Греческая медицина как пайдейя кратко

Обновлено: 06.07.2024

В статье проведён анализ историко-философских подходов наиболее известных медицинских школ Древней Греции: Киренской, Родосской, Сицилийской, Кротонской, Косской, Книдской, Александрийской. Описаны основные медицинские и общенаучные достижения, а также упоминается вклад наиболее ярких представителей и основателей школ. Выбор данной темы обусловлен тем, что цивилизация Древней Греции представляет значимый феномен для исторической и философской науки, а также медицинского и смежного знания. Именно философская традиция древних греков впервые предложила миру явление теоретического мышления, основным подходом которого считается выведение частного знания из неких общих принципов при помощи доказательств. Именно этот подход способствовал развитию других фундаментальных наук, таких как медицина, педагогика, метафилософия, космология, физика, математика, зоология и др. Благодаря достижениям древнегреческих врачей-философов, медицинская наука получила знания и подходы, используемые по настоящее время. Основные античные медицинские школы развивались в рамках представлений натурфилософии, что объясняется необходимостью объяснения мира с позиции первоначала. Данный процесс явился позитивным импульсом для развития не только медицины, но и других базовых фундаментальных наук, основой которых является философия.


2. Сергеев B.C. История Древней Греции / Под ред. В.В. Струве, Д.П. Каллистова. 3-е изд. М., 1963. 524 с.

4. Фоминова Л.А. Античные ученые Греции и Рима, внесшие наибольший вклад в создание медицинской и фармацевтической терминологии // Студенческая наука: взгляд молодых. 2019. С. 296.

5. Пучкова В.А., Королева Е.А. Развитие медицины в античной Греции // Неделя науки СПбГПУ. 2014. С. 63.

7. Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. проф. Д.А. Балалыкина. М.: Литтерра, 2012. С. 624

9. Тюряхин И. Н. Врачевание в Древней Греции в архаический и классический периоды // Здоровье населения – основа процветания России. 2016. С. 352.

10. Склярова Е.К., Камалова О.Н., Жаров Л.В. История медицины: краткий курс // Scientific magazine Kontsep. 2015. С. 304.

11. Ашурбаева Г.А., Шапошников Г.Н. Врачевание в Древней Греции // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. 2019. С. 45.

12. Карпеев А.А. Очерки истории фитотерапии: Древняя Греция (продолжение) // Традиционная медицина. 2018. № 1 (52) 2018. С. 261.

13. Георгий Сфрандзи. Хроника / Пред., перев. и примеч. Е.А. Джагацпанян // Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Вып. 5. С. 297.

14. Ковньер С.Г. История медицины: Медицина Востока. Медицина в древней Греции до Гиппократа. Ч. I, выпуск первый. – V universitetskoj tipografii (I. Zavadzkago), 1878. С. 239.

15. Поляковская М.А. Политические идеалы византийской интеллигенции середины XIV в. (Николай Кавасила) // Античная древность и средние века. Свердловск, 1975. Вып. 12. С. 116.

16. Приходкин А.С., Шапошников Г.Н. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции // Current issues of modern medicine and healthcare. 2017. С. 665.

17. Старченкова О.С. и др. Роль философии в медицине и формировании врачебного мышления // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты. 2018. С. 65.

18. Зарубинская Л.Г., Худоногов И.Ю. Переход Древней Греции от семейных к частным медицинским школам как индикатор повышения ресурсного обеспечения (основные причины и следствия) // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2018. № 5.

19. Кущ Т.В. Наставничество как форма интеллектуального общения // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2011. Вып. 40. С. 362.

21. Золотарёва К.С. Мифология и медицина в Древней Греции // Молодой исследователь: от идеи к проекту. 2019. С. 369.

22. Акбиева А.С. Философско-религиозные аспекты в древнегреческой медицине: ритуал энкомисис и культ Асклепия // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. 2018. С. 597.

23. Ручинская О.А., Семененко Е.В. К вопросу о храмовой медицине в античных городах Западного Причерноморья в I–III вв. н. э. 2012.

24. Кущ Т.В. Византийская интеллектуальная среда (конец XIV–XV в.): Опыт характеристики // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 1998. Вып. 29. С. 362.

25. Тулупова О.Н. Трансфессиональный резонанс древнегреческих практик врачевания в современной медицинской культуре // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 3–2.

Древнегреческая цивилизация представляет значимый феномен для исторической и философской науки, а также медицинского и смежного знания. Древние греки представили человечеству термин теоретического мышления, главенствующим положением которого считается выведение частного из неких общих принципов посредством доказывающих фактов.

В устройстве древнегреческого общества появились врачи и философы, как элитарные представители античного социума, которые пользовались большим уважением и авторитетом в обществе. Достижения и взгляды медицинской науки Древней Греции стали базой для развития европейской медицины.

Цель работы – показать основные фундаментальные историко-философские воззрения, стоящие в основе наиболее заметных медицинских школ Древней Греции, чьи достижения явились базой для более поздних медицинских учений.

Древняя греческая медицина носила характер династийности, на основе которой в дальнейшем появились полноценные врачебные сообщества. Школы развивались в крупных городах и на островах, из них наиболее известны: Кротонская, Сицилийская, Косская и Александрийская школы. Все они из-за разности подходов к лечению пациентов и территориальной разобщённости имели отличный друг от друга философский фундамент.

Среди старейших медицинских династий были особенно знамениты Родосская (остров Родос в восточной части Эгейского моря) и Киренская (город Кирена в Северной Африке). Территориально они были расположены далеко за пределами Балканского полуострова, и поэтому сведения об их философии минимальны и разноречивы [1].

Наиболее доподлинно, как об одной из наиболее древних, известно о Кротонской медицинской школе. Она, появившаяся на юге современной Италии в городе Кротоне, достигла своего расцвета в VI в. до н.э., её основателем является известный античный философ и учёный Пифагор.

Наряду с ним история сохранила имя его последователя, врача и философа Алкмеона, который вошел в историю как первооткрыватель слухового канала и перекреста зрительных нервов. В его трудах есть упоминания о головном мозге как об органе познания и этиологии некоторых психических и соматических болезней.

Медицинская школа славится среди историков медицины не только практико-медицинскими наработками, но и постижением натуры человека. В этом отношении медицина античной Греции развивалась тем же путем, что медицина Китая и Индии. Таким образом, она продолжала их вектор развития [2, 3].

Врачи Кротонской школы выделяли как базовое учение Анаксимена о воздухе как о первоначале всего сущего. В своём понимании медицины последователи школы следовали законам диалектики.

Не менее известным представителем этой школы является Диоген из Аполлонии, который предложил представить работу сердца как органа, отвечающего в равной сфере за крово- и газообмен, что позднее было опровергнуто Гарвеем [5].

Эволюционным вкладом кротонских исследователей в медицинскую науку явилось усовершенствование понятий, предложенных в традиционной медицине Древнего Китая и Индии. Однако в последующем критике был подвергнут подход, основанный не на анатомии и физиологии, а лишь на натурфилософии.

Далее в хронологическом порядке стоит Сицилийская медицинская школа. Известно, что она была основана в V в. до н. э. на острове Сицилия философом Эмпедоклом.

Эмпедоклу приписывают ликвидацию болота близ Сицилийского города Селинунта, как фактора, способствующего развитию вспышек малярии у жителей полиса. Кроме этого, он путём создания вентиляции в горном массиве ликвидировал вспышки малярии среди населения своего родного города.

Благодаря его работам представления анатомов, его современников, пополнились данными о строении лабиринта внутреннего уха. Представления о физиологии пополнились рядом исследований функционирования дыхательной системы, деятельности сердца, кровообращения, зрения, обоняния. Эмпедокл в рамках своей школы применил метод музыкотерапии в лечении пациентов с душевными расстройствами. Учёные, окружающие его, в частности Аэций, отмечали, что он имел интерес к вопросам генетики. По его мнению, основой появления мальчиков является южная или восточная земля. В свою очередь, в основе рождения девочек лежит земля с севера. Он был уверен, что дальнейшее образование полов в результате деторождения детерминировано свойствами семени обоих родителей. Эмпедоклом была выдвинута гипотеза, объясняющая происхождение уродств у плода. Он связывал их с недостатком или избытком семени, выделенного родителями. Рождение близнецов связывал с внутриутробным дроблением семени [6].

Несмотря на несовершенство представлений Эмпедокла в вопросах познания мира, его теория оказала значимое воздействие на крупнейших античных философов, представителей теории атомизма, таких как Эпикур, Платон, Аристотель.

Аналогичные воззрения были присущи и его последователям, что обеспечило весомый вклад в медицину и философию античного мира [8].

В соответствии с логикой повествования, рассмотрим далее Книдскую медицинскую школу. Она была основана в г. Книдосе, в Ионии. Её рассвет пришёлся на первую половину V в. до н. э. Во главе династии стоял Эврифон, о котором в медицинской историографии на сегодняшний день не сохранилось достоверной информации. Её целью было стремление к созданию систематизирующей теории в медицине. Критики были недовольны излишней теоретизированностью в убыток эмпирическому знанию.

Общепринятым в истории медицины является противопоставление Книдосской и Косской школ именно в отношении к практическим подходам к лечению внутренних болезней. Из истории развития Книдосской медицинской школы в VI–V в. до н. э. можно проследить эволюцию принципов и методов ионийской философии в медицине Древней Греции.

Далее в хронологическом порядке следует упомянуть о Косской медицинской школе, которую многие историографы медицины считают главной античной медицинской школой.

Династия была основана на острове Кос, в V в. до н. э. Первые упоминания о ней появились в 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула обратились к врачам Небросу и Хрисосу за помощью в борьбе с эпидемическим процессом в войске города Кирроса. Оба врача, согласно преданию, выполнили просьбу, эпидемия была прекращена.

Немалую роль в развитии школы сыграл Гиппократ II Великий. Подход врачей Косской школы заключался в том, что организм находится в тесной связи с окружающей средой. Благодаря этому активно использовался принцип наблюдения и лечения у постели больного.

Учение о травматологии, которое разработал Гиппократ, было основано на его работе в качестве военврача в греческих армиях, так как в годы его жизни наблюдалось возвышение Афин по отношению к другим полисам, нередко с использованием вооружённых сил.

Ему было свойственно считать болезнь проявлением жизни организма, представляющей собой результат изменения материального субстрата, под действием патологического фактора. Таким образом, болезнь понималась как процесс, в который вовлекается весь организм.

Учение Гиппократа эволюционно выше, за счёт материалистического подхода, по сравнению с более древними идеалистическими медицинскими учениями.

По его мнению, общими патологическими факторами для развития большинства заболеваний являются: сезон, климатические условия региона проживания, санитарно-гигиенические свойства почвы и воды в данной местности, прочие эпидемические факторы. К частным он относил: образ жизни, возраст, пищевые предпочтения и наследственность конкретного пациента.

Для представлений Косской школы характерно выделение нескольких типов характера человека, что связывалось с местами проживания и что, согласно учению школы, воздействовало на течение патологического процесса [13].

Для специалистов Косской школы характерно отсутствие потребности в систематизации болезней на группы и виды. После осмотра больного врач приступал к прогнозу на основе установленных признаков и к синдромальному лечению [16].

Отдельно следует упомянуть Александрийскую медицинскую школу, она является одной из самых молодых. Несомненно, на её развитие повлиял тот факт, что Александрия имела большую философскую базу, а также знаменитую библиотеку, при этом общественный порядок способствовал развитию наук и медицины в частности. Были узаконены анатомические и физиологические исследования, так при Птолемеях были разрешены анатомические исследования на живых, приговорённых к смерти людях. Преследовалась цель создания чёткой и обоснованной научной базы, в рамках этого были проведены фундаментальные исследования в неврологии и кардиологии. Большое развитие получила пульсовая диагностика [17].

Развитие школы началось в III в. до н. э., среди талантливейших врачей следует выделить Герофила и Эразистрата [18].

Согласно биографии Герофила он являлся уроженцем Халкедона на Босфоре, обосновавшись в Александрии, позиционировался как врач Косской школы, так как являлся учеником Праксагора Косского. Благодаря этому, его считали выдающимся диагностом.

Другой знаменитый врач – Эразистрат, уроженец острова Кеос. Его наставниками являлись Метродор Афинский и Хрисипп Родосский. Для него был характерен универсализм: внимание к анатомо-физиологической теории и в то же время талант врача-практика. По всей видимости, это было связано с влиянием его учителей.

Важно подчеркнуть, что Эразистрат был единомышленником философа-материалиста Демокрита, мировоззрение которого задало направление его трудам. Как и его коллега, активно занимался анатомией, являлся автором многих и ныне применяемых медицинских терминов. Важен тот факт, что Эразистрат опровергал теорию Гиппократа о четырех жидкостях человеческого организма, он считал, что в теле два разнонаправленных элемента: жизненный дух и кровь [20, 21].

Эразистрат провел связь между количественной характеристикой извилин мозговых полушарий человека с его умственными способностями, отдав превосходство человеку над животными [22].

Таким образом, Александрийская медицинская школа носила материалистический и натурфилософский характер. Однако эта школа не могла называться в полной степени династийной, так как представляла собой сплав наиболее известных и распространённых медицинских школ. Её наработки значительно повлияли на развитее врачевания и медицинской науки как в древнем Риме, так и в средневековой Европе [23–25].

Заключение

Таким образом, основные медицинские школы Древней Греции развивались в рамках представлений натурфилософии, что обосновывается потребностью объяснения сущности устройства мира с позиции первоначала. Этот процесс явился позитивным фактором для развития античной медицинской науки. Следует отметить, что при отсутствии четкого мировоззрения некоторые крупные врачи и философы становились сторонниками идеи рационального познания. Их выдвигали Сократ, Платон и Гиппократ.




У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой литературой. Препо­давание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под музыку. С 12 лет мальчики посещали палестру, занимались гимнастикой. В гимнасиях мусическое и гимнас­тическое искусства соединяются в форме состяза­ний молодежи в том и в другом, причем при сте­чении зрителей, которыми были свободные граж­дане; при обсуждении государственных дел слу­шателями и зрителями, в свою очередь, станови­лась молодежь.

Собственно, целью образования выступает подготовка граждан, именно поэтому за грамма­тиком и кифаристом следует педотриб, а в восем­надцатилетнем возрасте начиналась проверка гражданской доблести. Проблема греческого об­разования состояла в том, что подготовка граж­дан не укладывалась в рамки профессионального образования: в случае нужды все мужчины горо­да становились воинами и политиками.

У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой литературой. Препо­давание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под музыку. С 12 лет мальчики посещали палестру, занимались гимнастикой. В гимнасиях мусическое и гимнас­тическое искусства соединяются в форме состяза­ний молодежи в том и в другом, причем при сте­чении зрителей, которыми были свободные граж­дане; при обсуждении государственных дел слу­шателями и зрителями, в свою очередь, станови­лась молодежь.

Собственно, целью образования выступает подготовка граждан, именно поэтому за грамма­тиком и кифаристом следует педотриб, а в восем­надцатилетнем возрасте начиналась проверка гражданской доблести. Проблема греческого об­разования состояла в том, что подготовка граж­дан не укладывалась в рамки профессионального образования: в случае нужды все мужчины горо­да становились воинами и политиками.

Древнегреческая цивилизация является одной из крупнейших цивилизаций античного мира. Высокие достижения Греции превзошли многие древневосточные цивилизации в науке, философии, литературе, изобразительном искусстве.

Уже на раннем этапе развития врачевание было семейной профессией, и секреты врачебного мастерства передавались строго от отца к сыну. Светские врачи практиковали в городах. Во время войн врачи оказывали помощь раненым. Многие потомственные врачеватели вопреки традициям стали брать учеников со стороны, т.е из других семей и городов, в результате чего в Древней Греции сложилось шесть основных врачебных школ: родосская, киренская, книдская, сицилийская, кротонская и косская школы.

Система воспитания и обучения в античной Греции, направленная на создание идеального гражданина полиса; также – соответствующая категория греческой философии.

В Греции обучение не было юридически обязательным, но подразумевалось, что родители должны дать его детям; его программа включала в себя интеллектуальную, физическую и музыкальную составляющую. В основе пайдейи как системы воспитания лежал греческий идеал калокагатии, подразумевающий сочетание физических и нравственных достоинств, гармонию души, ума и тела. Другим важным элементом общественного бытия греков, естественно вошедшим и в систему воспитания и образования, стал агон – соревновательное начало, дух соперничества, конкурентной борьбы, стремление к победе и славе. В различных греческих городах-государствах существовали местные особенности пайдейи, ибо она самым непосредственным образом была связана с государственным устройством и общественной жизнью полиса.

В Афинах, как и в большинстве греческих полисов, школы были частными. В начальной школе (с 7 лет), куда ребенка отводил специальный раб-педагог, дети занимались с учителем-грамматистом, постигали грамоту, чтение, письмо, читали поэмы Гомера и Гесиода, стихотворения Солона и Феогнида, басни Эзопа. Дети занимались и с учителем-кифаристом, вместе с которым они разучивали гимны в честь богов, пели обрядовые песни; кифарист обучал их также игре на музыкальных инструментах – лире или кифаре. Так ученики готовились и к музическим агонам, и к участию в различных религиозных полисных торжествах, в которых обязательно подразумевалась музыкальная программа, и к пению на домашних праздниках и симпосионах. В духе калокагатии шли и усердные занятия физкультурой и спортом. Под руководством учителя-педотриба в палестрах мальчики занимались гимнастикой, состязались в беге, прыжках, метании копья и диска. По завершению школьного обучения юноши проходили обязательную службу эфебами, неся службу в гарнизонах и пограничных аттических крепостях. Они по-прежнему тренировались с педотрибом, а военной подготовкой ведал специальный инструктор-дидаскал. С эфебами проводили также занятия по риторике, философии и музыке. Закончив обязательную службу и вступив в полные права гражданства, молодой афинянин мог продолжить свое образование, слушая местных и заезжих философов – учителей мудрости – и риторов, посещая знаменитые афинские гимнасии.

Женское образование носило в Афинах домашний, семейный характер, школ для девочек не было, хотя нам известно, что в некоторых греческих полисах были специальные учебные заведения для девушек (Лесбос) или школы, которые посещали дети обоего пола (Теос). Девочек учили грамоте – читать и писать, но упор, конечно, делался на домоводство и женское рукоделие. Учились они также музыке, пению и танцам, что было необходимо для участия в различных религиозных празднествах. Спартанская система воспитания девочек имела свою специфику, отличную от прочих греческих полисов. Цель её была подготовить будущую мать воина-спартиата, поэтому большое внимание уделялось занятиям гимнастикой, состязаниям в беге и силе. Судя по приводимым у авторов примерам, спартанки не хуже своих мужей могли выражаться по-лаконски (Plut. Lyc., 14; 25).

Как Гомер стал воспитателем Греции, чему должен был учиться современник Пелопоннесской войны и зачем граждане полисов нанимали себе преподавателей риторики — в обзоре Максимилиана Неаполитанского, посвященном книгам о древнегреческой пайдейе.

Вернер Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека. В 2 томах. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997, 2001. Перевод с немецкого Алексея Любжина, Μарка Ботвинника

Книга Вернера Йегера, филолога-классика и историка философии, разделена на два тома и представляет собой исчерпывающее исследование о воспитании в Древней Греции.

Вегер Йегер. Раннее христианство и греческая пайдейя. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2014. Перевод с немецкого Ольги Алиевой

Эта работа — продолжение и расширение темы пайдейи, в которой Вернер Йегер показывает ее влияние (и влияние, по сути, всей греческой культуры) на развитие христианства.

Йегер наблюдает за тем, как христианство обретает философский характер — как христианские авторы, в частности Климент и Григорий Нисский, все чаще прибегают к философским, рациональным размышлениям, используя, например, многие стоические или платонические идеи. В таких условиях многие положения пайдейи становятся этической частью христианского учения. В то же время философия с ее прошлым и настоящим, до этого лишенная религиозной окраски христианства, оказывается во власти догматов и верований — к примеру, Сократ (самый яркий представитель греческой пайдейи, идеал Учителя) наделяется качествами, свидетельствующими о будущем появлении самого Христа.

Книга, небольшая по объему, может стать важным продолжением в изучении темы античного воспитания.

Пьер Видаль-Накэ. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. М.: Ладомир, 2001. Перевод с французского Юрия Литвиненко, Аскольда Иванчика

Несмотря на все ее достоинства, книгу Видаля-Накэ можно назвать скорее узко специализированной, чем популярной: большое количество сносок, ссылок и переводов усложняют ее восприятие (в отличие от трудов Йегера, которые являют собой гармонию эрудиции, широты мысли и понятности).

Анри-Ирене Марру. История воспитания в Античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998. Перевод с французского Марии Сокольской, Алексея Любжина

Погружение в тему — не такое, конечно, изящное, как при чтении Йегера, — можно начинать именно с этой работы.

Илзетраут Адо. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2002. Перевод с французского Елены Шичалиной

На первый взгляд Илзетраут Адо не предлагает ничего нового: это еще одна книга о пайдейи, которая рассматривается с точки зрения семи свободных искусств. Однако в этом и суть: Адо говорит о перерождении античного воспитания в средневековую университетскую ученость, которое произошло через неоплатонические школы. Уже после закрытия платоновской Академии (этим событием Адо датирует конец античного мира) пайдейя перестала ставить своей целью формирование свободного человека. Для средневекового интеллектуала намного важнее было фундаментальное и непротиворечивое знание, тривиум и квадривиум, не выходящее за рамки церковных догматов.

Читайте также: