Дисфункции школы как социального института

Обновлено: 18.05.2024

Институционализация для социальных практик, предполагающая упорядочивание, регламентацию, законодательное и организационное закрепление – процесс позитивный и благотворный. Он направлен на максимальное удовлетворение важных потребностей общественной системы, что и выступает функцией любого социального института. Эта позитивная оценка, несомненно, относится и к институционализации образования.

Скачивания

Литература

Интервью с директором департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства О.В. Шараповой. [Электронный ресурс] –

Низкий уровень успеваемости прежде всего, затем невостребованность молодых специалистов, низкая актуальность их квалификации. Я вообще не назвал бы современное общество современным, если честно, тут у нас набирают вес православные верования семнадцатого века - какая уж тут современность, мракобесие. Это также говорит об отсталости системы образования в России даже от времён периода СССР. Но главный показатель дисфункции - высокая коррумпированность, конечно, которой пронизана вся высшая школа: поступление в ВУЗ происходит за взятки, экзамены сдаются за взятки, устаиваются на работу по знакомству или за взятки. Это и есть дисфункция.

например, уровень неграмотности населения, неразвитость системы образования в удаленных уголках россии.

*Социальный институт- исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполнение определенных функций в обществе, главная цель - удовлетворение потребностей.

*Признаки социального института:

* совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

* система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

* система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

* материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

* общественно признанная миссия, цель, идеология.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений (стабилизирующая). Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение своих членов, за счет своих правил, норм поведения. делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. (Пример: на работе устанавливают правила (например, распорядок дня) с помощью коллективного договора).

2. Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки образцов и шаблонов поведения. (Пример: в России (и многих других странах) принято при заключении деловой сделки пожимать друг другу руки - это ожидаемое поведение).

3. Интегративная функция. Это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. (Пример: работник несколько дней подряд опаздывает на работу, за это работодатель предъявляет ему выговор - санкцию).

4. Транслирующая функция(социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. (Пример: мать учит говорить ‘пожалуйста,, когда ребёнок что-то просит, ‘спасибо’, чтобы выразить благодарность, ‘здравствуйте’ при встрече людей. Семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители.).

5. Коммуникативная функция. Информация должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.


6. Функция социализации. Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и социальных ролей. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Вопрос№10. Дисфункции соц. институтов. Примеры. Значение познания дисфункций соц. институтов.


Дисфункциясоциального института (нецелевое применение институтов)– это состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред.

Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

Происходит их перераспределение между социальными институтами.

В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов.

Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

Примеры.

1) Ярким примером дисфункции государственного института является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД России. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Если какой-то социальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. В современной России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не правоохранительные органы, не суды ,а бандиты.

2) экономические институты по мере своего развития предъявляют более высокие требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем - к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Значение познания

В современном российском обществе дисфункция института права создает широкие возможности для криминализации общества. Преодоление дисфункции социальных институтов достижимо либо путем их изменения, либо благодаря созданию новых институтов, удовлетворяющих соответствующие общественные потребности.

Дисфункция социального института - падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей.


Вопрос №11. Неформальные экономические институты, возможности их сокращения.
Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными.

Сначала разберем, что такое неформальный институт вообще и какими признаками он обладает:

Когда функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт.

Определение.Неформальный институт- это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Неформальные институты играют очень важную роль в сфере межличностного общения в малых группах.

Происхождение.

Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, Т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

Функции.Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.).

. Неформальные институты в экономике (по статье Рыбкиной и Косалс):

С середины 80-х гг. начала происходить институционализация теневой экономики, т.е. закрепление теневого экономического поведения в теили иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками даннойдеятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.

Признаки институционализированного неформального экономического института:

Ø структурированность и самовоспроизведение социальной системы;

Ø скрыт от государственного контроля и наблюдения;

Ø внутренняя организация.

Элементы неформального экономического института:

1. экономическиероли, привычные для субъектов и носящих теневой характер.

2. сложившиеся нормы "теневого поведения".

3. устойчивые виды теневых экономических взаимоотношений между определеннымисубъектами.

4. новые типыорганизаций, внутри и с помощьюкоторых осуществляется теневое поведение субъектов.

Причины институционализации теневой экономики в России:

1. "государствофобия" жителей России: стремление вывести свою деятельность из-под контроля и наблюдения со стороны государства как реакцияна десятилетия тотального контроля над всейжизнедеятельностью граждан со стороны советского государства, что исключалокакую-либо возможность масштабной частной экономической активности.

2. возникновение "делового тандема" чиновника и предпринимателя.Фактически чиновники приватизировали свои должностные места и стали исполнять должностные обязанности (или не исполнять их) таким образом, как это отвечало их частным экономическим интересам. В результате предприниматель, обращавшийся к государству за помощью, не мог добиться от соответствующего органа власти защиты своих интересов. Это вынуждало предпринимателей обращаться в частные фирмы или искать теневые пути решения своих проблем, напрямую платить деньги чиновникам.

3. государство "подмяло" под себя, фактически "отключило" основные правовые структуры - службу правопорядка (милицию), судебную систему, прокуратуру и др. Тем самым было запущено "теневое право" —теневые нормы и правила, которые стали действовать сильнее легального права. Возникла целая система санкций за нарушения "теневого права", причем очень жесткая, вплоть до "заказных убийств", которые тоже фактически институционализировались, стали привычными. В то же время, официальное право становилось все более мягким, правила в его рамках стали в массовом порядке "обходить", и никаких серьезных санкций за это не следует. Яркий пример: в России официально отменили смертную казнь, но несостоятельный должник знает, что зачастую его ждет не долгая судебная процедура в официальном суде, а пуля наемного киллера. Это показывает, что "теневое право" действует сильнее, чем легальное.

. Неформальные экономические институты (Г Л А В Н О Е):

1. Первая группа- институты, которые возникли внутри тех или иных легальных структур - политических, правовых, хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований.

а) Нецелевое использование бюджетных средств - направление финансовых средств, полученных из государственного бюджета (федерального, регионального, местного) на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами.

б) Обналичивание - операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы,закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций.

Получается так: потребность в выполнении тех или иных функцийтолкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.

2. Вторая группа- теневые институты, которые возникли "в стороне" от такихструктур, как бы "на чистом" месте.

а) Крыша — криминальная группировка или орган власти, контролирующие деловуюактивность одной или многих фирм, изымающие определенную долю прибыли "вобмен" на представительство интересов в органах власти. Фактически,крыша - это локальная монополия, которая контролирует определенную долю рынкаи защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию.

б) Откат - плата за предоставление заказа (обычно государственного), кредита(зачастую льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта.

в) Теневой механизм инвестирования - совокупность социально-экономических факторов, обеспечивающих поток краткосрочных инвестиций, которые носят латентный характер - руководители стараются их не афишировать.

Очевидно, что в связи с ней обществонесет множество социально-экономических издержек, главные из которых, по нашемумнению, следующие.

1) Возникшие институты теневой экономики привели к формированию особого стиля бизнеса - бизнеса "для своих", тогда как "не свои" не имеютреальной возможности выйти на рынок. Это радикально ограничивает конкуренцию совсеми хорошо известными негативными последствиями.

2) Малы инвестиции и крайнеограничены источники их привлечения (так, наличие легальных прав собственностипрямо влияет на привлечение инвестиций: "при наличии законного права собственностиценность строений была в 9 раз выше, чем при его отсутствии".

3) Великитрудности взаимодействия страны с внешним миром, который выстраивает различныебарьеры на пути экономических и других связей из-за несовместимости экономическихсистем, вызванной большим числом теневых правил ведения бизнеса, в которых немогут разобраться иностранцы.

4) Двойная мораль и неопределенность экономических,а значит, во многом и социальных норм поведения. Это самым отрицательным образомвлияет на мораль общества, которая в реальности все дальше отходит от того, чтопринято называть "цивилизованными правилами поведения".

Вывод:

Развитие общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. То есть, если необходимо понять общество, то, изучив его социальные институты и механизмы регулирования, можно понять характер социальных связей в интересующем обществе.

Требуется выработка специальной стратегии длительногои постепенного вытеснения теневых институтов легальным путем, создания для этогополитических, экономических, правовых и культурных условий.

Если социальная функция института — приносить обществу пользу, то случаи, когда от института помимо пользы происходит вред, будем называть дисфункцией института.

Возникновение дисфункции объективно, поскольку общественные потребности, которые должен удовлетворять институт, меняются быстрее, чем организационно-материальные и содержательные элементы деятельности соответствующего института.

Например, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если институт не справляется со своей задачей, если образование поставлено плохо, не учитывает изменившиеся реалии, то ни развитых личностей, ни первоклассных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию.

Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения. Ярким примером такой дисфункции является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью — полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче Министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной.

Но если какой-то официальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что крайне опасно. Известно, например, что в современной России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не арбитражные суды, не правоохранительные органы, а бандиты.

Итак, у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Наглядным свидетельством того огромного вреда, который причиняется обществу институциональной дисфункцией, являются дисфункции такого важнейшего социального института, как бюрократия.

Функции неформальной структуры изучил Э. Мэйо. Он показал, что в реальности люди обращаются друг к другу не только как должностные лица, но и как индивиды, устанавливающие между собой первичные, доверительные отношения, часто нарушая или обходя законные нормы и правила, не обращая внимания на иерархические статусы. Чиновники нередко пренебрегают служебными обязанностями, на первый план выдвигая личные, неофициальные отношения. Они нарушают закон, чтобы помочь тому, кто вызывает у них симпатию.

Нарушения, встречающиеся в работе налаженного механизма бюрократии, социологи называют дисфункциями. Их нет в идеальной бюрократии, но ведь нет и самой идеальной бюрократии. Вмешательство человеческого фактора — эмоций, симпатий, пристрастий, неформальных норм и ценностей — одна из разновидностей дисфункции.

Взяточничество — один из самых древнейших пороков бюрократической организации. Это явление возможно там, где существуют должности и должностные лица, распределяющие социальные блага. Взяточничество как подкуп должностного лица известно со времен Древнего Египта. Правда, злоупотребления пресекались самими фараонами, так как наносили их престижу не меньший вред, чем происки внешних врагов. Бюрократическая машина египтян легко приносила в жертву рядовых чиновников, когда под угрозу ставилось само ее существование.

Льготы и привилегии имеют социальную и экономическую природу, они служат формой либо освобождения от каких-то повинностей (бесплатный проезд, постой, кормление), либо дополнительных милостей (например, привилегия первым входить к царю с докладом).

Ответной благодарностью подчиненных на подобные знаки внимания может быть только добросовестная служба. Лояльность и преданность в ответ на льготы и привилегии — естественная форма обмена между низами и верхами.

Извращенной формой лояльности выступают лесть и угодливость. Настоящая преданность доказывается реальными поступками, а ложная — символами.

Во всем цивилизованном мире мздоимство преследуется законом как нарушающее рациональные принципы управления, вносящее дисфункции. Взятка ставит вышестоящее лицо в зависимость от нижестоящего, под власть которого он подпадает, ибо должен ответить ему каким-то знаком особого расположения.

Однажды сформировавшаяся элитная группа имеет две возможности эволюции: в зависимости от правил, по которым заменялись выбывающие члены, может оставаться группой лучших или деградировать и стать группой худших. Административная система в СССР, охватившая все уровни государственного и хозяйственного управления, эволюционировала по второму пути — за десятилетия она превратилась в замкнутую корпорацию бюрократов, выделенную из массы рядовых граждан высоким статусом и окладами, привилегиями, спецпайками, кастовой солидарностью. Каждое следующее поколение советских руководителей в целом было хуже предыдущих.

Устранив от руководства народным хозяйством интеллигенцию, получившую образование в дореволюционное время, советская власть создала широкую сеть учебных заведений, в которых на руководящие посты готовились выходцы из социальных низов — рабочих и крестьян. Главными критериями отбора были не уровень компетенции и глубина знаний, а классовое происхождение и идеологическая преданность.

Процесс вырождения элитных (т.е. эталонных) групп стал необратимым. На первый план выдвинулись ценности, чуждые профессиональной системе управления. Они привнесены извне, из сферы политики: фанатичная вера в цели партии, революционная дисциплина, беззаветная преданность не делу, а вождю. Гонения, травля и репрессии усилили негативный отбор кадров.

Деградирующая элитная группа неспособна воспроизводить нужное пополнение, в ней начинают преобладать дисфункциональные (с точки зрения норм рациональности) элементы. Со временем формируется механизм защиты слабых — тех, кто продвинулся, минуя конкурентную борьбу с сильными. Протекционизм, гарантия должностного статуса, горизонтальная мобильность (пересаживание из одного кресла в другое), система привилегий и, наконец, коррупция — элементы механизма негативного отбора и защиты худших. Он возник и развился в условиях, которые препятствовали действию другого механизма, успешно удаляющего из группы худшие элементы.

Ключевые слова и выражения:

Дисфункции института, бюрократия, деградация элитных групп, номенклатура.

Читайте также: