Анализ работы психолога по подготовке детей к школе

Обновлено: 05.07.2024

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к школе?

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоционально- волевая зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладение такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа - это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

Данная методика состояла из 11 заданий:

В исследовании приняли участие дети старших и подготовительной групп. Ниже приведена таблица № 1 о количестве обследованных детей.

Для определения уровня развития интегральных качеств дошкольников подготовительной группы, которые служат основой обучения в школе, проведен мониторинг готовности к обучению в школе.

Период проведения: конец декабря 2019г.

Контингент: воспитанники подготовительной группы

Количество обследованных детей – 19 человек.

Цель диагностической программы: изучение сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптационных резервов.

• определить уровень готовности дошкольников к обучению в школе;

• составить прогноз дальнейшего развития/коррекции детей выпускных групп к школе

Основные цели подготовки к обучению в школе :

— мотивационная личностная готовность к школе;

— развитие эмоционально-волевой сферы;

— развитие коммуникативных навыков;

— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;

— сохранение здоровья дошкольников.

Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.

1. Изучение мотивации, наличия установок на школьное обучение.

2. Определение уровня развития мыслительных процессов: анализа - синтеза, обобщения, классификации, сравнения.

3. Определение уровня общей осведомлённости ребёнка о явлениях и предметах окружающего мира, их взаимосвязях.

4. Определение устойчивости внимания, в том числе слухового.

5. Определение адекватности зрительного и слухового восприятия.

6. Определение объёма зрительной и слуховой памяти.

7. Определение психо-физической зрелости ребёнка.

Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив психологическую готовность к школе.

Она отражает общий уровень развития ребенка и представляет собой готовность к новой для него учебной деятельности, готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Психологическая структура школьной готовности включает качества, относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности.

• В развитии интеллектуальной сферы проводилась оценка развития образного, логического мышления, механического и опосредованного запоминания, сформированности причинно-следственных связей и закономерностей.

• Степень психофизиологической готовности осуществлялась через оценку зрительно-моторной координации, моторики руки, готовности руки к письму.

• Степень зрелости произвольной сферы оценивалась по развитию произвольного внимания, а также по наличию следующих умений: способности понять инструкцию, умения планировать свою деятельность, целенаправленно, сосредоточенно работать, умения ориентироваться на правило, образец.

Оценка результативности выполнения заданий проводилась по 3-м уровням:

1-й уровень - низкий

2-й уровень - средний

3-й уровень - высокий

Результаты диагностики отражены в таблице. Приложение № 1.

Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. Ведущее значение в формировании учебной мотивации имеют развитие познавательных интересов ребенка, опыт дошкольного обучения и установки семьи.

По данным диагностики у детей сформирован средний уровень мотивации к обучению в школе.

Эмоционально-волевая готовность - развитие умения произвольно управлять своим поведением, своей познавательной деятельностью (произвольность внимания, достаточная работоспособность и умение следовать инструкции взрослого).

В целом диагностические данные позволяют говорить о достаточно хорошем уровне развития волевой готовности у детей подготовительной группы. Полученные данные говорят о хорошем уровне умения следовать инструкции взрослого, произвольности поведения.

Уровень развития произвольности

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Уровень развития внимания – способность устанавливать сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, устойчивости внимания, распределения и концентрации.

Высокий - 6 человек

Средний - 9 человек

Низкий - 4 человек

Уровень развития восприятия – сформированность наглядно-образного представления, способность к воспроизведению целостного образа предмета на основе зрительного соотнесения его частей. Разрезные картинки - справились все.

Логическое мышление (классификация и обобщение, умение устанавливать причинно-следственные связи, уровень сформированности умения выявлять закономерности).

Последовательность картинок - выявление способности понять сюжет в целом, умение устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации и составлять последовательный рассказ.

Высокий - 7 человек

Средний – 7 человек

Низкий – 5 человек

Уровень развития памяти. Объем зрительной памяти высокий у 13 человек, 4 человека – средний, 2 - низкий.

Регулятивные учебные действия – умение точно выполнить задание взрослого, предлагаемые в устной форме и способность самостоятельно выполнить задание по образцу. Графический диктант. 12 человек показали высокий уровень, 5 человек - средний уровень, у 2 человека – низкий уровень.

Интегральный показатель готовности

Высокий уровень готовности к школе – 4 человека

Средний уровень готовности к школе – 12 человек,

Низкий уровень готовности к школе – 3 человек

Выводы и рекомендации

Результаты диагностики являются исходной точкой для организации наиболее благоприятных условий для обучения, развития и адаптации детей в школе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в начальную школу, т. е. обеспечение такого уровня подготовки к школьному обучению, который позволит им успешно обучаться.

Аналитический отчет о работе за 2013–2014 учебный год Группа №3 "Золотая рыбка" В группе 32 ребёнка. Возраст детей от 3,5 до 4,5 на начало года. Мальчиков - 13 человек. Девочек - 19 человек.

Аналитический отчет о работе за 2015–2016 учебный год

Аналитический отчет о работе за 2015–2016 учебный год .

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Аналитический отчет во второй младшей группе за 2017–2018 гг В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям.

Направления в работе педагога-психолога

Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

В период с 15.05.2017 г. по 31.05.2017 г. проведена психологическая диагностика готовности выпускников дошкольных учреждений к школьному обучению.

Цель диагностической программы : изучение сформированности предпосылок учебной деятельности.

1.Изучение уровня познавательного развития:

- Кратковременная зрительная и речевая память;

- Понятийное интуитивное и логическое мышление;

- Способность сосредоточенно работать;

Контингент: дошкольники 6-7 лет, поступающие в первый класс.

Диагност: педагог – психолог: Лавровская А.В.

В период с 15.05.17 г. по 31.05.16 г. психолого – педагогическая диагностика готовности к школьному обучению была проведена с 3 воспитанниками, поступающими в первый класс в 2017-2018 учебном году.

Результаты проведенных диагностических мероприятий свидетельствуют о следующем:

Произвольное внимание и работоспособность (Тест Тулуз-Пьерона).


25% детей способны принять темп учебной работы и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение учебной деятельности на уроке.

75% имеют низкую скорость переработки информации и низкую внимательность.

Характер проявления низкой работоспособности следующий:

- Высокий темп деятельности при низком качестве работы;

- Медлительность в деятельности с высокой точностью и качеством работы;

-Общая медлительность интеллектуального характера, т.е. слабое интеллектуальное развитие замедляет осознание, анализ и процесс оперирования изучаемым материалом.

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень личностной тревожности;

- Недостаточное развитие понятийного мышления;

- Психо-физиологические особенности детей.

Зрительно – моторная координация (Тест Бендер).


75% дошкольников имеют слабый уровень развития зрительно-моторной координации. Им трудно дается оперативная координация зрительного образа и движения руки. Как следствие: трудности в пространственном расположении материала на рабочем листе, сложности при обучении письму, нелепые ошибки на письме.

25% дошкольников имеют значительные нарушения зрительно-моторной координации. Рисунки грубо не соответствуют образцам. Обязательно требуется консультация невропатолога.

- Недостаточное развитие моторных навыков;

- Органические и функциональные нарушения мозга.

Речевая память (тест 10 слов).


75% дошкольников продемонстрировали развитие речевой памяти на среднем уровне;

25% имеют патологию.

Таким образом, 75% детей успешно воспринимают информацию, заданную в речевом формате.

25% имеют слабую речевую память. Эти дети смогут воспринимать речевую информацию только при ее 3-5 кратном дублировании.

- слабое речевое развитие;

- абсолютное доминирование кинестетической или визуальной репрезентативной системы;

- высокий уровень личной тревожности;

- сочетание общей инфантильности ребенка с высокой беспечностью.

Возможно сочетание нескольких причин.

Зрительная память (тест 16 картинок).


75% имеют средний уровень развития произвольного зрительного запоминания;

25% продемонстрировали низкий уровень.

Таким образом, можно говорить о наличии структурной зрительной памяти у 75% дошкольников.

- недостаточное развитие внимания, что снижает качество работы в целом;

Базой для усвоения школьных знаний является понятийное интуитивное и логическое мышление. Данное исследование показывает следующий уровень развития:

Понятийное интуитивное мышление:


Высокий уровень – 0%;

Выше среднего – 0%.

Средний уровень – 75%, свидетельствующий о наличии необходимых зачатков для развития полноценного понятийного мышления.

Слабый уровень – 0%. 25% имеют патологию. Они не только не способны самостоятельно разобраться в каких – либо научных построениях школьной программы, но и не видят смысла в том, что им придётся делать на уроках.

Понятийное логическое мышление:


Средний, выше среднего, высокий уровни развития – 758%. Они способны понимать смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике.

Слабый уровень – 0%. Патология - 25%. Таким образом, 25% дошкольников не могут работать по правилу. Они могут его вызубрить, но не умеют применять и делают ошибки. Правило может быть использовано только на материале, на котором оно было объяснено, либо используется там, где оно не работает.

Адаптационные резервы изучались на основе следующих параметров :


75% имеют средний уровень тревожности. Неопределенные ситуации воспринимаются детьми в положительном ключе и не содержат эмоционально дестабилизирующего фактора.

25% - слабый уровень тревожности. Это, как правило, дети отличающиеся неадекватностью и инертностью поведения.


100% детей демонстрируют стабильность благоприятного эмоционального состояния. Эти

дошкольники веселы и оптимистичны. Характерно преобладание положительных эмоций.

Энергетический баланс организма.


25% первоклассников показали оптимальную работоспособностью. Предстоящая нагрузка будет соответствовать их психофизиологическим возможностям. Образ жизни позволяет полностью восстанавливать затраченную энергию.

50% имеют компенсируемое состояние усталости. Они восстанавливают оптимальную работоспособность за счет периодического снижения активности.

25% имеют дисбаланс психофизиологической энергии, свидетельствующий о неадекватности предстоящей нагрузки.

- состояние здоровья, наличие хронических заболевания;

- переутомление, связанное с нерациональным ритмом жизнедеятельности и нагрузкой.

Эмоциональное отношение к процессу школьного обучения и общения.


При поступлении в школу дети ассоциируют школьную среду со следующими цветами:

Желтый цвет - 24% чувствуют себя комфортно в дошкольном детстве и того же ожидают от школы.

Красный цвет - 24% в среднем в детском саду предпочитают активную позицию, инициативу в деятельности. Такая же установка сохранилась в отношении школы.

Зеленый цвет - 23% детей в школе надеются утвердиться как личности, достойные похвалы и уважения. Уверены, что их способности будут оценены по достоинству.

Черный цвет - 6% детей чувствуют себя в детском саду дискомфортно. Проявляют скрытый, либо явный протест.

Серый цвет - 11% безразлично относятся ко всему, что связано с детским садом.

Можно утверждать, что 17% детей, выбравших черный и серый цвета, уже имеют запущенный механизм дезадаптации, который может проявиться в школьной среде.

Ожидания в отношении общения с педагогами демонстрируют следующие диаграммы:

Красный и желтый цвет

53% дошкольников готовы занять активную, жизнерадостную позицию и ожидают состояния комфорта при общении с педагогом. В силу возрастных психологических особенностей авторитет взрослых на данный момент является доминирующим. Поэтому аналогичная установка в отношении сверстников присутствуют в меньшей степени.

33% - пребывают в состоянии комфорта и активной позиции в среде сверстников.

Здоровые самоутверждающие амбиции и стремления испытывают:

35% - рядом с учителем;

12% - в среде сверстников.

Черный цвет – 0% имеют значительные сложности, протест в общении с ближайшим социальным окружением.

0% ожидают состояние переутомления и тревоги от общения со сверстниками.

0% - в отношениях с учителями.

6% детей от педагога ожидают особого тепла, внимания, заботы. Эти дети предпочли занять рядом с учителем позицию ребенка – дошкольника и сохраняют инфантильную позицию в общении со сверстниками.

Рассматривая эмоциональные установки детей в отношении семьи, выделяются следующие тенденции:

Красный и желтый цвет - 23% детей чувствуют себя комфортно: активны, жизнерадостны, оптимистичны.

Фиолетовый цвет - 6% заняли инфантильную позицию: капризы, слезы, потребность в опеке, перекладывание ответственности на окружающих.

Черный цвет - 12% ощущают дискомфорт в среде семьи, выражают протест, либо пребывают в состоянии конфликта.

Коричневый цвет - 0% испытывают утомление и тревогу от общения с родителями.

Серый цвет - 6% отмечают недостаток внимания со стороны родителей.

Таким образом, 18% дошкольников, выбравших серый, коричневый и черный цвета, в той или иной степени испытывают дискомфорт в среде семьи.

- характер воспитания в семье;

- отрицательный опытом взаимодействия в дошкольном детстве;

- эмоционально-личностная сфера, психофизиологическими особенности детей.

Анализируя результаты диагностики готовности к школьному обучению, следует акцентировать внимание на следующих положительных моментах:

- 82% детей способны принять темп учебной работы и сохранять удовлетворительную работоспособность в процессе учебной деятельности на уроке;

- 56% диагностируемых демонстрируют достаточное развитие зрительно – моторной координации;

- 94% имеют достаточный объем речевой памяти;

- 56% - зрительной памяти;

- 58% обладают навыками самостоятельной интеллектуальной деятельности;

- 80% справляются с логическими заданиями, умеют работать по алгоритму;

Характеризуя эмоциональное состояние и установки, необходимо отметить следующее:

- 27% имеют регулируемое состояние тревожности, испытывают эмоционального напряжения в ближайшем социальном окружении;

- 73% имеют хорошее настроение, удовлетворены текущим положением дел;

- 82% демонстрируют оптимальную работоспособностью. Эти дети отличаются бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам;

- 47% имеют позитивные эмоциональные установки в отношении школы и связанной с ней социальной средой.

- 36% дошкольников имеют низкую скорость переработки информации и внимательность;

- 17% - слабый уровень развития зрительно-моторной координации;

- 6% - слабую речевую память;

- 38% - слабую зрительную память;

- 34% - недостаточно развитое понятийное - интуитивное мышление;

- 12% - недостаточно развитое логическое мышление.

Эмоциональное состояние и характер взаимодействия с ближайшим социальным окружением будут осложнять прохождение адаптационного периода у ряда обучающихся в силу следующих особенностей:

- 27% детей обнаруживают неадекватную реакцию на тревожные стимулы;

- 27% детей на момент исследования имеют пониженное настроение;

- 18% имеют недостаточные психофизиологические резервы для адаптации к учебной нагрузке и среде общения;

- 16% - чувствуют психологический барьер в общении с взрослыми;

- 22% - в общении со сверстниками.

Полученные результаты необходимо учитывать при организации учебной деятельности в период адаптации. А именно:

Произвольное внимание и работоспособность:

- Наращивание темпа деятельности должно проходить поэтапно по мере автоматизации и свертывания отрабатываемых навыков.

-Дифференциация причин нарушения внимания, через анализ особенностей психофизиологического развития детей;

- Своевременная смена видов деятельности, использование релаксационных пауз и упражнений на мобилизацию позволит поддерживать оптимальную работоспособность обучающихся в течение учебного дня.

- Постепенное приучение детей к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы, сличению ее с образцом.

- Обучение визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетчатки).

- Обведение образцов букв или слов через кальку.

- Развитие произвольной речи, обогащение словарного запаса. Активизация речи расширяет возможности всех связанных с ней психических процессов;

- Обучение визуалов и кинестетиков проговариванию всего, что они видят и делают;

- Оптимизация процесса адаптации высокотревожных детей к школе. В этом случае нервная зажатость, оказывающая депрессирующее влияние на память пройдет;

- Рациональное использование зрительных стимулов в ходе учебной деятельности.

Понятийное интуитивное и логическое мышление:

- Обучение навыкам работы с текстом, графическому выражению закономерностей.

Повышение адаптационных резервов требует работы в следующих направлениях:

- Снижение психофизиологического напряжения;

- Исключение авторитарного стиля общения с детьми;

- Учет особенностей нейродинамики тревожных детей.

- Постановка вопроса о состоянии здоровья детей, т.к. переутомление может быть связано с хроническими заболеваниями.

- Установка единства требований семьи и школы для нормализации темпа деятельности, режима труда и отдыха, снижения нагрузок.

Взаимодействие с ближайшим социальным окружением:

- Создание условий для личностного самовыражения в новом социальном окружении;

- Формирование классного коллектива;

- Установка единства требований семьи и школы.

Для организации работы по вышеуказанным направлениям необходимо:

1. Провести совещание при заместителе заведующего по ВМР Арефьевой Т.А. с целью ознакомления воспитателей с результатами диагностики готовности дошкольников к школьному обучению.

2. Провести консультации с педагогами подготовительных групп с 20.05.16 г. по 31.05.16 г. по следующим темам:

3. Рекомендовать воспитателям в своей работе методическую копилку педагога-психолога для оптимальной организации учебно-воспитательной работы.

4. Провести групповые консультации для родителей по результатам проведенного диагностического исследования.

Справка подготовлена педагогом-психологом ___________________ Волосниковой С.Ю.



Развивающие занятия в форме ролевой игры в школу – это один из самых распространенных и эффективных методов при соблюдении всех правил при подготовке к обучению в школе. Все занятия построены и направлены на возрастные особенности, присущие дошкольному возрасту, то есть через самооценку на основе производимого ими учета успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения взрослых формируется внутренняя позиция школьника. У ребенка появляется необходимость выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). Цикл развивающих занятий и направлен на формирование внутренней позиции школьника.

На этих занятиях преследовалась цель сформировать личностную готовность к обучению в школе через решение следующих задач:

1. Развитие воображения, мышления, образного представления, пространственных представлений.
2. Развитие речи и мелкой моторики.
3. Обогащение словарного запаса.
4. Развитие произвольной сферы и внимания.
5. Формирование внутренней позиции школьника и повышение уверенности.

На подготовительный тур проходят воспитанники, набравшие наибольшее количество баллов, и становятся участниками конкурса. Этот тур включает: индивидуальную беседу (психолог знакомит детей с правилами участия в конкурсе) и групповые тренировочные занятия.. Затем взрослые совместно с воспитанниками-участниками выбирают название команды и придумывают эмблему для формирования командного духа. На тренировочных занятиях психолог с детьми-участниками разбирают наиболее сложные задания, то есть обучающие занятия с типичными заданиями. Сам конкурс проводится в первой половине дня в апреле, когда сформированность произвольной сферы достигает наилучшего момента развития в старшем дошкольном возрасте.

Конкурсный тур проходит в три этапа.

1 этап. Невербальные задания конвергентного типа:

Музыкальная пауза. Болельщики показывают свой номер. Участникам предлагается потанцевать, для того чтобы снять мышечное напряжение и поднять настроение.

2 этап. Невербальные задания логопедической направленности:

3 этап. Невербальные задания дивергентного типа:

Задания для болельщиков: Ведущий, во время выполнения 6 задания участниками, дает вербальные задания болельщикам. За каждый правильный ответ ребенок получает небольшой приз (стерку, точилку, карандаш …)

Музыкальная пауза (подготовлена болельщиками каждой команды). Болельщики показывают свой номер.

Итог: Жюри объявляет итоги конкурса (см. Приложение 6). Награждения проходят в два этапа: командном зачете (почетными грамотами за призовые места (1, 2, 3) и подарками), и личстном зачете (почетными грамотами за призовые места (1, 2, 3) и подарками). Остальные дети подарками за усидчивость, за внимательность и т.д. Всего максимально за конкурс участник может набрать 21 балл.

Таблица 2. Тренинги для родителей

Описанная выше система работа позволяет повысить уровень готовности и воспитанников и их родителей. Взрослые и дети чувствуют себя более уверенно. Взрослые знают, как помочь ребенку в ситуациях, которые могут возникнуть при поступлении в школу. У детей формируется устойчивое желание идти в школу по причине проявления потребности достичь большего и узнать больше нового. Специалистов школы своевременно информировать о специфики черт характера, об особенностях мотивационной, волевой, познавательной и других сфер.

Читайте также: