Почему россии была необходима новая конституция 1993 кратко

Обновлено: 06.07.2024

murzik99rus Искусственный Интеллект (480378) Учебник почитайте. Россия получила суверенитет. Стала самостоятельным государством. А Конституции у неё НЕТ. А это основной закон страны. Поэтому и приняли. Конституция СССР утратила силу с распадом СССР.

Нужно было хоть как-то сформулировать основные законы в стране, смысл её развития. Вот и сварганили на коленке.

Конституция решила закон власти в стране.
То есть отобрала власть у народа и перешла к отдельным личностям.

Сергей Иванов Оракул (96213) как ещё можно конкретнее. власть в руки взял олигарх. которую отобрал у народа.

Главная причина это смена политического строя на рыночные капиталистические отношения и узаконить воровство общенародной собственности.

Современное российское законодательство является результатом длительного и сложного развития. Его принципиальные основы были заложены на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия, но качественное обновление было обусловлено принятием Конституции РФ 1993 г. Декабрьские события 1993 г. повлекли за собой глубокие изменения системы российского законодательства, проявившиеся в формировании новых видов источников законодательства. принципиальном обновлении содержания его норм, становление и развитие законодательства субъектов Федерации, появлении новых и преобразовании существующих отраслей законодательства [12, с.5].

До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом в соответствии с господствовавшими тогда концепциями. Главный недостаток Конституции, который постоянно порождал кризисы и конфликты между законодательной и исполнительной властью, состоял в отсутствии ясно изложенного принципа разделения властей. Попытки трансформировать этот принцип в сбалансированный парламентаризм оказались безуспешными.

Закрепленная Конституцией необычная для демократического государства двухзвенная структура высших органов законодательной власти (Съезд и Верховный Совет) при полном отсутствии какой-либо ответственности депутатов перед кем бы то ни было нарушала принцип прямого избрания парламента, обусловила расщепление единой по своей природе законодательной функции. Такой парламент, к тому же раздираемый острейшими политическими противоречиями, постепенно становился тормозом политических и экономических реформ [14, с.101].

Согласно Конституции Президент был наделен немалыми правами, но в решающих вопросах он оказывался под контролем двухзвенного парламента.

Такое понимание принципа разделения властей было не только политически неоправданным, поскольку страна встала на путь осуществления радикальных политических и экономических реформ, но и юридически несостоятельным. Президент обладал не меньшей легитимностью, чем обе части парламента, поскольку был демократически избран прямым голосованием из числа нескольких кандидатов. В таких случаях, как это признано мировой конституционной теорией и практикой, глава государства, опирающийся на мандат народа, не подлежит контролю со стороны парламента.

Юридическое несовершенство механизма государственной власти сказывалось тем пагубнее, чем в стране усилилась острая поляризация политических сил.

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическим силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12.06.1990 г. В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправил многие недостатки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. Снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же форма правления.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ.

С принятием 12.12.1993 г. новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти.

Конституция в известной мере упорядочила политические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией.

Таким образом, к началу XXI в. в стране утвердился конституционный порядок смены власти. Ни разу не были пропущены сроки выборов главы государства и Государственной Думы, в субъектах Федерации развернули деятельность главы администраций и законодательные собрания. На основе Конституции РФ сложилась новая судебная власть, партийная система, местное самоуправление.

В отличие от других стран, в России не были приняты законы о люстрации. Все это способствовало укреплению стабильности в обществе, созданию условий для проведения глубоких экономических реформ [14, с.114].

Хотя Государственная Дума в 1999 г. отвергла попытки внести частичные изменения в Конституцию РФ 1993 г. [1], в российском обществе созрело убеждение в необходимости ее реформы. Этот вопрос опять возникает в новой Думе, начавшей работу в 2000 г.

Известно, что Конституция 1993 г. была принята в спешке, в своеобразных условиях, которые сложились после вооруженного противостояния Парламента и Президента. В Конституционном совещании преобладали лица, включенные в его состав по должности или назначенные президентом, ее окончательный текст после совещания подвергся некоторой правке. Да и в 28 субъектах Федерации (из 89) она либо не получила большинства голосов на референдуме, либо не выносилась на голосование.

Правда, хотя последнее очень важно, неодобрение федеральной конституции на территории субъекта не означает, что она не действует на этой территории, если принята общегосударственным референдумом или установленным большинством субъектов.

Конституцию 1993 г. придется обновлять, а затем и заменять. Однако к реформе Конституции следует подходить очень осторожно, руководствуясь принципом: не навредить. В условиях современного российского общества при сложившейся расстановке политических сил это предполагает большую подготовительную работу и выделение определенных этапов реформирования.

Это необходимо не только в связи с социально-политическими факторами, но и по юридическим причинам.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным Собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной Думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина [1] .

Содержание

История конституции

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Разработка проекта

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ. [2]

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

Принятие (1993)

12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:



  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
  • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
  • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
  • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
  • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
  • Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
  • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
  • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России [8] . В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. главы 8, 9, 9 1 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).

    Конституционные поправки и пересмотр Конституции



    Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

      ; ; ; ;
    • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
    • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

    Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

    1. пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
    2. поправки к остальным главам (кроме статьи 65);
    3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
    4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

    Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

    Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России

    Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

    В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

    Нормативный акт До изменений После
    Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Ингушская Республика Республика Ингушетия
    Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия — Алания
    Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия — Хальмг Тангч Республика Калмыкия
    Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика — Чаваш Республики Чувашская Республика — Чувашия
    Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

    Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России

    В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

    Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

    Федеральный конституционный закон Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статьи 65
    от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря 2005 Пермская область; Коми-Пермяцкий АО Пермский край
    от 14 октября 2005 года № 6 1 января 2007 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; Эвенкийский АО Красноярский край
    от 12 июля 2006 года № 2 1 июля 2007 Камчатская область; Корякский АО Камчатский край
    от 30 декабря 2006 года № 6 1 января 2008 Усть-Ордынский Бурятский АО Иркутская область
    от 21 июля 2007 года № 5 1 марта 2008 Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край

    Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

    Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации"

    Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

    Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

    В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

    Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

    Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

    • подтверждает неизменность Конституции;
    • разрабатывает проект новой Конституции, который:
      • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
      • выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

      Отличие Конституции от законов

      • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
      • обладает высшей юридической силой;
      • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
      • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
      • является базой для текущего законодательства.

      Конституция и ограничение прав и свобод человека

      К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
      Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.


      Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

      В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

      Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: "Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату ".

      Издание Конституции

      См. также

      Примечания

      Ссылки

      Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

      Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

      Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

      • Конституции
      • Конституции России
      • 1993 год в России
      • 1993 год в праве

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Конституция Российской Федерации" в других словарях:

      Конституция Российской Федерации — Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой в правовой системе страны и определяющий правовые , организации государственной власти и местного самоуправления, отношения гражданина и государства. Конституция Российской Федерации… … Российское избирательное право: словарь-справочник

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — (Constitution of the Russian Federation) основной закон Российской Федерации. Принята всенародный голосованием 12 декабря 1993 г. К РФ имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

      Конституция Российской Федерации — Констит уция Росс ийской Федер ации … Русский орфографический словарь

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г — КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и… … Юридическая энциклопедия

      Конституция Российской Федерации 1993 года — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 Г. — основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. К. РФ содержит… … Энциклопедический словарь экономики и права

      Президенты Российской Федерации — Действующий Президент России Дмитрий Медведев Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия


      – 25 лет назад Конституцию приняли на референдуме. Зачем понадобилось всенародное голосование и есть ли такие прецеденты в других странах?

      – Есть несколько взаимосвязанных причин, почему проект Конституции вынесли на всенародное голосование. Прежде всего, основным стержнем пропагандистской кампании накануне референдума был постулат, что если Конституция вынесена на референдум, то каждый гражданин сопричастен к ее принятию. Кроме того, Борису Ельцину хотелось, чтобы текст, который внес всенародно избранный президент России, был бы одобрен народом и тем самым дал дополнительную поддержку самому президенту. Любой политический деятель всегда пользуется таким аргументом. Учитывалось и положение России в мире, и отношение к нашей стране за рубежом; мы хотели показать, какие положения будут составлять основу Конституции и как они отражают наши достижения на демократическом пути развития страны.

      Наиболее важные вопросы отражались в первых двух главах: Основы конституционного строя и Права и свободы человека и гражданина. Хочу заметить, что права и свободы уже были закреплены в ряде международных документов, а также в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Положения этой декларации были воспроизведены еще в Конституции РСФСР, а затем в Конституции 1993 г.

      Напомню, что существовало два конкурирующих проекта: один готовила Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, второй – Аппарат президента РФ. И когда началось Конституционное совещание, созванное по инициативе Ельцина, то одним из первых предложений, принятых без спора, было перенесение в президентский проект первых двух глав из проекта Конституционной комиссии. Поэтому одним из самых значимых достижений принятой Конституции стали обстоятельно обсужденные и согласованные первые главы.

      Принятие Конституции на референдуме – не такое уж частое явление. Ведь когда в стране есть единство, то референдум и не нужен. Но когда в стране наблюдается политическое противостояние, то дебаты и споры, как правило, затрагивают какие-то конкретные вопросы. Например, о сохранении института брака или о возможности разводов, как это было в Италии. Или о сохранении Союза ССР – этот вопрос выносили на референдум СССР 17 марта 1991 г., о необходимости введения поста президента России – так было с российским референдумом в тот же день.

      Вообще, по принятию новой Конституции возможно обсуждение в парламенте или на специальной Конституционной ассамблее. Но в 1993 г. у нас наблюдалась непримиримая борьба парламентариев с главой государства, в марте была предпринята попытка отрешить президента от должности, но не хватило голосов. В ноябре, если бы депутатский корпус продолжил работать, новая попытка импичмента могла стать успешной. В такой ситуации было очевидно, что Съезд народных депутатов и Верховный Совет не поддержат предложения президента, и потому он решил воспользоваться моделью референдума.

      В дальнейшем, если встанет вопрос о новой Конституции, ее может принять либо Конституционное Собрание, либо народ на новом референдуме – это прямо предусмотрено ст. 135 действующей Конституции России. Но по модели, которая закреплена в самой Конституции, новая Конституция нужна тогда, когда что-то надо пересмотреть в гл. 1, 2 либо в гл. 9, посвященной самому конституционному реформированию. А остальные главы (3–8) можно изменить путем конституционных поправок, что, кстати, уже делалось. Но в этом случае сама Конституция остается действующим документом – по крайней мере, по дате.

      – Как вы считаете, 25 лет для Основного закона – это много?

      – Это все очень относительно. Есть страны, где новую конституцию принимали через полгода-год после принятия прежней. И в стране при этом ничего особенного не изменялось. В других странах Конституция действует сотни лет…

      В нашей стране это те 25 лет, за которые много чего произошло. Но Конституция действовала, и все законы писались с учетом этого.

      Споры могут вестись, но как раз в рамках Конституции, ст. 13 которой провозглашает в России идеологическое многообразие. Значит, у нас возможны разные идеологии, которые могут схлестнуться в дискуссии. Только это должны быть мирные споры, а не насильственные действия.

      – А вы не опасаетесь, что из Конституции постараются изъять именно норму об идеологическом многообразии, заменив ее единой национальной идеей?

      – Сама по себе Конституция – это идеологический документ. Она декларирует идеологические принципы: демократию, федерализм, различные формы собственности. И вряд ли кто станет вычеркивать эти принципы. Скорее, может снова встать вопрос о президентской форме правления. Ведь по прежней Конституции вся власть принадлежала Съезду народных депутатов, коммунисты были вообще против введения поста президента. Но когда объявили президентские выборы, то КПРФ приняла в них участие и принимала все эти годы. Неужели вы думаете, что если бы Геннадий Зюганов стал президентом, то одним из своих первых указов он ликвидировал бы этот пост? Нет, конечно. И я думаю, что вряд ли кто-то сейчас готов вернуться к парламентской республике. Ведь мы уже привыкли, что президент обладает весьма широкими полномочиями и очень много может сделать не только для своей партии, но и для всего народа. А парламентская модель хороша только для очень стабильного общества, в котором не наблюдается значительных противоречий.

      – И все-таки, согласны ли вы с предложением вписать в Конституцию какую-то национальную идею, может, даже с религиозным оттенком?

      Все, что касается религии, отражено в ст. 14 Конституции. Религия у нас отделена от государства. Если мы назовем в Конституции какие-то доминирующие религии, то нам придется изменить эту статью. А ее изменить нельзя – она находится в гл. 1. Как мы уже говорили, поправки можно вносить только в главы с третьей по восьмую.

      Я бы напомнил, что у нас есть ст. 13 о многопартийности. Но там же не перечислены партии и иные общественные объединения. Есть право на объединение, предполагающее создание и партий, и религиозных организаций.

      – До сих пор не приняты два конституционных закона, предусмотренные Конституцией. Один из них – о Конституционном Собрании, второй – о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Созыв Конституционного Собрания предполагается в связи с пересмотром Конституции. Значит ли это, что противники пересмотра Конституции пока имеют большинство в Федеральном Собрании и препятствуют принятию данного закона? И не очень ясно, почему не принимается и другой закон?

      – Я не раз поднимал эту проблему в своих работах. Решительно не понимаю, почему законодатель отказывается от принятия этих законов.

      Существует два подхода. Один – мой и моих единомышленников – если в Конституции предусмотрен такой закон, извольте его принять. Второй подход – если есть реальная потребность в таком законе, тогда его надо принимать. Если нет – можно повременить.

      То есть они полагают, что закон о Конституционном Собрании надо принять только в том случае, если появятся предпосылки к принятию новой Конституции.

      Мне кажется, что это политические аргументы, рассчитанные на то, что при отсутствии закона не будет и политических обстоятельств. Но ведь политические обстоятельства возникают независимо от того, есть ли регулирующий их закон или нет.

      Исторический пример. Была Конституция СССР, в которой предусматривалось право союзной республики на выход из СССР. Закона на этот счет не было. Мы осторожно намекали, что такой закон не помешало бы иметь. Но его не принимали, и многие даже не верили, что он когда-нибудь может понадобиться. Считалось, что никто не хочет выходить из СССР.

      А когда вдруг поднялась волна суверенитетов, то Верховный Совет СССР под руководством Анатолия Ивановича Лукьянова спешно разработал и принял такой закон.

      – Дело даже не в том, что закон был несовершенен. Момент был уже упущен. И тех, кто решил выйти, уже трудно было остановить законом. А ведь там прописана не только сама процедура выхода, но и урегулирование всех спорных вопросов, связанных с экономикой, с собственностью, с гражданскими правами.

      Когда СССР развалился, все объекты, построенные в том числе на средства Союза, остались в собственности вышедших республик. Остались им и все автономии, народ которых даже не спросили, хотят ли они выхода из СССР.

      Когда закон принят заранее, можно спокойно оценить, чем грозит та или иная процедура. А когда это делается впопыхах, то закон будет просто игнорироваться, так как в нем все увидят политические, а не правовые механизмы.

      Совсем иной пример – принятие в 2001 г. конституционного закона о порядке принятия в состав РФ нового субъекта. 13 лет этот закон не применялся. Но в 2014 г., когда Республика Крым сначала заявила о суверенитете, а затем уже суверенное государство попросило принять его в состав РФ, все было сделано строго в соответствии с этим законом и с учетом международно признанного права на суверенитет. Как бы к нам ни придирались, но никто не может сказать, что мы приняли закон в соответствии с политической конъюнктурой.

      – А почему так и не принят конституционный закон о конституционно-правовом статусе субъекта Российской Федерации?

      – Я полагаю, что и этот закон следует принять.

      – Есть ли, на ваш взгляд, в Конституции РФ слабые места?

      – Безусловно. Со мной может не согласиться президент, но с точки зрения правоведа самым слабым местом является нарушенный баланс между президентом и парламентом. У президента очень сильные полномочия, а у парламента – очень слабые, и их можно было бы усилить. В частности, это касается влияния на состав правительства.

      Министров силового блока у нас, как известно, назначает президент. Парламент мог бы давать согласие на такие назначения. Это предлагалось еще Ельцину, и в декабре 1992 г. он дал на это согласие. Но в окончательный текст Конституции это положение не попало. А когда принимали Закон о Правительстве в 1997 г., то в проекте записали, что президент не только назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, но и отстраняет его по такой же процедуре. Однако с этим Ельцин решительно не согласился. Чтобы принять этот закон, пришлось такое предложение снять.

      Получается, что парламент может долго согласовывать кандидатуру премьера, а потом уже назначенного председателя правительства президент может снять чуть ли не на следующий день. И парламент ничего не сможет сделать – все по закону.

      Или, например, по Конституции Дума может выразить недоверие правительству. Но у депутатов может не быть претензий ко всему кабинету. Однако возникло недовольство работой отдельных министров. Почему-то потребовать их отставки парламент не может, он должен выражать недоверие правительству в целом.

      Это какая-то круговая порука, как в армии, когда вместо одного проштрафившегося солдата наказывают все отделение, чтобы потом сослуживцы долго третировали провинившегося.

      Такие мелкие недочеты в Конституции встречаются.

      – Не пора ли готовить новую Конституцию?

      – Не буду будоражить общественное мнение, сейчас эту идею большинство не поддерживает. Но некоторые вопросы в развитие норм о конституционном строе можно было бы уточнить. Правда, для этого надо поставить перед Конституционным Судом вопрос, можно ли, не изменяя первую и вторую главы, добавить в Конституцию слова о том, что у нас есть гражданское общество, назвать его институты. В законе об Общественной палате говорится, что она является одним из эффективных инструментов гражданского общества. Но что такое гражданское общество, нигде не указано.

      Что такое демократия и демократические институты? Осуществляют ли они самоуправление в обществе? Об этом надо хотя бы общими словами сказать в Конституции. И, скорее всего, в первой ее главе. На встрече с президентом я сказал, что можно не менять Конституцию, но дополнить ее новой главой 1 прим, посвященной гражданскому обществу, ее институтам и политическим правам личности. Можно ли это сделать, должен истолковать Конституционный Суд.

      – Если все-таки мы начнем готовить новую Конституцию, не окажется ли она хуже действующей?

      – Вряд ли Россия сможет жить 100 или 200 лет по тексту, который был сформулирован в конкретных исторических условиях. Какие-то положения этого текста стабильны, но по другим возможна динамика. Даже в Конституции США 1787 г. имеется 27 принятых позже поправок. А Конституцию ФРГ, принятую в 1949 г., изменяли более 50 раз. Но она продолжала действовать. Мы тоже можем вносить в Конституцию поправки, но должны сделать так, чтобы она стала лучше, а не хуже.

      В любом случае в Конституции останутся главные ее составляющие: тезисы о правовом и социальном государстве, о том, что Россия остается президентской республикой, что в ней допускаются разные формы собственности и соблюдаются основные права человека. Должны, на мой взгляд, быть развиты тезисы о политическом плюрализме и о гражданском обществе, позволяющие избирать такую власть, которой мы готовы доверить руководство страной.

      Читайте также: