Почему онегин охладел к жизни кратко

Обновлено: 30.06.2024

Плохое настроение становится иногда предметом изображения литературы и господствующим настроением не только литературного произведения, но и реального сознания целого народа. В определенные моменты жизни хандра овладевает не только отдельными людьми, но и целыми странами.

Онегинская хандра

Хандра Онегина в пушкинском романе – это совершенно новое состояние нового героя в новых исторических обстоятельствах. Образ мира, образ времени, образ героя пронизаны состоянием разочарованности. У онегинской хандры не только исторические корни, но также есть у неё и продолжение в литературе и в нашей современной жизни. Онегинская хандра – очень важное переживание экспериментального героя экспериментального литературного произведения – появляется не сразу. Она подготавливается каждым шагом, каждым новым поворотом в судьбе героя.

«Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука …

Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса

Роман начинается с проникновения во внутренний мир героя, с внутреннего монолога героя. При этом герой смотрит на себя и как бы со стороны слышит свой внутренний голос. Это раздвоение его сознания. Онегин думает и одновременно думает о том, что он думает. Способность к самонаблюдению, способность видеть себя со стороны, контролировать себя есть свойство очень развитого человека. Это чувство называют рефлексия или интерспекция.

Онегинская хандра появляется в конце первой главы. Пушкин непринуждённо рассказывает о жизни Онегина: о той семье, где он родился.

Причины появления хандры у Онегина

Рис. 2. Лицемерие (Источник)

Далее в романе рассказывается подробно о том, как жил Онегин, как он проводил свои дни и ночи, о детских праздниках, балах, театральных представлениях, которые составляли его досуг. Собственно говоря, кроме досуга ничего у него и не было. Человек не был занят ни государственной, ни военной службой. Он сам был хозяин своего времени, хозяин своей судьбы. О чём ещё может мечтать человек? Его судьба в его собственных руках, он сам мог ею распоряжаться. Наследство от его дяди, который был честных правил, позволяло ему дальше не служить. Казалось бы, что у него было всё, что обеспечивает человека в жизни. И тут наступает хандра.

«…Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел.

Характерно, что рассуждения о русской хандре появляются после описания роскошных обедов. Ни еда, ни любовь женщин, ни любые другие развлечения не могут увлечь Онегина. При этом важно упоминание о Чайльд Гарольде – герое, который в то время занимал всё сознание, всё свободное время и, пожалуй, даже был главным героем для пушкинских современников.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ “ХАНДРЫ” ОНЕГИНА? (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ “ХАНДРЫ” ОНЕГИНА? (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Первая глава романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” представляет собой историю “болезни души” главного героя. Хотя в этой главе поэт рисует всего лишь один день из его жизни, она является ключевой в понимании как самого образа Евгения Онегина, так и последующих событий романа.

Первые же строфы передают довольно циничные мысли раздраженного Евгения, негодующего по поводу злой судьбы, которая заставила его проводить лучшие часы

своей жизни возле прикованного к постели умирающего старика:

Но боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Кто он, герой романа, какая болезнь охватила его сердце? Посвящая читателя в ход онегинских мыслей, поэт приближает к нам своего героя, заставляя поверить в его реальное существование, настоящие, а не выдуманные страдания.

Родился Евгений на берегах Невы, где, по словам Пушкина, “может быть, родились вы или блистали, мой читатель”. Детство его очерчено лишь несколькими штрихами: отец, промотавший свое состояние, ненавязчивое воспитание гувернантки

и гувернера, убогого француза. Юность – начало свободы.

Онегин, остриженный по последней моде и одетый, как лондонский денди, занял свою нишу в прослойке общества, называемой светом:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Далее поэт “отдает дань” “учености” своего героя (“без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка”), умению разбирать латинские эпиграфы, знанию анекдотов от древнейших времен и до современности. По свидетельству Пушкина, поэзия была сферой, недоступной пониманию Евгения, но он умел “судить о том, как государство богатеет”. Наиболее высокие достижения Онегина были связаны с наукой “страсти нежной”. Мы видим, что он подчиняет свою жизнь законам света: “боясь ревнивых осуждений”, Евгений не только одевается по моде, но и живет по велению брегета, возвещавшего час обязательных занятий. Онегин – “мод воспитанник примерный”, “забав и роскоши дитя”. Постепенно свет отравляет его, ведь “наука страсти нежной” по своей сути далека от любви, а светское приятельство – от дружбы.

Вместе с тем жизнь героя, которая текла без изменений по заведенному, а скорее навязанному, порядку, просто должна была ему вскоре наскучить. Если задуматься, то этот распорядок дня по сути своей противоестествен:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Энергия Онегина направлена на развлечения, получение бессмысленных и сомнительных удовольствий от жизни, в то время как человеческие потребности только удовольствием не ограничиваются. Недаром в процитированных строках мы видим противопоставление бессмысленного окончания дня Онегина бурному пробуждению жизни трудового города. Нарушение естественных законов обычно несет возмездие. Став “отступником бурного наслаждения”, Онегин начинает скучать:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей;

Кто чувствовал, того тревожит

Призрак невозвратимых дней.

В этих словах можно найти отражение собственных чувств поэта, которого, по воспоминаниям современников, очень часто одолевали тоска, скука, хандра: “…как часто бываю подвержен так называемой хандре. В эти минуты я зол на целый свет”. В этом откровении поэта мы можем найти понимание причин болезни Онегина. Поэт А. С. Пушкин периодически хандрил, но спасением для него являлось творчество, к которому он возвращался, даже испытав сильнейшие жизненные потрясения. Для Онегина хандра – диагноз постоянный. Изначально в нем был заложен огромный творческий потенциал, но воспитание ограничило его в проявлении собственных возможностей и, более того, даже не наметило дальнейший путь развития его личности. Повзрослев, он попал в свет, где достаточно было красиво одеваться, высказывать поверхностное мнение по любому поводу, ухаживать за женщинами, а в общем – красиво проматывать свое имущество и жизнь (как это сделал, например, Онегин-старший).

Для Евгения всего этого было недостаточно, но пути спасения им еще не были осознаны. Он злился, презирал общество, считал себя выше всей этой суматохи:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

В среде “благоразумных людей” Онегин слывет “притворным чудаком”, потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для многих – значит притворяться. Как следствие, столкнувшись в своей жизни с реальными, а не наигранными чувствами – любовной привязанностью Татьяны и дружеской откровенностью Ленского, Онегин просто не совладал со своей злостью, решив, что всю эту науку он уже достаточно изучил и никакого нового чуда ему ожидать не следует.

Конечно, в этом можно усмотреть подражание Онегина безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с “озлобленным умом”. Таким путем идет влюбленная Татьяна, которая, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометки на полях его любимых книг.

Итак, Онегин не может жить по рецептам поведения благонамеренных обывателей. Но он и не может активно противопоставить себя обществу, порвать с ним. К тому же при этом он “ничем заняться не умел”. Это основные причины болезни души главного героя. А последствия этой болезни отразились не только на Онегине, но и на тех, кому он был не безразличен. Молодой романтичный поэт Ленский погиб от его “дружеской” руки, но не только Онегин был виновником этой дуэли, потому что сам Ленский, действовавший в порыве ревности и отчаяния, не смог остановиться и осознать причины, побудившие его друга к столь жестокому и безнравственному поступку. Что же касается отношений с Татьяной, то в данном случае Онегин дважды совершил ошибку: в первый раз, отвергнув ее чувства, а во второй – полюбив Татьяну, которая на то время уже вышла замуж. Действительно, долгий период странствий, позже исключенный из канонического текста романа, переставил акценты во взаимоотношениях героя с обществом. Его письмо к Татьяне – наиболее яркое свидетельство произошедших в нем перемен. В сознании отчаявшегося, но в то же время прозревшего Онегина вся его короткая жизнь предстает как цепь ошибок. Теперь в нем пробуждается интерес к жизни, любви, но момент упущен. Татьяна оказывается сильнее Онегина: она способна не только признавать свои ошибки, но и отвечать за них в полной мере:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Наверное, можно не согласиться с утверждением поэта о том, что “блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина”. Онегин преодолел свою болезнь, а это – верный признак того, что в дальнейшем герой будет жить, наслаждаясь и счастьем, и радостью, и невзгодами, а не существовать в состоянии “сердечной пустоты” и ожесточения.

Рис. 3. Дж. Г. Байрон (Источник)

Александр Копцев. Евгений Онегин: сплин и хандра — причина в праздности

Кажущееся на первый взгляд простым и предельно понятным, оно задевает огромное количество проблем человеческой жизни, но спектр этих проблем увеличивается едва ли не в два раза, когда ко всему прочему присоединяется главный аспект жизни Александра Сергеевича – его принадлежность к христианству.


В отличие от главного героя романа для Пушкина как христианина критерий истиной жизни другой – это неповрежденность нравов:

Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил.

Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит! Ничто ее не занимает, Ее души не шевелит.

Дружба с Ленским оканчивается дуэлью.

Приравнивая русскую хандру к английскому сплину, Пушкин показывает, что это недуг всего человечества. В романе автор отмечает, что в Россию этот недуг проникает с Запада. Все русское общество было заражено идеями Просвещения, которые пришли в Россию через английские и французские романы. Это тот недуг, которого не избежала и Татьяна – самый светлый герой романа. Противостоять этой хандре способно лишь старое поколение, которое не читало зарубежных романов и воспитывалось на идеях христианских, а не на вольнодумстве. Взгляд этого старого поколения являет нам няня Татьяны. Как только Татьяна страстно влюбляется, няня сразу же определяет ее состояние как болезнь и кропит ее святой водой.

Однако Татьяна не понимает всей опасности той страсти, которая овладела ей. В ее письме, когда Татьяна пишет, что вручает себя не в руки Божии, а в руки Евгения, мы видим не христианский образ мыслей, а всецелую поглощенность страстью. Но сам автор предостерегает читателя от осуждения и указывает на то, что предается страсти она из-за своей юности и неопытности. Здесь Пушкин демонстрирует неоднозначность своего главного героя Евгения Онегина. Казалось бы, человек, которого занимает лишь наука обольщения, должен был воспользоваться этой неопытностью молодой девушки, но соприкоснувшись с чистой душой Татьяны и сострадая ей, предостерегает ее:

Этими словами Онегин как бы кричит – не поддавайся на мнимую уловку страсти, иначе погибнешь. Далее автор показывает, что под видом светлого чувства любви в душу человека может прокрасться и губительная страсть.

Так ваша верная подруга Бывает вмиг увлечена: Любовью шутит сатана.

Отрадно, что Татьяна всё-таки преодолела хандру, и произошло это через отказ от страстного идеала, предложенного в прочитанных ею романах, через смирение, терпение и послушание Богу.

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна

Любовь Татьяны к Онегину грозила ей погибелью, и когда она это осознала, страстная влюбленность превратилась в настоящую любовь, которая есть жертва.

Впервые Татьяна понимает, в каком ужасном состоянии находится Онегин, когда ей снится сон. Она видит, что Евгения соблазняют страсти. С одной стороны он ими управляет, но с другой — сам находится в их власти. Видя в нем дух противоречия, Татьяна осознает, что может сама погибнуть, но поскольку она искренне любит его, то готова на гибель. Иллюзорность образа возлюбленного, который сформировался под влиянием зарубежных романов, уничтожается.

На дне рождения Татьяны Онегин предстает в несколько ином образе, он видит, что Татьяна в смущении, и потому старается не обращать на себя внимание. Однако страсти, которые остаются в нем неисцеленными, тут же дают о себе знать, и старый обычай соблазнять девушек выливается в дуэль, повод к которой дал Онегин, и он же был в силах ее предотвратить. Евгений осознает, что поступил неверно, но честь для него дороже жизни невиновного человека.

И здесь можно увидеть некоторую параллель со Священным Писанием, а именно: сходство Онегина с Понтием Пилатом, который так же, по малодушию, предал Христа на распятие. Мы видим и другую проблему: зло не просто существует, оно прогрессирует. Онегин малодушничает, а еще недавно близкий ему друг Ленский опасается, как бы Евгений не отказался от поединка, презрев свою гордость. Автор показывает, что до спасения всего лишь один шаг – смириться и простить, но безучастность, порожденная хандрой Евгения, приводит к трагическим событиям.

Не засмеяться ли им, пока Не обагрилась их рука, Не разойтиться ль полюбовно. Но дико светская вражда Боится ложного стыда.

После убийства друга, причиной которого стали страсти, Онегин впадает в состояние еще большего уныния. Дух уныния, который заставил Евгения покинуть шумный город, теперь гонит его на Кавказ. В конечном итоге Евгений попадает в Москву, где встречает Татьяну. Встретив ее, он воскресает к жизни, его начинает хоть что-то интересовать. Татьяна же, видя в нем ту же страсть, которая чуть не погубила ее при первой встрече с Онегиным, остается верной воле Божией и тем спасает себя от гибели.

Заканчивая свой роман, А. С. Пушкин возвращается к теме русской хандры и указывает на главную ее причину – праздность.

Блажен, кто праздник Жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина. Кто не дочел Ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

Кажущееся на первый взгляд простым и предельно понятным, оно задевает огромное количество проблем человеческой жизни, но спектр этих проблем увеличивается едва ли не в два раза, когда ко всему прочему присоединяется главный аспект жизни Александра Сергеевича – его принадлежность к христианству.

Русская хандра

У него все было с самого рождения, он ни в чем не нуждался. Как помню, он был силен в "науке страсти нежной", но вскоре и это ему надоело. Он уехал в деревню, в дом дяди, где, как ты помнишь (если помнишь), в самом начале собирался выступать в роли преобразователя сельской жизни, но в силу своего ветреного характера про это тоже позабыл. Это проблема всех аристократов того времени

Короче говоря, вся его светская жизнь была пародией на настоящую, что мы в описании того, как он проводил свои дни. Они были однообразны, а также он просто не умел наслаждаться ими. У него не было цели и смысла жизни.

ушкину надо было объяснить, почему Онегин решил поехать в деревню - видимо это пресыщений той жизнью, которую он вел. Ему стало скучно.

Главный персонаж Евгений Онегин формально напоминает байронического героя. Он умен, образован, разочарован в жизни. Герой отторгает общество, мечтает о каком-то идеале. Но главное отличие Онегина от байронического героя в его бездействии. Он лишь мечтает о Великом деле, но даже написать книгу – это для него непосильный труд.

Автор отмечает такую негативную черту героя, как лень. Онегин презирает лживое высшее общество, но прямо выразить свое отношение боится. Единственное средство борьбы – это его цинизм.

Мировая скорбь героев-романтиков трансформируется в русскую хандру, которой поддается Евгений Онегин. Каковы ее причины? Ответ кроется, прежде всего, в его воспитании, среде обитания.

Воспитанием Онегина занимался гувернер-иностранец, который не перетруждал ученика наукой. С детства Евгению было доступно многое, кроме истинной любви близких. В следствие мальчик вырос эгоистом. Войдя во взрослую светскую жизнь, герой наслаждается всеми ее преимуществами. Он быстро учится искусству лицемерия, хоть оно ему и противно.

Поначалу герой увлекается светской жизнью: блистает на балах, искушает женщин. Но очень быстро такая жизнь надоедает ему. В блеске столичной жизни он разглядел однообразие и ограниченность. Несмотря на кажущуюся насыщенность, дни Евгения проходят одинаково: балы, приемы, светские ужины, флирт. Во всем этом не было ничего, чтобы отвечало душевным порывам героя. Очень быстро он охладел к своей привычной жизни. Так появилась хандра.

Главный герой, подобно романтикам, разочарован в своем окружении, способе жизни. Однако он не умеет, как романтики, находить гармонию в общении с природой или в родной культуре. Все это ему так же скучно, как и светская жизнь.

Основная причина хандры Онегина – разочарование в действительности. А следствие – это нереализованность потенциала героя в жизни.

Онегин разочаровался в жизни и интересах светского общества, он недоволен политической и социальной обстановкой считая, что все пережил, и, потеряв смысл своего существования, стал эгоистом.

В городе он с утра разъезжал по праздникам и балам, а вечером бывал в театре, да и то только для того, чтобы раскланяться обществу:

Онегин надеялся, что деревня хоть как-то скрасит его жизнь, но после двух дней, в течение которых он развлекался и привыкал к новой обстановке, ему и там все наскучило. Чувства его остыли, а вместе с чувствами уснула и душа.

Следующая цитата

Причина "русской хандры" или "английского сплина" Евгения Онегина заключалась в том, что он рано начал выходить с свет, где научился лицемерить, играть чувствами, праздно проводить время. Каждый день Онегина напоминает предыдущий: "три часа по крайней мере" он проводит перед зеркалами, затем "летит" в театр, потом на бал или маскарад. Но такая праздная жизнь не имеет смысла и цели, она вскоре ему надоедает. От природы умный и мыслящий человек, Онегин не может больше восхищаться светским обществом: " рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум", "измены утомить успели; друзья и дружба надоели" и "разлюбил он наконец
и брань, и саблю, и свинец".

Следующая цитата

Следующая цитата

Главными причинами разочарования Онегина в жизни поэт называет неспособность героя к серьёзной деятельности, к настоящему искреннему чувству, невостребованность в обществе, где он живет, его незаурядного ума. при этом главная причина духовного кризиса героя в том, что он не может трудиться. он бездеятелен. Он имел возможность получать все, что хотел. Как писал Пушкин:
"Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века"

Читайте также: