Почему реформа эхнатона не была продолжена после его смерти 5 класс кратко

Обновлено: 16.05.2024

Реформы Эхнатона не могли закрепиться, так как рядовые свободные люди не получили никаких существенных преимуществ, нарастало сопротивление жреческого сословия.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Эхнатон (1350—1336 гг.) – это фараон-реформатор из XVIII династии в Древнем Египте, до 5-го года правления известный как Аменхотеп IV.

Причины реформ

До сих пор остаются неясными причины реформ Эхнатона.

Египтологи склонны усматривать корни реформ в личности Эхнатона. С этой точки зрения действия фараона свидетельствуют о его стремлении сосредоточить исключительную власть в своих руках. Центром религии был сам Эхнатон. Он проявлял небольшой интерес к внешней политике и заботился о себе больше, чем о государстве. Это обстоятельство интерпретируется как свидетельство крайнего властолюбия и эгоцентризма фараона, переходивших грани разумного.

Введение культа Атона

Атонизм (культ бога Атона) – это религиозный культ, который был введён фараоном XVIII династии Эхнатоном.

Готовые работы на аналогичную тему

На храмовых рельефах Атона изображали в образе человека с соколиной головой, увенчанной солнечным кругом. В третий год царствования способ изображения изменился. Прежний образ заменился новым – круг с солнечной змеёй спереди и множеством направленных вниз лучей с кистями рук на концах. В дальнейшем Атона изображали только так. Таким образом, изображение Атона утратило антропоморфные черты.

Аменхотеп IV ввел культ Атона на пятом году правления, и статус бога повысился до уровня высшего божества, однако поклонение традиционным богам ещё продолжалось. Атона объявили царствующим фараоном. Обозначение солнца стали писать в картушах в качестве имени фараона. Летосчисление продолжали вести от начала правления Эхнатона, но после обозначения года сначала называли Атона, а затем фараона. Так Эхнатон стирал границы между собой и солнцем. С 9 года царствования Эхнатона имя Атона стали заключать в два картуша.

Также изменилась культовая практика. Сакральные ритуалы традиционно исполнялись не в храме бога, а в специальном помещении, расположенном в глуби храмовых помещений. Эхнатон перенёс все культовые действия на открытый воздух, чтобы богу солнца служили под лучами солнца. Архитектура храмов планировалась так, чтобы максимально возможно избежать появления теней.

Значительное меньшее внимание уделялось другим божествам, что изменило в стране экономическое положение, особенно в Фивах – культовом центре Амона. Здесь его имя сбивалось с фресок, что гневило когда-то могущественных жрецов Амона.

Преследование почитателей культа Амона и других богов

Первые известные случаи преследования бога Амона относятся к 10-му году правления Эхнатона. Тогда его имя оказалось под запретом. К 12-му году нетерпимость Эхнатона дошла до крайности. Атона провозгласили единственным божественным началом, все прочие культы были запрещены, храмы закрыты, а их жрецы разогнаны. Пресекая почитание других богов, Эхнатон приказал уничтожать все их имена и изображения.

Атону по всему Египту возводились храмы, которые наделялись большими земельными участками, охотничьими угодьями, скотом, обеспечивались рабочей силой.

Служители культа Атона в основном были представителями новой служилой знати.

Радикальные преобразования вызывали сопротивление знати и жречества. Однако сведения о сопротивлении до нас не дошли.

Упадок атонизма

Вернувшие влияние жрецы Амона, уничтожали упоминания о реформах Эхнатона и атонизме . Построенные Эхнатоном храмы были разобраны и их камни использовались как строительный материал для украшения новых храмов.

Египетская мифология отражала благодарность людей за используемые ими блага, стремление получить покровительство высших сил во всех видах деятельности. Так, например, Тауэрт, богиня в облике самки гиппопотама, считалась покровительницей беременных женщин и новорожденных детей. Ключевое положение занимали бог солнца Ра, создатель мира Амон, боги плодородия Осирис и Исида. История о смерти и воскрешении Осириса олицетворяла собой жизнь зернышка, которое хоронят в земле, а после оно воскресает в виде того или иного растения.

Природный цикл — весна, лето, осень, зима, — повторяющийся в любом регионе мира, является основой для ежегодных праздников, богослужений, других ритуальных действий во всех религиях.


Из тех религий, о которых на данный момент накоплен наибольший объем информации, древнеегипетская является самой старой. В этом ее ценность, как и всей древнеегипетской цивилизации. Эхнатон замахнулся на основы. А людям хочется стабильности — спать на печке да ничего не делать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Реформы Эхнатона

Реформы Эхнатона Начатый правлением Тутмоса III, проведшего на троне 54 года (первые 22 из них фактически правила ненавистная ему Хатшепсут), блестящий период политического могущества имперского Египта продолжался довольно долго, а связанные с ним внешнеполитические

Глава 1 Предки Эхнатона

Глава 1 Предки Эхнатона В 1580 году до нашей эры, спустя тринадцать сотен лет после строительства великих пирамид и примерно через две тысячи лет после возникновения царства в долине Нила, к власти пришла Восемнадцатая династия египетских фараонов. Основателем династии

Глава 1 Рождение Эхнатона

Глава 1 Рождение Эхнатона Царица Тиу, по всей видимости, подарила своему супругу несколько детей, но лишь на двадцать пятом году его правления появился на свет будущий фараон. Время шло, царица все больше и больше беспокоилась, что не может родить сына, и все истовей

Глава 6 Возраст Эхнатона

Глава 6 Возраст Эхнатона В тот момент, когда разворачивалась описанная выше сцена, фараону, по нашим подсчетам, исполнился двадцать один год. Теперь мы должны ненадолго прервать наш рассказ, чтобы обсудить непростые вопросы, связанные с определением возраста Эхнатона.

Глава 6 Друзья Эхнатона

Глава 6 Друзья Эхнатона Доброжелательная и непринужденная атмосфера, переданная художниками, когда они изображали Эхнатона в кругу семьи, косвенно свидетельствует о том, что, хотя Эхнатон требовал повиновения себе как царствующему фараону, во всех остальных случаях

Глава 7 Тревоги Эхнатона

Глава 7 Тревоги Эхнатона Здоровье Эхнатона настолько ухудшилось, что он поспешно начал строить для себя гробницу в горах за городом Атона. Он выбрал для своего последнего приюта длинную и труднопроходимую долину, которая рассекала горы, поднималась по высохшему речному

Глава 1 Похороны Эхнатона

Глава 1 Похороны Эхнатона Тело Эхнатона набальзамировали в том городе, который он основал, и, пока бренные останки этого великого идеалиста проходили долгий процесс мумификации, новый фараон Сменкхара попытался сохранить дух своего предшественника в новом царствовании.

28. 1941 год. Провалилась или выстояла сталинская система?

Перестройка, перестройка.… Ах, куда ты завела?

Перестройка, перестройка.… Ах, куда ты завела? 1.1.1. «При обращении к процессам, связанным с сознательным разрушением СССР и дальнейшими событиями в нашей стране, не может не привлекать внимание вопрос о месте и роли в них специальных служб Советского государства. Конечно,

РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА ЭХНАТОНА

РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА ЭХНАТОНА Поклонение Эхнатона и Нефертити АтонуЗавоевания фараонов XVIII династии создали грандиозную державу, охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть Ливии и Нубии. Удачные военные походы привели к невиданному

ПРИЛОЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЕ ЭХНАТОНА

ПРИЛОЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЕ ЭХНАТОНА Читателей, уже кое-что знающих об Эхнатоне и Амарнском периоде, особенно если они знакомы только со старыми работами, наверное, удивят некоторые факты, изложенные в главах XII и XIII. Это приложение предназначено для тех, кого данный период

Законодательство. Почему провалилась инициатива Жириновского?

Законодательство. Почему провалилась инициатива Жириновского? «Матрица - это система. Система - наш враг. Но когда ты в ней, оглянись кого ты видишь, - бизнесменов, учителей, адвокатов, работяг, обычных людей, чей разум мы спасаем. Однако, до тех пор, пока эти люди-часть

Реформа Эхнатона и ее крах

Реформа Эхнатона и ее крах Политика укрепления власти царя за счет опоры на преданное ему незнатное чиновничество и повышения его роли в религии была продолжена сыном Аменхотепа III, Аменхотепом IV (1365–1348 гг. до н. э.). Уже в первые годы его царствования особое значение

Глава десятая. Перестройка — перестройка… Беловежская пуща. (Период Горбачева и Ельцина)

Глава десятая. Перестройка — перестройка… Беловежская пуща. (Период Горбачева и Ельцина) Затем в России правил Плешивый Михаил Он был престранных правил И пьяных не любил. Зато Борис в подпитии В Чечню стрелять полез, Но кроме мордобития Там не нашел чудес (Современное

Религиозная реформа Эхнатона

Религиозная реформа Эхнатона Египетские фараоны постоянно вели захватнические войны с целью увеличить своё могущество. Особенно Египет стал усиливаться с началом периода Нового царства. Однако, надо отметить, что конец Среднего царства ознаменовался для Египта


Крупным фактом египетской истории древнего времени является проведение Аменхотепом IV (впоследствии принявшим имя Эхнатона) большой религиозной реформы, имевшей целью заменить древнее традиционное многобожие новым культом единого солнечного бога. В основе этой реформы лежали определенные социально-экономические причины. В данной статье рассматриваются особенности реформы, ее предпосылки и итог.

Содержание

Предпосылки реформы

К концу правления Аменхотепа III влияние Египта уменьшилось. Зависимые цари Сирии и Палестины вели между собой войны, не считаясь с указаниями фараона, многие из них вступили в соглашение с хеттским царем (центр его державы располагался в Малой Азии), оспаривавшим у египтян азиатские территории. В 1372 (1419) г. до н. э. на египетский трон взошел физически слабый, но, судя по всему, очень умный сын Аменхотепа III - Аменхотеп IV, который еще раньше исполнял обязанности соправителя своего отца. Его правление продолжалось до 1354 (1400) г. до н. э. Внешние дела занимали его мало, все время уходило на решение внутриполитических проблем.

Своей главной задачей молодой фараон считал подавление влияния старой светской и жреческой знати, связанной с культом Амона. Борьба вылилась в идеологическое столкновение, в соперничество между различными культами. Фараон искал опору в новых богах. Помимо этого он пришел к мысли о создании единого государственного культа, во главе которого стоял бы сам фараон. Вероятно, подобных принципов правитель Египта стал придерживаться не без влияния евреев, уже в то время пришедших к монотеизму. Другим инициатором реформы была волевая мать фараона - Тин, испытывавшая личную неприязнь к старой знати. Наконец, влияние на Аменхотепа IV оказывали и выходцы из многочисленного служилого слоя - немху, которые заняли места в бюрократическом аппарате и армии и старались всеми возможными способами оттеснить от источников власти и богатства потомственную аристократию. Они поддержали стремление царя к централизации и абсолютизации власти.

Возникновение культа бога Атона


Аменхотеп IV начал кардинальную религиозную реформу. Традиционный пантеон египетских богов, изображавшихся в виде людей с головами священных животных (крокодила, кошки и т. д.), он, по сути, заменил культом одного бога - Атона. Новый бог изображался в виде солнца с лучами, заканчивающимися человеческими руками, держащими иероглиф со значением "жизнь". Это практически было первым шагом к монотеизму. На шестом году правления Аменхотепа IV центр Египта был перенесен на 300 км к северу от Фив в специально отстроенный за чрезвычайно короткий срок город - Ахетатон ("Горизонт Атона"). Верховным жрецом нового общегосударственного божества стал сам фараон, взявший себе и новое имя - Эхнатон ("Полезный Атону"). Он разработал особый ритуал, который педантично исполнял сам и заставлял исполнять ближайшее окружение. Роль жречества сошла на нет, фараона поддержали средние слои общества, недовольные поборами в пользу храмов. Имена богов, враждебных Атону, безжалостно стирались с памятников. Впрочем, большинство населения не могло и не хотело менять религию предков. Культ Атона и по существу, и по форме резко отличался от культа Амона и всех прочих древних богов - новый бог не имел ни; антропоморфной, ни тем более зооморфной конографии; образ его не воплощался в статуях, о нем не существовало никаких мифов и сказаний; к мифологии других богов он не имел ни малейшего отношения. Это был культ, натуралистический - культ самого животворящего солнца, иначе говоря, культ великой силы природы, простой и ясный, лишенный теологических и мифологических ухищрений, прикрас и символики. Храм Атона был открыт для всех, никаких недоступных для верующих мест в нем не было. Дары приносились на открытые алтари великому и единому новому богу. Как же представляли себе этого бога его поклонники, начиная с самого Эхнатона? Ответ на этот вопрос дает нам великолепный гимн богу Атону, сочиненный, по-видимому, самим Эхнатоном или по его указанию. Атон - животворящая сила космоса; он создатель всего мира, животных и людей. Создав людей, Атон наделил их различными языковыми и этническими признаками, разным цветом кожи. Он создали Египет, и чужеземные страны Сирию, Куш - и обеспечивает их существование. Иначе говоря, Атон универсальный бог, благой для всех и вся.

Реакция общественности на реформу


Солнцепоклонническая связь учения об Атоне с гелиопольскими воззрениями совершенно очевидна. Вряд ли можно сомневаться и в том, что Аменхотеп IV отдал предпочтение Атону перед фиванским Амоном в ранний период своего правления, еще в Фивах. Вполне понятно, что такая акция вызвала сопротивление фиванского жречества и положила начало его ожесточенной борьбе с Аменхотепом IV. Обе борющиеся стороны были очень сильны, но все же перевес был на стороне царя: "Аменхотеп IV был менее всего благодушным мечтателем, каким его слишком поспешно хотели представить некоторые исследователи. Это был грозный властитель, и страшны были расправы, которые он чинил над ослушниками своей воли. Гнев фараона постигал не только деятелей предшествующего царствования, но также, и притом едва ли не в большей мере, собственных сподвижников царя, еще недавно облеченных им властью и доверием". Обратной стороной этой деятельности устрашения и уничтожения было создание более или менее сплоченного ядра единомышленников и сподвижников. Новое окружение царя было подобрано не из старинного жречества и знати, а из народа. Облагодетельствованные фараоном, выдвинутые им на высокие посты и полностью зависимые от его воли, эти новые приближенные, искренно или в целях карьеры, безропотно подчинялись фараону и делали все, чтобы прослыть убежденными поклонниками Атона.

Итог реформы

Проблема реформы

Для проверки знаний по теме можно пройти тест

Список литературы

1. Ю.А.Перепёлкин. Солнцепоклоннический переворот. История древнего Востока, т.2.М.1988

Читайте также: