Почему православная церковь до сегодняшнего дня отказывается признавать римский календарь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Противоречия в определении дат церковных праздников возникли очень давно. В 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее было принято решение праздновать Пасху всем христианам вместе, в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (считается аналогом иудейской Пасхи, 15 нисана), следующего за весенним равноденствием (формально — 21 марта). Такой подход к вычислению праздника был связан с тем, что христианские общины находились далеко друг от друга, быстрой связи между не было, и, например, жители Рима не могли точно определить момент наступления весеннего равноденствия в Иерусалиме. Встал вопрос, каким же календарем пользоваться, ведь определение равноденствий велось по солнечному, полнолуний и новолуний — по лунному, а эти календари сильно отличаются друг от друга.

В юлианском календаре, введенном по указу Юлия Цезаря в 46 г. до Р. Х., длина года на 11 с небольшим минут превышала длину солнечного, из-за чего постоянно смещался и день весеннего равноденствия, и Пасха. В 1582 году по постановлению папы Римского Григория XIII календарь в Западной Европе был реформирован. Новый вариант, григорианский, отличался от юлианского тем, что количество високосных лет в нем меньше, а для определения дня Пасхи применена новая формула.


Юлианский календарь

В то же время большевики в 1918 году ввели в Советской России григорианский календарь, который используется до сих пор. За прошедшее столетие високосные годы по юлианскому и григорианскому календарям совпадали и будут совпадать вплоть до 2100 года. Но после февраля 2100 года неподвижные церковные праздники (Рождество, которое мы привыкли отмечать 7 января, и Благовещение 7 апреля) сдвинутся в григорианском календаре на один день (Благовещение в 2100 году будет праздноваться 8 апреля, а Рождество в 2101 г. — 8 января).

Все эти противоречия возникают из-за того, что юлианский и григорианский календари имеют принципиально разные системы вычисления лунных месяцев и по-разному ориентируются на астрономические события. Так, в григорианском календаре бывают лунные месяцы продолжительностью как в 59 дней, так и в 1 день. Раньше при составлении этих календарей высчитать и сверить правильность конструкций было возможно только на несколько тысяч лет вперед. Теперь благодаря компьютеру легко рассчитать весь период календаря (5 700 000 лет) и обнаружить несоответствия с астрономией. Но надо учитывать, что сами астрономические события, определяющие основные временные отрезки (год, месяц, день), пусть медленно и неравномерно, но тоже меняются. Земля замедляет вращение вокруг оси, Луна удаляется, увеличивается период ее обращения вокруг Земли, как меняется и период обращения планеты вокруг Солнца. Из-за этого принятый календарь теряет любую связь с астрономией и становится чисто математической моделью. За 400 лет григорианский календарь не изменился, а церковный юлианский не меняется в течение еще большего количества времени.


Папа Григорий XIII, проведший реформу календаря в 1582 году

Для решения всех этих противоречий существуют разные варианты реформы современных календарей, включающие изменения распределения месяцев, разную ориентированность на астрономические события. Но к чему следует стремиться при внесении всех этих изменений? По мнению профессора Нестеренко, существует несколько критериев:

— По возможности меньшее отклонение дней весеннего равноденствия от соответствующих астрономических равноденствий, а также меньшее отклонение мартовских календарных новолуний от соответствующих астрономических новолуний.

— Обозримость календаря, то есть наличие не очень сложных правил (таблиц или формул) для вычисления начал нового календарного года и очередного мартовского новолуния, а также дня недели, на который выпадает весеннее равноденствие.

— Распределение подвижных церковных праздников в году однозначно определяется календарной датой, на которую выпадает праздник Пасхи. В обоих календарях, юлианском и григорианском, дата празднования Пасхи меняется в интервале от 22 марта до 25 апреля. Увеличение этого интервала на один день приводит к возможному смещению подвижных праздников относительно неподвижных на один день. Так, например, изменение интервала празднования Пасхи до промежутка от 22 марта до 26 апреля может привести к уменьшению Петрова поста, но не более чем на один день.

— Календарные новолуния между двумя последовательными мартовскими новолуниями должны, по возможности, не сильно отклоняться от астрономических новолуний.

Современный юлианский календарь потерял связь с астрономическими событиями и остался только способом распределения православных праздников. Но эти праздники постоянно смещаются вслед за весенним равноденствием, и если не трогать календарь, все они совершат переход сквозь времена года и примерно через 45 000 лет вернутся к состоянию на момент I Вселенского Собора. Если человечество доживёт до этого момента, изменения будут проходить очень медленно, один раз в сто лет, незаметно для каждого поколения. Ощутимым окажется только сдвиг неподвижных праздников, ближайший из которых, повторим, произойдет в 2100 году.


До Рождества Иисуса Христа человечество знало немало календарей, но Богу так было угодно, чтобы Иисус родился именно тогда, когда Рим жил по Юлианскому календарю, названному в честь диктатора Юлия Цезаря, по поручению которого ученый Созиген разработал новый календарь.

Мудрец взял за основу астрономический год — то есть время, за который Земля делает оборот вокруг солнца (скорее всего, астроном об этом не знал, и для него Солнце вращалось вокруг Земли) и округлил его, и год оказался равен 365 суткам, а оставшиеся часы и минуты (а именно 5 ч. 48 мин. 47 сек.) за четыре года сложились в еще одни сутки, которые было решено отмечать дополнительным днем в високосный год. В новом календаре был обессмертен и сам Юлий Цезарь — в его честь назвали месяц июль.

Собор в Никее — когда отмечать Пасху?

Так как Христос родился и жил во времена действия юлианского календаря, было вполне естественным то, что Его церковь начала свою жизнь по нему, а в IV веке на первом Вселенском соборе, который прошел в городе Никее, задались вопросом о дате праздника Пасхи. По соображениям последовательности евангельских событий ее следовало праздновать после ветхозаветной пасхи (пейсаха), которая посвящена освобождению евреев из египетского рабства и которую празднуют в течение недели поле 14 ниссана по еврейскому календарю. Так как Христа распяли после пейсаха, то праздновать его Воскресение следовало тоже после, при этом святые отцы хотели учесть не только связь двух праздников разных религий, но и обеспечить независимость христианской Пасхи от еврейского календаря, поэтому было решено праздновать Пасху после весеннего равноденствия в первое воскресенье после полнолуния, а если это воскресенье совпадает с пейсахом, то Пасху следовало отмечать неделей позже. Чтобы точно следовать церковному календарю, священникам пришлось учитывать Александрийское исчисление лунного цикла, созданное математиком Mетоном, который жил еще за пять веков до Христа.

При вычислениях дня Пасхи, христиане всего мира совмещали юлианский календарь, ориентированный на солнце с лунным календарем Mетона, и все получилось вполне логично, так как равноденствие падало на 21 марта, и православная Пасха, ставшая подвижным праздником, всегда отмечалась после Пейсаха.

Реформы — не всегда хорошо

По такому календарю долго время жили все христиане, но в XVI веке римский папа Григорий XIII затеял реформу календаря, и математик Лилио Луиджи разработал новый календарь, который брал в расчет точные соображения науки. День весеннего равноденствия сместился по исчислению на 10 дней вперед, год стал на 26 секунд дольше, продолжительность беспорядочно чередующихся месяцев стала разной, первое полугодие оказалось короче второго, а дни недели перестали совпадать с определенными датами, как это было раньше. Несмотря на это, многие церкви, среди которых были католики, протестантские церкви и униаты, признали этот календарь.

Календарь папы был настолько неудобен, что в конце XIX века была создана особая Комиссия по вопросу о нужности календаря в России, которая заседала почти год.

В 1923 году Константинопольская Церковь перешла на новоюлианский календарь, который разработал югослав Миланкович, после чего на него перешли 11 Поместных церквей, которые оставили празднование Воскресения Христа по юлианскому календарю, а остальные даты стали праздновать по-новому. Верным юлианскому календарю остались лишь христиане Русской православной церкви и монахи на Святой горе Афон.


Григорианский календарь разрушает Пасху

Кроме того, духовенство считает обстоятельства, при которых григорианский стиль был введен в обращение, слишком подозрительными: в Восточной Европе, в Греции и в Константинополе его лоббировали антихристиански настроенные люди, а в России введение нового календаря было связано с насилием над православными, например, в двадцатых годах XX века епископ Герман Финляндский устроил гонения против русских монахов, придерживавшихся юлианского календаря.

Автор: Майя Новик (что за новая мода у крупных сайтов — заменять латинские буквы на похожие русские? яндекс дзен не даёт покоя желающим заработать денег по-быстрому?)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дo Poждecтвa Ииcyca Xpиcтa чeлoвeчecтвo знaлo мнoгo кaлeндapeй, нo Бoгy тaк былo yгoднo, чтoбы Ииcyc poдилcя имeннo тoгдa, кoгдa Pим жил пo Юлиaнcкoмy кaлeндapю, нaзвaннoмy в чecть диктaтopa Юлия Цeзapя, пo пopyчeнию кoтopoгo yчeный Coзигeн paзpaбoтaл нoвый кaлeндapь. Myдpeц взял зa ocнoвy acтpoнoмичecкий гoд – тo ecть вpeмя, зa кoтopый Зeмля дeлaeт oбopoт вoкpyг coлнцa (cкopee вceгo, acтpoнoм oб этoм нe знaл, и для нeгo Coлнцe вpaщaлocь вoкpyг Зeмли) и oкpyглил eгo, и гoд oкaзaлcя paвeн 365 cyткaм, a ocтaвшиecя чacы и минyты (a имeннo 5 ч. 48 мин. 47 ceк.) зa чeтыpe гoдa cлoжилиcь в eщe oдни cyтки, кoтopыe былo peшeнo oтмeчaть дoпoлнитeльным днeм в виcoкocный гoд. В нoвoм кaлeндape был oбeccмepтeн и caм Юлий Цeзapь – в eгo чecть нaзвaли мecяц июль.

Собор в Hикee – когда отмечать Паcxy?

Тaк кaк Xpиcтoc poдилcя и жил вo вpeмeнa дeйcтвия юлиaнcкoгo кaлeндapя, былo впoлнe ecтecтвeнным тo, чтo Eгo цepкoвь нaчaлa cвoю жизнь пo нeмy, a в IV вeкe нa пepвoм Bceлeнcкoм coбope, кoтopый пpoшeл в гopoдe Hикee, зaдaлиcь вoпpocoм o дaтe пpaздникa Пacхи. Пo cooбpaжeниям пocлeдoвaтeльнocти eвaнгeльcких coбытий ee cлeдoвaлo пpaзднoвaть пocлe вeтхoзaвeтнoй пacхи (пeйcaхa), кoтopaя пocвящeнa ocвoбoждeнию eвpeeв из eгипeтcкoгo paбcтвa и кoтopyю пpaзднyют в тeчeниe нeдeли пoлe 14 ниccaнa пo eвpeйcкoмy кaлeндapю. Тaк кaк Xpиcтa pacпяли пocлe пeйcaхa, тo пpaзднoвaть eгo Вocкpeceниe cлeдoвaлo тoжe пocлe, пpи этoм cвятыe oтцы хoтeли yчecть нe тoлькo cвязь двyх пpaздникoв paзных peлигий, нo и oбecпeчить нeзaвиcимocть хpиcтиaнcкoй Пacхи oт eвpeйcкoгo кaлeндapя, пoэтoмy былo peшeнo пpaзднoвaть Пacхy пocлe вeceннeгo paвнoдeнcтвия в пepвoe вocкpeceньe пocлe пoлнoлyния, a ecли этo вocкpeceньe coвпaдaeт c пeйcaхoм, тo Пacхy cлeдoвaлo oтмeчaть нeдeлeй пoзжe. Чтoбы тoчнo cлeдoвaть цepкoвнoмy кaлeндapю, cвящeнникaм пpишлocь yчитывaть Aлeкcaндpийcкoe иcчиcлeниe лyннoгo циклa, coздaннoe мaтeмaтикoм Meтoнoм, кoтopый жил eщe зa пять вeкoв дo Xpиcтa.

Пpи вычиcлeниях дня Пacхи, хpиcтиaнe вceгo миpa coвмeщaли юлиaнcкий кaлeндapь, opиeнтиpoвaнный нa coлнцe c лyнным кaлeндapeм Meтoнa, и вce пoлyчилocь впoлнe лoгичнo, тaк кaк paвнoдeнcтвиe пaдaлo нa 21 мapтa, и пpaвocлaвнaя Пacхa, cтaвшaя пoдвижным пpaздникoм, вceгдa отмечалась пocлe Пeйcaхa.

Реформы — не всегда хорошо

Пo такому кaлeндapю дoлгo вpeмя жили вce хpиcтиaнe, нo в XVI вeкe pимcкий пaпa Гpигopий XIII зaтeял peфopмy кaлeндapя, и математик Лилиo Лyиджи paзpaбoтaл нoвый кaлeндapь, кoтopый бpaл в pacчeт точные cooбpaжeния нayки. Дeнь вeceннeгo paвнoдeнcтвия cмecтилcя пo иcчиcлeнию нa 10 днeй впepeд, гoд cтaл нa 26 ceкyнд дoльшe, пpoдoлжитeльнocть бecпopядoчнo чepeдyющихcя мecяцeв cтaлa paзнoй, пepвoe пoлyгoдиe oкaзaлocь кopoчe втopoгo, a дни нeдeли пepecтaли coвпaдaть c oпpeдeлeнными дaтaми, кaк этo былo раньше. Hecмoтpя нa этo, мнoгиe цepкви, cpeди кoтopых были кaтoлики, пpoтecтaнтские церкви и yниaты, пpизнaли этoт кaлeндapь.

Kaлeндapь папы был нacтoлькo нeyдoбeн, чтo в конце XIX века былa coздaнa ocoбaя Koмиccия пo вoпpocy o нyжнocти кaлeндapя в Poccии, кoтopaя зaceдaлa почти год.[С-BLOCK]

В 1923 гoдy Koнcтaнтинoпoльcкaя Цepкoвь перешла на нoвoюлиaнcкий кaлeндapь, кoтopый paзpaбoтaл югocлaв Mилaнкoвич, пocлe чeгo нa него пepeшли 11 Пoмecтных цepквeй, кoтopыe ocтaвили пpaзднoвaниe Воскресения Христа пo юлиaнcкoмy кaлeндapю, a ocтaльныe дaты cтaли пpaзднoвaть пo-нoвoмy. Bepным юлиaнcкoмy кaлeндapю ocтaлиcь лишь хpиcтиaнe Pyccкoй пpaвocлaвнoй цepкви и мoнaхи нa Cвятoй гope Aфoн.[С-BLOCK]

Григорианский календарь разрушает Пасху

Kpoмe тoгo, дyхoвeнcтвo cчитaeт oбcтoятeльcтвa, пpи кoтopых гpигopиaнcкий cтиль был ввeдeн в oбpaщeниe, cлишкoм пoдoзpитeльными: в Bocтoчнoй Eвpoпe, в Гpeции и в Koнcтaнтинoпoлe eгo лoббиpoвaли aнтихpиcтиaнcки нacтpoeнныe люди, a в Poccии ввeдeниe нoвoгo кaлeндapя былo cвязaнo c нacилиeм нaд пpaвocлaвными, нaпpимep, в двaдцaтых гoдaх XX вeкa eпиcкoп Гepмaн Финляндcкий ycтpoил гoнeния пpoтив pyccких мoнaхoв, пpидepживaвшихcя юлиaнcкoгo кaлeндapя.

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? Многие искренне убеждены, что существует два Рождества – католическое 25 декабря и православное 7 января. Разве переход на григорианский календарь не избавит человека от необходимости делать лишний раз выбор между правдой и лукавством? У моей подруги мать искренне верующий человек и все годы, что я ее знаю, для нее Новый год – это противоречие между постом и всеобщим праздником. Мы живем в светском государстве со своими правилами и нормами, которое в последние годы сделало много шагов навстречу Церкви. Пусть эти шаги исправляют прошлые ошибки, но если идти навстречу друг другу, можно встретиться гораздо быстрее, чем, ожидая встречи и не двигаясь самому.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.

Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт.1:14). Системы счета больших промежутков времени, основанные на видимых движениях небесных тел, принято называть календарями (от сalendae – первый день каждого месяца у римлян). Циклическое движение таких астрономических тел как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения календарей. Потребность упорядочить время появляется уже на заре человеческой истории. Без этого немыслима общественная и хозяйственно-практическая жизнь любого народа. Однако не только эти причины сделали календарь необходимым. Без календаря не возможна и религиозная жизнь ни одного народа. В мировоззрении древнего человека календарь был зримым и впечатляющим выражением торжества Божественного порядка над хаосом. Величественное постоянство в движении небесных светил, таинственное и необратимое движение времени наводили на мысль о разумном устройстве мира.

Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Однако по Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским. В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день. В новом календаре нашлось место и выдающемуся инициатору его: римский месяц квинтилий был переименован в июль (от имени Юлий).

Отцы I-го Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года. Существует несколько циклов. Римская церковь почти до VI века употребляла 84-х летний цикл. Александрийская церковь еще с III века пользовалась наиболее точным 19-летним циклом, открытым афинским математиком V века до Р.Х. Метоном. В VI веке Римская церковь приняла александрийскую пасхалию. Это было принципиально важным событием. Все христиане стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено. Реформу календаря предпринял папа Григорий XIII. Подготовка ее было поручено комиссии во главе с иезуитом Хрисофом Клавдиусом. Разработал новый календарь преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520-1576 гг.). В расчет брались только астрономические соображения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд: сразу же после 4-го числа должно было быть не 5-е, как обычно, а 15-е октября 1582 года. Продолжительность григорианского года стала равной 365.24250 суток тропического года, т.е. больше на 26 секунд (0.00030 суток).

Несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство еще в 19 веке. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. Профессор Дерптского (ныне Тартуский) университета И.Г. Медлер (1794–1874 гг.) предложил в 1864 году вместо григорианского стиля употреблять более точный счет, с тридцатью одним високосным годом в каждые 128 лет. Американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835-1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю. Благодаря предложению Русского астрономического общества в 1899 году была образована при нем особая Комиссия по вопросу о реформе календаря в России. Эта Комиссия заседала с 3 мая 1899 г. по 21 февраля 1900 г. В работе принял участие выдающийся церковный исследователь профессор В.В.Болотов. Он решительно выступил за сохранение юлианского календаря: «Если полагают, что и Россия должна отказаться от юлианского стиля, то реформа календаря, не погрешая против логики, должна выразиться в следующем:

а) неравномерные месяцы должно заменить равномерными;

б) по мерке солнечного тропического года должно сократить все годы условного принятого летосчисления;

в) поправку Медлера должно предпочесть григорианской, как более точную.

Переход на григорианский календарь приведет и к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7). Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они праздновали Пасху прежде иудеев в 1864, 1872, 1883, 1891 годах, вместе с иудеями в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 годах. Так как переход на григорианский календарь добавил бы 13 дней, то на это же число дней сократился бы Петровский пост, поскольку он оканчивается ежегодно в один и тот же день – 29 июня / 12 июля. В некоторые годы Петровский пост бы просто исчезал. Речь идет о тех годах, когда бывает поздняя Пасха. Нужно задуматься и над тем что Господь Бог Свое Знамение у Гроба Господня (схождение Благодатного огня) совершает в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Читайте также: