Педагогические конфликты в высшей школе

Обновлено: 05.07.2024

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.

Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования н воспитания школьников.

Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов повеления, необходимых для успешной работы учителя:

  • в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы:
  • не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;
  • одинаковое, справедливое отношениеко всем ученикам:
  • вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания:
  • не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня:
  • учить школьников умению учиться:
  • в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.

Это такие виды конфликтов:

  • студент — студент,
  • студент — преподаватель,
  • преподаватель — преподаватель,
  • преподаватель — руководство.

1 В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивациюих повеления большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень “Я — концепции” студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений.

2 Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов — неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку “отлично”, они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке — поставить “хорошо” или “удовлетворительно” студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в “зачетке”. При преобладании “удовлетворительных” оценок вопрос решается в пользу оценки “удовлетворительно”, “отлично” такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ.

Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаше студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением.

3 Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели высшей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие — могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу (это различного рода дежурства, присутственные дни и т.п.).




Межличностные конфликты между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распределения нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распределение всегда провоцирует конфликты.

Межличностные столкновения могут возникать между преподавателями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафедры (разного рода чаепития по случаю праздников, дней рождения и т.п.). Стычки возникают при сборе средств на эти мероприятия.

Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент — студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель — студент принимает более сложные формы. Основная роль в их предупреждении и разрешении выпадает на преподавателя, который может использовать для этого некоторые неизбежные в этих случаях методики и требования:

  • при отчете студента необходимо психологически расположитьего к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации:
  • в случае неудовлетворительногоответа взаимодействие студент — преподаватель должно заканчиваться осознанием студентом того, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы:
  • ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента:
  • владение собой и своими эмоциями в любой ситуации:
  • все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных ситуаций считать своим собственным просчетом.

Предупреждение конфликтных ситуаций, стычек при взаимодействии преподаватель — преподаватель, преподаватель — руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:

  • компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием;
  • высокого уровня личностного развития каждого преподавателя;
  • предоставления возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы;
  • равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;
  • постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучаемыми;
  • оправданного и одобренного учебной группой введения новаций;
  • культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взаимодействия руководителем и лидерами.

Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.

Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования н воспитания школьников.

Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов повеления, необходимых для успешной работы учителя:

  • в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы:
  • не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;
  • одинаковое, справедливое отношениеко всем ученикам:
  • вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания:
  • не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня:
  • учить школьников умению учиться:
  • в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.

Это такие виды конфликтов:

  • студент — студент,
  • студент — преподаватель,
  • преподаватель — преподаватель,
  • преподаватель — руководство.

1 В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивациюих повеления большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень “Я — концепции” студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений.

2 Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов — неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку “отлично”, они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке — поставить “хорошо” или “удовлетворительно” студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в “зачетке”. При преобладании “удовлетворительных” оценок вопрос решается в пользу оценки “удовлетворительно”, “отлично” такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ.

Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаше студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением.

3 Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели высшей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие — могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу (это различного рода дежурства, присутственные дни и т.п.).

Межличностные конфликты между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распределения нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распределение всегда провоцирует конфликты.

Межличностные столкновения могут возникать между преподавателями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафедры (разного рода чаепития по случаю праздников, дней рождения и т.п.). Стычки возникают при сборе средств на эти мероприятия.

Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент — студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель — студент принимает более сложные формы. Основная роль в их предупреждении и разрешении выпадает на преподавателя, который может использовать для этого некоторые неизбежные в этих случаях методики и требования:

  • при отчете студента необходимо психологически расположитьего к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации:
  • в случае неудовлетворительногоответа взаимодействие студент — преподаватель должно заканчиваться осознанием студентом того, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы:
  • ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента:
  • владение собой и своими эмоциями в любой ситуации:
  • все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных ситуаций считать своим собственным просчетом.

Предупреждение конфликтных ситуаций, стычек при взаимодействии преподаватель — преподаватель, преподаватель — руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:

Конфликты между преподавателями и студентами: примеры и пути решения

Если знаешь, как и о чем написать курсовую работу – это не гарантия успешной сдачи. Всегда нужно помнить о человеческом факторе, который испортил жизнь не одному студенту.

О чем речь? О том, что делать, если есть проблемы/недопонимание с руководителем курсовой.

Когда и почему такое происходит? Что делать, если есть конфликт с преподавателем? Как выти из конфликта с преподавателем в вузе победителем? Если не нашли этой информации на нашем телеграм-канале, обязательно прочитайте эту статью. В ней мы обо всем расскажем по порядку.

Почему происходит конфликт

Конфликты между преподавателями и студентами существовали во все времена. С одной стороны, взаимоотношения между ними играют важную роль в педагогическом процессе. С другой, если отношения не заладились с первого дня, они мало кому принесут радость.

Почему вообще происходит так, что преподаватель и студент конфликтуют? Вроде бы ни учитель, ни ученик изначально не идут в стены университета с целью нажить себе врага. Так как же тогда происходит столкновение?

Процесс обучения – это передача информации, определенных жизненных установок, ценностей одного субъекта другому.

Первая причина конфликтов заключается в том, что студент изначально является заказчиком услуг. Принимая знания со стороны, он будет оценивать их с позиции достоверности.

Вторая причина – в статусе преподавателя. В университетской среде авторитет учителя очень высок, однако снижение престижа профессии диктует свои условия: некоторые студенты позволяют себе смотреть на преподавателя свысока не имея для этого никаких веских причин.


Ну вот возник конфликт, и преподаватель никак не хочет идти навстречу, чтобы решить ситуацию, да еще и в пользу студента. Что делать? Как выйти из положения, чтобы не было проблем на будущих экзаменах?

Есть пара способов, которыми мы с вами спешим поделиться. Но для этого важно понять, с кем имеешь дело.

Сразу оговоримся, здесь вы не найдете никакой противозаконной информации – все только в рамках приличного. Всегда думайте, прежде чем что-то сделать.

Типы преподавателей и способы решения конфликтов

Чтобы понять, как воевать с врагом, нужно тщательно его изучить. Итак, есть разные типы преподов. Исходя из этого следует выбирать и определенную стратегию поведения с ними.

Препод справедливый

Не обманывайтесь, если он пошутил разок-другой на лекции. Обычно чувство юмора у него отсутствует.

Во время консультаций или на защите курсовой будет оценивать не только знание предмета, но и креативную сторону личности студента.

Метод борьбы:

Списывать или ходить к нему на экзамены с наушником не рекомендуется. Если поймает, а он поймает, будет плохо и больно. Единственно возможный метод борьбы – выучить все досконально и доработать курсовую до блеска.

Препод кровососущий


Обычно представители этого вида – женщины, а это уже само по себе опасно. Любая маленькая проблема в личной или профессиональной жизни, как она тут же начнет срываться на бедном студенте, который только пытается сделать курсовую или диплом.

Метод борьбы:

Делайте всё по конспекту, потому что он – эталон того, как надо. Более того, изучите написанное вдоль и поперек, чтобы на консультациях блеснуть знаниями и дать понять, что вы учили.

Препод депрессивный

С этим представителем проблем как раз не будет. Он не только даст хорошую тему для написания курсовой, но, скорее всего, ее за вас и напишет, отредактирует, похвалит и почти что сдаст.

Тихий и спокойный. Даже если вы не посещали 99% его семинаров и лекций, подшучивали над ним, сдать можно будет с 20%-ым знанием предмета без шпаргалок и бомб с первого раза.

Методы борьбы:

Никаких методов, никакой борьбы. Он сам будет искать повод помириться вами и не допустить конфликтной ситуации.

Препод принципиальный

Вот этот опасней всех, потому как ему никто и ничто не докажет ошибку. Знает свой предмет в совершенстве и будет требовать такого же идеального знания от студента.

Отправит на доработку курсовой или диплома раз 18, если не больше.

Методы борьбы:

Такой препод – настоящий спец: сообразительный, собранный, уверенный в себе. И бороться с ним сможет только такой же.

Хотите одержать победу в этом матче? Докажите ему, что вы ничего из себя не представляете: не умник и не тупой, не активист и не тюфяк, не ботаник и не прогульщик. В идеале вы должны быть обычным середнячком, который добивается только одного – сдать экзамен и жить дальше.

Препод зеленый

Молодые практиканты или аспиранты чаще всего не доставляют опытным студентам проблем. Для защиты вашей курсовой они сделают даже больше, чем вы сами: найдут за вас весь материал, нормы по оформлению, переделают и назначат еще 24 дополнительных консультации (ну, чтобы наверняка).

Методы борьбы:

С такими чаще всего не возникает проблем.

Препод подлый


С этим типом проблем будет предостаточно. Его терпения и сил хватит, чтобы устроить подлянку 90% студентов. Он будет отправлять на доработку курсовой вплоть до последнего дня, затягивая все сроки и срывая нервы молодняку. И ему даже не лень потратить на это весь свой летний отпуск.

Методы борьбы:

Будьте готовы к каверзным вопросам во время сдачи. Даже если это не в его интересах, он попытается вас завалить. Просто потому что может. Самый лучший способ борьбы с ним – сразу делать курсовую идеально, чтобы дать ему как можно меньше поводов.

Еще пара способов постоять за себя

Если знание типа преподавателя и перечисленные способы не помогли, есть пара способов, которые никак не помогут в неприятной ситуации. Они нужны только для улучшения самочувствия уязвленного студента.

Например, можно дать объявление в интернете/газете. Это не очень красивый способ, и мы даже не уверены, что он на все сто законный. Однако он поможет обиженному почувствовать себя немного лучше.

Попробуйте отыскать адрес и телефон обидчика. На найденную информацию подайте объявление на форумах или досках объявления о продаже Nokia последней модели по суперпривлекательной цене. Кому-то придется помучиться с ответом на звонки, пока объявление не устареет. Правда, так обидчик вряд ли поймет, что он сделал не так.

А вот поминальные венки, гробы, слежку – не надо! Мало того, что это неэтично. Если окажется, что у учителя плохо работает сердце, результат может быть очень плачевным.

Знаете электронный адрес преподавателя? Отлично! Можно организовать хорошо продуманную рассылку спама, который заставит его задуматься о своем поведении. Важно: тема каждого последующего письма должна быть связана логически с предыдущим.
Например, вот такую цепочку писем можно составить, чтобы горе-препод задумался о плохом поведении:
"Не обижайте студентов с татарскими фамилиями"
"Осторожно: обиженный студент может наделать глупостей"
"Испортить жизнь молодому поколению или помочь?"
"Говорят, что старшее поколение – мудрее. Так ли это?"
"Если довести студента до ручки, он может начать искать прощения по адресу: ул. Барано-Козлиновская 17 " (где адрес, конечно же, самого преподавателя).
Стоит жертве увидеть свой адрес, как вся смелость и упрямство куда-то деваются. Скорее всего, войне настанет конец. Но с темой лучше не переборщить: никаких угроз, обид, оскорблений!

Самая приятная месть – заработать на курсовых

Лучший способ борьбы с любыми типами научных руководителей – выполнить курсовую так, чтобы к ней невозможно было придраться. А сделать это можно, только если у вас богатый опыт.

Мы предлагаем беспрецедентный способ выиграть войну, еще не начиная ее: начать писать курсовые чуть ли не с первого курса для других.

Если вы решите заработать на написании курсовых работ, у вас появляется разу несколько преимуществ:

  • ощутимая прибавка к стипендии (если она есть);
  • наработка опыта для собственной курсовой;
  • получение углубленных знаний по теме;
  • подработка в удобное время (курсовые пишут по собственному графику).

Собственно, еще одна хорошая причина – насолить преподавателю. Ведь что может быть приятнее, чем ощущать себя с обидчиком на равных? Пусть он об этом не узнает (и это даже хорошо, потому что есть политика конфиденциальности, благодаря которой о вашем заработке на курсовых никому не будет известно, кроме вас!). Зато вы будете понимать, что и вы добились в своей жизни ничуть не меньше за гораздо более сжатый срок.

Просто регистрируйтесь, выполняйте заказы и получайте деньги!

Лучшая месть – забыть о мести!

Все мы мечтаем в то или иной мере расквитаться с обидчиком. Но принесет ли это удовлетворение?

Но вот исследования, проведенные учеными Кевином Карлсмитом, Тимоти Уилсоном и Дэниелом Гилбертом, показывают: люди очень редко способны предугадать, какие чувства принесет им свершившаяся месть. То есть, предполагая, что им станет хорошо и спокойно, когда удастся отомстить, люди чаще всего ошибаются.

Далее последовала серия опытов, когда людям давали возможность отыграться на обидчике. И когда ученые после эксперимента проводили опросы по поводу состояния участников, оказалось: те, кто наказывал врага, чувствовали себя намного хуже, чем представляли в мыслях.

Так что лучший способ расквитаться – забыть и избегать обидчика. Если не идти на конфликт, вы покажете нерадивому, что не желаете продолжения конфликтной ситуации, тем самым проявляя мудрость и смирение. Это заставит учителя попридержать коней и остепениться (скорее всего).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

По дисциплине: Психология высшей школы

Глава 1. Виды конфликтов……. …………………………………………….3

Глава 3. Управление и пути разрешения конфликтов………………..…. 6

Список использованной литературы………………………………………10

Общение с другими людьми – неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. Самое хорошее в нашей жизни связано с общением. А самое неприятное? Тоже с общением, со взаимоотношениями дома и на работе. Размышляя о том, что мешает нормальному общению, взаимодействию мы чаще всего вспоминаем о конфликтах и о том, что с ними связано отсутствие взаимопонимания, угрозы, враждебность, обиды, попытки доказать свою правоту. Мы привыкли относиться к конфликтам как к явлению только негативному. Нам хочется их избежать. Но можно ли прожить без конфликтов? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, прежде всего, определить что такое конфликт, прийти к согласию относительно значения этого слова.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Актуальность данной темы заключается в том, что в обществе до сих пор не развита культура разрешения конфликтов, в том числе, и в сфере высшего образования. Преподаватели, на которых ложится основная ответственность за разрешение педагогических конфликтов, часто действуют интуитивно или в соответствии с многолетними традициями, основанными обычно на силовых, неконструктивных методах решения спорных вопросов. В результате предпринятые репрессивные меры, уход от конфликта, откладывание решения и т.п. оказываются неэффективными, не устраняют причин, инициирующих конфликт, и, следовательно, не разрешают его.

Глава 1. Виды конфликтов.

В соответствии с данным определением выделяют четыре вида конфликтов:

- внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

- межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

- личностно-групповой - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Большинство конфликтов по своей природе субъективны, и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин:

- недостаточно хорошее знание человека;

- неправильное понимание его намерений;

- неверное представление о том, что он на самом деле думает;

- ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;

- неточная оценка отношения данного человека к другому.

С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при этом ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения.

Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым - переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности.

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.

Современная ситуация, сложившаяся в высшей школе, требует от преподавателя конкретных действий по предотвращению и конструктивному разрешению различных конфликтов, особенно конфликтов между педагогом и студентами как наиболее опасных, способных на длительный срок дезорганизовать нормальный ход учебно-воспитательного процесса.

Иногда студенты в случаях неадекватной оценки их знаний конфликтуют в открытой форме, но чаще студент носит в себе скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверие, ненависть те, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми он делится со своим окружения.

Конфликты на уровне преподаватель - студент имеют сложные формы. Основная роль в их предупреждении и решении выпадает на преподавателя, который может использовать для этого некоторые необходимые в этих случаях методики и требования:

- при отчете студента необходимо психологически настроить его до максимально возможной плодотворной ответа, исключить возникновение стрессовой ситуации;

- в случае неудовлетворительного ответа взаимодействие студент - преподаватель должно заканчиваться осознанием студентом того, что речь идет не о том, что его ответ не удовлетворяет лично преподавателя, а о том, что она не соответствует требованиям программы

- в какой форме и по одному поводу нельзя допустить образы студента;

- преподаватель должен владеть собой и своими эмоциями в любой ситуации;

- все неудачи во взаимоотношениях со студентами и в создании конфликтных ситуаций преподаватель должен считать своим собственным просчетом

Глава 3. Управление и пути разрешения конфликтов.

Для управления конфликтом, необходимо в первую очередь уметь его анализировать, т.е. определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших. В большинстве случаев проведение диагностики предполагает определение:

- биографии конфликта, т.е. его история, фон, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии;

- участников конфликтного взаимодействия: личностей, группы, подразделений;

- позиций и отношений сторон, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, личных отношений;

- исходных отношений к конфликту - хотят и могут ли стороны сами решить конфликт, каковы их надежды, ожидания, установки, условия, либо конфликт спровоцирован специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности.

Прояснение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон может послужить основой выработки дальнейшего решения.

Невольное или сознательное нарушение взаимодействия хотя бы одним из участников образовательного процесса (преподавателем, студентом, коллективом) приводит к возникновению конфликтных ситуаций и, как правило, деформирует развитие личности.

Социальная психология учит: прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему он поступает так, а не иначе (его мотивы).

Целесообразно далее побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое, непредвзятое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации. Это требует индивидуальной работы с каждым из участников конфликтной ситуации, взаимного положительного психологического настроя, рассчитанного на то, чтобы снять возникшее противостояние. Иногда приходится прибегать к тому, чтобы конфликтующие люди длительное время не контактировали друг с другом. К такой мере обращаются в тех случаях, когда конфликт порожден какими-либо трудноустранимыми объективными причинами, не зависящими от окружающих.

Очень важно прилагать максимальные усилия для предупреждения конфликтов, что в свою очередь зависит от многих факторов, в том числе и от:

- компетенции руководителя и его искусства управления научно-педагогическим коллективом подчиненных;

- уровня личностного развития каждого преподавателя;

- предоставление возможностей для реализации творческого потенциала каждого научно-педагогического сотрудника;

- равномерного распределения рабочей нагрузки среди всех преподавателей;

- постоянного совершенствования методики обучения и оправданных и одобренных кафедрой (деканатом) введенных новаций;

- культивирование на кафедре доброжелательных взаимоотношений и сотрудничества между руководителем и педагогами

Руководитель и педагог (доцент, профессор), которые не избегают конфликтов, а стремятся их решить, приобретают бесценный личного опыта управления конфликтами. К ним приходит понимание мотивов поведения п педагогов и студентов, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает ему реальную возможность направлять энергию конфликтов в кафедральных и студенческих коллективах на совершенствование учебно-воспитательного процесса, формирования личности студентов.

Конечно, конфликты в педагогическом процессе неизбежны случайно профессия научно-педагогического сотрудника признается одной из самых тяжелых по своей психофизиологической напряженности и находится на одном уровне по указанным показателям с напряженностью труда летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике высшей школы является вопрос конструктивного решения конфликтов.

Подводя итог, можно сказать, что преподавание – это, прежде всего, общение, общение доставляющее радость и раскрывающее полноту жизни. Но, как и все в этом мире, общение имеет и другую сторону. Отсутствие взаимопонимания, враждебность, обиды, угрозы – вот что мы обычно вспоминаем о том, что мешает нормальному общению, то есть о конфликтах. Не зная как поступить в конфликтной ситуации, преподаватель может совершить непоправимые ошибки, которые приведут к плачевным последствиям. Чтобы этого избежать, преподавателю высшей школы необходимы знания о педагогических конфликтах и их особенностях, а также умения ими пользоваться. Тогда педагог будет способен предугадать, предотвратить конфликт или сделать его протекание наиболее конструктивным, ведь от благоприятного разрешения конфликтов зависит эффективность обучения студентов.

  • Введение
  • 1. Урегулирование конфликтов в деятельности коллектива Вуза как педагогическая проблема
  • 1.1 Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание
  • 1.2 Типы конфликтов и способы их протекания
  • 2. Пути и способы урегулирования социально-педагогических конфликтов в вузе
  • 2.1 Диагностика и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта
  • 2.2 Методы управления конфликтами, их краткая характеристика
  • 3. Исследование основных направлений урегулирования социально-педагогических конфликтов в филиалах Вузов
  • 3.1 Исследование мотивов учебной деятельности студентов как способ урегулирования социально-педагогического конфликта
  • 3.2 Обоснование исследования основных потребностей обучения и мотивов поведения студентов в социально-педагогических конфликтах в филиалах Вузов
  • 3.3 Интерпретация и анализ анкетирования мотивов учебной деятельности студентов филиалов Вузов
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение
  • Введение
  • Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной жизни.

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

. заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты 13. Объективен и справедлив 14. Располагает к себе манерой поведения и внешним . к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Межличностный конфликт как социально-психологический феномен

. участники) конфликта, конфликтная ситу­ация, инцидент. Объект конфликта представляет собой конкретные причи­ны, движущие силы конфликта. Точное знание объекта по­зволяет прогнозировать поведение участников конфликта. Объект конфликта . частный случай субъектами конфликта могут выступать организации(фирмы). Наличие объекта и участников конфликта создает конфликтную ситуацию. Участники конф­ликта .

Педагогические условия формирования коммуникативных способностей .

. студентов педагогических специальностей, является актуальным вопросом. Это подтверждается в ходе исследований, в беседах с бывшими выпускниками педагогических вузов, со студентами и специалистами, работающими в сфере педагогической деятельности. . характеристик человека, а также ее операционно-технические и социально - перецептивные знания и умения, обеспечивающие нормальную .

Внутриорганизационные конфликты виды, участники, причины, способы разрешения

. ДМО 61 Приложение 3.Тестовый материал экспресс-диагностики устойчивости к конфликтам 67 Приложение 4. Стратегии поведения в конфликтной ситуации среди испытуемых 68 Приложение . конфликтов 2. Выявить причины организационных конфликтов 3. Изучить управление конфликтами 4. Проанализировать внутриорганизационные конфликты в трудовом коллективе 5. Дать рекомендации руководителям организации Методы .

Семейные конфликты и их решения в семьях

. постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта. Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Конфликты социально обусловлены и опосредствованы .

Глава 1. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА .

. КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Сущность и соотношение понятий конфликт, семейный конфликт, супружеский конфликт, конфликтная семья Семейные конфликты . усилиям со стороны ее членов. Участники семейных конфликтов часто не являются противо­ . ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства .

Инновационная деятельность преподавателя высшего учебного заведения

Исходная статистическая совокупность называется генеральной, отобранные единицы образуют выборочную совокупность. Числен-ность единиц генеральной совокупности обозначается N (650 чел.), объем выбо-рочной совокупности n = 50 чел. Соотношение объемов выборки и генеральной совокупности, вы-раженное в процентах, называется процентом выборки: [(n/N) * 100] = 0,0769 *100 = 7,7% [12]. На процессы мотивации студентов влияют две категории факторов. К первой категории мы будем относить факторы, которые определены социализацией: семьей, уровнем подготовки, престижем выбранной специальности, отношением к учебной деятельности, представлениями о профессиональном будущем (вопрос анкеты № 2, 3, 9).

К факторам второй категории будем относить: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. На эти факторы можно влиять в процессе учебной деятельности (вопрос анкеты № 5, 6, 7, 11, 12, 13).

3.3 Интерпретация и анализ анкетирования мотивов учебной деятельности студентов филиалов Вузов Объектами данного исследования стали студенты филиалов институтов и госуниверситета, представленные выборкой в 50 человек, в возрасте 17-35 лет, обучающихся на 1, 3, 5 курсах учреждений высшего профессионального образования дистанционно. Для анализа статистических данных, полученных в результате исследования, была использована методология Татаровой Г.Г. [35], Наследова А.Д. [29], Хили Дж. [41], Девятко И.Ф. [11]. По результатам анкетирования, которое проводилось со студентами 1, 3, 5 курсов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся в филиалах и дистанционно, было выявлено, что: А) Для студентов ведущими факторами мотивации и возможных конфликтов являются: 1) соответствие преподавания профессиональной направленности; 2) условия учебной деятельности; 3) межличностные отношения с преподавателями; 4) качество преподавания. Б) Среди факторов второго уровня значимости студенты выделили: 1) межличностные отношения со студентами; 2) учебный процесс. Распределение факторов по институтам представлено в Табл. 1. и на Рис.2 Таблица 1 — Распределение факторов, влияющих на мотивацию по филиалам

Читайте также: