Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира кратко 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

Каждый элемент, каждая деталь внутреннего убранства храма имеет свое скрытое значение.

Низ стены символизирует землю, и здесь раньше изображали донато-ров (заказчиков, на чьи деньги сооружался или расписывался храм) , царей (как символ незыблемости благословенной власти) и канонизированных свя-тых (их изображают и сегодня) .

Наверху стены отражены события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов.

Так как храм - это модель мира, то каждая его стена соответствует одной из сторон света.

Стены храма строились одинаковыми в длину так, что внутреннее пространство приобретало форму куба.

Такой стиль характерен для древних церквей, таких как новгородские, московские, киевские церкви.

Восточная часть храма символизирует область света и райского блаженства, потому что на Востоке находился рай, из которого были изгнаны Адам и Ева.

На этой стороне обычно хоронили почивших.

Традиционно росписи в западной части храма отображают мрачные образы пророчеств и Страшного Суда. Однако есть исключения из правил. Например, в храме св. Софии в Киеве на запад-ной части храма изображены светские сцены забав и игрищ. Они напомина-ют верующим о суетности мирской жизни.

Сам храм считается телом Церкви, а его купол – вместилищем божественной премудрости.

Поэтому в таких ранних христианских храмах, как Спасо-Преображенский собор в Чернигове, купол напоминает череп, голову.

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.

Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере во Христа.

Разное количество куполов (глав) имеет свой символический смысл:

• Один купол символизирует единство Бога.

• Две купола соответствуют двум началам во Иисусе Христе – божественному и человеческому.

• Три купола означают Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух) .

• Пять глав символизируют Иисуса и четырех евангелистов.

• Тринадцать глав означают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

• Двадцать пять глав могут обозначать похвалу Пресвятой Богородице.

• Тридцать три главы символизируют число земных лет Иисуса Христа.

Такая форма купола напоминает увенчанный крестом огненный язык, заостряющийся кверху. Внутри храма луковичный купол выполняет символическую роль неба и остается статичным. Однако снаружи купол своим видом создает иллюзию движения, устремленности ввысь. Это противоречие имеет свое объяснение.

Внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал мирообъемлющего храма, в котором обитает Сам Бог и за пределами которого ничего нет; естественно, что тут купол должен выражать собою крайний и высший предел вселенной, ту небесную сферу, ее завершающую, где царствует Сам Господь. Но в действительности над храмом есть настоящий небесный свод, который своей недостижимостью напоминает нам о необходимости постоянного стремления к самосовершенствованию через религиозный подъем и пламенное горение.

Этим объясняется устройство купола в виде пламени свечи, устремленного вверх. Между наружным и внутренним образами существует взаимосвязь, так как только благодаря религиозному горению небо сходит на землю и проводится внутрь храма, становясь его куполом.

Христианский храм книжка для безграмотных .
На Руси его умел читать каждый верующий человек, вне зависимости от того, был ли он научен грамоте.
Каждый элемент, любая деталь внутреннего убранства храма имеет свое тайное значение.

Стены храма толкуются как закон Божий .

Низ стенки символизирует землю, и тут раньше изображали донато-ров (заказчиков, на чьи деньги сооружался или подписывался храм) , царей (как знак незыблемости благословенной власти) и канонизированных свя-тых (их изображают и сейчас) .

Наверху стены отражены события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов.

Так как храм - это модель мира, то каждая его стенка подходит одной из сторон света.
Стенки храма строились схожими в длину так, что внутреннее место приобретало форму куба.
Таковой стиль характерен для старых церквей, таких как новгородские, московские, киевские церкви.

Восточная часть храма символизирует область света и райского блаженства, потому что на Востоке находился рай, из которого были изгнаны Адам и Ева.

Западная сторона храма символизирует страну мертвых .
На этой стороне обычно хоронили почивших.
Обычно росписи в западной доли храма показывают неясные образы предсказаний и Страшного Суда. Но есть исключения из управлял. К примеру, в храме св. Софии в Киеве на запад-ной доли храма изображены светские сцены забав и игрищ. Они напомина-ют верующим о суетности мирской жизни.

Сам храм считается телом Церкви, а его купол вместилищем священной мудрости.
Поэтому в таких ранешних христианских храмах, как Спасо-Преображенский собор в Чернигове, купол подсказывает череп, голову.

Строения всех православных храмов всегда заканчиваются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.
Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, время от времени в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых якорь христианской надежды на спасение по вере во Христа.

Различное количество куполов (глав) имеет собственный символический смысл:

Один купол символизирует единство Господа.
Две купола подходят двум началам во Иисусе Христе священному и людскому.
Три купола значат Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух) .
5 глав символизируют Иисуса и 4 евангелистов.
Тринадцать глав означают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
20 5 глав могут обозначать похвалу Пресвятой Богородице.
30 три главы символизируют число земных лет Иисуса Христа.

Что касается формы купола, то с XVI века на смену шлемовидному окончанию древнерусского храма приходит луковичное .
Такая форма купола напоминает увенчанный крестом пламенный язык, заостряющийся кверху. Внутри храма луковичный купол исполняет символическую роль неба и остается статичным. Однако снаружи купол своим видом делает иллюзию движения, устремленности ввысь. Это противоречие имеет свое объяснение.
Внутренняя архитектура церкви выражает собою эталон мирообъемлющего храма, в котором обитает Сам Бог и за пределами которого ничего нет; естественно, что тут купол должен выражать собою крайний и высший предел вселенной, ту небесную сферу, ее заканчивающую, где царит Сам Господь. Но в реальности над храмом есть истинный небесный свод, который собственной недостижимостью подсказывает нам о необходимости постоянного стремления к самосовершенствованию через религиозный подъем и огненное горение.
Этим разъясняется устройство купола в виде пламени свечки, устремленного вверх. Меж наружным и внутренним образами существует связь, так как только благодаря религиозному горению небо сходит на землю и проводится вовнутрь храма, становясь его куполом.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы к учебнику история России 6 класс Андреев, Федоров - ГДЗ к учебнику история России 6 класс Андреев, ответы к § 16-17 Культура Руси

§ 16-17. Культура Руси

Вопросы к параграфу по пунктам, страница 116

1. Почему в начале XII в., с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранилось?

Так до XI—XII вв. основным фактором единства Русской земли было родство князей. Они назначались на места и всегда готовы были откликнуться на просьбы соседей. Не смотря на то, что примерно с XII в. этот фактор исчез, осталась религиозная составляющая, христианская вера. Именно она стала фактором сплачивающим Русь - православная земля.

2. Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире?

Развитие естественных наук было весьма слабо и все базировалось на знаковых и религиозных понятиях.

1. Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?

Основной ролью народа и его духовных принципов было проповедование норм христианства, доброго отношения к близким, распространение веры в бога (Христа).

2. Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях?

Животные были вполне реальными персонажами со своими знаковыми ролями в мифах и сказках. Они были образом или символом определенных умений, знаний, характера и поведенческих особенностей. Сильные животные такие как лев, медведь были животными представляющими власть и тех, кто мог диктовать свои условия, слабые же животные наоборот.

1. Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира?

В православном храме часто можно было найти ответы на насущные каждодневные вопросы, возникающие в жизни. Книги и религия направляла и подсказывала как быть.

2. Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство?

Наружное оформление храма было невзрачным по нескольким причинам. Во-первых, не привлекать излишнее внимание богатствами. Второе, показать некую скромность. Однако внутри храма всегда были лучшие возможные иконы, убранства, фрески и кафедры. Это показывало отношение к религии, как к чему-то особенному, важному и нужному.

Вопросы и задания к параграфу 16-17

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему автор хвалебного обращения к князю использует образы зверей? В тексте говорится о реальном льве или вымышленном? 2) Какой зверь, распространённый в Залесском крае, не назван в тексте?

2. В тексте не названы: лисица, еж, куропатка, бобёр. Эти животные также являются представителями животной фауны Залесского края, страница 117.

2. Рассмотрите иллюстрацию на с.116 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Уместно ли нахождения льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?

1. На иллюстрации мы видим символических животных (телец, лев, человек, орел). Это 4 символических животных - образа, которые представились пророку Иезекиль и Евангелисту Иоанну в своих видениях. В священном писании написано об основных четырех добродетелях: мудрость, храбрость, правда и искренность. Так человек это сознательное и мудрое. Лев – храбрость, Вол означает правду, из за того, что это жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту (искренность), потому парит высоко, ему открывается все для вида, от него ничего не скрыть.

2. Лев вполне уместен на стенах храма, так как является олицетворением храбрости и силы.

3. На готических церквях можно встретить фигуры горгулий и других мифических существ. Это связано с язычеством, с временами когда христианство еще не было так распространено. *Двоеве́рие — как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. (*определение из энциклопедии).

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском; 2) Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире; 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире; 4) Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир; 5) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли.

1) 1230 г. (Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском)
2) 1164 г. (Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире)
3) 1197 г. (Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире)
4) 1165 г. (Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир)
5) 1158 г. (Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли)

4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?

Русь и ее земли очень сплотила религия. Принятие сильной и полноценной религии позволило сохранить как государство само по себе, так и из за значительных территорий заметить некое разделение по культурным и торговым центрам. При этом такие торговые, ремесленные центры развивались порой обособленно, со своими культурными ценностями. Что относилось к особенностям той или иной местности.

Мнение историка, страница 124

1. Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?

Первое, иконописец молился по нескольким причинам. Во-первых, чтобы писать иконы в особом расположении духа, чтобы икона удалась, чтобы образ получился наиболее удачным. Во-вторых, чтобы писать его так, чтобы он наставлял, вдохновлял, чтобы через образ шла энергия и информация, ведь он был своего рода посланником.

Иконописцы не подписывали свою работу по причине того, что негоже восхвалять свое имя наряду с тем, что создаешь вечное и божественное. Не место земному на холсте святом. Это было своего рода проявление скромности и сдержанности.

Западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы.
Общее: и иконы и картины пишутся на божественные сюжеты и изображают святых.
Отличие: иконы пишутся по строгим правилам, они канонизированы. Картины, хотя и пишутся на сюжеты из Библии, отражают, прежде всего, авторский взгляд.

В целом современному неподготовленному человеку бывает не всегда легко понять сюжет. Дело в подготовке и знаниях, ведь не многие изучают и знают библию и сюжеты из нее. Отсюда может возникнуть видение картинки, но не понимания ее особенностей.

Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?

После распада Древней Руси продолжается развитие отдельных регионов. Все эти земли все также объединяет религия, общие черты культуры. Однако некоторые из особенностей культурных ценностей формируются в конкретных землях, регионах. таким образом продолжается развитие, которое привело к особенностям великой русской культуры.

Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира?

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Образ мира, который был своим для человека средневековой Руси, сохранил православный храм. Он был своеобразным зеркалом мира, отображал внутренний, потаённый смысл земных вещей, явлений и событий.

+

1. Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений, благодаря совместной эволюции с насекомыми.
2. Приспособления плодов к распространению различными способами.
3. Многочисленность и защищенность семян.
4. Независимость оплодотворения от воды.

Читайте также: