Почему сказка называется царевна лягушка 5 класс кратко
Обновлено: 04.07.2024
Число страниц: 36.
Жанр произведения: народная волшебная сказка.
Главные герои: Иван-царевич, Лягушка — она же Василиса Премудрая.
Второстепенные герои: Царь, братья, невестки, Баба-Яга
Характеристика главных героев:
Иван-царевич — добрый, доверчивый.
Считал, что ему не повезло, но не бросал свою лягушку.
Василиса — мудрая, находчивая и верная жена.
Была лягушкой, превратилась в прекрасную царевну.
Характеристика второстепенных героев:
Старшие братья и невестки — завистливые и гордые.
Царь — хитрый, мудрый, хотел счастья сыновьям.
Баба-яга — мудрая женщина, волшебница.
Решил царь женить сыновей и велел пустить им стрелы наугад.
Старшим братьям достались невесты купеческие да боярские, а младшему попалась лягушка.
Решил царь проверить невесток. Приказал хлеб испечь.
Жёны старших братьев невкусный хлеб испекли.
А лягушка превратилась в Василису Премудрую, и шикарный каравай приготовила.
Велел царь невесткам ковры выткать.
У жён старших братьев ничего не получилось, а Василиса отличный ковёр выткала, на котором всё царство показала.
Позвал царь невесток на пир.
Превратилась лягушка в красавицу, всех на пиру затмила своей красотой, и мудростью.
Да только Иван поспешил домой и сжёг её шкурку лягушачью.
Обернулась Василиса голубкой и улетела.
Отправился Иван её искать.
Встретил по дороге различных животных, но пощадил их.
И звери ему помочь обещали.
Добрался Иван до Бабы-яги и подсказала старушка, где смерть Кощея спрятана.
Помогли Ивану медведь, заяц и щука добыть яйцо со смертью Кощея.
Достал Иван иголку и сломал.
Умер Кощей, а Василиса к Ивану вернулась.
Стали они жить счастливо и в любви.
План сказки:
- Три стрелы.
- Неожиданная невеста.
- Хлеб для царя.
- Ковёр для царя.
- На пиру.
- Сожжённая шкурка.
- Иван в поисках.
- Три зверя лесных.
- У Бабы-яги.
- Смерть Кощея.
Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит человека по его внешности.
Ещё одной главной мыслью можно назвать то, что ради любви человек способен преодолеть любые препятствия и трудности.
Чему учит сказка
Сказка учит не судить человека по внешности, а смотреть на его поступки и внутреннюю красоту.
Учит не требовать от человека то, чего он не может выполнить.
Учит ценить своих близких и быть готовым на всё ради них.
Учит бороться за своё счастье и не бояться трудностей.
Учит быть смелыми, отважными, рассудительными и добрыми.
Учит отвечать за свои поступки и думать перед тем, как что-то делать.
Прочитав эту сказку, я была восхищена смелостью и настойчивостью Ивана, и красотой, и мудростью Василисы.
Эти герои были созданы друг для друга.
Никакие препятствия не могли помешать их счастью.
Сказка очень интересная.
В ней много приключений, волшебных превращений.
В сказке присутствует народный юмор, что делает её ещё более привлекательной.
Мне понравился Иван.
Царевич был удивлён, когда его стрелу поймала лягушка, но сдержал слово и женился на ней.
И это принесло ему счастье.
Но когда он подумал, что знает секрет жены, то поспешил и всё испортил.
И пришлось ему искать смерть Кощея по глубоким лесам.
Мне понравилась Василиса, дочь Кощея.
Она была такой умной, что завистливый отец превратил её в лягушку.
Но Василиса и тут сумела найти выход и вышла замуж за царевича.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что у каждого человека есть свои секреты, которые нужно уметь уважать.
Ведь попытки влезть в чужую душу могут привести к неприятным последствиям.
Пословицы к произведению:
- Не по виду суди, а по делам гляди.
- Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
- Было бы счастье, да несчастье помогло.
- Всяк своего счастья кузнец.
- Семь бед — один ответ.
Словарь неизвестных слов:
- Стряпать — приготовить.
- Задворенка — пожилая одинокая женщина.
- Квашня — тесто на дрожжах.
- Ширинка — тканевая сумка.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!
Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золочёная карета, тройкой гнедых коней запряжена.
Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.
В названиях русских сказок можно заметить одну интересную закономерность. Большинство из них, особенно это касается волшебных сказок, сразу в названии указывают и главного героя и главного антигероя, с которым приходится иметь дело герою. В сказке "Царевна-лягушка" главными героями оказываются сама царевна-лягушка, она же Василиса Премудрая и Иван Царевич, который вынужден биться с Кощеем Бессмертным. Причем если в отдельных эпизодах на первое место в повествовании несомненно выходит образ царевны-лягушки, то в целом в сказке главный герой все-таки Иван Царевич.
И тем не менее, сказка не названа "Иван Царевич и Кощей Бессмертный", возможно потому, что эти образы стали уже привычными и не создают оригинальность сказки, а вот образ Царевны-лягушки почти уникален и сразу запоминается. И именно Царевна-лягушка вызывает наибольшие симпатии у читателя сказки.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Урок литературы 5 класс
знакомство с особенностями образно-стилистического и композиционного строя волшебной сказки;
развитие навыка выразительного чтения и композиционно-стилистического анализа произведений;
воспитание нравственных качеств: доброты, толерантности, трудолюбия, верности и честности.
I. Организационный этап
II. Актуализация
Конкурс знатоков.
2. Где и в чем была запрятана жизнь Кощея Бессмертного?
3. Перечислите героев сказки, которые помогли Ивану-царевичу.
4. За что наказан разлукой с Василисой Премудрой Иван-царевич?
5. Кто назовет больше сказочных формул, которые встречаются в этой сказке?
7. Кто и какой волшебный предмет подарил Ивану-царевичу?
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
- С давних времен у самых разных народов появились сказки о прекрасной девушке-царевне и юноше-богатыре. Царевну за непокорность злые силы лишают человеческого облика, позволяя принимать его только в определенное время. Царевны обладают редкой красотой, им присущи лучшие черты человеческого характера: они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. Они к тому же искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других.
Кажется, они всемогущи… Но для того чтобы Василиса Премудрая смогла навсегда избавиться от лягушачьей кожи, её должен встретить Иван-царевич и почувствовать человеческую душу существа, обезображенного колдовскими чарами. Каждый из героев проходит свою часть пути навстречу друг другу. Василиса делает все, чтобы ни Иван, ни его отец не пожалели о сделанном выборе, а Иван-царевич совершает подвиги, чтобы вернуть похищенную жену. В сказке заключена великая мудрость: герой не получает счастье в подарок, но добивается его в суровой борьбе.
Исторические корни волшебной сказки: у южных славян существовал обычай выбирать невесту с помощью стрелы (символ любви – сердце, пронзенное стрелой).
IV. Применение. Формирование умений и навыков
- Герой – активный, наделенный привлекательной внешностью Иван-царевич.
- Волшебные помощники и предметы: клубочек, медведь, заяц, селезень, щука.
- Сказочный язык, особый стиль.
2. Выпишите из текста примеры стилевого своеобразия волшебной сказки.
- Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…
- Пространственно-временные формы – Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…
- Формула изменения облика невесты – Василиса Премудрая – лягушка
- Утраивание: три дня подождать, три года квакушею быть, за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, три пары сапог износить, три железных хлеба изгрызть.
3. Беседа по вопросам.
- Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки? (Зачин)
- Как царь предложил своим детям искать себе невест?
- Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
- Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
- Как утешала Ивана-царевича лягушка?
- Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
- Что особенного в этом описании? (Ритмичность)
Можно записать отрывок как белые стихи, и эта работа поможет приблизиться к представлению о ритме
- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
- Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.
Где кольнет иглой раз –
где кольнет другой раз –
хитрые узоры идут,
где кольнет третий -
- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
- Чем удивила Ивана-царевича лягушка, почему он взял её в жены? (говорящая)
- Как называется такое существо? (антропоморфное)
- Обратите внимание на описание свадьбы. Какие обряды совершали после свадьбы?
- Перескажите соответствующие эпизоды сказки. Подумайте, почему именно они так подробно описаны?
- Расскажите близко к тексту, что вышила царевна-лягушка на ковре, какие узоры были на хлебе, как она появляется на пиру, что делает во время пира?
Все изделия связаны с символикой плодородия. Танец на пиру – это танец плодородия. Появление на пиру Василисы – стук да гром, золоченая карета (символ солнца), кони гнедые или белые – тучи или облака, все это признаки грозы.
- Что произошло после пира? Нарушение запрета. В кого обернулась царевна? Серая утушка, лебедь – символическое обозначение облаков.
7. Уберите лишних героев
8.Просмотрите отрывок из мультфильма и ответьте на вопрос
(Медведя. волчицу. соколиху. щуку)
Как вы думаете правильно ли поступил Иван-Царевич спалив шкурку?
10.Выполните тестовые задания
а) бытовая сказка;
б) волшебная сказка; *
в) сказка о животных;
г) сказка о добре и зле.
2. Царь приказал на пиру выгнать невесток из горницы, потому что они…
а) ругались между собой;
б) смеялись над женой Ивана-царевича;
в) не смогли хорошо испечь каравай и выткать ковёр;
г) гостей забрызгали, костями-огрызками засыпали. *
4. Что должен был сделать Иван-царевич, прежде чем смог бы отыскать Василису Премудрую?
а) износить три пары железных сапог; *
б) износить три железных рубашки;
в) пройти тридцать три дремучих леса;
г) изгрызть два железных хлеба.
5. Как Иван-царевич нёс лягушку-квакушку домой?
а) завернул в салфетку;
б) завернул в платочек; *
в) положил в мешочек;
г) положил в карман.
6. Что находилось на вершине Кощеева дуба?
а) железный сундук;
б) кованый ларец; *
в) серебряная шкатулка;
7. Как приехала Василиса Премудрая на пир к царю?
в) в золочёной карете; *
г) верхом на лошади.
8. Почему животные помогали Ивану-царевичу?
а) потому что он был смелым;
б) потому что он был добрым и пожалел их; *
в) потому что они его боялись;
г) так им велела Баба Яга.
9. Как Иван-царевич искал свою жену?
а) с помощью компаса;
б) ориентировался по звёздам ;
в) с помощью клубочка; *
г) с помощью волшебного зеркала.
10. Чему учит сказка "Царевна-лягушка"?
а) нужно быть трудолюбивым и добрым;
б) нужно не судить о людях по их внешнему виду;
в) нужно быть метким и ловким;
г) нужно не бояться трудностей.
11.Продолжите предложения
-Стрела старшего брата упала на( боярский двор), среднего – на
(купеческий).-Остатки из кубка выливала в( левый рукав), косточки бросала в (правый рукав).
-Когда она махнула левым рукавом – появилось( озеро), махнула правым – по озеру (поплыли лебеди).
-За тридевять( земель), за тридевять( морей), в тридесятом( царстве), в (подсолнечном государстве).
-Ему нужно было износить три пары( железных сапог), съесть (три железных хлеба).
-Старичок дал ему( клубочек).
-Смерть на конце (иглы), игла – (в яйце), яйцо – в( утке), утка – в (зайце), заяц – в( кованом ларце), ларец – на вершине( старого дуба).
V. Домашнее задание
1. Нарисуйте героя сказки. (учащимся предлагается изобразить наиболее понравившегося героя сказки)
ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Волшебная сказка и её герои, упр. 2, стр. 25.
Остальные же персонажи не вызывают таких эмоций.
Помимо Царевны-лягушки и Ивана-царевича в сказке есть и второстепенные герои: два старших брата Ивана-царевича, их отец (царь), боярская дочь, купеческая дочь, пришедшие на пир гости, жёны старших царевичей, старичок, различные звери и сказочные существа и т. д. Все эти герои по-своему интересны и играют в повествовании определённую роль. Без них сказка просто не получилась бы.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Читайте также: