Творческий отчет на тему проектная деятельность в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Любовь Бочкарева 17.02.2014 27299 0 Дополнительное образование

Аннотация к материалу:

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей.
Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

Материал может быть использован учителями начальных классов и родителями, как на разных этапах урока, так и во внеурочной деятельности.

  1. Актуальность темы.
  2. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников (цель, задачи, проектная деятельность, исследовательская деятельность).
  3. Направления работы с младшими школьниками.
  4. Этапы индивидуальной и групповой работы.
  5. Методическое обоснование опыта.
  6. Результативность использования проектно-исследовательской деятельности.
  7. Заключение (факторы успешности опыта).
  8. Приложения.
  9. Список литературы

1. Актуальность темы:

Моё кредо: Дарить детям радость!
Помочь ребёнку стать творцом!

Мой принцип: Я помогу тебе это сделать самому!

  1. Организацию проектно-исследовательской деятельности.
  2. Развитие классного самоуправления.
  3. Активизацию родительской общественности.

3. Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности.

Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
Решив заняться этой проблемой, я определяю цели и задачи.
Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.
Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы, школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.
Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.


9. Список литературы.

1.В.И. Загвазянский. Как учителю провести эксперимент. –Методическое пособие. – Изд. Московское Общество России, 2008
2. А.И.Савенков. Исследования на дому. Методические рекомендации//исследовательская работа школьников//, 2002
3. Е.И. Белова. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Флинт, 2008
4. И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009
5. В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.

2 ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС использование технологии проектно- исследовательской деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков; внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся; повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий; разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов. использование технологии проектно- исследовательской деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков; внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся; повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий; разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов. ЗАДАЧИЗАДАЧИ Мыслить позитивно! Действовать активно! Мыслить позитивно! Действовать активно! МОЙ ДЕВИЗ

3 РАЗДЕЛЫ I. Общие сведения II.Перечень вопросов по самобразованию. III. Предполагаемый результат. IV. Этапы. Диагностический. Прогностический. Практический. Обобщающий. Внедренческий. IV. Этапы. Диагностический. Прогностический. Практический. Обобщающий. Внедренческий. V. Результативность работы. VI. Заключение.

5 II. II. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: изучение психолого-педагогической литературы; разработка программно – методического обеспечения учебно- воспитательного процесса; проектная и исследовательская деятельность; анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся; продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей; планомерное и систематическое совершенствование методов учебно– воспитательного процесса.

6 III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации; повышение качества преподаваемых предметов; участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов; умение оказать практическую помощь коллегам. Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах. Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

10 ОБОБЩАЮЩИЙ. Подведение итогов. Оформление результатов работы. Участие в работе городского МО учителей начальных классов и в проведении городских семинаров. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Ведение персонального сайта Участие в работе школьного сайта (периодическое обновление персональной страницы). Открытые уроки на школьном и районном уровне. Консультативная помощь учителям и учащимся. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Оформление результатов работы.

14 Организация проектно- исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования и желания.

15 Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.

16 Немалую роль играет факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Исследовательскую активность надо стимулировать. Поддерживать любознательность ребёнка и оказывать ему помощь.

17 При организации проектно-исследовательской работы с учащимися, учителю необходимо соблюдать требования: положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом; предоставление права на свободу выбора; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических особенностей детей.

18 Задачи: формировать систему научных взглядов учащихся; развивать интерес к исследованию окружающей естественной и социальной среды; знакомить с современными методами научно- исследовательской работы; создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся; участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, города, конкурсах, олимпиадах, конференциях; научить детей работать с научной литературой.

20 Благотворными плюсами проектно- исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга.

21 VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Раскрыть ожидаемые результаты своей деятельности.

22 10 заповедей творческой личности, выведенные Полем Вайнцвайгом : Будь хозяином своей судьбы. / Достигни успеха в том, что ты любишь. / Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. / Строй свои взаимоотношения с людьми на доверии. / Развивай свои творческие способности. / Культивируй в себе смелость. / Заботься о своем здоровье. / Не теряй веру в себя. / Старайся мыслить позитивно. / Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением. 10 заповедей творческой личности, выведенные Полем Вайнцвайгом : Будь хозяином своей судьбы. / Достигни успеха в том, что ты любишь. / Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. / Строй свои взаимоотношения с людьми на доверии. / Развивай свои творческие способности. / Культивируй в себе смелость. / Заботься о своем здоровье. / Не теряй веру в себя. / Старайся мыслить позитивно. / Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

23 Формулу успеха знают многие, дело за малым - познать сам успех. В.И. Лизинский

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Проектная деятельность рассматривается как урочная и внеурочная форма работы. Создание проектов на уроках предусмотрено ФГОС. Внеурочная форма работы основана на интересах детей и их самостоятельной деятельности.

Темы проектов могут быть самыми разнообразными. Главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию и способствует успешному обучению.

Типы проектов характеризуются: ● по доминирующему методу; ● по характеру содержания; ● по характеру участия ребёнка в проекте; ● по характеру контактов; ● по количеству участников; ● по продолжению;

Цели и задачи проектной деятельности Обучающие: ● формирование навыков монологической и диалогической речи по теме; ● знакомство с различными методами сбора информации; ● освоение лексики по теме; Развивающие: ● расширение кругозора учащихся в различных областях науки; ● развитие навыков общения; Воспитывающие: ● сплочение коллектива; ● воспитание патриотизма и любви к Родине;

Этапы работы над проектом: Погружение в проект. Планирование деятельности. Осуществление деятельности по решению проблемы. Оформление результатов. Презентация результатов. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Результаты проектной деятельности: ● Развивает творческие и исследовательские способности учащихся; ● Воспитывает у учащихся чувство ответственности, самоорганизованности; ● Развивает речь, фантазию, чувства прекрасного, вкуса; ● Содействует сплочению дружного коллектива;

Казалось бы, что собрать информацию о своей деревне – дело простое. Но, оказалось, это большой и кропотливый труд. Мы поделили обязанности и взялись за работу. Казалось бы, что собрать информацию о своей деревне – дело простое. Но, оказалось, это большой и кропотливый труд. Мы поделили обязанности и взялись за работу.

В каждом селе есть люди, которые прославили свою Родину. Мы тоже нашли таких людей. Это – Егор Ефимович Уляшев, Евгений Егорович Уляшев (писатель и поэт), Борис Васильевич Уляшев. В каждом селе есть люди, которые прославили свою Родину. Мы тоже нашли таких людей. Это – Егор Ефимович Уляшев, Евгений Егорович Уляшев (писатель и поэт), Борис Васильевич Уляшев.

Здесь мы собирали информацию из рассказов старожилов, из газетных вырезок, воспоминаний бывших учителей. Получился весомый фотоальбом. Здесь мы собирали информацию из рассказов старожилов, из газетных вырезок, воспоминаний бывших учителей. Получился весомый фотоальбом.

Мы наблюдали за природой летом, осенью, зимой, весной, фотографировали, научились выполнять фотоколлажи. Мы наблюдали за природой летом, осенью, зимой, весной, фотографировали, научились выполнять фотоколлажи.

Было очень любопытно узнать, как жили в старые времена наши бабушки и дедушки. Для этого проделали большую работу и не зря! Было очень любопытно узнать, как жили в старые времена наши бабушки и дедушки. Для этого проделали большую работу и не зря!



Автор:Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.
Описание материала: С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Предлагаю Вашему вниманию статью о достигнутых результатах проектной деятельности в начальной школе. Думаю, что данный материал будет полезен не только учителям начальных классов, но и другим педагогам, в качестве консультационного материала по использованию проектной деятельности в своей работе.
Цель: Передача опыта.
Задачи:

- донести работу по проектной деятельности на практике;
- вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию проекта и исследовательской работы;
- призвать к активному применению в образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных образовательных технологий.







В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. Отличные продукты проектной деятельности появляются на свет!







Читайте также: