С какой целью раскольников приходит к соне в первый раз кратко

Обновлено: 02.07.2024

Раскольников пришёл к Соне, чтобы сказать ей о своём преступлении. Как ни старался он уверить себя в том, что он относится к высшему разряду людей, которые “право имеют” лишать жизни “тварь дрожащую”, но ему оказалось не по силам носить в себе страшную тайну. Душа героя требовала исповеди, избавления от страшного груза зла.

Соня была выбрана Раскольниковым потому, что она, как и он, переступила через себя, принесла себя в жертву своим близким, спасая их от нищеты. Следовательно, она могла понять его. Раскольников нашёл не только понимание, но и сочувствие, и руководство, как выйти из тупика. Он поневоле признал право Сони вести его, потому что её вера в воскресение Лазаря была так непоколебима, что вселяла надежду на собственное духовное воскрешение.

В этой статье представлено описание первой встречи Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание" (первый визит, посещение).

Смотрите:
- 2-ая встреча Раскольникова и Сони
- 3-ая встреча Раскольникова и Сони
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"

Первая встреча Раскольникова и Сони в романе "Преступление и наказание" (первый визит, посещение)

Когда речь идет о встречах Раскольникова и Сони Мармеладовой, нужно понимать, что имеются в виду три встречи героев, происходящие в комнате у Сони. Именно в эти три встречи герои общаются наедине, до этого они видятся в присутствии других лиц.

Эта первая полноценная встреча героев происходит после того, как семья Раскольниковых и Разумихин встречаются в гостинице с Лужиным (в эту встречу Дуня разрывает отношения с Лужиным). После этой встречи Раскольников отправляется к Соне: он приходит в ее комнату, чтобы поговорит один на один. Эта встреча описывается в части 4 главе IV.

В эту встречу между героями происходит важный диалог о Боге, в котором сталкиваются две правды — правда Сони и правда Раскольникова:

– Да, может, и бога‑то совсем нет, – с каким‑то даже злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на нее. " (часть 4 глава IV)

"Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел, как совсем сумасшедший. " (часть 4 глава IV)

В эту встречу Раскольников просит Соню прочитать ему вслух отрывок из Евангелия от Иоанна про воскресение Лазаря. Девушка сначала отказывается читать, но молодой человек практически заставляет ее:

"Никто ничего не поймет из них, если ты будешь говорить им, а я понял. Ты мне нужна, потому я к тебе и пришел. " (Раскольников Соне, часть 4 глава IV)

Раскольников считает, что теперь он и Соня должны быть вместе, потому что они лучше всех могут понять друг друга:

"Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!) ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. " (часть 4 глава IV)

Уходя, Раскольников сообщает Соне, что завтра, возможно, расскажет ей правду об убийстве. После этого разговора девушка всю ночь проводит в лихорадке и даже плачет. Очевидно, что эта встреча наедине с Раскольниковым потрясает ее:

"В лихорадке и в бреду провела всю ночь Соня. Она вскакивала иногда, плакала, руки ломала, то забывалась опять лихорадочным сном, и ей снились Полечка, Катерина Ивановна, Лизавета, чтение Евангелия и он… он, с его бледным лицом, с горящими глазами…" (часть 4 глава IV)

За первой встречей Сони и Раскольникова вскоре следует вторая и третья, тоже один на один. Во время второго визита Раскольников признается Соне в своем преступлении.

Это было описание первой встречи Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание" Достоевского (первый визит, посещение).

Эта встреча описывается в части 4, главе IV.

Поздно вечером (уже после одиннадцати часов) Раскольников приходит к Соне домой в ее комнату, чтобы поговорит один на один. Эпизод начинается с описания нищенской комнаты, в которой жила Мармеладова. Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места духовно чистой Соне. К тому же девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но постепенно она раскрывает свой внутренний мир, и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка.

Между героями происходит важный диалог о Боге, в котором сталкиваются две правды — правда Сони и правда Раскольникова:

— С Полечкой, наверно, то же самое будет, — сказал он вдруг.
— Нет! нет! Не может быть, нет! — как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее вдруг ножом ранили.
— Бог, бог такого ужаса не допустит.
— Других допускает же.
— Нет, нет! Ее бог защитит, бог. — повторяла она, не помня себя.

Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени.

— Да, может, и бога-то совсем нет, — с каким-то даже злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на нее.
Лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нем пробежали судороги. С невыразимым укором взглянула она на него, хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо.

— Вы говорите, у Катерины Ивановны ум мешается; у вас самой ум мешается, — проговорил он после некоторого молчания.

Прошло минут пять. Он всё ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали… Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел как совсем сумасшедший.

В разговоре с Соней, Раскольников неожиданно для себя осознает, что не смотря на всю тяжесть положения в котором находится девушка, она сумела сохранить чистоту души:

— Зачем вам? Ведь вы не веруете. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь.

— Читай! Я так хочу! — настаивал он, — читала же Лизавете!

Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и всё не выговаривалось первого слога.

После чтения молодой человек говорит, что теперь он и Соня должны быть вместе, потому что они очень похожи. Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества. И неважно, что Родион это сделал для себя, а Соня — ради благосостояния семьи. Соня не понимает загадочные слова Раскольникова:

Она смотрела на него, и ничего не понимала. Она понимала только, что он ужасно, бесконечно несчастен.
— Никто ничего не поймет из них, если ты будешь говорить им, — продолжал он, — а я понял. Ты мне нужна, потому я к тебе и пришел.
— Не понимаю… — прошептала Соня.
— Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной… Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!

Уходя, молодой человек говорит, что, вероятно, завтра придет снова, чтобы рассказать, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету:

Если же приду завтра, то скажу тебе, кто убил Лизавету. Прощай!
Соня вся вздрогнула от испуга.
— Да разве вы знаете, кто убил? — спросила она, леденея от ужаса и дико смотря на него.
— Знаю и скажу… Тебе, одной тебе! Я тебя выбрал. Я не прощения приду просить к тебе, я просто скажу. Я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, еще тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива, я это подумал. Прощай. Руки не давай. Завтра!

Значение

Этот эпизод играет очень важную роль в произведении. Он непосредственно связан с основной идеей романа и еще раз показывает нам всю сущность Раскольникова, продолжая раскрывать его противоречивый характер. В этом эпизоде у нас появляется удивительная возможность сравнить двух совершенно разных людей, связанных тонкой нитью, сущность которой нам еще предстоит узнать.

До того как прийти к Соне, Раскольников отрывает себя от общества, бросая двугривенный в воду. Но тут его подстерегает непредвиденное обстоятельство – приезд матери и Дуни. Эти люди очень дороги ему, герой не может никуда деться от своих родных, разорвать отношения с ними и оставаться равнодушным. Ненавидит он их только потому, что любит, и эта любовь мешает ему завершить задуманное и воплотить теорию в жизнь. Последнее, что Раскольников делает – избавляет их от Лужина. Это его долг как сына и брата. После он уходит от них и чувствует себя чужим среди окружающих его людей.

Но, не смотря на внутренние вспышки и переживания, на отдаленность от общества, он находит близкого ему по внутренним качествам человека – Свидригайлова. Автор не спроста соединяет их вместе, ведь они так похожи: каждый ведет двойную внутреннюю жизнь и оба способны убить. Однако Раскольников не пропащая душа, у него есть совесть, которая не дает ему жить спокойно после убийства. Видя в Свидригайлове свою проекцию и то, к чему он стремится, Раскольников ужасается, но все же не отвергает свою теорию.

Борьба двух сторон души Раскольникова приводит его к выбору. Герой должен решить, по какой дороге он будет идти, и кто будет вести его. Первый путь – это путь очищения души, и провести по нему может только Соня Мармеладова. Второй путь – падение в бездну разврата и горечи, там проводником станет Свидригайлов. Оказавшись перед трудным выбором на этом перепутье, Раскольников идет к Соне. Нельзя отрицать и то, что девушка его привлекала, а, следовательно, главный герой надеялся именно от нее получить поддержку и понимание. По мнению Раскольникова, Соня Мармеладова тоже нарушила нравственные законы, но ему было еще неизвестно и непонятно, почему она так поступила. Конечно, где же ему, строящему свою жизнь по какой-то глупой теории, понять любовь ко всему живому миру и оценить жертву, на которую пошла бедная девушка, испытывающая эту любовь. Он ни разу не сомневался в своей теории, и с чем пришел, с тем и ушел от Сони. Лишь какое-то невидимое, едва зародившееся чувство дрогнуло в нем.

Раскольников приходит к Соне уверенным, решительным, он просит не жалости и сострадания, а поддержки и понимания. Еще не зная об убийстве, верующая девушка чувствует этот напор чувств, исходящих от него, и поневоле она начинает бояться. Перед ними возникает стена непонимания, которую впоследствии они должны будут разрушить.

Раскольников приходит к Соне как к равной, способной (по его мнению) вершить судьбы и властвовать так же, как и он. Но что он видит? Место, где живет Соня, не показывает на умение этой девушки управлять даже своей судьбой.

…большая комната, но чрезвычайно низкая;

…походила как будто на сарай,…и это предавало ей что-то уродливое;

…почти совсем не было мебели;

…желтоватые, обшмыганные и истасканные обои,

…бедность была видимая.

Однако , именно это серое место так похоже на темную сторону его души. Возможно, поселившись именно здесь, Соня, не зная ни о чем, проникла в душу и связала себя с идейным убийцей, до их знакомства и встречи.

Раскольников видит, что перед ним чистое и невинное существо, но как она может выживать в такой грязи и разврате? Все попытки объяснить себе это сводятся к вечному напоминанию Соне о ее грязной работе.

–…Я по улице шла, там подле, на углу, в десятом часу…

Раскольников удивляется, как можно так жить, ему чужд внутренний мир Сони. Все ответы, полученные от молодой героини, шокируют его. Не предполагающий такого поворота событий, Раскольников просто не знает, что ему делать дальше. Соня считает себя жестокой и признается даже в самых мелких, незначительных грехах, которые даже грехи считать нельзя. Чувствующий скрытую силу и мощь ее Раскольников видит в ней себе ровню, поэтому он задумывается о том другом пути, который выбрала Соня. Ему жалко девушку, но мужчина считает, что она сама виновата. Но сколько же веры и мужества надо, чтобы так жить с надеждой на лучшее и верить, всегда верить… Всем своим страданием Соня тревожит светлую сторону Раскольникова, и он, в порыве высоких чувств, кланяется и целует ее в ногу. Но, чтобы еще раз поставить девушку на свое место и скрыть свою слабость, он говорит:

– Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился.

Именно во время чтения Евангелия они находят взаимопонимание. Оно еще неярко выражено, но его присутствие неоспоримо. Соня давно желает открыть Раскольникову свою душу, и эта возможность ей представляется. Они оба находятся в каком-то восторженном волнении. Девушка мучительно хочет начать чтение, но боится, и тогда Раскольников вынуждает ее сделать это. Но если бы Соня не хотела, он не стал бы настаивать, хотя это было необходимо для главного героя. Рассказать об убийстве значит открыть ей свою душу, но перед этим и Соня должна открыться перед ним. В начале чтения голос девушки дрожит, но постепенно он крепнет и в конце звучит торжественно, огненно, с захватывающей силой. Раскольников наоборот теряет свою уверенность и самообладание. Это можно объяснить тем, что Соня попадает в свою стихию, свой мир, где она чувствует себя уверенно. Этот мир – источник ее жизненной силы и энергии. А для Раскольникова этот мир чужд, его законы не соответствуют ни теории, ни жизненным ценностям героя.

Молодые люди воспринимают друг друга как помешанных, потому что говорят изнутри различных мироотношений, более того – изнутри различных реальностей. То, что для Сони единственная реальность, определяющая все остальное, – Бог, то не существует для Раскольникова.

Уже перед уходом Раскольников произносит некое напутствие:

–…Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!

Для раскрытия внутреннего состояния героев Достоевский использует диалоги, описание помещения и некоторые другие важные детали. Все действующие лица постоянно осмысливают действия и поступки друг друга. Эпитеты подчеркивают бедную обстановку квартиры, и в то же время отражают глубину тех ужасных, мрачных и тяжелых чувств, которые испытывают герои(желтоватые, обшмыганные обои; взгляд сухой, воспаленный, острый; кривой подсвечник). Сам Автор открыто не выражает своего отношения к главным героям, но видно, что верующая Соня ближе его душе, чем Раскольников. Но в романе отражается темная сторона и самого Достоевского, поэтому мы можем утверждать, что Родион Раскольников – это частица души и отражение позиции автора.

Уходя от Сони, герой невольно ступает на путь, ведущий из тьмы к свету. Девушка, не поддержавшая его теории, показала наличие другой силы, и это чистая преданная вера в Бога. Видя страдания Сони, Раскольников понимает то, что она, такая слабая, имеет больше силы и воли, чем он. Так же наш герой видит мир, в котором можно жить не только для себя, а для других, отдавая всю себя только им. Эти два человека еще не до конца поняли друг друга, но эта встреча изменила их. Раскольников не разуверился в своей теории, однако благодаря Соне перед ним открылся незнакомый и чуждый ему мир безграничной доброты и жертвенности. Эта нежная, верная самой себе, чистая и трепетная девушка задела душу Родиона, причем именно ту часть души, в которой хранилось все хорошее, что было и есть в Раскольникове. Он научился любить, а любовь уже меняет человека.

Читайте также: