Чем отличается предмет педагогической психологии от предмета педагогики кратко

Обновлено: 11.05.2024

"Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование" (Ян Коменский).

Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б. Г. Ананьев).

Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися (В. А. Крутецкий). В структуре педагогической психологии можно выделить направления: психологию образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности); психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента); психологию педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Таким образом, предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И. А. Зимняя).

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

  • изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
  • определение целей воспитания;
  • разработка содержания воспитания;
  • исследование и разработка методов воспитания.

Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
2) мировоззрения;
3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).

Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущении, восприятии, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентации). Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все более признается ядром становления личности в человеке.

Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.

Образование - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система - это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального, профессионального образования. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование могут быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин "образование взрослых", поствузовское образование. Отсюда следуют три компоненты образования: обучение, воспитание, развитие.

Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения - это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Воспитательные отношения - это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

ОБЪЕКТ познания - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека (В. С. Безрукова). Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Педагогическая психология или психология образования — раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д. По предмету и методу тесно примыкает к социальной психологии, с одной стороны, и когнитивной психологии, с другой.

В названии. И то, и другое - лженауки, существующие для обоснования существования армии кровососов-паразитов методистов и чиновников от образования. На каждого учителя приходится по несколько паразитов. Теперь учителей сократят, а армию паразитов увеличат. Вот этому беспределу эти "науки" и посвящены.

2) Чем отличается предмет педагогической психологии от предмета педагогики?

3) Какие методы исследования могут естественно использоваться в педагогической

4) Почему использование тестов в педагогической психологии имеет этическую

5) Какое влияние на современную педагогическую психологию оказала педология?

Почему в настоящее время у педагогов и психологов к исследованиям педологов

снова повысился интерес?

6) Какие недостатки педологии привели ее к кризису?

Что значит для становления педагогической психологии каждый из трёх этапов её

Истории?

Предпосылки развития педагогической психологии возникли в 17 веке, как самостоятельная наука она начала оформляться в 19 веке. Существует 3 этапа (периода) становления педагогической психологии.

В.Я.К. – чешский педагог-гуманист, считается создателем учебн-классовой системы, которая актуальна по сей день. Значительный вклад в развитие ПН внесли и другие ученые в этот период: Руссо, Песталоци, Гербардт, Дистверг и др. Они писали о: связь развития, обучения и

воспитания; творческая активность ученика; способности ребёнка и их воспитание; роль

личности учителя, организация обучения итд.

В России К. Ушинский. В труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт

развития человека в условиях обучения и воспитания. По его мнению, обучение должно осуществляться в интересах ребенка.

вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева «Педагогическая

учеников, проанализировал педагогические проблемы учительского труда и подготовки

учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие.

Существенно, что сам образовательный процесс рассматривается П.Ф. Каптеревым с

психологической позиции, о чем непосредственно свидетельствует название второй

П.Ф. Каптереву принадлежит заслуга фундаментального анализа трудов великих

дидактов с позиций психологии. Недостаточная полнота раскрытия психологических

аспектов педагогических проблем в работах выдающихся педагогов-мыслителей XVII –

XVIII вв. аргументируется П.Ф. Каптеревым в его книге «Дидактические очерки. Теория

Критикует Ушинского, говоря, что в его методике нет психологии. Раскритиковал Песталоци, говоря, что у него так же не до конца разработана психологическая составляющая, а также процесс обучения у него слишком механизирован.

Таким образом, этот этап характеризуется созданием основы педагогической психологии, возведением некоего фундамента: логических построений, основанных на наблюдении, анализе и оценке педагогической действительности. Вслед за фундаментом стало необходимым интегрировать знания психологии и педагогики для более глубокого анализа и эффективного решения проблем обучения и воспитания.

Второй этап: экспериментальный (конец 19 – 50-е годы 20 века). Основные представители: Нечаева, Бенри, Оффнер, Анри, Мейман, Лайя и др (особенности запоминания,

развития речи, развития интеллекта, особенность выработки навыков и т.д.) В этот период начинает развиваться тестовая психология, психодиагностика. В Европе образовался ряд психологических лабораторий при школах. Приборы и

методики, созданные в лабораториях университетов, использовались для решения

учебных и воспитательных задач. В конце XIX века в европейской и американской детской и педагогической

психологии формируется особое направление – педология, в котором комплексно на

основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и

социологических измерений определялись особенности поведения ребёнка в целях

диагностики его развития.

Основателем педологии признан американский психолог С.Холл,

который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию. Представитель педологии в Росси: Нечаев. Основным методом изучения ребенка в педологии стало тестирование, на основе

которого они пытались выяснить, в частности, умственную отсталость и дать

рекомендации по комплектованию школьных классов. В этом постановлении педология объявлялась лженаукой, направленной на

дискредитацию детей, а тесты – вредными, ненаучными и запрещенными к

применению. Педология была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы

других искалечены. 3акрылись все педологические институты и лаборатории,

специальные школы, детские сады, в которых находились дети с отклонениями в

развитии. Педологию запретили к преподаванию во всех вузах. Труды ученых-педологов

П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др. были на многие годы изъяты из библиотек.

Более полувека тщательно скрывалось, что цвет российской психологии – В.М.

Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.Н. Корнилов, Г.С. Костюк, А.Н.

Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.Н. Мясищев и др. были педологами.

Уничтожение педологии привело к запрету изучения влияния наследственных

факторов на поведение и здоровье человека, роли социальной среды в формировании

ребёнка. На десятилетия подвергались табу проблемы личности, её формирования и

воспитания. Запрет на статистические методы, тесты и анкеты привел к отставанию на

десятилетия от разработанных в Европе и Америке методов диагностики.

Однако психологические исследования крупнейших российских педологов

обеспечили возможность разработки современных теоретических и прикладных

проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране и в мире.

Признание началось в 50-60 гг. Пришло новое отношение к педологии. В

педагогической психологии снова поднимаются проблемы, которые когда-то

исследовались в педологии. Изучаются причины возникновения трудностей поведения

ребёнка, которые лежат в его наследственно и природообусловленных качествах. Всё

больше внимания уделяется факторам социальным, влияющим на процесс

Таким образом, формирование педагогической психологии было связано с

использованием тестовой психодиагностики, широким распространением школьных

лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ, возникновением

науки о комплексном изучении ребёнка – педологии; а также первыми попытками

научной рефлексии образовательного процесса, его строгого теоретического

осмысления, реализация которого в полной мере началась в третьем периоде развития

Третий этап – с 50-60-х гг. ХХ в. – теоретическое осмысление образовательного

Этот этап знаменуется созданием целого ряда собственно психологических теорий

обучения, т.е. разработкой теоретических основ педагогической психологии. Так, в 1954

г. американский психолог Б.Ф. Скиннер выдвинул идею программированного обучения,

а в 60-х г.г. – российский психолог Л.Н. Ланда сформулировал теорию его

алгоритмизации, в 70 – 80-е годы польский педагог и психолог В. Оконь и российский

педагог М.И. Махмутов разработали целостную систему проблемного обучения. В 1957

1958 гг. появились первые публикации выдающегося российского психолога П.Я.

Гальперина и затем в начале 70-х годов – его ученицы Н.Ф. Талызиной, в которых

излагались основные позиции теории поэтапного формирования умственных действий. В 60–70-е гг. возникло принципиально новое направление в педагогической

психологии – суггестопедия, суггестология Г.К. Лозанова, основой которого является

управление педагогом неосознаваемыми психическими процессами восприятия,

памяти учеников с использованием эффекта внушения. На этой основе разработаны

методы активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской,

группового сплочения, групповой динамики в процессе обучения А.В. Петровского, Л А.

Всё многообразие этих теорий имело один общий момент – теоретическое

обоснование наиболее адекватной, с точки зрения их авторов, требованиям общества

системы обучения. Соответственно формировались и определённые направления

Чем отличается предмет педагогической психологии от предмета педагогики?

Предметом педагогической психологии являются факты,

механизмы, закономерности обучения и воспитания и вызываемые этими процессами

изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребёнка)

как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом. Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:
изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
определение целей воспитания;
разработка содержания воспитания;
исследование и разработка методов воспитания.
Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека (В. С. Безрукова).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Психология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

А педагогика – это наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования.

Взаимосвязь этих двух предметов такова, что они формируют личность человека еще с рождения, а точнее (внутри утробе матери, в условиях ее воспитания, обучения и образования на протяжении всей жизни человека, как личности.

Психологические знания педагога повышают эффективность обучения и воспитания ребенка. В том случае, если Педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений она превращается в простой набор психологических советов и рецептов и перестаёт быть подлинной наукой, способной помочь учителю и воспитателю. В развитии всех областей педагогики возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, умений, навыков, природы способностей и мотивов, психического развития ребенка в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Как известно, целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. Достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности.

Сказать, о том, чем же все-таки отличаются друг от друга два важных направления не возможно. Они всегда соприкасаются вместе на всех этапах развития и формирования человека, дополняя каждую науку своими компонентами и процессами на протяжении всей жизни.

Музыкальная психология и педагогика в системе дополнительного образования Музыкальная психология и педагогика в системе дополнительного образования. Музыкальная память. Развитие музыкальной памяти. Синтетичность.

Психология игровой деятельности дошкольника Игровая деятельность дошкольника. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Возрастная психология. Ранний возраст Возрастная психология. РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ). 2. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития.

Педагогическая психология изучает условия и закономер­ности формирования психических новообразований под воздей­ствием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между вос­питанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б. Г. Ананьев).

Педагогическая психология изучает механизмы, закономер­ности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности в формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимо­отношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися (Крутецкий В. А.)- В структуре педагоги­ческой психологии можно выделить направления: психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педа­гогической деятельности); психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента); психологию педагогичес­кой деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); пси­хологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Таким образом, ПРЕДМЕТОМ педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социоультурного опыта человеком, закономерности интеллектуаль­ного и личностного развития ребенка как субъекта учебной де­ятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И. А. Зимняя).

ПРЕДМЕТОМ педагогики является исследование сущнос­ти формирования и развития человеческой личности и разра­ботка на этой основе теории и методики воспитания как специ­ально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

изучение сущности и закономерностей развития и фор­мирования личности и их влияние на воспитание;

• определение целей воспитания;

разработка содержания воспитания;

в исследование и разработка методов воспитания.

ОБЪЕКТ познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагоги­ки — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с приро­дой и обществом.

Педагогика иногда рассматривается как наука и как искус­ство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практи­ческий. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педаго­гика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Другое дело — практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответству­ющими воспитательными умениями и навыками, которые мо­гут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. С семантической точки зрения не­обходимо различать педагогику как теоретическую науку и прак­тическую воспитательную деятельность как искусство.

Категории педагогики

Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предме­та педагогики рассмотрим основные педагогические категории.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свой­ства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в це­лостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опы­та с целью подготовки их к общественной жизни и производи­тельному труду. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспита­ние в широком социальном смысле, включая в него воздей­ствие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убежде­ний. Воспитание часто трактуется в еще более локальном зна­чении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.)- Таким образом, воспита­ние — это целенаправленное формирование личности на ос­нове формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведе­ния (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физи­ческое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Педагогика же исследует сущность воспитания, его зако­номерности, тенденции и перспективы развития, разрабатыва­ет теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культур­ным уровнем общества и государства.Человечество обеспечивает развитие каждого человека че­рез воспитание, передавая опыт свой собственный и предше­ствующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего после­довательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое разви­тие (изменение функций организма в области сердечно-сосу­дистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения чело­веком действительности: ощущения, восприятие, память, мыш­ление, чувства, воображение, а также более сложные психи­ческие образования: потребности, мотивы деятельности, спо­собности, интересы, ценностные ориентации). Социальное раз­витие человека состоит в его постепенном вхождении в обще­ство — в общественные, идеологические, экономические, про­изводственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти от­ношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и буду­щими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствова­нию. Мерой духовного развития может быть степень ответствен­ности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное раз­витие все более признается ядром становления личности в че­ловеке.

Способность к развитию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влияни­ем внешних и внутренних, социальных и природных, управля­емых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов по­ведения, присущих данному обществу на данном этапе разви­тия.

Может показаться, что воспитание по отношению к разви­тию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В про­цессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жиз­ни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг Друга.

Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития че­ловека. Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, програм­мам, структурам с помощью специально подготовленных пе­дагогов. Все образовательные учреждения в государстве объе­динены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание обра­за-, некую завершенность воспитания в соответствии с опреде­ленной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколе­ний в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:

1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, сред­не-специальное, высшее образование, постдипломное об­разование).

2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояни­ями участников этого процесса; технологичность, обеспе­чивающую изменения, преобразования.

3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертифи­катом.

Образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навы­ков, его подготовки к тому или иному виду практической дея­тельности.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро обра­зования — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обус­ловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и при­ема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащих­ся. Как процесс обучение включает в себя две части: препода­вание, в ходе которого осуществляется передача (трансформа­ция) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприя­тие, осмысление, преобразование и использование

Принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения изучает дидактика.

ОБЪЕКТ познания — человек, развивающийся в результа­те воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспи­тательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообу­чением и направленных на развитие человека.

Читайте также: