Почему роман называется что делать кратко

Обновлено: 02.07.2024

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие — “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863
История создания – Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы – любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа – жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей – романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

Наличие вопроса и четкий ответ на него


История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Жанр произведения — роман, так как в нем есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нем переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения — реализм.

В 1905 г. при императоре Николае Втором запрет на издание сняли, а в 1906 г. книга издана отдельным тиражом. Интересна реакция читателей на роман, которые разделились по мнениям на два лагеря. Одни поддерживали автора, другие сочли роман лишённым художественности.

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Он гордился достижениями передовой русской науки и культуры, великими творческими успехами гениальных художников России — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Щедрина, Л. Толстого, Островского. Чернышевский с законной патриотической гордостью высоко отзывался о Белинском, Герцене, Добролюбове, в лице которых прогрессивная общественная и философская мысль России сделала новый шаг вперед и стала самобытной и независимой.

Чернышевский не смог в силу понятной исторической ограниченности до конца познать эти общие законы. Но он хорошо видел, что новое пробивает себе дорогу в жизни, встречая сильнейшее сопротивление со стороны отживающих сил общества. Он отдал свою жизнь революционной борьбе за то, чтобы приобрел господство в исторической жизни трудовой народ, которому одному и выгодно и нужно устройство, называющееся социалистическим.

Огромно было влияние революционных идей Чернышевского, высказанных им во многих областях общественных наук и искусств, на развитие русской и мировой культуры. Влияние его идей сказалось на творчестве Перова, Сурикова, Репина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и многих других великих представителей русского реалистического искусства, выше всего ценивших в живописи и музыке жизненную правду и подлинную народность. Воздействие революционной мысли Чернышевского испытали талантливейшие деятели культуры братских народов — Тарас Шевченко, Иван Франко, Микаэл Налбандян. Акакий Церетели, Абай Кунанбаев, Мирза Фатали Ахундов, Коста Хетагуров и другие. В великом по своим историческим результатам деле сплочения национальных культур вокруг передовой культуры русского народа роль Чернышевского была одной из самых значительных и плодотворных.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Характеристика личности автора через его героев

Смысл названия


Чтобы до конца понять смысл названия, можно рассмотреть его на таких примерах, как:

  • Что делать Вере в сложившейся ситуации?
  • Что делать всему обществу, которое страдает от неравноправия?

Писатель видит ответы на все эти вопросы в социализме, в котором вся частная собственность станет общей, мужчины станут менее ревнивыми, а между всеми людьми наконец-то наступит равноправие. Автор придаёт огромное значение социализму, который должен прийти на место коммунистическим устоям.

Новаторство и особенности

Образы, которые описывает Чернышевский в своём романе, являются чем-то новым для отечественной литературы. Автор, в отличие от своих коллег, при помощи фраз показывает, что выступает за рациональный эгоизм. Он считал, что нигилизм не является безнравственностью, а лишь пересматривает устаревшие ценности.

Также Чернышевский для своего произведения выбрал необычную форму повествования. Он как бы общается с читателем, предугадывая его возможное возражение. Полемика является одним из главных приёмов в романе. Автор описывает каждое действие персонажей и, порой, сам посмеивается над сюжетом произведения, так как за образом любовного треугольника скрывается идея революции и грядущих перемен в обществе.

Анализ произведения Чернышевского даёт кратко понять, на чём основывается сюжет всего романа.

Новые, но такие разные


Отражение действительности через сны


отраженноечерез сны, характерыглавных действующих лиц в снах- достойный образец применения Чернышевским этой новой формы.

Идеалы светлого будущего, или Четвертый сон Веры Павловны

Если первые три сна героини отражали ее отношение к свершившимся фактам, то ее четвертый сон — мечты о будущем. Достаточно более детально вспомнить его. Итак, Вере Павловне снится совершенно иной мир, неправдоподобный и прекрасный. Она видит множество счастливых людей, живущих в чудесном доме: роскошном, просторном, окруженном изумительными видами, украшенном бьющими фонтанами. В нем никто не чувствует себя обездоленным, на всех — одна общая радость, одно общее благосостояние, в нем все равны.

Рекламный ход. Назвал бы он его по другому - никто бы и не стал его читать. А так - это недоброкачественная реклама: - прямое побуждение к действию. Т.е. - реальное нарушение закона о рекламе. А в результате - и роман продавался. И движуха организовалась.

очень хорошая книга- всем рекомендую ее обязательно прочитать.

Даже не знал, что у этого произведения есть продолжение. Беляев, как известно, писать продолжения с теми же героями не любил вообще. Хотя про Ихтиандра он, оказывается, рассказывал истории своим друзьям и знакомы, т. е. вовсе не забыл о нем, но сам писать продолжение так и не собрался.

А вот, оказывается, собрался это сделать некто А. П. Климай - писатель, который, можно сказать, специализируется именно на написании продолжений известных произведений. Он отлично умеет передавать дух той книги, для которой пишет продолжение. В частности, в 1993 году он написал роман "Ихтиандр", а в 2008 году - даже третью книгу-продолжение, "Морской дьявол". "Ихтиандр" - его первый роман, за который он получил диплом "Старт" от журнала "Уральский следопыт".

Электронная библиотека "Буквавед" выложила уже эту книгу.


Благодаря Брэму Стокеру сегодня наблюдается просто повально-зашкаливающее увлечение вампирскими историями: фильмы и целые сериалы. И, разумеется, по мотивам романа тоже снят фильм с Гэри Олдменом.




Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889)

История создания

Сюжетная линия

На первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями.

Смысл романа

Основной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова.

По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества.

Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы.

Жанр произведения

По своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим.

Основные раскрытые темы

В романе освещено несколько тем:

Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей.

Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений.

Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем.

Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова.

Проблематика

В произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени:

Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка.

Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации.

Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции.

Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки.

Характеристики главных героев

Поступки и поведение

Вера Павловна Розальская

Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны).

Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию.

Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию.

Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью.

Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь.

Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой.

Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная.

Марья Алексеевна Розальская

Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов.

Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем.

Оценка романа современниками

После выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным.

Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин.

Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию.

Актуальность для современного читателя

Чернышевский

История создания

Работая над произведением, писатель уже тогда осознавал, что цензура просто не сможет допустить до печати книги, в которой есть политический подтекст.

Смысл названия

Чтобы до конца понять смысл названия, можно рассмотреть его на таких примерах, как:

  • Что делать Вере в сложившейся ситуации?
  • Что делать всему обществу, которое страдает от неравноправия?

Писатель видит ответы на все эти вопросы в социализме, в котором вся частная собственность станет общей, мужчины станут менее ревнивыми, а между всеми людьми наконец-то наступит равноправие. Автор придаёт огромное значение социализму, который должен прийти на место коммунистическим устоям.

Тема и проблематика

Чернышевский поднял актуальные проблемы XIX века. При помощи запутанного сюжета и неоднозначности образов автор пытается подтолкнуть читателя, чтобы он самостоятельно сделал для себя выводы из прочитанного.

Николай Гаврилович в произведении поднимает несколько тем, но мастерски их вуалирует. Например, в романе содержатся такие проблемы:

  • брак без любви;
  • дружба;
  • равноправие мужчин и женщин;
  • роль труда в жизни человека;

Начало романа может показаться пугающим, но оно ещё больше притягивает читателей своей загадочностью и неоднозначностью.

Чернышевский начинает произведение с описания записки человека, который решил совершить самоубийство. Дальше автор повествует, что же подтолкнуло героя на такой осознанный шаг.

Жизнь Веры Павловны

Жизнь Веры Павловны

Бо́льшая часть романа отведена под рассказ о жизни Веры Павловны. Мать хотела выдать свою дочь замуж за состоятельного человека, который сможет обеспечить ей будущее. Наилучшим кандидатом ей показался хозяйский сын. Однако мать даже не могла подумать, насколько этот человек опошлен своими идеями, как можно выманить из очередной девушки побольше денег. Естественно, ни о какой счастливой дальнейшей жизни и речи идти не могло.

Веру Павловну спас студент медицинского института Дмитрий Лопухов. Герои понравились друг другу практически с первого взгляда. Вскоре девушка выходит замуж и становится хозяйкой небольшой швейной мастерской. Однако она не думала о личной выгоде, поэтому решила сделать совладелицами сотрудниц, которые ей помогали. Доход от мастерской они делили поровну. В этом эпизоде Чернышевский раскрывает проблему равноправия труда.

Развязка событий

Несмотря на счастливую замужнюю жизнь, девушка влюбляется в хорошего друга своего мужа — Кирсанова. Лопухов решил помочь сделать выбор своей возлюбленной. От отчаяния он идёт на самоубийство и застреливается. В начале произведения речь идёт именно об этой записке, которую оставил неизвестный самоубийца. В ней Дмитрий пишет, чтобы Вера не считала себя виноватой в его смерти. Вскоре девушка выходит замуж за Кирсанова.

Их брак кажется идеальным, так как героиня продолжила заниматься своей швейной мастерской и потихоньку начала изучать медицину, а муж только поддерживал и всячески помогал в её начинаниях. Таким образом, автор произведения повествует о равноправии мужчины и женщины.

В конце читатель узнаёт, что Лопухов жив, сменил фамилию на Бьюмонт и женился на Елизавете Васильевой. Несмотря на то что бывшей женой героя была Вера, 2 семьи начинают дружить.

Композиция романа

Описание снов Веры

Анализируя произведение Чернышевского, стоит обратить особое внимание на характеристику композиции. При помощи образов героев и того, что происходит в их личной жизни, автор показывает истинные проблемы, которые он заложил в свой роман. Если не докапываться до истины произведения, можно подумать, что в нём описывается любовь между несколькими героями. Однако их отношения являются лишь маской, под которой таятся настоящие социально-политические проблемы. Чтобы в полной мере их показать читателю, Чернышевский прибегнул к описанию снов Веры.

Сама структура композиции довольно необычная. Автор сначала описывает ключевой момент из развития действия, потом начинается экспозиция, а уже после этого продолжается основная сюжетная линия. Чтобы обрамить своё произведение, писатель и в начале, и в конце преподносит читателю образ Лопухова.

Жанр произведения

Вера и Лопухов

Направление произведения — социалистический реализм. Хоть Чернышевский особо ничего не понимал в социализме, но некоторые моменты он перенял из зарубежной системы, где царили свобода и равноправие. Писатель призывает переходить от старого капитализма, где каждый думает только о своей выгоде, к новому социализму, где все равны. Образ швейной мастерской является отражением проблемы равноправия. Вера не хочет самостоятельно владеть своим предприятием, а делает совладельцами рабочих, чтобы все были на равных условиях.

Таким образом, Чернышевский поддерживает идею, что в идеальном государстве не должно быть частной собственности. Именно поэтому направление произведения является социалистическим, так как автор продвигает новую идею в массы.

Новаторство и особенности

Образы, которые описывает Чернышевский в своём романе, являются чем-то новым для отечественной литературы. Автор, в отличие от своих коллег, при помощи фраз показывает, что выступает за рациональный эгоизм. Он считал, что нигилизм не является безнравственностью, а лишь пересматривает устаревшие ценности.

Анализ произведения Чернышевского

Также Чернышевский для своего произведения выбрал необычную форму повествования. Он как бы общается с читателем, предугадывая его возможное возражение. Полемика является одним из главных приёмов в романе. Автор описывает каждое действие персонажей и, порой, сам посмеивается над сюжетом произведения, так как за образом любовного треугольника скрывается идея революции и грядущих перемен в обществе.

Анализ произведения Чернышевского даёт кратко понять, на чём основывается сюжет всего романа.

Читайте также: