Почему школьники стреляют в школах

Обновлено: 01.07.2024

— Шесть лет назад Америку потрясла стрельба в начальной школе Сэнди Хук. Что побуждает молодых людей и подростков браться за оружие и почему подобные трагедии продолжают происходить? Если говорить о случаях стрельбы в школах, они становятся всё более частыми, всё больше жертв. Можно ли сказать, что это тенденция в США? И чем это вызвано?

— Трудно сказать наверняка. Официальная статистика обычно на пару лет отстаёт от реальности. Но, разумеется, проблема остаётся крайне серьёзной — независимо от того, выросло за последние годы число случаев или осталось на прежнем уровне. Мы очень обеспокоены этими нападениями.

— Джесси Осборн, открывший в 2016 году стрельбу на территории школы в Южной Каролине, признался, что хотел убить больше человек, чем Адам Ланза, который в 2012-м устроил бойню в начальной школе Сэнди Хук. Как вы думаете, масштабы подобных массовых убийств могут увеличиться, если теперь стрелки пытаются превзойти друг друга?

— Иногда стрелки действительно ориентируются на предыдущие нападения — как в случае с Джесси Осборном. Они знают, сколько жертв было раньше, и порой стремятся превзойти своих предшественников. Но большинство преступников не имеют никакой связи с прошлыми случаями. Их действия вызваны собственными чувствами острой тоски и гнева и никак не соотносятся с другими убийствами. Они не пытаются кого-то имитировать или кому-то подражать. Не следует относить всех школьных стрелков к одной категории. Не все из них идут по стопам своих предшественников. Не все пытаются таким образом прославиться или убить больше человек, чем другие.

— Какова главная причина таких поступков? Есть то, что их объединяет? Помимо того, что они, скорее всего, страдают психическими расстройствами.

— Есть мнение, что СМИ не следует называть имя стрелка при освещении нападения. Это правильно?

— Разные типы выделяют и среди террористов. Есть те, кто связан с некими организациями. А есть одиночки или агрессивные экстремисты, которые действуют самостоятельно. Даже здесь сложно делать обобщения: разные типы террористов совершают разные нападения по разным причинам. Но если говорить главным образом о тех, кто действует в одиночку и не связан ни с какими группировками, то, по данным моих исследований, у них и у школьных стрелков действительно прослеживаются некоторые схожие черты.

— Есть какие-то коренные различия между стрельбой в школах и массовыми расстрелами в общественных местах, как, например, на концерте в Лас-Вегасе?

— Массовые расстрелы, происходящие в школах и в других местах, зачастую похожи. Если нам сообщают достаточно информации о преступниках (а такое происходит не всегда), зачастую их можно отнести к тем категориям, которые я выделил. Я имею в виду типы школьных стрелков, в частности психопатический и психотический. То есть массовые расстрелы не только в школах, но и в других местах устраивают люди с такими расстройствами.

— Некоторые из стрелков, о которых вы пишете, например молодой человек из Финляндии, а также Брейвик объясняли свои действия политическими мотивами. Следует ли нам уделять больше внимания политической стороне дела? Или это лишь катализатор для человека с расстройством?

— Да, норвежец Андерс Брейвик утверждал, что у него есть политический мотив. И всё же, если мы изучим его как личность, то увидим, что у него долгое время наблюдались некоторые явные странности. Думаю, поступок Брейвика — это не просто политический мятеж. У него были серьёзные психологические проблемы, сложности личностного характера.

— Зачастую сигналы опасности и тревожные признаки довольно очевидны. Люди в открытую будут сообщать о своих планах, писать об этом в интернете, в соцсетях, обсуждать с друзьями. Порой они довольно откровенно рассказывают о намерении совершить акт насилия. Но бывают и ситуации, когда это не совсем понятно. Вам может казаться, что человек просто проявляет чрезмерный интерес к случаям стрельбы в школах или к какому-то убийце из прошлого. Таких людей чрезвычайно увлекает тема насилия, они уделяют слишком большое внимание огнестрельному и другому оружию. Это может быть не такой очевидный, но всё же серьёзный тревожный сигнал.

— Как отличить реальную угрозу от надуманной, от глупых шуток и лжи?

— В поведении человека следует искать признаки, которые указывают на то, что готовится нападение. Предпринимает ли он какие-то действия, чтобы осуществить план? Кто-то может выдать угрозу, рассердившись. Кто-то может шутить или даже фантазировать на тему того, как совершит атаку. Но если никаких шагов на практике нет, значит, нет и непосредственной угрозы. Но совсем другое дело, если люди запасаются оружием, делают взрывные устройства или рисуют план школы, чтобы решить, какие входы и выходы использовать, откуда вести стрельбу. Если они собирают данные и детально планируют нападение, в таком случае это не просто мысль или фантазия, всё серьёзно. Поэтому важно обращать внимание на поведение, характерное для готовящегося нападения.

— Вы говорите, что шаблонного портрета стрелка не существует, это разнородная группа. Некоторые школы пытаются при помощи искусственного интеллекта выявлять тревожные признаки в поведении учащихся в интернете, особенно в соцсетях. Может ли это стать решением? Есть некие общие алгоритмы, полезные для определения угрозы?

— Вы говорили, что наказание — не лучший вариант в случае с учеником, который проявляет склонность к насилию. Это может лишь ожесточить его. Как школам следует вести себя с теми, кого подозревают в намерении совершить преступление?

— Если школа ограничивается наказанием, таким как отстранение от занятий на два-три дня или даже исключение, значит, она не проводит надлежащее расследование, это увеличивает риски. Простая попытка убрать ученика из школы не помешает ему вернуться и совершить преступление — в тот же день или на следующий, или через неделю, или даже через месяц. Так что, если вы опасаетесь стрельбы в школе, простое отстранение от учёбы или исключение проблему не решит. Без детального анализа угрозы вы можете даже не осознавать глубины проблемы. Это не значит, что к школьнику никогда не следует применять вышеупомянутых мер. Но если не провести оценку угрозы и не установить, насколько реальна опасность, вы не помешаете ему совершить нападение. Так что в действительности это не решит никакой проблемы.

— При работе с потенциальными школьными стрелками у вас бывает ощущение, что вы сумели предотвратить трагедию, отговорили кого-то от преступления?

— С такими подростками я работаю уже 12 лет, и никто из них не устраивал стрельбы в школе. Выходит, если выявлять таких учеников достаточно рано, оказывать им необходимую поддержку и проводить лечение психических расстройств, они смогут выйти из кризиса и жить нормально. Они уже не станут проявлять насилие, которое, собственно, и встревожило окружающих и побудило оказывать помощь. Я считаю, что психотерапевтическое вмешательство может сыграть важную роль, уберечь наших детей от беды, и они будут спокойно жить дальше.

— Знаете, сейчас в школах регулярно отрабатывают порядок действий в той или иной экстренной ситуации — так же, как вот уже много лет детей готовят к поведению в случае пожара. Так что по-своему отработка мер безопасности — это элемент культуры.

— В одной из своих работ вы отмечаете, что нет прямой связи между расстрелами в школах и тем, что в том или ином округе так много оружия у жителей. Иначе все подростки, имеющие лёгкий доступ к нему, совершали бы преступления. Вы хотите сказать, что проблема не связана главным образом с вопросами контроля над огнестрельным оружием? Как же так? Ведь если бы не было возможности легко достать его, не было бы и случаев стрельбы!

— Если мы говорим о малолетних преступниках, то они, как правило, берут то оружие, которое есть дома. Их родители владеют им на законных основаниях. И здесь в большей степени речь идёт о том, чтобы научить людей лучше обеспечивать надлежащее хранение оружия дома. Более чем в 90% изученных мною случаев подростки попросту берут оружие, принадлежащее их родственникам. Иными словами, требуется не столько ужесточать законы, сколько добиваться от людей, чтобы они правильно его хранили.

— Вы отмечали, что СМИ, рассказывая о событиях по горячим следам, зачастую допускают много неточностей. А затем, когда ситуация проясняется, журналисты и общественность успевают переключиться на другие вопросы. Насколько хорошо мы в действительности знаем эту тему?

— По вашим словам, если говорить о связи между насилием на экране и стрельбой в школах, здесь не так всё просто. С одной стороны, большинство тех, кто играет в GTA или Call of Duty, не склонны затем идти и убивать людей в реальности. Но с другой стороны, потенциальные преступники видят тут примеры для подражания и своеобразную легитимизацию насилия. Как думаете, есть основания пересмотреть то, как насилие представлено в культуре?

— Нам определённо стоит обращать внимание на то, чем заняты наши дети. И это, пожалуй, больше вопрос родительского воспитания, чем чего-то ещё. Между насилием на экране и в жизни трудно проследить прямую зависимость, потому что подавляющее большинство тех, кто посмотрит жестокий фильм или сыграет в видеоигру, никогда не пойдёт убивать реальных людей. Возможно, в редких случаях (когда человек уже на пути к преступлению) какая-то связь существует. Но в целом сцены жестокости в фильмах или играх к насилию не приводят.

— После стрельбы в феврале 2018 года в одной из школ Флориды Дональд Трамп предложил вооружать учителей. С точки зрения психологии, если человек намерен устроить в классе бойню, присутствие вооружённого педагога его остановит?

— А как присутствие огнестрельного оружия на занятиях может повлиять на атмосферу в классе? Как думаете, школьники будут чувствовать себя в большей безопасности? Или есть риск, что это будет подстёгивать педагога или учеников к агрессивному поведению?

— Разные ученики могут реагировать по-разному. Сейчас во многих школах есть полицейские, которые дежурят там с огнестрельным оружием. Но это профессионалы. Их также готовят к тому, как общаться с детьми, налаживать взаимоотношения и так далее. И думаю, что их присутствие в школе — это благоприятный фактор.

— Опираясь на свой профессиональный опыт, скажите, возможно ли искоренить подобную проблему раз и навсегда?

— Не знаю, можно ли её искоренить, но точно надо постараться свести подобные нападения к минимуму. Как я уже говорил, необходимо рассказывать людям о тревожных сигналах, развивать системы оценки угроз и другие технологии. Всё это поможет выявить потенциальных преступников и остановить их до того, как они совершат нападение.

Стрельба в казанской гимназии №175, когда 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам и педагогам, не первый подобный случай в России: вооруженные нападения в учебных заведениях происходили в Москве, Барабинске, Керчи, Благовещенске. Вместе с экспертами Forbes Life разбирался, что может толкнуть подростков на стрельбу, как на ситуацию влияют психофобия и атмосфера в школах и какие методы помогут сократить риски повторения трагедии

11 мая 2021 года 19-летний житель Казани Ильназ Галявиев вышел из подъезда своего дома и отправился в сторону гимназии №175. Лицо Галявиева было скрыто под маской, в одной руке он держал гладкоствольное ружье, в другой — спортивную сумку. Галявиев смог беспрепятственно добраться до своей конечной цели — гимназии №175, где открыл стрельбу по ученикам и педагогам. Стрелок убил девять человек (семерых детей и двоих преподавателей), еще 21 получили ранения. Полиции удалось задержать Галявиева.

Трагедия, произошедшая в Колорадо, стала в общественном сознании и массовой культуре символом вооруженных нападений на образовательные учреждения

Скулшутинг в России

Трагедия в Керчи стала самой массовой в истории России: в результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек, еще 67 были ранены · EPA · TASS

Между этими событиями произошло больше 15 других нападений в учебных заведениях России — с той разницей, что вместо винтовок и ружей подростки использовали холодное оружие.

Психологический портрет убийцы

Есть ли опасность подражаний

Американская статистика показывает, что после скулшутинга возрастает риск следующих вооруженных атак на школы в том же или соседнем штате. В российском исследовании о массовых убийствах в образовательных учреждениях говорится, что подражание часто упоминается как один из мотивов скулшутеров.

Виноваты ли фильмы и видеоигры

Какую роль играет школа и родители

По словам психолога, существуют первичные и вторичные сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается травле. Первичные — ребенок возвращается из школы с испорченной одеждой и учебниками, у него есть синяки или царапины, появление которых не объяснить естественным путем. Среди вторичных сигналов — нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости. Ребенок, ставший жертвой травли, может выглядеть несчастным и депрессивным или демонстрировать резкие перепады настроения и вспышки гнева.

Низкая самооценка

Можно ли предотвратить трагедию

Также американское правительство поощряет школьное руководство в проведении тренировочных учений, во время которых ученикам и персоналу учебных заведений объясняют, как действовать в случае нападения вооруженных людей.

В России после массового убийства в керченском колледже Владимир Путин приказал Росгвардии усилить контроль оборота оружия, а заместитель директора ведомства Сергей Лебедев говорил даже о повышении возраста покупки оружия до 21 года (вместо 18 лет). Предложения также касались ужесточения условий получения лицензии и введения экзамена на получение оружия для охотников. Ни одна из поправок не была принята, но в мае 2021 года (после стрельбы в Казани) Госдума одобрила законопроект о запрете выдачи лицензии на оружие людям с двумя и более судимостями, а также тем, кого подвергли административному наказанию за езду в нетрезвом виде или отказ пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Известно, что после событий в Керчи по периметру территории колледжа установили систему охранного освещения, парковочные барьеры на подъезде к учреждению и систему управления контролем доступа в студенческом общежитии. Школы и детские сады в Керчи, по решению властей, охраняли сотрудники Росгвардии.

Первая в нашей стране трагедия со стрельбой в школе произошла в 2014 году в Москве.

Убийцы-подражатели, спятившие тихони-одиночки или настоящие террористы?

Москва, 3 февраля 2014-го. Десятиклассник Сергей Гордеев пришел в школу № 263, вооружившись карабином и винтовкой. Он застрелил учителя географии и взял в заложники своих одноклассников. После этого старшеклассник открыл огонь по прибывшим на место ЧП полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. Переговоры с ним вел его отец. Ему удалось убедить сына отпустить ребят и сдаться.

Суд признал молодого человека невменяемым и назначил принудительное лечение сроком не менее 6 месяцев. В марте 2015 года дело отправили на пересмотр. Годом позже Сергея освободили от ответственности и направили в стационар на принудительное лечение. В 2017 году молодого человека перевели на амбулаторное лечение, ему присвоена инвалидность. В 2020 году пострадавшие обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность перевода Гордеева на амбулаторное лечение.

Казань, 11 мая 2021-го. Массовый расстрел в гимназии № 175 в столице Татарстана устроил бывший ученик Ильназ Галявиев. В школе вооруженный 19-летний парень установил несколько самодельных взрывных устройств, привел их в действие и пошел по кабинетам. В одном из кабинетов он выстрелил в учителя и двух учеников, после чего стал стрелять из окна по спортплощадке, где шел урок физкультуры. Закончив стрельбу, он сдался. Жертвами Галявиева стали семь учеников и два педагога. В отношении него заведено дело об убийстве, стрелявший находится под арестом. Ему грозит пожизненное лишение свободы.

Подобные инциденты участились, а нападавшие открыто признавались в том, что их вдохновила стрельба в 1999 году. Харриса и Клиболда стали идеализировать, появились последователи, которые начали объединяться в социальных сетях.

Соцсети могут быть опасными.

К 2015 году ученые смогли четко описать характерные черты потенциальных скулшутеров. Они, как правило, чрезвычайно нарциссичны; игнорируют закон и мораль; не имеют способности к эмпатии; склонны получать садистское удовольствие от причинения вреда и убийства; с легким расстройством аутистического спектра; имеют расстройства восприятия, памяти, мышления, эмоциональности, что сказывается на поведении. Это могут в том числе быть и подростки, страдающие шизофренией.

В списке симптомов скулшутеров - слуховые галлюцинации, мания величия, параноидальный бред. Ученые отмечают, что подростки, которые способны на преступление, могли подвергаться или подвергаются физическому или сексуальному насилию, имеют родителей алкоголиков, наркоманов, жестоких и зачастую с криминальным прошлым.

При этом специалисты предупреждают, что было бы ошибочно полагать, будто все скулшутеры психически больны. Психическое заболевание - зачастую лишь удобное объяснение причины внезапного нападения подростка.

- Психически больной стрелок гораздо более реален в нашем коллективном воображении и страхах, чем в реальной жизни, - отмечают исследователи.

Шок-контент опасных соцсетей

Стать участником группы легко - достаточно подать заявку. Психологи отмечают, что такие сообщества крайне вредны для подростковой психики, но в них, как правило, и вступают дети с определенными наклонностями. Случайно попавший в такую группу подросток не станет ее полноправным участником - ему вскоре станет неинтересно и противно. Шок-контент заинтересует лишь человека с искаженной эмоциональной сферой.

Борьба с такими группами в социальных сетях ведется - паблики, пропагандирующие и призывающие к насилию, закрываются по требованию правоохранительных органов, но, увы, следом создаются новые, а отследить все в социальных сетях практически нереально.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ

Что нужно знать родителям, чтобы помочь своим детям пережить непростой пубертатный период и не допустить развития отклонений, способных привести к преступлению. На что надо обращать внимание:

Школьники часто стремятся к переменам, следуя модным тенденциям: новый цвет волос, странная одежда, пирсинг, тату - все это нормально. При условии, что не происходит перемен в самом поведении подростка. Если он по-прежнему справляется со школьными заданиям, увлекается каким-то хобби, следит за личной гигиеной и активно общается со сверстниками, то бить тревогу незачем. Если ребенок вдруг стал уходить в себя, мало общается с друзьями, отдавая предпочтение компьютерным посиделкам, то это может стать первым тревожным звоночком.

Подростки склонны доказывать свою правоту, готовы спорить из всех сил и с друзьями, и с родителями, и с учителями. Это вполне нормально, когда используются слова. Тревожиться стоит тогда, когда подросток начинает грозить физической расправой (себе или собеседнику) или набрасывается на оппонента с кулаками.

Перепады настроения в пубертатном периоде тоже не должны вызывать серьезных опасений у родителей. Переживать нужно тогда, когда подросток долгое время находится в подавленном состоянии, не может сосредоточиться на чем-либо, говорит о смерти, не хочет идти в школу и получает двойки.

Психологи отмечают, что подростки не в состоянии полноценно и здраво оценивать эмоции других людей по отношению к себе. Например удивление они вполне способны принять за гнев. Школьникам важно проявление любви и заботы со стороны родителя. Они должны чувствовать уверенность, что дома их ждут и готовы поддержать в трудную минуту.

Особое внимание нужно обратить на признаки жестокости в поведении подростка. Он интересуется оружием, готов отстаивать свою правоту на кулаках, бьет животных или вслух мечтает о расправе над недругом - значит вам пора действовать. Если не удается выстроить диалог с подростком, а признаки жестокости проявляются все чаще, не ждите, что все само собой разрешится, - идите к психологу.

Родителю в первую очередь нужно научиться контролировать собственные эмоции. Сдерживайте гнев, будьте спокойны и рассудительны. Обеспечьте своему ребенку безопасность, у него должно быть место, где можно уединиться, собраться с мыслями. Проявляйте уважение к еще не совсем взрослому человеку. Например, возьмите за правило стучаться в дверь его комнаты, если она закрыта. Разговаривайте с ним. Помогите ему понять, что вызывает у него неприятные чувства: что обижает, злит или вызывает неконтролируемый приступ ярости. Это могут быть и ситуации, и вполне конкретные личности, с которым он вынужден контактировать.

Проблему проще решить, если знать ее причину. Научите ребенка контролировать свои эмоции. В борьбе с несдержанностью на помощь придет спорт - запишите его в спортивную секцию или направьте в творчество.

ВАЖНО!

Школьники под защитой

В школах все больше уделяют внимание безопасности.

- Особое внимание уделяется состоянию антитеррористической защищенности объектов образования, в том числе наличию и техническому состоянию средств защиты и противопожарной безопасности, - сообщили в ведомстве. - По состоянию на июль 2021 года на территории Ставропольского края расположены 1653 муниципальных и государственных образовательных организаций, в отношении которых министерство образования выполняет мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности.

По данным регионального минобра, физической охраной обеспечены 100% образовательных организаций, из них: частными охранными предприятиями охраняются (ЧОП) - 542 организации (32% организаций); комбинированной охраной (ЧОП и штатные сотрудники) - 275 организаций (17% организаций); сторожами охраняются - 836 организаций (51% организаций).

Помимо этого, почти 90% учебных заведений региона оснащены системами видеонаблюдения. Также в школах продолжается установка периметрального ограждения. На сегодняшний день такое ограждение есть в 95% школ.

В образовательных учреждениях региона систематически проводятся профилактические мероприятия в которых зачастую принимают участие социальные работники, педагоги-психологи, сотрудники правоохранительных органов, а также представители власти.

*Деятельность запрещена на территории России.

Возрастная категория сайта 18 +

Утром 13 декабря 2021 года сработало самодельное взрывное устройство при входе в православную гимназию на территории Введенского Владычного женского монастыря в подмосковном Серпухове, есть пострадавшие. Страшно констатировать, но эта история уже далеко не первая в российских учебных заведениях. Почему такое случается? Как люди доходят до таких мыслей? И почему никто не успевает понять заранее, что человек решился на такой поступок? Мы собрали в этом материале мнения специалистов о причинах подобных трагедий.

Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье — Храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище, в качестве основной причины подобных инцидентов называет неблагополучие в душе человека:

«Происходит нечто непредвиденное — и человек „срывается“ в агрессию против окружающих. Точно так же он может уйти и в аутоагрессию, нанести повреждения, увечья самому себе или даже покончить с собой. С технической точки зрения нет большой разницы, в какую сторону будет направлена агрессия такого человека: его выбор часто определяется тем, что сейчас больше „пиарят“ в СМИ и соцсетях, что „моднее“. Проблема в состоянии души человека, а состояние души зависит в первую очередь от того, как человек думает, как он умеет преодолевать кризисы, какое у него мировоззрение.

По словам психолога, проблема деструктивного поведения не решается простыми внешними мерами: «К сожалению, сейчас я вижу в нашем обществе недопонимание сложности этой проблемы, того, насколько крепко она увязана с системно организованным воспитанием, с мировоззрением, с разработкой национальной идеологии, чтобы подросток мог найти ответ на вопрос: „Кем мне становиться? И для чего?“

Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов

Полный текст комментария Михаила Хасьминского читайте здесь:

Ольховой подчеркивает, что многих трагедий можно было бы избежать, если бы люди регулярно наблюдались у психологов и психиатров, ведь все психиатрические заболевания, как правило, имеют наследственный компонент. При этом он отмечает, что «у нас в обществе существует панический страх психиатрического диагноза. Как же так, признать, что у моего ребёнка или родственника что-то не так?! Табуированность темы психического здоровья — это ещё одна серьёзная проблема.

Дело в том, что все психиатрические заболевания, как правило, имеют наследственный компонент. Эти гены могут проявиться, а могут и нет. Если у человека есть эта болезнь, она долгое время может находиться в стадии компенсации, но травмирующее обстоятельство может ее сорвать и вызвать манифест болезни. Тяжело перенесённый грипп, сломанная нога — любая гипер-встряска организма, необязательно психотрамва, могут вызвать эту декомпенсацию.

Особенно важно проходить обследование у психиатра, когда речь идет о выдаче лицензии на оружие. Правда, по словам Ольхового, здесь встает проблема — оказать психиатрическую помощь и провести психиатрическую диагностику лицам до 15 лет, по нашему законодательству, невозможно без согласия родителей пациента, а после — без согласия самого человека. Эта прореха в законодательстве, по мнению Ольхового, приводит к печальным последствиям.

Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов

Полный текст комментария Константина Ольхового читайте здесь:

Читайте также: