Почему сказка называется царевна лягушка 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Число страниц: 36.

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Иван-царевич, Лягушка — она же Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, невестки, Баба-Яга

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — добрый, доверчивый.

Считал, что ему не повезло, но не бросал свою лягушку.

Василиса — мудрая, находчивая и верная жена.

Была лягушкой, превратилась в прекрасную царевну.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья и невестки — завистливые и гордые.

Царь — хитрый, мудрый, хотел счастья сыновьям.

Баба-яга — мудрая женщина, волшебница.

Решил царь женить сыновей и велел пустить им стрелы наугад.

Старшим братьям достались невесты купеческие да боярские, а младшему попалась лягушка.

Решил царь проверить невесток. Приказал хлеб испечь.

Жёны старших братьев невкусный хлеб испекли.

А лягушка превратилась в Василису Премудрую, и шикарный каравай приготовила.

Велел царь невесткам ковры выткать.

У жён старших братьев ничего не получилось, а Василиса отличный ковёр выткала, на котором всё царство показала.

Позвал царь невесток на пир.

Превратилась лягушка в красавицу, всех на пиру затмила своей красотой, и мудростью.

Да только Иван поспешил домой и сжёг её шкурку лягушачью.

Обернулась Василиса голубкой и улетела.

Отправился Иван её искать.

Встретил по дороге различных животных, но пощадил их.

И звери ему помочь обещали.

Добрался Иван до Бабы-яги и подсказала старушка, где смерть Кощея спрятана.

Помогли Ивану медведь, заяц и щука добыть яйцо со смертью Кощея.

Достал Иван иголку и сломал.

Умер Кощей, а Василиса к Ивану вернулась.

Стали они жить счастливо и в любви.

План сказки:

  1. Три стрелы.
  2. Неожиданная невеста.
  3. Хлеб для царя.
  4. Ковёр для царя.
  5. На пиру.
  6. Сожжённая шкурка.
  7. Иван в поисках.
  8. Три зверя лесных.
  9. У Бабы-яги.
  10. Смерть Кощея.

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит человека по его внешности.

Ещё одной главной мыслью можно назвать то, что ради любви человек способен преодолеть любые препятствия и трудности.

Чему учит сказка

Сказка учит не судить человека по внешности, а смотреть на его поступки и внутреннюю красоту.

Учит не требовать от человека то, чего он не может выполнить.

Учит ценить своих близких и быть готовым на всё ради них.

Учит бороться за своё счастье и не бояться трудностей.

Учит быть смелыми, отважными, рассудительными и добрыми.

Учит отвечать за свои поступки и думать перед тем, как что-то делать.

Прочитав эту сказку, я была восхищена смелостью и настойчивостью Ивана, и красотой, и мудростью Василисы.

Эти герои были созданы друг для друга.

Никакие препятствия не могли помешать их счастью.

Сказка очень интересная.

В ней много приключений, волшебных превращений.

В сказке присутствует народный юмор, что делает её ещё более привлекательной.

Мне понравился Иван.

Царевич был удивлён, когда его стрелу поймала лягушка, но сдержал слово и женился на ней.

И это принесло ему счастье.

Но когда он подумал, что знает секрет жены, то поспешил и всё испортил.

И пришлось ему искать смерть Кощея по глубоким лесам.

Мне понравилась Василиса, дочь Кощея.

Она была такой умной, что завистливый отец превратил её в лягушку.

Но Василиса и тут сумела найти выход и вышла замуж за царевича.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что у каждого человека есть свои секреты, которые нужно уметь уважать.

Ведь попытки влезть в чужую душу могут привести к неприятным последствиям.

Пословицы к произведению:

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
  • Было бы счастье, да несчастье помогло.
  • Всяк своего счастья кузнец.
  • Семь бед — один ответ.

Словарь неизвестных слов:

  • Стряпать — приготовить.
  • Задворенка — пожилая одинокая женщина.
  • Квашня — тесто на дрожжах.
  • Ширинка — тканевая сумка.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золочёная карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

В названиях русских сказок можно заметить одну интересную закономерность. Большинство из них, особенно это касается волшебных сказок, сразу в названии указывают и главного героя и главного антигероя, с которым приходится иметь дело герою. В сказке "Царевна-лягушка" главными героями оказываются сама царевна-лягушка, она же Василиса Премудрая и Иван Царевич, который вынужден биться с Кощеем Бессмертным. Причем если в отдельных эпизодах на первое место в повествовании несомненно выходит образ царевны-лягушки, то в целом в сказке главный герой все-таки Иван Царевич.

И тем не менее, сказка не названа "Иван Царевич и Кощей Бессмертный", возможно потому, что эти образы стали уже привычными и не создают оригинальность сказки, а вот образ Царевны-лягушки почти уникален и сразу запоминается. И именно Царевна-лягушка вызывает наибольшие симпатии у читателя сказки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы 5 класс

знакомство с особенностями образно-стилистического и композиционного строя волшебной сказки;

развитие навыка выразительного чтения и композиционно-стилистического анализа произведений;

воспитание нравственных качеств: доброты, толерантности, трудолюбия, верности и честности.

I. Организационный этап

II. Актуализация

Конкурс знатоков.

2. Где и в чем была запрятана жизнь Кощея Бессмертного?

3. Перечислите героев сказки, которые помогли Ивану-царевичу.

4. За что наказан разлукой с Василисой Премудрой Иван-царевич?

5. Кто назовет больше сказочных формул, которые встречаются в этой сказке?

7. Кто и какой волшебный предмет подарил Ивану-царевичу?

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

- С давних времен у самых разных народов появились сказки о прекрасной девушке-царевне и юноше-богатыре. Царевну за непокорность злые силы лишают человеческого облика, позволяя принимать его только в определенное время. Царевны обладают редкой красотой, им присущи лучшие черты человеческого характера: они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. Они к тому же искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других.

Кажется, они всемогущи… Но для того чтобы Василиса Премудрая смогла навсегда избавиться от лягушачьей кожи, её должен встретить Иван-царевич и почувствовать человеческую душу существа, обезображенного колдовскими чарами. Каждый из героев проходит свою часть пути навстречу друг другу. Василиса делает все, чтобы ни Иван, ни его отец не пожалели о сделанном выборе, а Иван-царевич совершает подвиги, чтобы вернуть похищенную жену. В сказке заключена великая мудрость: герой не получает счастье в подарок, но добивается его в суровой борьбе.

Исторические корни волшебной сказки: у южных славян существовал обычай выбирать невесту с помощью стрелы (символ любви – сердце, пронзенное стрелой).

IV. Применение. Формирование умений и навыков

- Герой – активный, наделенный привлекательной внешностью Иван-царевич.

- Волшебные помощники и предметы: клубочек, медведь, заяц, селезень, щука.

- Сказочный язык, особый стиль.

2. Выпишите из текста примеры стилевого своеобразия волшебной сказки.

- Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…

- Пространственно-временные формы – Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…

- Формула изменения облика невесты – Василиса Премудрая – лягушка

- Утраивание: три дня подождать, три года квакушею быть, за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, три пары сапог износить, три железных хлеба изгрызть.

3. Беседа по вопросам.

- Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки? (Зачин)

- Как царь предложил своим детям искать себе невест?

- Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?

- Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?

- Как утешала Ивана-царевича лягушка?

- Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?

- Что особенного в этом описании? (Ритмичность)

Можно записать отрывок как белые стихи, и эта работа поможет приблизиться к представлению о ритме

- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.

- Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз –

где кольнет другой раз –

хитрые узоры идут,

где кольнет третий -

- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

- Чем удивила Ивана-царевича лягушка, почему он взял её в жены? (говорящая)

- Как называется такое существо? (антропоморфное)

- Обратите внимание на описание свадьбы. Какие обряды совершали после свадьбы?

- Перескажите соответствующие эпизоды сказки. Подумайте, почему именно они так подробно описаны?

- Расскажите близко к тексту, что вышила царевна-лягушка на ковре, какие узоры были на хлебе, как она появляется на пиру, что делает во время пира?

Все изделия связаны с символикой плодородия. Танец на пиру – это танец плодородия. Появление на пиру Василисы – стук да гром, золоченая карета (символ солнца), кони гнедые или белые – тучи или облака, все это признаки грозы.

- Что произошло после пира? Нарушение запрета. В кого обернулась царевна? Серая утушка, лебедь – символическое обозначение облаков.

7. Уберите лишних героев

8.Просмотрите отрывок из мультфильма и ответьте на вопрос

(Медведя. волчицу. соколиху. щуку)

Как вы думаете правильно ли поступил Иван-Царевич спалив шкурку?

10.Выполните тестовые задания

а) бытовая сказка;

б) волшебная сказка; *

в) сказка о животных;

г) сказка о добре и зле.

2. Царь приказал на пиру выгнать невесток из горницы, потому что они…

а) ругались между собой;

б) смеялись над женой Ивана-царевича;

в) не смогли хорошо испечь каравай и выткать ковёр;

г) гостей забрызгали, костями-огрызками засыпали. *

4. Что должен был сделать Иван-царевич, прежде чем смог бы отыскать Василису Премудрую?

а) износить три пары железных сапог; *

б) износить три железных рубашки;

в) пройти тридцать три дремучих леса;

г) изгрызть два железных хлеба.

5. Как Иван-царевич нёс лягушку-квакушку домой?

а) завернул в салфетку;

б) завернул в платочек; *

в) положил в мешочек;

г) положил в карман.

6. Что находилось на вершине Кощеева дуба?

а) железный сундук;

б) кованый ларец; *

в) серебряная шкатулка;

7. Как приехала Василиса Премудрая на пир к царю?

в) в золочёной карете; *

г) верхом на лошади.

8. Почему животные помогали Ивану-царевичу?

а) потому что он был смелым;

б) потому что он был добрым и пожалел их; *

в) потому что они его боялись;

г) так им велела Баба Яга.

9. Как Иван-царевич искал свою жену?

а) с помощью компаса;

б) ориентировался по звёздам ;

в) с помощью клубочка; *

г) с помощью волшебного зеркала.

10. Чему учит сказка "Царевна-лягушка"?

а) нужно быть трудолюбивым и добрым;

б) нужно не судить о людях по их внешнему виду;

в) нужно быть метким и ловким;

г) нужно не бояться трудностей.

11.Продолжите предложения

-Стрела старшего брата упала на( боярский двор), среднего – на

(купеческий).-Остатки из кубка выливала в( левый рукав), косточки бросала в (правый рукав).

-Когда она махнула левым рукавом – появилось( озеро), махнула правым – по озеру (поплыли лебеди).

-За тридевять( земель), за тридевять( морей), в тридесятом( царстве), в (подсолнечном государстве).

-Ему нужно было износить три пары( железных сапог), съесть (три железных хлеба).

-Старичок дал ему( клубочек).

-Смерть на конце (иглы), игла – (в яйце), яйцо – в( утке), утка – в (зайце), заяц – в( кованом ларце), ларец – на вершине( старого дуба).

V. Домашнее задание

1. Нарисуйте героя сказки. (учащимся предлагается изобразить наиболее понравившегося героя сказки)

ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Волшебная сказка и её герои, упр. 2, стр. 25.

Остальные же персонажи не вызывают таких эмоций.

Помимо Царевны-лягушки и Ивана-царевича в сказке есть и второстепенные герои: два старших брата Ивана-царевича, их отец (царь), боярская дочь, купеческая дочь, пришедшие на пир гости, жёны старших царевичей, старичок, различные звери и сказочные существа и т. д. Все эти герои по-своему интересны и играют в повествовании определённую роль. Без них сказка просто не получилась бы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: