Почему первые философские школы возникли в ионии и в италии

Обновлено: 04.07.2024

Натурфилософия – это направление философской мысли в центре которого стоит проблематика осмысления природы, ее первоначал, проявлений и свойств.

Ионийская школа

Ионийская или Милетская школа объединяет философов, стремившихся к поиску первоначала мира в различных стихиях, и воспринимавших мир как постоянно движущееся, изменяющееся естество. Расцвет и угасание Милетской школы связаны с судьбой самой греческой Ионии – группы колоний на западном побережье Малой Азии. В период расцвета, зарождение и развитие собственной философской традиции во многом связано с близостью таких традиционных центров мудрости и знаний о мире, в особенности космическом, как Вавилония и Египет. В тоже время распространение персидского владычества на запад и утрата Милетом и иными городами независимости, повлекло за собой прекращение философской традиции. Основные идеи натурфилософов Милетской школы еще долгое время оказывали влияние на философов Эллады, куда сместился центр тяжести интеллектуальной жизни греческого мира.

Основными представителями Ионийской школы являются:

  • Фалес,
  • Анаксимандр,
  • Анаксимен,
  • Гераклит.

Фалес являлся основоположником школы, он уделял много времени не только философии, но и проблемам естествознания. В качестве первоначала мира он видел воду, или некоторую влажность, из которой в прошлом возникло все сущее, и продолжает возникать до сих пор. Землю он представлял плоским диском, который со всех сторон окружен водой.

Анаксимандр ставит в качестве первоначала апейрон – беспредельное и неизвестное вещество. Из апейрона порождаются противоположности – теплое и холодное, которые создают плоский мир находящийся в центре и три огненных сферы, окружающих его – звездный свод, Солнце и Луну.

Анаксимен обращает свое внимание на воздух. Пневма, дыхание мира, в ходе которого происходят процессы сгущения и разрежения порождает сам мир и поддерживает его существования. Анаксимен полагал, что не только Земля плоская и подобна диску, но также Солнце и Луна, и все они парят в воздушном пространстве.

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее прогрессивным являлось учение Гераклита Эфесского По данной теме мы уже выполнили презентацию Гераклит Эфесский подробнее , прозванного также Темным, за большую сложность и неясность его идей. Гераклит установил изменчивость, постоянное движение как главную форму существования мира, и потому в качестве первоначала выбрал огонь, как наиболее изменчивую стихию. Огонь в его учении соединен с другими стихиями через круговорот – возникая из земли, огонь порождает воздух, тот в свою очередь воду, ну а из воды возникает земля.

Также Гераклит сформулировал первый закон диалектики – единства и борьбы противоположностей. Он указывал, что все в мире состоит из противоположностей, который притягиваются друг к другу, холодное становится теплым, а теплое в свою очередь холодным и т.д. Но противоположности не только взаимосвязаны, но и борются друг с другом, их борьба – главный способ движения мира и его существования.

Элейская школа

Своеобразным соперником Милетской школы и ее оппонентом во взглядах на мир и бытие, выступала Элейская школа, возникшая приблизительно в то же время (6 век до н.э.) на другом конце греческого мира в Великой Греции, на юге Аппенинского полуострова (Италия) в городе Элея. Что закономерно деятельность Элейской школы заканчивается примерно по тем же причинам, что и Милетской. Жестокий тиран, захвативший власть в полисе убивает последнего из ее представителей – Зенона Элейского По данной теме мы уже выполнили реферат "Тайна" апорий Зенона подробнее , по подозрению в демократическом заговоре.

В отличие от натурфилософов мыслители Элейской школы никогда не занимались проблемами естествознания. В центре их размышлений стояли проблемы бытия, их учение можно считать основой всей античной онтологии. К числу философов Элейской школы относят:

Ряд исследователей полагает, что основателем школы мог выступить Ксенофан По данной теме мы уже выполнили доклад философия Зенона подробнее , идеи которого непосредственно предшествуют идеям Парменида, а сам мыслитель на старости лет по ряду источников осел в Элее. Так или иначе, но Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее развивал метафизическую концепцию бытия, парадоксальную с точки зрения обыденного разума – он полагал бытие единым, неделимым, неподвижным и неизменяющимся.

Парменид полагал что мир имеет форму шара. В этом шаре все едино, не существует отдельных предметов и границ между ними, все видимое многообразие предметов и объектов, есть суть различные проявления единого мира. Более того Парменид отрицал даже наличие у единого мира частей. В мире нет ничего, кроме самого мира, никакой пустоты не существует, а значит нет четких границ, отделяющих один предмет от другой, а, следовательно, и самих предметов. Раз нет отдельных предметов и пустоты, то не существует и движения, поскольку предмет не может менять свое положение в пространстве, а раз нет движения то не существует и самого времени – все это суть иллюзии человеческого разума.

В связи с отсутствием пустоты Парменид также отрицал понятия рождения и смерти. Рождения как возникновения чего-то из ничего и смерти, как разрушения чего-то, его перехода в состояния ничто не может быть. Все проявления мира не рождаются и не умирают, а лишь преобразуются, трансформируются из одного в другое.

Мелисс обобщил и развил основные идеи Парменида, именно он выступал основным оппонентом философов Ионийской школы, во время своих визитов в Милет По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее .

Пифагорейское учение

Пифагор По данной теме мы уже выполнили реферат Пифагор подробнее является наиболее известной и в тоже время мистической фигурой древнегреческой философии. Пифагор обучался у египетских, месопотамских и греческих мудрецов, он создал свое мифо-религиозное учение, рассматривающее не только философские вопросы бытия, устройства мира, но также естественных наук и математики, а еще общественного устройства и управления.

Вокруг Пифагора сформировался орден его последователей, которые провели один из первых в истории социальных экспериментов организации практической жизни общества по философским идеалам. Хотя в конечном итоге представители ордена были изгнаны из города, а многие убиты, последователи Пифагора продолжали существовать еще на протяжении нескольких веков и вести как политическую, так и научную деятельность. Авторитет самого Пифагора был настолько высок, что даже столетия спустя его последователи приписывали свои открытия легендарному учителю из-за чего в настоящее время сложно установить, как из них принадлежат самому Пифагору, а какие его ученикам.

Одним из важнейших достижений учения Пифагора было абстрактное понимание числа. Именно Пифагор рассмотрел число оторвано от реальности, от бытового применения в свое чистом виде и заложил таким образом основы математики.

Начало философии связано с решением вопросов, что такое мир и ответ на эти вопросы строился, умозрительно включая элементы фантазии для философов античности был характерен монистический взгляд на мир причины этого следующие:

- естествознание практически не существовало и поэтому охватывали мир в целом в единстве какого либо начала и способ познания этого мира носил наивный характер

- отрывочные знания позволяли строить умозрительные представления о причин-следственных связей (учение о Флогистоне – горючей жидкости, витализм)

- Господствовала идея всемирного существования эфира (впервые это понятие связано с Аристотелем) это позволяло говорить о первоначалах мира из которых образуется разнообразие (огонь, вода, воздух, земля).

Главная проблема Античной философии связана с поиском первоначала этот вопрос был главным на протяжении 1-7 в до н.э. 1 век н.э. Представителем Ионийской философии ученый Фалес, который взял за первооснову мира, т.е. из чего состоит все существующее - воду - физис Почему вода первооснова – все живое (считал он) влажно, а любое высыхание есть смерть поэтому жизнь связана с влагой, а влага предпочитает воду значит все происходит из воды находит в ней всю жизнь и заканчивается в воде.

Последователем Фалеса Анаксимандр, который считал что первоначалом мира является апейрон , апейрон находится во вращательном движении выделяет влажное и сухое, холодное и теплое эти комбинации образуют землю (сухое и холодное), воздух (влажное и горячее). Благодаря вращению опейрона в центре мира собирается как тяжелейшая земля окруженная водой, а также воздушная и огненная сферы. Земля изображается в форме цилиндра становится центром, возникает из океана, ничем не поддерживается, покоится в подвешенном состоянии по причине удаленности от всех других сфер равновесия сил) небесная сфера разделяется на три кольца эти кольца полые внутри и наполнены огнем в нижней сфере множество отверстий, сквозь которые просматриваются огни (звезды). В среднем ободе одно отверстие (луна) в верхней сфере одно (солнце). Время от времени отверстия совпадают.

Третий представитель Анаксимен. Первоначало бесконечно и это есть воздух. Воздух поддерживает нашу душу и управляет всем дыхание и воздух образуют космос. Благодаря воздуху мы рождаемся по этой причине воздух божественен.

К этому направлению относятся взгляды Гераклита, который считал, что все вещи и процессы возникают, растут и гибнут и все в мире подчинено этому процессу следовательно, он тоже признает движение и благодаря этому сделал вывод Все течет, все изменяется все в нас живое и мертвое болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости, а тяжелый труд позволяет вкусить радость отдыха. Первоначально у Гераклита является огонь. Гераклит первым говорит о познании мира. Выделяет две ступени чувственную и рациональную рассматривая чувственную особенно выделяет зрение и слух, но высшей целью познания является познание логоса (закон, порядок). Познать логос не легко, ибо природа любит прятаться.

Проблему первоначала рассматривает Пифагор, который считает число есть первоначало рассуждает следующим образом так как вся жизнь человека связана со счетом, а счет есть первоначало математики, то поэтому число начало всех вещей более чем вода и земля. Это связано с наблюдением. Доводы: ноты, аккорды заключаются в числах.

2.Италийская философия.

Ответ на вопрос что является первоосновой мира дает Парминид, который впервые разработал учение о бытии или учение о существовании эту позицию он обосновал следующим образом. В компании с богиней справедливости и дочерей солнца ночи и дня. Богиня справедливости провозглашает чтобы Пий единое изучил к этому познанию ведут три пути:

1. путь абсолютной истины, т.е. бытие, есть то что не порождено и неуничтожимо;

2. путь изменчивых мнений ошибок и фальши, которые утверждают, что бытие, было, есть и будет;

3. путь достойный похвалы все о чем говорится и думается есть невозможно думать значит и говорить иначе как думая значит говоря о чем то что есть.

Вывод: Мышление и бытие одно и тоже. Мыслить о предмете и предмет мысли одно и тоже.




Вопрос. Атомистические идеи в античной философии.

Атомистическое учение Демокрита

Учение о первоначалах мира последовательно разрабатывается Демокритом, который считал, что бесконечное бытие состоит из невидимых тел по причине их малости эти тела неделимы и поэтому называются атомы все вместе атомы образуют бытие различаются по своей величине и форме, чувственно не воспринимаются, а постигаются только умом, атомы находятся в пустоте и поэтому движутся, сталкиваясь между собой они образуют многообразие мира. Душа тоже состоит из атомов, которые благодаря движению сообщают кругообразное завихрения, что приводит к тому что более тяжелые атомы находятся в центре остальные вытесняются на Переферию. Так образовалась земля небо на основе атомов сформировались представления о природе человека (Гиппократ впервые разделил нас по темпераменту и телосложению). Идеи Демокрита позволили объяснить законами природы происхождение земли без всякого творца и разумной цели. Человек это животное способное к учению и помощником учения является рассудок и умственная гибкость.

1.Ионийская философия

Начало философии связано с решением вопросов, что такое мир и ответ на эти вопросы строился, умозрительно включая элементы фантазии для философов античности был характерен монистический взгляд на мир причины этого следующие:

- естествознание практически не существовало и поэтому охватывали мир в целом в единстве какого либо начала и способ познания этого мира носил наивный характер

- отрывочные знания позволяли строить умозрительные представления о причин-следственных связей (учение о Флогистоне – горючей жидкости, витализм)

- Господствовала идея всемирного существования эфира (впервые это понятие связано с Аристотелем) это позволяло говорить о первоначалах мира из которых образуется разнообразие (огонь, вода, воздух, земля).

Главная проблема Античной философии связана с поиском первоначала этот вопрос был главным на протяжении 1-7 в до н.э. 1 век н.э. Представителем Ионийской философии ученый Фалес, который взял за первооснову мира, т.е. из чего состоит все существующее - воду - физис Почему вода первооснова – все живое (считал он) влажно, а любое высыхание есть смерть поэтому жизнь связана с влагой, а влага предпочитает воду значит все происходит из воды находит в ней всю жизнь и заканчивается в воде.

Последователем Фалеса Анаксимандр, который считал что первоначалом мира является апейрон , апейрон находится во вращательном движении выделяет влажное и сухое, холодное и теплое эти комбинации образуют землю (сухое и холодное), воздух (влажное и горячее). Благодаря вращению опейрона в центре мира собирается как тяжелейшая земля окруженная водой, а также воздушная и огненная сферы. Земля изображается в форме цилиндра становится центром, возникает из океана, ничем не поддерживается, покоится в подвешенном состоянии по причине удаленности от всех других сфер равновесия сил) небесная сфера разделяется на три кольца эти кольца полые внутри и наполнены огнем в нижней сфере множество отверстий, сквозь которые просматриваются огни (звезды). В среднем ободе одно отверстие (луна) в верхней сфере одно (солнце). Время от времени отверстия совпадают.

Третий представитель Анаксимен. Первоначало бесконечно и это есть воздух. Воздух поддерживает нашу душу и управляет всем дыхание и воздух образуют космос. Благодаря воздуху мы рождаемся по этой причине воздух божественен.

К этому направлению относятся взгляды Гераклита, который считал, что все вещи и процессы возникают, растут и гибнут и все в мире подчинено этому процессу следовательно, он тоже признает движение и благодаря этому сделал вывод Все течет, все изменяется все в нас живое и мертвое болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости, а тяжелый труд позволяет вкусить радость отдыха. Первоначально у Гераклита является огонь. Гераклит первым говорит о познании мира. Выделяет две ступени чувственную и рациональную рассматривая чувственную особенно выделяет зрение и слух, но высшей целью познания является познание логоса (закон, порядок). Познать логос не легко, ибо природа любит прятаться.

Проблему первоначала рассматривает Пифагор, который считает число есть первоначало рассуждает следующим образом так как вся жизнь человека связана со счетом, а счет есть первоначало математики, то поэтому число начало всех вещей более чем вода и земля. Это связано с наблюдением. Доводы: ноты, аккорды заключаются в числах.

2.Италийская философия.

Ответ на вопрос что является первоосновой мира дает Парминид, который впервые разработал учение о бытии или учение о существовании эту позицию он обосновал следующим образом. В компании с богиней справедливости и дочерей солнца ночи и дня. Богиня справедливости провозглашает чтобы Пий единое изучил к этому познанию ведут три пути:

1. путь абсолютной истины, т.е. бытие, есть то что не порождено и неуничтожимо;

2. путь изменчивых мнений ошибок и фальши, которые утверждают, что бытие, было, есть и будет;

3. путь достойный похвалы все о чем говорится и думается есть невозможно думать значит и говорить иначе как думая значит говоря о чем то что есть.

Вывод: Мышление и бытие одно и тоже. Мыслить о предмете и предмет мысли одно и тоже.

Вопрос. Атомистические идеи в античной философии.

Атомистическое учение Демокрита

Учение о первоначалах мира последовательно разрабатывается Демокритом, который считал, что бесконечное бытие состоит из невидимых тел по причине их малости эти тела неделимы и поэтому называются атомы все вместе атомы образуют бытие различаются по своей величине и форме, чувственно не воспринимаются, а постигаются только умом, атомы находятся в пустоте и поэтому движутся, сталкиваясь между собой они образуют многообразие мира. Душа тоже состоит из атомов, которые благодаря движению сообщают кругообразное завихрения, что приводит к тому что более тяжелые атомы находятся в центре остальные вытесняются на Переферию. Так образовалась земля небо на основе атомов сформировались представления о природе человека (Гиппократ впервые разделил нас по темпераменту и телосложению). Идеи Демокрита позволили объяснить законами природы происхождение земли без всякого творца и разумной цели. Человек это животное способное к учению и помощником учения является рассудок и умственная гибкость.

Ионийская школа – милетская школа и ее последователи. Ионийская школа империзм, сенсуализм. Интерес к конкретному многообразию чувств, мира преимущественно ориентированный материально - вещественный аспект мира. Оттесненность антропологической и этической проблемы. Кроме: Гераклит с пафосом религиозно – нравственного реформаторства. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Италийская школа элеаты, атомисты, пифагорейцы –рационально – логической начало над чувственным, интерес к формальному, числовому и структурному аспекту вещей. Первая постановка гнесеологических и онтологических проблем.( пифагореизм и его последователи, эллейская школа)

Досократическая мысль существует в виде двух ветвей, двух интеллектуальных традиций-ионийской и италийской философий.
Все зачинатели философской мысли являются уроженцами Ионии – наиболее развитой и процветающей области Греции VI века до Р.Х. Здесь возникает и первая философская школа – милетская. Творчество ионийских философов объединяют понятием ионийской философии. Это первая ветвь ранней греческой философии. К ионийской философии относят милетцев Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и эфесца Гераклита. Близко к милетцам стоит, продолжая их философскую традицию, другой уроженец Ионии – Анаксагор, который, однако, свою сознательную жизнь проводит в Афинах и становится первым из афинских философов.
При многих различиях в учениях милетских мыслителей, в их ключевых идеях есть немало сходного, что и позволяет рассматривать их как единую философскую школу. Основные моменты, характерные для мысли милетцев, таковы:

1. Постановка вопроса "что есть все?" и выделение исходя из него космогонической проблемы.

2. Представление о том, что в основе всего многообразия мира лежит единое бытие.

3. Мироздание – внутренне упорядоченный, целостный космос – представляет собой единый живой организм.

4. Коль скоро в основе всего многообразия сущего лежит нечто единое, то должна быть решена проблема возникновения Многого из Единого.

В русле этой установки милетская мысль создает две концепции возникновения:

а) возникновение путем соединения и разъединения разнокачественных начал (Анаксимандр);

б) возникновение путем сгущения и разрежения исходной субстанции (Анаксимен).

В понимание бытия милетцы ввели несколько важных установок (принципов), значение которых выходит за пределы отдельного учения: они стали общим достоянием античной мысли и в той или иной форме воспроизводятся в последующих философских системах. Это:

5. Принцип оживотворенности сущего: "быть" – значит "быть живым". Иными словами: нечто существует лишь настолько, насколько оно живое – насколько приобщено к Жизни и имеет ее в себе. Поэтому Бытие и Жизнь – едины. Душа – бессмертна, то есть является наиболее емким и непосредственным воплощением Жизни (Фалес).

6. Принцип трансцендентности (запредельности [миру]) первоначала. Бытие больше того, что мы находим в мире. Сам мир и все наличное в нем, является порождением бытия, которое его превосходит ("объемлет"). Это Объемлющее нельзя определить по меркам мира и через его качества. Свойства Объемлющего – превосходное над тем, что присуще мирозданию: бесконечное, вечное, бескачественное, неуничтожимое и т.п. (Анаксимандр).

7. Принцип универсального вселенского закона. Все существующее подчинено закону справедливого воздаяния. (Анаксимандр).

8. Принцип единства микро- и макрокосма. Человек есть микрокосм, который подобен мирозданию (макрокосму). Целостность человеческого существа, равно как и целостность мироздания, сохраняется их душой (Анаксимен).
Для ионийской философии, в отличие от италийской, характерны: эмпиризм, сенсуализм (разум все свое содержание получает из ощущений, а ощущение-из опыта),интерес к конкретному многообразию чувств мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира. Они считали, что разум важнее чувств, поэтому в Греции кроме философии развивалась математика.
Некогда Иония была заселена выходцами из Балканской Греции – ахейцами, которые спасались бегством от дорийского нашествия. В конце VI в. до Р.Х. уже над ионийскими городами нависает угроза порабощения со стороны персов. Спасаясь от власти персидского царя, многие жители Ионии покидают родину и переселяются в другие края, прежде всего в Южную Италию. Не стали исключением и философы. В италийский город Кротон переселяется Пифагор, родившийся на острове Самос. Так же поступает и Ксенофан из Колофона, ставший учителем Парменида. Так возникает вторая важнейшая ветвь раннегреческой философии – италийская. Кроме названных Пифагора и Ксенофана, к ней относят представителей элейской школы – Парменида и Зенона, а также Эмпедокла.
Для италийской философии характерны: преобладание рационально-логического начала над чувственным, интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей. Их принцип: "живи незаметно".
Парменид заявил, что бытие едино, неподвижно, неизменимо, конечно и, что "небытие существует" все равно, что "существует несуществующее", и если нет небытия, то ничего не может исчезнуть, все неизменимо. Парменид говорил, "что я не могу помыслить, то не существует", чувства не нужны, главное ум.

Если выделять в древнегреческой философии ранний период, то к нему могут быть отнесены две философские школы — ионийская философия и италийская философия. Ионийская философия объединяет философов, которые жили и учили в городах, находящихся на побережье Ионийского моря — Милете и Эфессе. В Милете была создана милетская школа философии, основателем которой являлся Фалес, а его последователями и учениками были Анаксимандр и Анаксимен. В Эфесе жил и учил знаменитый философ Гераклит. Но не только географическая близость объединяет этих философов. Здесь присутствует и содержательное единство, которое проявляется в космической наглядности, обращении к модели мира и резюмируется в космических образах, космологических построениях и космогонических описаниях. Непосредственный философский интерес направлен на человеческое окружение, которое космизируется, достигает космической симфонии, космического описания.

Другая школа — италийская, в нее входят Ксенофан, Пифагор, Парменид, Зенон, которых в свою очередь подразделяют на две школы — пифагорейцев во главе с Пифагором и эле-атов, где центральной фигурой признается Парменид. Эта школа возникла на окраинах греческого мира, в древней Италии, в Кротоне и в Элее. Но и здесь превалирует не географическое местоположение, а содержательное единство, которым выступает для италийцев обращение к внутреннему миру человека. Интроспективный анализ позволяет пифагорейцам утвердить число в качестве первооснования, а обращение к разуму венчает у Парменида длительный путь самоуглубления, который позволяет открыть истинную картину мира.

Ионийская философия – наивный материализм. Милетская школа и Гераклит.Стихийный Материализм.

Италийская – философский объективный идеализм. Пифагорейская и Эллейская школы.

В вершине направлений стоит Аристотель. Под ним – Платон и Демокрит, под платоном – Пифагор и Эллейцы, под Демокритом – Гераклит и Милетцы. Эллейцы – Италийское направления, Милетцы – ионийское.

Фалес – основа Милетской школы. Лозунг Милетской школы – ничего сверх меры, познай самого себя. Архэ у него – вода. Гилозоизм – всеобщая одушевленность . Все вытекает из одного – воды. Бытие текуче. В собственном смысле философ №1 – Анаксимандр.

APEIRON – беспредельное, безграничное. Из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости. Все вещи в свое время наказывают друг друга за совершенную несправедливость. = Принцип циклизма. Первая формулировка Детерминизма (и природного и нравственного) – все происходит в силу судьбы. Всякая дисгармония наказывается. Учение Анаксимандра Анаксимен иллюстрирует Apeiron. Воздух не имеет предела, без ничего не существует.

Гераклит из Эфеса – темный, плачущий . Темный, так как люди плохо его понимали, плачущий так как люди бездарно пользуются тем, что дала им природа. Многознание уму не научает. Трактат О природе. Вечность – ребенок, дитя, играющий в камушки на линии прибоя. Всё учение Гераклита распадается на 4 части.

Идея вечности и единства бытия. Олицетворением этой идеи является огонь. Это символ постоянного движения, изменения, обновления жизни. Из огня возникает всё и всё в него возвращается. Огонь – единство противоположности земли и воды.

Самые древние философы жили в Малой Азии (Турция, Сирия и т.д.) – это раньше была территория Греции, здесь располагались греческие колонии, однако продивало в них много разных народов, т.е. это был полиэтнический регион.Вся эта часть называлась Иония.

В Ионии было два центра философствования – это города Милет (Турция) и Эфес.

В СССР считалось, что Фалес был первым материалистом (из-за фалеснойпервоводы). Но ведь эта первовода – не реальный объект, это образ, поэтому он скорее идеалист.

Философия лишь зарождалась, поэтому у Фалеса лишь два понятия: архэ и стазейон. Почему архэ превратилось в стахеоны? Этот вопрос Фалес оставлял открытым. Но в конце жизни говорил, что это происходит из-за разрежения, уплотнения, нагревания и охлаждения.

Некоторые сведения о Фалесе есть у ДеогенаЛэртцкого. Он вообще писал о многох философах. По его сведениям Фалес однажды вышел ночью посмотреть на звездное небо и не заметив колодца упал в него и умер. Скорее всего это образное выражение, означающее, что Фалесу было неинтересн, что существует у него под ногами.

У Фалеса остался ученик – Анаксимандр. Даты его жизни неизвестны, сочений не сохранилось. Анаксимандр продвинул Милетскую школу, придал ей большую философичность. Он отошел от признания в качестве первоосновы природной стихи, ведь еще древние поклонялись природе. Он утверждал, что в основе мира лежит апейрон. Архэ – это и есть апейрон. Сгустки апейронов дают предметы. Мы не видим, не чувствуем апейроны, они слишком малы и существуют только в нашем сознании.

Ученик Анаксимандра – Аниксемен – тоже представитель Милетской школы. О нем тоже мало чего известно. Когда он пытался дать понятие архэ, он вернулся назад к Фалесу, лишь заменил воду на воздух. Те же нагревание и озлаждение, разрежение и уплотнение. Таким образом, это шаг назад.

Другой центр – город Эфес в нынешней Турции (сейчас законсервированная, археологическая зона). Школы там не сложилось.

Ампидокл–жил в сицилийском городе Ангригента в южной части Апенинского полуострова, там были греческие колонии. Идеи его похожи на предыдущие. В его представлениях в основе мира вода, воздух, огонь и земля, а все остальное – это соотношение этих стихий в разных пропорциях. А пятый элемент мира – это любовь, она объединяет четыре стихии, она держит мир. Иаким образом, это антологичекая модель мира. Жители ценили Ампидокла, уважали его. Он закончил жизнь кинувшись в вулкан Этна, посчитав, что все что знал он уже передал своим ученикам.

Италийская философия

Два центра – Кротон и Элея, две школы. Хронологически – вторая половикна 6 века до н.э. – начало 5 в. до.нэ.

Пифагорийская школа

Находилась в Кротоне. Основоположник пифагоризма – Пифагор (рубеж 6-5 вв. до н.э.). Точныхъ дат жизнине известно, но его акмэ – топ жизни (40-45 лет) приходится на Олимпиаду 500 г. до н.э. Именно Пифагор ввел термин философия.

Есть мнение, что Пифагор родился на острове Самос, но родители спасались от местного тирана и переселились в италийскую Грецию. Был самолюбивым человеком, много всего выдумывал и воображал. Называл своим отцом не реального человека, а Апполона. Не брал плату з аобучение ,но попасть в его школу было очень сложно, он устраивал много тестов отборов. Те, кто проходил отбор стояли в начале лишь у открытых дверей дома, потом самые близкие ученики попадали в дом. Но Пифагор и в доме вешал ширву и вещал из-за нее. Есть байка, что один ученик увидел у него золотое бедро, т.е. он действительно сын Апполона.

Пифагорийская школа пережила Пифагора. Есть версия что в этой школе учился Платон, однгако точно уже не у Пифагора.

Какова антология у Пифагора? Именно Пифагор ввел термин – антология – учение о бытии. Антология у него была идеалистическая, но ведь и все предыдущие были идеалистические, т.к. Существовали лишь в голове. Пифагор идеалист. Его время – это рвемя, когда зарождается и наука и философия. Сам Пифагор был математиком, поэтому в основу мира он положилчисло. Весь мир попифагору – это комбинации чисел. Эти комбинации не все можно разгадать.

Когда у него спрашивали как он дошел до этой теоремы Пифагора, он говрил что она ему приснилась, а он лишь проверил ее на примерах. Он шел дедуктиывным путем: сначала его ум предложил идею .а потом уж руки ее подтвердили.

Он считал, что есть число – основа мира – это 1, т.е точка, затем 2 – это две точки – можно уже провести прямую. 3 точки – можно построить плоскость. И так из точек весь мир. Пифагор не разделял математику и философия. Математическое определение мира безгранично и будет продолжаться.

Учение о душе. Пифагор говорил, что есть душа мира. Это трансцендентное понятие. Он считал, что человеческая душа – иснтрумент познания мира.

Существуеь три этажа души:

1) Душа – Ноус. Божественный ум. Она Она после смерти отлетает от тела и растворяется в мире

2) Чувственная душа:

А) Грубо-чувственная. Душа –тимос – т.е. страсть

Б) Эстезис - сфера тонких чувств: искусство, возвышенная, благородная, изящная душа.

3) Рассудочная душа

Другой италийский город – центр греческой колонизации Апеннинского полуострова – город Элея.

Ученик Парменида – Зенон Элейский. Возможно у них с Парменидом были особые отношения, возможно они были любовниками. Зенон был изнежен, женственен. В элее была тоже тирания. При жизни Зенона был плохой тиран, который решил расправится со школой Зенона. Его схватили и пытали, чтобы он сообщид имена других своих сообщников. Он вцепился в нос тирана о откусил часть носа (возможно ухо).

Идеи Зенона. Он внес вклад в развитие гносеологии – теории познания.

Есть уровни познания: чувственное и рассудочное познание. Зенон говорил, что не надо верить только одному уровню, чувтсва нас обманывают. Важно их сравнивать, он сконструировал Апории – греч. Слово, означающее противоречивые суждения. Их у него много. Самые известные апории:

1) Апория о летящей и не летящей стреле. Лучник выстреливает из точки А в точку В, есть воспринимающий субъект. Летит ли стрела? Да, летит. Теперь давайте размышлять. Парабола полета стрелы- это бесчисленное количество точек. В определенный оммент стрела находится лишь в одно точке, т.е. она не летит. Парабола полета – это линия неподвижности стрелы.

Читайте также: