Какое влияние на работу транспорта оказывают природные условия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Транспорт - одна из наиболее зависимых от погоды отраслей народного хозяйства. Особенно это верно для воздушного транспорта, для обеспечения нормальной работы которого требуется самая полная, детальная информация о погоде, как о фактически наблюдающейся, так и об ожидаемой по прогнозу. Специфика требований транспорта к метеорологической информации заключается в масштабности сведений о погоде - маршруты воздушных, морских судов и автомобильных грузоперевозок имеют протяженность, измеряемую многими сотнями и тысячами километров; кроме того, метеорологические условия оказывают решающее влияние не только на экономические показатели работы транспортных средств, но и на безопасность движения; от состояния погоды и качества информации о ней нередко зависят жизнь и здоровье людей.

Для удовлетворения потребностей транспорта в метеорологической информации оказалось необходимым не только создать специальные метеорологические службы (авиационные и морские - повсеместно, а в отдельных странах еще и железнодорожные, автомобильные) , но и развить новые отрасли прикладной метеорологии: авиационную и морскую метеорологию.

Многие атмосферные явления представляют опасность для воздушного и морского транспорта, некоторые же метеорологические величины для обеспечения безопасности полетов современных самолетов и плавания современных морских судов должны измеряться с особой точностью. Для нужд авиации и флота понадобились новые сведения, которыми раньше не располагали климатологи. Все это потребовало перестройки уже сложившейся было и успевшей стать науки климатологии.

Влияние потребностей транспорта на развитие метеорологии за последние полвека стало решающим, оно повлекло за собой и техническое переоснащение метеорологических станций, и использование в метеорологии достижений радиотехники, электроники, телемеханики и т. п. , а также совершенствование методов прогноза погоды, внедрение средств и методов предвычисления будущего состояния метеорологических величин (атмосферного давления, ветра, температуры воздуха) и расчета перемещения и эволюции важнейших синоптических объектов, таких, как циклоны и их ложбины с атмосферными фронтами, антициклоны, гребни и т. п.

Мореплавание с древнейших времен тесно связано с погодой. Важнейшими метеорологическими величинами, определяющими условия плавания морских судов, всегда были ветер и обусловленное им состояние морской поверхности - волнение, горизонтальная дальность видимости и явления, ее ухудшающие (туман, осадки) , состояние неба - облачность, солнечное сияние, видимость звезд, солнца, луны. Кроме того, моряков интересует температура воздуха и воды, а также наличие морских льдов в высоких широтах, айсбергов, проникающих в акватории умеренных широт. Не последнюю роль для оценки условий плавания играют сведения о таких явлениях, как грозы и кучево-дождевые облака, чреватые опасными для морских судов водяными смерчами и сильными шквалами. В низких широтах мореплавание связано еще и с опасностью, которую несут с собой тропические циклоны - тайфуны, ураганы и т. п.

Погода для моряков - прежде всего фактор, определяющий безопасность плавания, затем - фактор экономический, и, наконец, как и для всех людей, - фактор комфорта, самочувствия и здоровья.

Решающее значение информация о погоде - прогнозы погоды, включающие расчетные данные о ветре, волнении и положении циклонических вихрей, как низкоширотных, так и внетропических, - имеет для морской навигации, то есть для прокладки маршрутов, обеспечивающих наиболее быстрое, экономически эффективное плавание с минимальным риском для судов и грузов и с максимальной безопасностью для пассажиров и экипажей.

Климатические данные, то есть сведения о погоде, накопленные за многие предшествующие годы, служат основой для прокладки морских торговых путей, связывающих между собой континенты. Они также используются при составлении расписания движения пассажирских судов и для планирования морских перевозок.

Все климатические проявления для транспортной инфраструктуры и транспортных служб могут нести отрицательные последствия. Такие климатические явления, как ливневые дожди, туман, снежные заносы, снежные лавины, метели, песчаные бури, негативно сказываются на работе автомобильного и железнодорожного транспорта.

Кроме этого обильные осадки оказывают влияние на состояние:

  • автомобильных и железных дорог,
  • мостов,
  • туннелей,
  • дренажных систем.

Зимняя опасность на дорогах вызывается гололедицей, скользкостью, черным льдом, снежным накатом. Частые температурные перепады разрушают покрытие дорог.

Высокая летняя температура вызывает размягчение асфальтового покрытия, а температура выше +30 градусов может вывести из строя транспортное оборудование.

Высокие температуры приводят к износу шин и перегреву автомобилей.

Отрицательное воздействие высокие температуры оказывают и на работу железнодорожного транспорта, что проявляется в деформации железнодорожных рельсов и возникновению аварийных ситуаций.

Повреждение транспортной инфраструктуры характерно и для северных районов, где есть вечная мерзлота.

Таяние мерзлоты и криогенное вспучивание вызывает оседание земляного полотна и приводит к деформации дорожного покрытия.

Период эксплуатации ледовых дорог за последние 30 лет сократился с 200 до 100 дней в году.

Увеличивающийся сток вод вызывает сильные разливы рек, что катастрофически влияет на транспорт, потому что главные автомобильные и железные дороги проходят вдоль речных систем.

Что касается водного транспорта, то в период аномально жаркого лета внутренние водные пути снижают уровень воды. В результате сокращается период навигации, уменьшается грузоподъемность, растет расход топлива. Суда чаще могут садиться на мель.

Готовые работы на аналогичную тему

Таяние вечной мерзлоты и арктических льдов могут привести к нарушению работы морских портов.

Положительным моментом таяния льдов является увеличения сроков навигации по Северному морскому пути и экономия топлива.

Воздушный транспорт работает в течение круглого года, но и здесь высокие температуры отрицательно отражаются на объектах инфраструктуры аэропортов и в первую очередь это касается взлетно-посадочных полос.

Для аэропортов северных районов плюсом будет то, что сокращаются расходы на уборку снега и льда.

Меры, принимаемые в транспортном секторе, должны быть направлены на снижение уязвимости и повышение устойчивости всех систем к воздействиям климатических факторов.

Воздействие меняющихся климатических условий важно учитывать при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации транспортной инфраструктуры. Важна и проблема экологической безопасности автомобильного транспорта.

Влияние дождя и снега на работу транспорта

Каждое время года имеет свои характерные климатические условия, которые оказывают значительное влияние на формирование состояния дорожной поверхности и условий движения.

Зимний период характеризуется устойчивой температурой ниже 0 градусов и устойчивым снежным покровом, который на большей части территории России, имеет продолжительность до 260 дней в году.

Предвестником наступающей зимы являются заморозки, поэтому поверхность дороги, не успевшая ещё просохнуть от осенних дождей, покрывается тонким слоем льда.

Он, как правило, для глаза совсем незаметен. На тротуарах скользят пешеходы, а тормозной путь автомобилей непредсказуемо увеличивается. Укатанный колесами автомобилей снег становится скользкий и опасный, как лед.

С наступлением оттепелей снег оттаивает и снова замерзает, и опять делает поверхность проезжей части скользкой и опасной.

Сильный и мокрый снег мешает хорошо обозревать дорогу, ухудшая её видимость. Кроме этого проезжая часть становится значительно уже, а снежные валы по обочинам закрывают обзор и скрывают пешеходов.

Рисунок 1. Влияние снега на работу автомобильного транспорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенно опасной дорога бывает в период первого снегопада, когда появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время и пешеходам и водителям надо быть предельно осторожными.

Дождь на работу транспорта оказывает свое отрицательное воздействие – увеличивает скользкость дороги, способствует размягчению обочин, ухудшает видимость.

С наступлением дождя скользкость особенно опасна, потому что пыль или грунт, нанесенный на асфальт, растворяется водой и образует на дороге скользкий слой.

В этом случае большая осторожность нужна на грунтовых дорогах при подъезде к перекресткам и во время съезда на обочину дороги.

Понятно, что скорость, как главное средство обеспечения безопасности, должна быть минимальная.

Во время сильных дождей тормозные колодки могут намокнуть и привести к отказу тормозов или снижению их эффективности. В этом случае они должны быть просушены с соблюдением всех мер предосторожности – нажимают несколько раз на педаль тормоза при небольшой скорости. Фары включаются при любой погоде.

При сильном дожде дворники не справляются с протиранием лобового стекла, поэтому лучше остановиться и переждать, что тоже будет способствовать безопасному движению.

При мокром и скользком дорожном покрытии остановочный путь возрастает в 4-5 раз, а в лужах отражаются фары и фонари, которые дезориентируют как водителей, так и пешеходов.

Грязные лужи скрывают на дороге выбоины в асфальте и возможные открытые колодцы.

Первые капли дождя, смешавшись с дорожной пылью, действуют как смазка, в результате чего сцепление колес с дорогой становится значительно меньше и тормозной путь возрастает.

Влияние тумана на работу транспорта

Такое метеорологическое явление, как туман, представляет собой особую опасность для всех видов транспорта.

Полное отсутствие видимости при сильном тумане во время движения автомобилей, может закончиться катастрофой, поэтому скорость движения должна быть минимальная.

В пределах европейской части России в течение года может быть до 40 туманных дней.

Кроме ухудшения общей видимости на дороге он способствует снижению истинных расстояний и скорости движения встречных автомобилей.

Создается дистанционная иллюзия, что до встречного автомобиля расстояние больше, а скорость меньше, чем на самом деле.

Длительные поездки в туманную погоду приводят к усталости глаз и снижают остроту зрения.

Большая опасность тумана заключается в том, что он способен изменять цвет, кроме красного. Желтый сигнал светофора может показаться красным, а зеленый – желтым.

При очень густом тумане нельзя различить предметы даже на расстоянии 3-5 м. Дистанция между автомобилями при тумане должна увеличиваться и во время движения быть готовым остановить транспортное средство.

Важно не выезжать на середину дороги, и держаться ближе к краю проезжей части, избегать перестроения, обгона и опережения.

Если в густом тумане требуется разворот или поворот, необходимо подать звуковой сигнал. При сгущающемся тумане и с падением видимости, лучше сделать остановку и переждать.

Природные условия — это сложный комплекс различных факторов формирующих окружающую среду на определённом участке территории. Конечно же условия природы не только влияют на работу транспорта, но и делают некоторые его виды предпочтительными, а другие малопригодными или непригодными к эксплуатации.

Простейших примеров влияния природных условий на работу транспорта можно привести великое множество. Начнём с водного.

В некоторых местах корабли могут плавать круглогодично, а в иных только в определённый сезон, когда водная гладь свободна от ледяного покрова. Отдельные водоёмы перестают быть судоходными и в тёплом климате. Но связано это не с замерзанием акватории, а с её обмелением или полным сезонным пересыханием.

Авиаперевозки так же зависят от условий создаваемых природой. Часто случается нелётная погода из-за усиления ветра, обильных осадков, сильных гроз, низких температур, грозящих обледенением взлётно-посадочных полос и самих самолётов, извержений вулканов, пепел коих будучи выброшенным на большую высоту снижает видимость и грозит двигателям аэропланов выходом из строя.

Наземный транспорт тоже зависим от природы. Например в высокогорных регионах традиционный автомобиль может оказаться не просто опасным транспортным средством, но абсолютно непригодным к эксплуатации. Взамен него применяются фуникулёры и подвесные дороги с вагончиками катящимися по натянутым тросам. Так же авто зависимо от состояния дорожного покрытия, которое, в свою очередь, зависит опять же от природных условий. Дорога способна покрыться наледью. Её может занести снегом или размыть паводком. В отдельных случаях прокладывание автомобильной дороги вообще не представляется возможным.

Таким образом на работу транспорта оказывают влияние не только перемены погоды, но и рельеф местности, и вулканическая активность, и многие другие условия диктуемые матушкой природой.

Для России с её огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта относятся железнодорожны и трубопроводный. Именно на них падает основной объём грузовой работы отечественного транспорта.

Водный и автотранспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый – из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период. Второй – из-за более поздней автомобилизации России и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях.

Больше всего грузов (более 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.

По суммарным объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире.

Однако столь значительные объёмы работы отечественного транспорта обусловлены не высоким уровнем экономического развития страны, а одним из самых топливо- и сырьеёмким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта – 5890 млрд. ткм – был достигнут в 1990 г. Затем по мере развития и и углубления социально-экономического кризиса и связи с быстрым падением объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства он стал стремительно сокращаться. С 2000-х гг. Грузооборот стал постепенно увеличиваться (таблица 1), однако значения 1990 г. так и не достиг.

Современное состояние транспортного комплекса страны определяется сложившимся социально-экономическим положением. Развивается конкуренция на всех видах транспорта и между ними. Наиболее ярко это выразилось в увеличении роли трубопроводного транспорта в суммарном грузообороте страны. Се­годня он, оттеснив железнодорожный на вторые роли, занимает лидирующие позиции в перевозках грузов в России на дальние расстояния.

В настоящее время транспортная система в целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов. Начиная с 2000 г., рост транспортных услуг в среднем в год составляет для грузовых перевозок 3,8 %, для пассажирских перевозок 6,7 % при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительной региональной неравномерностью.

В последнее десятилетие происходило ускоренное старение гражданского морского и речного флота, гражданской авиации России, связанное с износом судов, не сопровождающимся адекватным обновлением их парка. Это грозит вытеснением с рынка отечественных перевозчиков, ростом безработицы среди специалистов этих областей.

Без комплексного и системного решения проблем развития транспортной инфраструктуры, невозможно добиться удвоения ВВП, осуществить качественный прорыв в экономике, повысить экономический потенциал регионов и конкурентоспособность отечественных производителей, обеспечить достойное качество жизни для российского населения.

Для России с её огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта относятся железнодорожны и трубопроводный. Именно на них падает основной объём грузовой работы отечественного транспорта.

Водный и автотранспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый – из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период. Второй – из-за более поздней автомобилизации России и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях.




Больше всего грузов (более 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.

По суммарным объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире.

Однако столь значительные объёмы работы отечественного транспорта обусловлены не высоким уровнем экономического развития страны, а одним из самых топливо- и сырьеёмким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта – 5890 млрд. ткм – был достигнут в 1990 г. Затем по мере развития и и углубления социально-экономического кризиса и связи с быстрым падением объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства он стал стремительно сокращаться. С 2000-х гг. Грузооборот стал постепенно увеличиваться (таблица 1), однако значения 1990 г. так и не достиг.

Современное состояние транспортного комплекса страны определяется сложившимся социально-экономическим положением. Развивается конкуренция на всех видах транспорта и между ними. Наиболее ярко это выразилось в увеличении роли трубопроводного транспорта в суммарном грузообороте страны. Се­годня он, оттеснив железнодорожный на вторые роли, занимает лидирующие позиции в перевозках грузов в России на дальние расстояния.

В настоящее время транспортная система в целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов. Начиная с 2000 г., рост транспортных услуг в среднем в год составляет для грузовых перевозок 3,8 %, для пассажирских перевозок 6,7 % при ежегодном экономическом росте в среднем около 6,1%. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительной региональной неравномерностью.

В последнее десятилетие происходило ускоренное старение гражданского морского и речного флота, гражданской авиации России, связанное с износом судов, не сопровождающимся адекватным обновлением их парка. Это грозит вытеснением с рынка отечественных перевозчиков, ростом безработицы среди специалистов этих областей.

Без комплексного и системного решения проблем развития транспортной инфраструктуры, невозможно добиться удвоения ВВП, осуществить качественный прорыв в экономике, повысить экономический потенциал регионов и конкурентоспособность отечественных производителей, обеспечить достойное качество жизни для российского населения.

Читайте также: