Почему оперу не признавала церковь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Далее идёт типичная бестолковая реплика, подаваемая с умным видом и состоящая всецело из общих слов, цель которой показать сказавшего её человеком, понимающим всю сложность искусства, а оппонентов выставить невежественными людьми:

И это не всё, далеко не всё, что можно вспомнить!

Согласно мюзиклу, это Господь с учениками. Кадр из киноверсии 1973 года

[1] Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Святое Евангелие. М.: Издательство Летопись, 2015. С. 469.

В следующих статьях будет профессиональный разбор стереотипов о музыкальном величии рок-музыки , а также обзор антихристианских фэнтезийных произведений писателя Ника Перумова. Чтобы своевременно узнавать о новых публикациях, рекомендуем подписаться на обновления сайта по почте или RSS.

Учредитель — Централизованная православная религиозная организация Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71197 от 27 сентября 2017 г. (Роскомнадзор)

Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна.

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт "Православие и современность".

Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

©2004—2022 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии - Все права защищены

Ещё в первые месяцы после премьеры рок-опера возглавила крупнейшие американские и английские хит-парады (Billboard 200, UK Singles Chart), а впоследствии была признана ярчайшим явлением музыкального театра второй половины XX века. Постановка оказала значительное влияние на развитие массовой культуры: она имеет множество интерпретаций и до сих пор не покидает театральных подмостков.

История создания постановки

Основа произведения — противостояние двух главных героев: Иисуса и Иуды, однако их конфликт отличен от евангельского. Это не борьба добра и зла, верности и предательства, праведности и преступности, а столкновение двух мыслящих людей, где у каждого своя правда. В центре сюжета: Иуда, недовольный поведением Иисуса, Мария Магдалена, влюблённая в мессию, и сам Иисус — не Сын Божий, а лидер движения flower power, человек вспыльчивый, эмоциональный, терзаемый страхами и сомнениями.

Жанровая специфика

Легендарный состав

Мало кто знает, что Уэббер и Райс приглашали уже бывшего на тот момент солиста группы The Beatles, но всё ещё культового рок-музыканта Джона Леннона для исполнения роли Иисуса. И тот даже дал согласие — при условии того, что Марией Магдалиной будет Йоко Оно. Но Йоко не согласилась, и авторам пришлось искать других исполнителей ключевых ролей. А жаль.

На роль Иисуса был приглашён Ян Гиллан — солист группы Deep Purple. Кроме того, исполнитель роли мессии пел и играл во многих других группах, в том числе в Black Sabbath, а также учился в одном классе с Питом Таунсендом, одним из основателей группы The Who. Партия Иисуса также стала одной из основных вех в карьере музыканта, однако в экранизации 1973 года её исполнил Тед Нили, так как Гиллан предъявил слишком высокие требования, связанные с плотным графиком гастролей Deep Purple.

Уэббер долгое время не мог найти достойную солистку на роль Магдалины. К счастью, однажды он случайно в ресторане услышал девушку, которая проникновенно пела под собственный гитарный аккомпанемент. Это была юная Ивон Эллиман, которая, конечно же, приняла предложение композитора за шутку, но, подумав, согласилась принять участие в записи и не пожалела. Партия Марии Магдалины сделала её знаменитой.

Роль Понтия Пилата исполнил американский актёр и певец Барри Деннен, который в начале шестидесятых ещё жил в Нью-Йорке с никому пока не известной Барброй Стрейзанд и помогал ей делать первые шаги на пути к славе. К счастью, в конце десятилетия он уехал жить в Лондон и стал частью легендарного состава рок-оперы.

Прекрасно исполнил партию Симона Зилота Джон Густафсон, который на самом деле вовсе не певец, а самый значительный ливерпульский бас-гитарист (после Пола Маккартни). Он играл во многих английских группах, в том числе в проектах Роджера Гловера и The Ian Gillan Band.

Под псевдонимом Пол Рейвен будущий звезда глэм-рока Гарри Глиттер исполнил роль одного из священников.

Экранизации

Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса две экранизации.

В 2000 году рок-опера была переснята уже на сцене австралийскими кинематографистами с новым актёрским составом и вышла на DVD под названием Jesus Christ Superstar. Millennium Version.

Позиция церкви

Любопытно, что, несмотря на то, что стиль постановки выходит далеко за пределы привычного церковного стиля и непривычен для верующих, первоначально постановка получила неожиданно положительную оценку со стороны Ватикана.

Премьера спектакля на театральной сцене в России состоялась в феврале 1990 года на сцене ДК им. Ленсовета в Санкт-Петербурге, спустя несколько месяцев аналогичная постановка была представлена московским театром им. Моссовета.

Затем последовали:

* Либретто — литературная основа большого музыкального сочинения, например оперы, балета, оперетты или мюзикла.

Комментарии (всего 92, показаны первые 3) - читать все комментарии в теме форума "Суперзвезда мессии. Почему рок-опера не оскорбляет чувства верующих?"

>Мало кто знает, что Уэббер и Райс приглашали уже бывшего на тот момент солиста группы The Beatles, но всё ещё культового рок-музыканта Джона Леннона для исполнения роли Иисуса. И тот даже дал согласие — при условии того, что Марией Магдалиной будет Йоко Оно.

Жесть. Хорошо, что этого не произошло.

>>Мало кто знает, что Уэббер и Райс приглашали
>уже бывшего на тот момент солиста группы The Beatles,
>но всё ещё культового рок-музыканта Джона Леннона
>для исполнения роли Иисуса. И тот даже дал согласие
>— при условии того, что Марией Магдалиной будет
>Йоко Оно.
>Жесть. Хорошо, что этого не произошло.

Про Йоку согласен, про Джона - думаю, было бы интересно услышать его вариант.

Ваш комментарий (если вы еще не регистрировались на Битлз.ру — зарегистрируйтесь):

11 июля 45 лет назад в Питтсбурге прошла премьера первой постановки рок-оперы Эндрю Ллойда-Уэббера "Иисус Христос — суперзвезда" на либретто Тима Райса. Все эти годы произведение регулярно подвергалось нападкам со стороны верующих. Скандальная слава преследовала первый фильм, снятый на музыку рок-оперы Норманом Джуисоном в 1973 году. Съёмки картины происходили на Святой земле, и верующих возмутило, что именно там разворачиваются вымышленные события фильма. В 2012 году православные активисты Ростова-на-Дону добились отмены показа рок-оперы. Лайф рассказывает о сюжетных решениях рок-оперы, которые больше всего оскорбляют верующих.

Фото: кадр из к иноверсии рок-оперы "Иисус Христос – Суперзвезда"

Дружище Иуда

В рок-опере роль Иуды очень велика. Он показан как самый близкий к Христу апостол, как его правая рука и более того — верный друг. Первая ария в опере отдана именно Иуде. В ней он предстаёт едва ли не святее самого папы римского — он указывает Иисусу на его ошибки и предсказывает негативный исход его миссионерской кампании в Иудее. Когда же дело доходит до предательства, выясняется, что именно Иисус толкнул Иуду на предательство: You want me to do it! // What if I just stayed here // And ruined your ambitions // Christ you deserve it!

"Ты хочешь, чтобы я тебя предал! А что, если мне остаться и разрушить твои амбиции? Ты заслуживаешь этого, Христос!"

С позиции Иуды Христос — плохой лидер, который привлекает к себе слишком много внимания и идёт на поводу у толпы. Несмотря на это, Искариот раскаивается в содеянном: Christ, I know you can't hear me, // But I only did what you wanted me to. // Christ, I'd sell out the nation, // For I have been saddled with the murder of you.

"Я знаю, что ты не можешь услышать меня, Христос, но я сделал лишь то, что ты от меня хотел. Я бы скорее продал свою страну, чем взвалил на себя твою смерть".

Отдельной строкой стоит отметить, что в постановке 2000 года режиссёров Гэйла Эдвардса и Ника Морриса отношения между Христом и Иудой пропитаны гомоэротизмом. Искариот в исполнении Джерома Прэдона кладёт руки на обнажённые плечи Христа, проникновенно заглядывает ему в глаза и с жаром целует его в Гефсиманском саду.

Тщеславный Христос

Не меньше, чем трактовкой образа Иуды, верующие возмущались тем, что сам Иисус представлен в рок-опере как тщеславный человек. На этот грех первым намекает Иисусу опять же Иуда: You've started to believe // The things they say of you. // You really do believe // This talk of God is true.

"Ты уверовал в то, что они [народ] говорят о тебе. Ты в самом деле уверовал во все эти разговоры о Боге".

Сам Христос открыто не говорит о своём величии, но в песне Hosanna он делает весьма нескромное заявление. На просьбы Каиафы заставить замолчать славящую суперзвезду толпу Христос отвечает: If every tongue were still, the noise would still continue // The rocks and stones themselves would start to sing.

Особенно ярко эта сцена решена в фильме 2000 года. Толпа несёт стоящего на плечах Христа, при этом в руках они держат плакаты с его изображением и разбрасывает аналогичные листовки.

О тщеславии Христа также упоминает Ирод: And now I understand you're God // At least, that's what you've said.

Иисус и Магдалина

После "Кода да Винчи" историей про любовь Иисуса и Магдалины уже никого не шокировать. Однако в мюзикле это тема была поднята гораздо раньше. В арии I Don't Know How to Love Him ("Я не знаю, как мне его любить") Магдалина прямым текстом признаётся Христу в любви: Yet, if he said he loved me, // I'd be lost. I'd be frightened. // I couldn't cope, just couldn't cope. // I'd turn my head. I'd back away. // I wouldn't want to know. // He scares me so. // I want him so. // I love him so.

Христос определённо выделяет Магдалину из сонма своих учеников, позволяет ей умащать его волосы миром, однако на её чувства не отвечает.

Нежелание Христа умирать

Сомнения Христа в Гефсиманском саду в рок-опере значительно преувеличены. Из его арии становится ясно, что ему совершенно не хочется приносить себя в жертву. Он вопрошает своего отца — что принесёт его смерть? В одной из строк и вовсе звучит не самая христианская идея: If I die what will be my reward?

Христос предстаёт как расчётливый PR-менеджер, который требует от Бога ясный план кампании по промотированию собственной смерти.

Бенефис Иуды

Во всей красе Иуда предстаёт в своей финальной арии. Кроме прочего, это последний номер в рок-опере и черту под историей подводит именно Иуда! Он оценивает предание о Христе с высоты времён и задаёт Спасителю целый ряд неудобных вопросов: You'd have managed better if you'd had it planned. // Why'd you choose such a backward time in such a strange land?

"Если бы ты всё спланировал, всё могло закончиться иначе. Почему ты выбрал столь странное время и место?"

Иуда отмечает, что явись Христос в наши дни, он бы смог достичь популярности у большего числа людей. Искариот откровенно стебётся, когда спрашивает, планировал ли Иисус умереть такой ужасной смертью и представлял, что она побьёт все рекорды популярности.

Кроме того, в арии содержится небольшая шпилька в адрес других религий — ислама и буддизма. Будду и пророка Мухаммеда Иуда называет "друзьями сверху" и интересуется у Христа, считает ли он их звёздами. Апофеозом можно считать строчку: Could Mohammed move a mountain, or was that just PR?

Ответить на этот вопрос могли бы в мюзикле "Пророк Мухаммед — суперзвезда". Но такой вряд ли кто-нибудь осмелится создать по понятным причинам.


Некоторые наши державные блюстители нравственности при всей их нелюбви к Западу ведут себя не просто по-западному, а именно что по-американски. Это из США, из так называемого "библейского пояса" в провинциальной Америке, в Россию пришла безапелляционная манера считать, что только ты знаешь, кто праведник, а кто богохульник, что можно показывать на сцене или в музее, а что — обливать мочой.

Активисты в Омске потребовали запретить рок-оперу "Иисус Христос — суперзвезда" как оскорбляющую их религиозные чувства. В советские времена эту рок-оперу запрещали, напротив, как "религиозную пропаганду". К счастью, теперь есть комментарий Русской Православной Церкви.

- Существует ли вообще грань между кощунством и некощунством? Если да, то где она проходит? Это ведь очень тонкая материя.

- Существует разница между неканоническим прочтением и сознательным, а также между оскорблением и кощунством. Конечно, кощунство, как правило, есть некий сознательный ход.

- Провокация?

- Да, это провокация, сознательное уничижение. Потому что если это неосознанная вещь, тогда можно разговаривать и переходить к какому-то диалогу. Когда есть сознательное стремление оскорбить, то здесь диалог, к сожалению, невозможен, как правило. Что касается рок-оперы "Иисус Христос — суперзвезда", конечно, мы не выступаем за то, чтобы ее запрещали, чтобы не было постановки. Это ни в коей мере не означает, что Церковь каким-то особым образом благословляет эту рок-оперу или рекомендует ее к просмотру. Человек волен выбирать, идти ему на постановку или не идти.

Читайте также: