, но они надеятся, что в конце концов смогут вместе начать новую жизнь.


Такова история отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание" Достоевского.

Ситуации обмена крестами как центральный эпизод символического плана романов Ф. М. Достоевского

Флегентова Татьяна Николаевна,

соискатель Кемеровского государственного университета,

методист Института повышения квалификации учителей, г . Кемерово.

В современном литературоведении изучение творчества Ф. М. Достоевского занимает одно из ведущих мест и уже имеет свою историю. В целом, наследие писателя осмысливается широко и в различных направлениях [Есаулов И. А.].

Ситуации обмена крестами как центральный эпизод символического плана романов представляют собой ключевые сцены, в которых крест представлен не только в визуальной, но и в материальной данности. Обмен крестами налагает на героев особую ответственность за жизнь другого человека, что проявляется в принятии решения о несении чужого креста как своего собственного.

У Достоевского нательные кресты – это не только кресты, изображающие распятие, но и нательные образы. Таким образом, обмен крестами в широком смысле – любой акт передачи креста или образа другому человеку.

Как видим, в этом тексте рассказана не просто история обмена крестами, но и история самого появления креста. Перед тем, как обменяться крестами, Парфен требует от Мышкина показать его. Получается, что одного словесного представления становится недостаточно, необходимо увидеть крест. Таким образом, словесное описание сопровождает визуальное действие, и в то же время визуальному предшествует словесное. Эта одна их главных особенностей мышления князя Мышкина.

Для Дмитрия деньги госпожи Хохлаковой – спасение в его отчаянии. Она же предлагает ему другое: по мнению хозяйки, спасение Дмитрия – золотые прииски, она направляет его на новый путь, желает ему начать новую жизнь. Перед нами разворачивается сцена, в которой герои не понимают друг друга. Ключевой момент – появившиеся из многочисленных ящичков бюро образок из Киева от мощей Варвары-великомученицы
[Христианство: энциклопедический словарь].

В христианской энциклопедии говорится, что в храме Варвары в Константинополе спасались как в убежище обличенные в преступлениях и подлежавшие каре закона. Этим фактом может быть объяснено народное представление о том, что святой Варваре от Бога дана благодать спасать от внезапной насильственной смерти.

Самоубийство выбирает, решив себя застрелить на рассвете в Мокром, и Дмитрий Карамазов. В роковую минуту он молится Господу, который услышал его: старый слуга остался жив, на Дмитрии нет крови, он не совершил преступления.

Госпожа Хохлакова надевает его на Дмитрия, благословляя на новую жизнь. На груди у Дмитрия находится и другой предмет: зашитые в ладонку полторы тысячи. Примечательно, что ладонку Дмитрий сорвет с себя в тот же день, в который наденет образ. Так образ Варвары-великомученицы ведет Дмитрия к спасению, как и обещала госпожа Хохлакова, отдавая его. Спасение старшего Карамазова оказывается в чистой от греха, с любимой женщиной, жизнью на каторге.

1. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30 т. [Текст] / Фёдор Михайлович Достоевский. – Т. 6. Преступление и наказание. – Л.: Наука, 1973. – 423 с .

2. Достоевский Ф. М. Собр. сочинений: в 30 т. [Текст] / Федор Михайлович Достоевский. – Т. 8. Идиот. – Л.: Наука, 1973. – 511 с .

3. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30 т. [Текст] / Федор Михайлович Достоевский. – Т. 14. Братья Карамазовы. – Л.: Наука, 1976. – 511 с .

4. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30 т. [Текст] / Федор Михайлович Достоевский. – Т. 15. Братья Карамазовы. – Л.: Наука, 1976. – 624 с .

5. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности [Текст] / И. А. Есаулов. – М.: Кругъ, 2004. – 559 с.

6. Карасев Л. В. О символах Достоевского [Текст] / Л. В. Карасев // Вопросы литературы. – М., 1994. – № 10. – С. 90-111.

7. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. [Текст] / ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 – 1995.

Поступила в редакцию 28.09.2010 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Он взял у Сони крест:
" Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный,
перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.
- Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе! И точно, я
до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берешь, - покажи-ка? Так на ней он был.. . в ту минуту? Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь. "
И дальше:
" Но он все-таки шел. Он вдруг почувствовал окончательно, что нечего себе задавать вопросы. Выйдя на улицу, он вспомнил, что не простился с Соней, что она осталась среди комнаты, в своем зеленом платке, не смея шевельнуться от его окрика, и приостановился на миг. В то же мгновение вдруг одна мысль ярко озарила его, - точно ждала, чтобы поразить его окончательно.
"Ну для чего, ну зачем я приходил к ней теперь? Я ей сказал: за делом;
за каким же делом? Никакого совсем и не было дела! Объявить, что иду; так что же? Экая надобность! Люблю, что ли, я ее? Ведь нет, нет? Ведь вот отогнал ее теперь, как собаку. Крестов, что ли, мне в самом деле от нее понадобилось? О, как низко упал я! Нет, - мне слез ее надобно было, мне испуг ее видеть надобно было, смотреть, как сердце ее болит и терзается!
Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть! И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец! "

ЗЫ. Прочитайте лучше роман. Лучше любого детектива

Юмор спасет мир Мыслитель (6691) Всё в книге, голубушка. Вместо того, чтобы сидеть на "ответах", надо книги читать. Мы своё уже отучили, а вы со своими домашними заданиями уже достали, никто их за вас делать не собирается. когда вы это уже поймёте. Желаю вам всяческих успехов в учёбе. Не обижайтесь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Задачи урока:

- развивающие: 1) стимулировать у учащихся проявлять инициативу, 2) развивать эмоциональную сферу учащихся, 3) развивать устную и письменную речь учащихся, 4) развивать умение выразительно читать и анализировать художественный текст; 5) развивать навыки аналитического чтения и художественного пересказа;

- воспитательные: 1) воспитывать бережное отношение к нравственным категориям (вере, истине, правде, состраданию), 2) воспитывать интерес к биографии писателя и произведению классической литературы.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, работа с учебником.

I . Организационный момент

Приветствие:

-Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

Проверка отсутствующих:

-Давайте проверим, кто сегодня присутствует на занятии.

Оформление тетради:

-Запишем дату, 08.03.17, тему урока.

II . Проверка д/з, репродуктивная беседа

Ведущее слово учителя:

Вступительное слово учителя

На предыдущем уроке мы рассматривали теорию Раскольникова о праве сильной личности, приведшую его к преступлению. Героиней сегодняшнего урока будет Соня Мармеладова.

У Сони никакой теории нет. Она живет не умом, а сердцем. А вот сам образ её несет определенную и очень важную идею.

Проблемный диалог с опорой на текст романа

– Когда мы слышим первое упоминание о Соне?

(В грязной распивочной, от её отца – спившегося, опустившегося чиновника Мармеладова)

Мы долго не будем видеть её лица, одежды, слышать её голоса. А Мармеладов говорит:

Это слова отца о дочери. О дочери, которая пожертвовала собой, чтобы спасти семью от голода.

Само имя Софья, София (мудрость) не случайно. Ей 18 лет.

– Что же мы узнаем из рассказа Мармеладова?

Художественный пересказ эпизода учащимися.

О внешности Сони Мармеладовой известно следующее : ". белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое. " ". худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами." "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."

Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью.

Мармеладов рассказывает Раскольникову о Соне:

Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.

А дальше Раскольников проводит Мармеладова по его просьбе домой.

– Расскажите, как это произойдет.

Художественный пересказ эпизода. Ч.1, гл.2

- Пойдемте, сударь, - сказал вдруг Мармеладов, поднимая голову и
обращаясь к Раскольникову, - доведите меня.. . Дом Козеля, на дворе. Пора.. . к Катерине Ивановне. " Так Раскольников увидел комнату Мармеладовых, Катерину Ивановну и детей.
Ну а Соню он увидел позже, когда несчастье случилось с ее отцом и, благодаря Раскольникову, умирающего Мармеладова принесли домой - за Соней бегала Поленька.

Спускаясь по грязной черной лестнице, Раскольников подумает: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!"

Перечитаем и задумаемся. Перед Раскольниковым – пример величайшего самопожертвования. Соня – самый серьезный его идеологический оппонент .

Намечены два пути : примириться и жить за счет того, что она заработает (и тогда человек подлец), а если хоть кто-то не подлец, он постарается все это разрушить, противопоставив этому всю волю. И тогда его теория оправданна.

В системе христианских ценностей падение Сони – это самопожертвование . Раскольников этого понимать не хочет.

И только через 140 страниц после начала романа появляется Соня Мармеладова.

– В каком эпизоде это произойдет?

(У постели умирающего отца)

Просмотр видеофрагмента.(1 встреча)

По окончании просмотра – обсуждение:

Почему Соня остановилась у порога?

Такой ли вы представляли себе героиню?

В следующий раз мы увидим Соню Мармеладову в комнате Раскольникова, когда она придет звать его на поминки. Просмотр видеофрагмента – 2 встреча.

Где происходит действие (в комнате Раскольникова)? Что можно сказать о комнате (небольшая, тесная, бедная, одна полка, на которой 2 книги, темные, грязные стены, на вешалке всего 2 тряпки, стулья скрипят, в комнате темно, одно маленькое окно – свет в конце тоннеля). Кто еще был у него в тот момент? (Дуня, Пульхерия Ивановна, Разумихин Дмитрий Прокофьич). Как ведут себя герои? Соня робеет, стесняется, благодарит, речь прерывиста. Затем она плачет. Дуня дает ей платок. О чем они разговаривают? (о поминках). Соня демонстрирует бесприкословное подчинение. Екатерина Ивановна приказала ей пойти к Р. Чему удивляется Раскольников? (тому, как можно на такие малые деньги еще и поминки устроить).

Просмотр видеофрагмента – 3 втреча . 4 ч.4 гл. Раскольников сам придет к Соне- 1 визит Р-ва к Соне .

Откройте эту сцену.

- Какие события предшествуют этой встрече? (смерть Мармеладова, убийство старухи и Елизаветы).

-Зачем Раскольников совершает свой первый визит к Соне Мармеладовой? (чтобы поговорить с ней наедине.)

– Почему он идет именно к ней? ( Его тянет к этой бедной и безответной девушке. Он видит в ней родственную душу, грешницу, как и он . Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)

- Что же дает ей силу жить дальше? (забота о близких).

(В их первую встречу Раскольников и Соня разговаривают о Боге. Раскольников просит Соню прочитать ему отрывок из Евангелия о воскресении Лазаря. В первый визит Раскольникова к Соне он говорит ей, что им нужно быть вместе, потому что они похожи. Соня плохо понимает эти загадочные слова. Уходя, Раскольников обещает Соне в следующую встречу рассказать, кто же убил Лизавету и старуху-процентщицу. )

– Что видит Р-в в комнате Сони? Почему она живет одна? (Бедность и страдание. Соня занимается проституцией. Ей неприлично было оставаться в квартире ее семьи. Соня проживает на третье этаже, в квартире № 9. Она снимает комнату в квартире портного Капернаумова. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.)

Комната Сони:

Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. . небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок."

Затем Раскольников требует , чтобы Соня прочитала ему притчу о Лазаре.

Художественный пересказ эпизода.

– В чем же новое слово Раскольникова?

Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?

- Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?( нет, но в этом эпизоде вера Сони пошатнула его идеи ).

Вывод:

В первую встречу Раскольников сначала ведет себя надменно и почти жестоко. В его поведении много напускной циничности и холодности. Раскольников ведет себя безжалостно. Он почти смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога. В эту первую встречу между героями происходит важный диалог о Боге. В этом диалоге сталкиваются две правды - правда Сони и правда Раскольникова. После прочтения Евангелия Раскольников говорит Соне, что видит в ней родственную душу. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой. После этого разговора Соня всю ночь проводит в лихорадке и даже плачет. Очевидно, что первая встреча с Раскольниковым потрясает Соню.

2. Второй визит Раскольникова к Соне ( Часть 5 глава IV ) Второй визит Раскольникова к Соне это насыщенный и волнующий эпизод. В эту встречу Раскольников доверяет Соне свою тайну - он признается в своем преступлении. Соня потрясена, но она не отвергает Раскольникова. Соня жалеет его и понимает, что он погубил не только старуху и Лизавету, но и себя. В этот второй визит Раскольников объясняет Соне причины преступления и свою теорию . Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. Но Раскольников не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. Сам на себя он не готов доносить.

- Когда происходит вторая встреча Сони и Раскольникова? - в день похорон чиновника Мармеладова. Как известно, подлый господин Лужин прямо на поминках Мармеладова клевещет на Соню. Он обвиняет Соню в воровстве денег. К счастью, оказавшийся рядом Лебезятников доказывает невиновность Сони. После этого эпизода Соня бежит к себе на квартиру. Вскоре к ней приходит Раскольников.

Во время второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня уже не выдерживает и просит Раскольникова "не мучить" ее: ". Говорите лучше прямо, чего вам надобно! вы опять на чтото наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли. " (Соня Раскольникову)

Раскольникову трудно говорить с Соней искренне . Поэтому он прикрывает свою боль сарказмами и иронией. Но перед доброй и чистой Соней он решает сорвать с себя маску: ". Он вдруг переменился; выделаннонахальный и бессильновызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел . " (автор о Раскольникове) Доброта и любовь Сони обезоруживают Раскольникова. Он начинает говорить с ней по-другом, без цинизма: ". он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак. " (автор о Раскольникове) Раскольников не в силах прямо сказать Соне, что он - убийца. Он намекает ей, что знает убийцу, и просит Соню угадать. Смотря в глаза Раскольникову, Соня вдруг понимает, что Раскольников - убийца.

-Как Соня реагирует на признание Раскольникова в убийстве?

Соня переживает и не находит себе места. Она обнимает Раскольникова . В ее словах нет осуждения. Соня всем сердцем жалеет Раскольникова: ". Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете. " (Соня Раскольникову) После этого Соня и Раскольников заговорили о причинах убийства и о том, как именно оно произошло. Из откровений Раскольникова мы узнаем еще больше о его теории и причинах преступления: ". я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…" (Раскольников) Раскольников видит причины своего преступления не столько в своей теории, сколько в своем тщеславии и самолюбии, из которого вытекла эта теория : ". предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию. " (Раскольников о себе) После этого Раскольников рассказывает Соне о том, как он впал в нищету и перестал учиться в Университете. Потом Раскольников снова говорит о том, что он убил не из-за денег: ".. Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу. " (Раскольников о себе)

- В чем Раскольников хочет убедить Соню?

Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6 глава VIII) Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. В эту встречу Раскольников приходит к Соне, чтобы та надела на него крест. Этот кипарисовый крест, который надевает ему Соня - символ креста, который на себя берет Раскольников. Соня просит Раскольникова помолиться и перекреститься перед уходом. Раскольников просит Соню не идти с ним. Он отправляется один на улицу, где встает не колени перед толпой - как и советовала ему Соня. Затем Раскольников идет в контору, где признается в убийстве старухи и ее сестры.

Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?

– К каким же приемам раскрытия образа героини мы обращались в ходе урока?

hello_html_73f2e7b7.jpg

Соня Мармеладо ва является дочерью спившегося чиновника Семена Мармеладова. Полное имя героини - Софья Семеновна Мармеладова. Возраст Сони Мармеладовой - около 18 лет. Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью. Соня - бедная, но честная и трудолюбивая девушка без особых талантов. Соня Мармеладова - кроткая, робкая, безответная девушка. Соня - добрая, самоотверженная, благородная девушка, по мнению ее мачехи: ". стала с одушевлением говорить о несомненных способностях Софьи Семеновны служить ей помощницей, "о ее кротости, терпении, самоотвержении, благородстве и образовании". " ". да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!" "Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтыйто билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала. " (Катерина Ивановна о Соне) Соня - доверчивая девушка. Она наивно верит, что господин Лужин желает ей помочь деньгами от чистого сердца. Соня - малообразованная девушка. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам. Соня - глубоко верующая девушка. Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную, больную женщину. Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. А был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. Из-за своего постыдного ремесла Соня вынуждена жить отдельно от семьи - на квартире у портного Капернаумова. Соня содержит отца, мачеху и ее троих детей. Бедная девушка является единственным источником дохода в семье. За это Раскольников называет Соню "колодцем", которым пользуются Мармеладовы. Соня зарабатывает деньги ценой унижений и страданий, но никогда не попрекает этим свою семью. Соня не осуждает своего отца за пьянство и, напротив, милосердно дает ему деньги на трактир. Соня не жалеет денег на детей своей мачехи Катерины Ивановны, которых она не обязана содержать. После суда над Раскольниковым Соня самоотверженно следует за ним в Сибирь. На каторге она всячески поддерживает его и живет только его жизнью. На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь. В конец концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь.

IV . Домашнее задание

Ведущее слово учителя:

V . Обобщение изученного материала

Обобщающее слово учителя: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с правдой двух главных героев романа.

Заключительное слово учителя: Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания.

Читайте также: