Чем объяснить наличие большого числа положений претендующих на статус дидактических принципов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему
исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.

Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.

К ведущим принципам обучения относятся следующие:

Преподавателю необходимо не только просто знать эти принципы, но и реализовать их требования при организации педагогических технологий. Каковы их
требования?

Вот одни из важнейших и главнейших:

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности реализуется через главную цель основных направлений развития среднего профессионального образования, что выражается в
создании организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессионального образования, в ускорении его адаптации у изменяющимся условиям России.

Требования принципа целенаправленности:

Принцип научности

Принцип связи обучения с жизнью

получение ответа на вопрос где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни и на производстве.

Принцип систематичности и последовательности

строгое, логичное расположение учебного материала как в учебной программе, так и в методах передачи знаний студентам;

последовательное овладение студентами знаниями, умениями и навыками и одновременное их применение на практике.

Принцип сознательности и активности

развитие у студентов научного мышления и профессионального творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоятельно и свободно использоваться ими для решения конкретных производственных задач.

Принцип наглядности

Принцип доступности

Принцип интегрированного подхода

одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных проблем.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения

воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности, формирование навыков культурного поведения, дисциплинированности;

развитие познавательных способностей и творческих сил (умение анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы).

Принцип прочности

педагогически целесообразно и четко организовать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике;

осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к студентам в процессе организации учебно-воспитательной работы.

Перечисленные выше требования ведущих принципов обучения, являются как бы стержневой основой для современных педагогических технологий.

Каковы же составные современных педагогических технологий (СТП), каково их содержание? Охарактеризуем их в той логической последовательности, в которой они представлены в нашей формуле: СПТ= цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Сегодня в условиях реформирования экономики и образования, исходя из закона об образовании, цель воспитания и обучения студентов трактуются несколько по-новому - формирование у них общечеловеческих ценностей.

Сущность этих ценностей в задачах воспитания и обучения: формирование у студентов качеств гуманности, гражданственности, патриотизма, интеллигентности, личностных, профессиональных качеств и др.

Спецификой решения этих задач является включение каждого студента в практическую, полезную, именно каждому, деятельность.

Что же касается содержания обучения, оно определяется учебно — планирующей документацией: учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами.

Урок 2. Основные принципы дидактики

В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип прочности
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом.

Принцип воспитания и развития

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше и быстрее, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Несмотря на то что педагогика как наука появилась очень давно, единого подхода к определению того, что считать дидактическими принципами, еще не найдено. Некоторые исследователи, например И. П. Подласый, считают, что дидактические принципы – это самые важные, главные закономерности и законы обучения, другие полагают, что принципы – это обобщения законов и закономерностей, выводы из педагогической теории. Такой точки зрения придерживаются Ю. К. Бабанский, П. И. Пидкасистый. И, хотя у первого и у второго определения очень много сторонников, вероятнее всего, что большее доверие вызывает вторая точка зрения.

Очень важным является вопрос о том, сколько же должно быть принципов. Многие исследователи в этой области справедливо полагают, что чем их меньше, тем лучше, так как в противном случае они не могут стать обобщением. Но в дидактике различными исследователями сформулировано огромное количество принципов. Некоторые из них кардинально отличаются один от другого в зависимости от того, кто их создавал. Значит, следует сделать очевидный вывод, что дидактика как наука еще не сформировалась. В ней есть много спорных моментов, требующих своего разрешения. В этом направлении ведется активная работа.

Вопрос о способах обучения интересовал многих. Известно, что еще Я. Коменский затрагивал эту тему. Его дидактика основана на принципе природосообразности. Существовали в его дидактике и другие принципы обучения, например принципы наглядности, сознательности, посильности обучения, прочности и т. д. Активную работу в этой области проводил и другой известный исследователь – А. Дистервег. Им разработаны принципы воспитания и дидактические правила, представленные в виде определенной системы требований. Эти требования были связаны с содержанием обучения, учебной деятельностью как учителя, так и школьников.

Дидактические принципы устанавливал и Д. Ушинский. По его мнению, принципы необходимо выбирать, ориентируясь на содержание учебного материала. Дидактическими он считал принципы сознательности и активности обучения, наглядности, последовательности, а также прочности.

Практически не говорили о принципах обучения в советский период развития отечественной педагогики. Поэтому этот раздел педагогики мало исследован. Что касается современной дидактики, то здесь считается, что принципы обучения целиком зависят от целей воспитания, т. е. они должны выражать актуальные потребности общества.

Существуют следующие дидактические правила и принципы:

– принцип научности обучения;

– принцип систематичности и последовательности в обучении;

– принцип связи теории с практикой;

– принцип сознательности, активности и самостоятельности школьников в обучении;

– принцип доступности обучения;

– принцип прочности знаний, умений и навыков;

– принцип учета индивидуальных особенностей в коллективной учебной работе со школьниками;

– принцип наглядности обучения.

1. Принцип научности направлен на то, чтобы учащиеся получали достоверные знания, соответствующие современным требованиям. Более того, учащиеся в процессе обучения должны иметь представление о научных методах исследования. Это отличительный принцип отечественной дидактики, основанный на принципе познаваемости окружающего мира и способности человека правильно трактовать его явления.

Этот принцип основан на стремлении дать учащимся научные знания. Сложностью представляется то, что научно–технический прогресс значительно опережает возможности обучения. По данным исследований поток научной информации значительно увеличивается каждые 8—10 лет. Школьное же образование должно предоставить учащимся современные научные знания в соответствии с дидактическими исследованиями. Этот принцип является основным в общеобразовательной школе. Его осуществление происходит с учетом развития учащихся и их возраста. Учитель должен обеспечить учащимся приобретение только научно обоснованных знаний.

Принцип научности связан не только с содержанием образования, но и с методами обучения, которые должны постоянно совершенствоваться. Школьники на любом этапе обучения должны уметь проводить научные исследования, например организовывать наблюдения, работать с литературными источниками и т. д.

Знания, умения и навыки должны усваиваться систематично, в определенной последовательности. Однако здесь не следует забывать и о логичности изучаемого материала. В первые годы функционирования отечественной школы ни систематичности, ни последовательности не уделялось достаточного внимания. В современной дидактике этот принцип положен в основу обучения, а учебный материал располагается в логической последовательности. Этот принцип учитывается и при составлении современных учебных программ. Однако систематичность и последовательность – категории непостоянные, и с течением времени они могут изменяться. Так, некоторые предметы раньше могли изучаться в совершенно другое время, нежели сейчас.

Систематичность распространяется не только на изучение материала, но и на деятельность учителя. Урок должен проводиться им в определенной последовательности: изложение знаний, повторение, закрепление и проверка изученного материала.

Принцип систематичности связан с особенностями нервной человеческой деятельности, а именно – с ее системностью. Он тесно связан с другими принципами.

3. Принцип связи теории с практикой также является основным, характерным для отечественной дидактики. Очень часто сначала осваивается теория, а затем полученные знания применяются на практике. Применение знаний на практике дает возможность углубить усвоение и формирование умения и навыков.

Интересна для дидактики практическая деятельность, связанная с творческими возможностями учащихся. К таким видам практической деятельности следует отнести:

– решение экспериментальных задач.

Этот принцип положен в основу политехнического обучения, где учащиеся имеют возможность познакомиться с организацией важнейших производств, приобрести навыки обращения с различными орудиями труда.

4. Принцип сознательности, активности и самостоятельности школьников в обучении. О его достоинствах говорили уже очень давно, отмечая его положительные стороны. Одновременно с этим многими исследователями осуждался формализм, с которым некоторые учителя подходили к работе. Широкое распространение этот принцип получил в нашей стране. Сознательное приобретение знаний означает понимание школьниками смысла того, что они рассматривают и усваивают.

Важно добиться, чтобы школьники прониклись необходимостью изучения тех или иных школьных предметов, приобретения умений и навыков. От того, насколько верно будет понят фактический материал, зависит сознательное усвоение программы. Следует отметить, что в этом процессе не менее весомую роль играет мыслительная деятельность учащегося, которая дает возможность сформировать необходимые посылы для приобретения знаний, умений и навыков.

Не менее серьезной составляющей является осознанность при изучении материала. Необходимо дать понять школьникам, насколько полезно заучивать некоторые основные моменты и определения. Неосмысленно приобретенные знания путем формального заучивания не представляют ценности, так как вряд ли могут быть применены на практике. Это так называемые формальные знания. Они лишь засоряют мозг, оставаясь по сути бесполезными. Такие знания не могут быть основой для научного мировоззрения.

Итак, можно сделать вывод, что формализм – это серьезный недостаток в системе образования, от которого следует избавляться.

Вместе с тем не меньшее внимание он уделял и деятельности разума. Несколько переоценивал значение наглядности И. Г. Песталоцци, считая, что наглядность – основа любого познания.

Особое внимание Ушинский уделял сочетанию наглядного обучения и мыслительной деятельности школьника. По мнению многих отечественных дидактов, необходимо учитывать связь между конкретным и абстрактным. Весьма широко наглядность распространена в начальных классах. Что касается старших классов, то здесь она сочетается с теоретическими положениями.

Но наряду с положительным воздействием принцип наглядности может нести и отрицательную информацию. Чтобы этого не происходило, нельзя слишком увлекаться наглядностью, так как она затрудняет формирование понятий и отвлекает учащихся от признаков наблюдаемых предметов. Необходимо помнить, что наглядность – это не цель, а средство обучения.

Существует несколько видов наглядности:

натуральная, или естественная, – это реальные предметы или процессы, с которыми школьников знакомят как в классе, так и вне школы;

изобразительная наглядность представляет собой чертежи, схемы, рисунки, картины, графики и т. п.;

объемная наглядность – геометрические фигуры и тела;

условная, или символическая, наглядность – представляет собой различные карты, глобус и др.

Иногда некоторые дидакты выделяют еще один вид наглядности – звуконаглядные средства (звукозаписывающие и звуковоспроизводящие приборы). Существует еще словесная наглядность – использование в качестве обучающего средства художественных слов.

Принцип наглядности дает возможность школьникам приобретать знания осознанно, при использовании познавательной активности.

6. Принцип доступности обучения – соответствие содержания, характера и объема учебного материала степени подготовки школьников и развития их познавательных способностей. Доступность обучения тесно связана с возрастом учащихся, но это не единственный фактор, который необходимо учитывать. К другим обстоятельствам, влияющим на доступность обучения, относят соблюдение ряда дидактических принципов: подбор учебного материала, использование рациональных методов обучения, мастерство и личность самого учителя.

7. Принцип прочности знаний, умений и навыков. Этот дидактический принцип говорит о необходимости стремиться к прочности усваиваемых знаний. Более того, они должны воспроизводиться и применяться в разнообразных ситуациях. Такие знания и умения требуются для продолжения дальнейшего образования, для формирования научного мировоззрения, подготовки к практической деятельности и т. п.

От того, насколько точно будут соблюдаться принципы, зависит уровень усвояемости материала и объем полученных знаний.

Дидактика представляет собой элемент педагогики, который занимается разработкой проблемы образования и обучения.

Понятие дидактики

Что же такое дидактика? Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос. Впервые данный термин был применен в работах немецкого педагога Ратке, и в их контексте он обозначал искусство обучения.
Коменский присуждал дидактике звание универсального искусства обучения всех и каждого чему угодно. В начале 19 века Гербарт определил дидактику как непротиворечивую и целостную теорию воспитывающего обучения.

В наше время дидактика в педагогике — это понятие, которое определяется в качестве значительнейшей части научного знания, которая базируется на изучении и исследовании проблем обучения и образования. Дидактику одинаково справедливо можно называть как теоретической, так и прикладной наукой, которая изучает существующие процессы обучения.

Знания, приобретенные как продукт дидактических исследований, позволяют преобразовать содержание образования согласно претерпевающим изменения целям, находить принципы, а также методы и средства обучения, придумывать и претворять в жизнь ранее не использовавшиеся образовательные технологии. Дидактика обладает своими понятиями. Главные категории дидактики формируют следующий список: преподавание, обучение, образование, учение, знания, навыки, умения, а также цели, содержание, виды, формы, организация, результаты обучения, средства, методы.

Принципы дидактики

Дидактические принципы — это фундаментальные положения, в соответствии с его общим целям и закономерностям определяющие программу, методы и организационные типы учебного процесса.

Фактически, принципы обучения в педагогике — это понятия, которые характеризуют основные пути применения закономерностей согласно обозначенным целям.

Дидактические принципы обучения в педагогике являются основными требованиями к организации учебного процесса с практической точки зрения.

Принцип возложения задачи достижения целей и урегулирования проблем воспитания, образования, а также роста общего развития учеников на обучение

Данный принцип исходит из того, что обучение обуславливается потребностями общества во всестороннем развитии личности. Исключительно гармонично развитая личность имеет возможность успешно принимать участие в общественной жизни. Практическая реализация приведенного принципа происходит с помощью комплексного планирования урока, что способствует решению более широкого спектра задач, благодаря этому интенсифицирует учебный процесс, повышая его эффективность. Следование данному принципу положительно влияет на рост значения целеполагания в процессе обучения, а также формирует его целенаправленность.

Принцип научности обучения

Приведенный принцип основывается на зависимости содержания науки от учебных предметов. Для его соблюдения необходимо наполнение содержания обучения объективными научными фактами, законами, понятиями, теориями соответствующих областей науки. Также требуется, чтобы им раскрывались достижения современности и потенциальные результаты и пути роста науки. Принцип научности осуществляется первым делом в процессе производства учебных пособий и программ, которые должны совмещать современные, классические и потенциально полезные научные положения.

Наряду с этим требуется принимать во внимание отличительные черты возрастов учащихся и время, предназначенное для освоение какой-либо конкретной дисциплины. Наполнение программ обучения должно включать в себя исключительно научные основы, также нежелательно добавлять в их состав различные спорные вопросы. Согласно принципу научности в ходе процесса обучения у учащихся должно быть сформировано диалектико-материалистический образ мыслей.

Принцип связи обучения с жизнью

В поставленных научно-техническим прогрессом условиях наука постепенно начинает использоваться в качестве производственной силы. Школьное образование должно предоставлять обучающимся не только само рассмотрение научных решений и проблем, но и раскрытие вариантов их использования в самых различных областях человеческой жизни, в качестве примера сфер применения можно привести промышленность, сельское хозяйство и общественную жизнь. Осуществление данного принципа в педагогике помогает учащимся проще воспринимать концепцию о связи науки с практикой.

Принцип последовательности и систематичности

Принцип последовательности и систематичности в обучении ставит следующие условия: получаемые навыки, знания или умения должны образовываться согласно определенной системе, подчиняясь некоторому принятому порядку, при котором все элементы обучения последовательно опираются друг на друга и являются логически связанными между собой. Павлов, считающий физиологически закономерными в области педагогики последовательность и постепенность различных типов тренировок, всегда акцентировал внимание на важности и эффективности приведенного принципа. Именно систематичность процесса обучения позволяют в относительно сжатые сроки получить максимальный результат в обучении. Определенная системность в процессе приобретения и усвоения некоторого массива новой информации требует выделения и акцентирования внимания на присутствующих в выбранном для изучения материале ключевых понятиях, нахождение их причинных и функциональных связей с иными понятиями, определения их зарождения и последующего процесса развития. В процессе обучения также довольно важную роль играет указание межпредметных связей. Необходимо осуществить применение базирующегося на последовательности системного подхода не только в работе педагогов, но также и осуществляемой их подопечными деятельности.

Принцип доступности

Принцип доступности обладает стоящей в самой основе его понятия необходимостью в построении процесса обучения с учетом действительных способностей учащихся и в исключении отрицательно влияющих на его работу перегрузок морального, физического типов. Чересчур тяжелое для усвоения наполнение программы провоцирует упадок мотивации, а также может стать причиной снижения прилагаемых обучающимися волевых усилий и их общей работоспособности. Задача педагога заключается в определении необходимой для эффективного обучения сложности. Не стоит забывать, что излишнее упрощение процесса также обладает своим отрицательным влиянием, а конкретно приводит к падению интереса к учению. Для обретения максимальной эффективности программа должна сохранять свою доступность, но при этом оставаться требовательной к прикладываемым усилиям, чтобы приводить к личностному росту.

Принцип активности учащихся в обучении

В педагогике активность — это понятие, обозначающее стремление учащегося к самостоятельному к получению навыков и знаний.

В процессе обучения является крайне важным условие согласованной работы учения и преподавания. Желаемый результат достигается лишь в том случае, если оба приведенных элемента функционируют в тесной взаимосвязи. Данный принцип характеризует активность учащегося в его обучении в качестве субъекта процесса. Направление деятельности учащихся должно заключаться в самостоятельном поиске нужных знаний. Весь процесс обучения должно быть также и сознательным. В случае, если ученики будут получать и усваивать знания сознательно, то они получат возможность преобразоваться в устойчивые убеждения, а также пресечется формирование формализма. Чтобы успешно осуществить данный принцип, необходимо максимально часто применять в обучении беседы и в их ходе создавать различные проблемные ситуации, провоцировать мыслительную деятельность обучающихся, заключающуюся в аргументации своего мнения.

Принцип наглядности обучения

Наглядность в дидактике заключается не только в зрительном восприятии, но также и в восприятии с помощью моторных и тактильных ощущений. Наглядность обучения достигается благодаря использованию самых разных иллюстраций, лабораторно-практических работ, демонстраций. В процессе осуществления данного принципа одновременно необходимо совершенствовать как наглядно-образное мышление, так и абстрактно-логическое.

Принцип сочетания различных типов обучения в зависимости от наполнения программы и задач

В ходе процесса обучения находят свое применение разные способы обучения из следующего списка:

  • наглядные,
  • практические,
  • словесные,
  • репродуктивные,
  • поисковые,
  • методы мотивации и стимулирования учебной деятельности.

Не менее разнообразен и перечень средств обучения. Педагог должен уметь выбрать максимально действенную комбинацию методов и средств обучения. Дидактика выразила соответствующую связь методов и наполнения с целями обучения. Если выбор окажется подходящим для решения поставленных целей и берет в учет особенности содержания и настоящие способности обучающихся, то при определенных условиях эффективность процесса обучения будет наивысшей из возможных.

Принцип сочетания различных типов организации обучения в зависимости от методов, целей и наполнения обучения

В условиях дидактики действующие методы организации обучения делятся на урочные и внеурочные. В пределах подобных уроков применяются индивидуальные и групповые методы организации обучения. Уровень эффективности тесно связан с принятым методом обучения. Данная связь определяется дидактикой.

Принцип создания благоприятных для обучения условий

Уровень действенности учебного процесса обладает существенной зависимостью от присутствия четырёх главных групп условий:

  • учебно-материальных,
  • морально-психологических,
  • школьно-гигиенических,
  • эстетических.

Принцип прочности в педагогике

Данный принцип подразумевает прочность навыков учебно-познавательной деятельности, идейно-нравственных убеждений, вариантов общественно ценного поведения.

Исключительно комплекс принципов обучения обладает возможностью обеспечить успешность нахождения целей, выбор способов, наполнения, средств, форм обучения. Лишь совокупное использование дидактических принципов позволяет гарантировать успешное разрешение поставленных перед современной школой задач

Читайте также: