Почему общество не может обойтись без власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Если рассматривать понятия общество и государство, то можно сказать, что они абсолютно противоположные.

Общество- довольно широкое понятие ,так как кроме государства в обществе есть и другие негосударственные структуры, например: политические движения, партии, различные общественные организации .А государство лишь его элемент, его политическая часть.

Но оно занимает центральное положение в обществе и играет в нем главную роль. И по характеру государства можно сказать о характере всего общества и о его сущности. По отношению ко всему обществу государство выступает как средство управления, обеспечения порядка и общественной безопасности.

Временные рамки общества и государства так же не совпадают, первое возникло раньше, задолго до появления государства и очень долгое время обходилось без него. Но если говорить о современном мире, то возникает очень много сомнений и доводов, сможет ли общество существовать без государства?

Одни считают что общество не просто может существовать без государства, оно уже существует без него. Ведь люди сами прекрасно знают, что надо работать и трудиться чтобы заработать денег и прокормить себя, так же нельзя нарушать главные нравственные основы: не убивать, не воровать.

Государство не строит дома, не помогает в раскрытии преступлений, не лечат людей – это всё делает народ. В современном мире государство это инструмент власти больших денежных средств, базирующийся на вооруженном насилии.

Даже сейчас в мире существует некоторое количество без государственных очагов. Это например различные племена саппатисты в Мексике и большие общества анархистов. Кроме того, в истории есть несколько примеров построения удачного анархистского общества, разрушенного внешним влиянием: средневековья Исландия, революционные Гуляйполе и Арагон.

В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).

Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек – его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.

В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т.е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы, классы и т.п., имеющие свои интересы и особенности.

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

Как уже отмечалось, люди – существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты – племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая (государственная).




Власть невозможна и без объектов своего воздействия – индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных масс, т.е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Общество и его социальные и политические институты

Общество: его понятие и структура

В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).

Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек – его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.

В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т.е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы, классы и т.п., имеющие свои интересы и особенности.

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

Как уже отмечалось, люди – существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты – племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая (государственная).

Власть невозможна и без объектов своего воздействия – индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных масс, т.е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Влияние политической жизни распространяется на все общество. Она затрагивает все формы жизни людей. Экономические, социальные, идеологические проблемы, разрешение которых зависит от власти, оказываются в силовом поле политики. Человек – существо социально. Ему нужно общество, а цивилизованному обществу – политика .

Каковы основные особенности политической жизни?

Политическая жизнь, политическая активность людей имеет ряд основных особенностей:
- историчность;
- всеобщность;

Возможно ли общество без политики?

Нет, современное общество не может быть вне политики. Ведь одно из ее назначений – обеспечение целостности общества: согласование интересов разных социальных групп, регулирования их взаимоотношений. Благодаря ей общество предохранилось от хаоса и распада.

Каковы причины появления политической власти?

Причины: появление частной собственности и имущественного неравенства между членами рода. Возникновение политической власти связано с появлением экономической дифференциации общества, с зарождением в нем классов – групп, различающихся между собой по отношению к собственности (неравенство).

5. Что такое потеря легитимности? Приведите примеры из современной истории.

Если я правильно понимаю, потеря легитимности – это потеря носителями власти признания обществом законности, правомерности официальной власти. Пример: конфликты в Грузии и Египте, когда народ востал против своей власти.

Отвечает ли демократия интересам всех слоев общества?

Конечно нет. Демократия лишь тогда демократия, когда она обеспечивает действительное участие всех групп населения в принятии решений по управлению обществом и контролю за ним. На деле же все иначе. Демократия сейчас неразрывно связано с либеральной теорией, согласно которой источником власти является не народ, а индивид. Появились элитарная и плюралистическая ее версии. В первой власть разыгрывается между элитами (люди, наиболее подготовленные для занятия политикой), а народ – лишь электорат, может принимать участие в выборах, теряя полноценное участие в управлении. Во второй за власть борются конкурирующие между собой социальные группы – объединения людей с различными целями и интересами. Судьба власти решается между теми группами населения, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами. Ни та, ни другая концепция не отвечает пониманию демократии.

Какой из трех основных политических режимов (авторитарный, тоталитарный, демократический) является прогрессивным? Почему?

Какие функции выполняет государство?

Место и роль государства в политической жизни общества определяется его внутренними и внешними функциями:

1. Правовая (обеспечивающая нормотворчество и законы, регулирующие поведение граждан).

2. Организаторская (используются организационные рычаги для осуществление властных полномочий информационного обеспечения политики).

3. Экономическая (сопряженная с разработкой экономической политики страны).

4. Социальная (удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, в бесплатном образовании (!) и медицинском обслуживании).

5. Охрана окружающей среды.

Почему в современном обществе человек не может отстраниться от политики?

Влияние политической жизни распространяется на все общество. Она затрагивает все формы жизни людей. Экономические, социальные, идеологические проблемы, разрешение которых зависит от власти, оказываются в силовом поле политики. Человек – существо социально. Ему нужно общество, а цивилизованному обществу – политика .

Общество, состоящее из моральных уродов, действительно не может обойтись без власти (иначе оно быстро себя уничтожит).

Власть нужна и индивидам, не отличающимся особой сознательностью.

Наблюдения за жизнью осужденных показывают, что там всегда устанавливается некий "порядок по понятиям", возникает своя неформальная власть. Как-то попробовали убрать матерых авторитетов, и молодые уголовники устроили такой беспредел в борьбе за власть, что предыдущий порядок показался раем.

Еще Древние греки пришли к тому, что идеальной формой избрания властных структур является демократия (в переводе - власть народа). В Новгородской республике вече (старославянское - "совет") было высшим органом власти. Власть князя в Новгородской республике была сильно ограничена. Он наделялся в основном представительскими, судопроизводственными и военными функциями. Вече могло и отослать князя или пригласить нового с других земель.

В современном мире государство выполняет общесоциальные функции и служит стабилизации жизни общества. В классовом обществе задачи государства решаются с позиций господствующего класса. А если власть принадлежит небольшой группе или клану, - то с позиций господствующего клана.

Основные функции государства (или если хотите власти):

  • обеспечение внутренней безопасности (смягчение внутренних противоречий, недопущение междоусобиц и т.д.)
  • обеспечение внешней безопасности (охрана границ, недопущение подрывных действий других государств)
  • обеспечение экономической стабильности и процветания государства.

В условиях борьбы за власть, политическая элита вынуждена также защищать свое место у власти.

Однако в истории есть примеры, когда общества существовали без власти. Этими вопросами занимались теоретики анархизма (анархия - в переводе "безвластие").

Есть примеры, когда на пиратских кораблях существовали безвластные общества, скрепленные определенными договоренностями и правилами поведения.

На нагорьях Юго-Восточной Азии существовали общества, которые существовали в духе всеобщего равенства и братства, и всячески сопротивлялись попыткам государства установить контроль над ними. Но это скорее исключение из общего правила.

Потому что жизнь без власти - анархия - означает высокую ответственность за свои поступки перед другими и перед самим собой. Большинство людей не готово взять на себя эту ответственность, им гораздо проще, когда кто-то всё решает за них, запрещая или дозволяя что-то по своему выбору. Хотя именно безответственность и приводит к вседозволенности и хаосу, и не важно, стоит ли кто-нибудь у власти или людям предоставлена полная свобода. Всегда гораздо проще и удобнее сделать что-то запретное и потом переложить вину за это на кого-то другого или обстоятельства, чем признать, что только ты сам имеешь право распоряжаться своей жизнью и только ты один причина тому, что в ней происходит.

Власть есть везде, где живые существа живут коллективно.Понаблюдайте за пчелами, за муравьями, даже там есть власть, потому что власть - это порядок, относительный, но все же порядок. Вспомните Робинзона Крузо. Пока он жил на острове один, никакой власти не было. Но стоило появиться рядом Пятнице, как тут же появилась власть в лице Робинзона, который начал диктовать свои условия. Даже между двумя людьми есть власть. А если людей миллионы, то без власти они просто будут обречены на самоуничтожение. Без власти никак.

Потому что большая часть общества является серой массой движимой силой стадного инстинкта, никто из них не сможет заставить себя что-то делать, если их не заставит сила из вне. Поэтому им нужна власть, чтобы жить и выполнять свои функции.

Безвластие - это анархия, а вы бы смогли выжить в мире где каждый может ограбить или даже убить другого, себе подобного? Мужики может и выживут, а старики, женщины, дети? То-то! Нужен порядок, который устанавливается властью. Хочешь или не хочешь, а власть нужна для простого выживания рода человеческого.

Основное отличие - право собственности.Марксизм предполагает общественную собственность на средства производства,недра,землю.Лозунг "От каждого по способностям,каждому - по труду".Дальше надо учитывать этот труд,и распределять.И государство,помимо управления страной,занимается ещё и распределением общих богатств.Получается кормушка для распределяющих.Но они всё-таки обязаны учитывать интересы всех слоёв общества,иначе выгонят с работы,а то и посадят. Демократия - это инструмент капитализма.Предполагается частная собственность на недра,землю,заводы,фабрики. Принадлежит это всё узкому кругу,кто сумел урвать(У нас это было в 90е годы) . И все результаты труда,богатства страны принадлежит им.И распределять не надо.

Кто будет? Нынешняя власть продержится до следующих парламентских или президентских выборов (какие там раньше и когда?). Правительство работает, в общем, не особо замечая цирк за окном. Но этим самоотстранением от реальности и нерешительностью оно и подписало себе т.с. смертный приговор. При его молчаливом попустительстве сначала т.н. оппозицией (и её хозяевами из-вне) проводились провокации против власти якобы за евроассоциацию, потом начались активные подогреваемые выступления, подстрекательства к свержению власти и войне, в т.ч., с Россией, затем начались боевые действия против законной власти и, по сути, попытки государственного переворота. Грамотно спланированного.

Цветная революция с поправками на геополитическое положение Украины. А кто будет у власти после понятно. Марионетки запада. Та самая тройка. Боксёр за пахана и фашист с крикуном в подручных.

Меньше, но не существенно меньше. В СИЗО сажают особенно зарвавшихся чиновников, или не вписавшихся в стаю) Чиновники просто вынуждены поумерить аппетиты в связи с обнищанием электората, посадившего их себе на шею.

Да, "НЕТ!" . не только в Ростовской области.

Не зря же живём в РАССеи.

А в Ней "Анархия - мать порядка".

Видимо, подобную "демократические" преобразования в властных структурах введены для того, чтобы руководители муниципалитетов стали более управляемыми.

Притом, при такой "системе" Верховные Руководители спокойно могут избавляться от не лояльных к ним Глав администраций. А Глав муниципалитетов (то бишь, Собраний депутатов) сравнимы в нынешней системе Власти лишь в качестве "свадебных генералов".

Вот и получается: разделяй и властвуй!

Теперь . кого НАДО - того и СТАВЯТ.

Меньше проблем . ибо, "правит балом" ЕРники.

А оппозиция? Так, ТАМ тоже "срослась" ЕРничество.

Ведь, когда переходили в такую "безвластную демократию" . вроде бы хотели применить американскую систему "выборов" через "депутатских выборщиков", но . "что-то не срослось" . и получилось самая настоящая "абракадабра".

От "старого" ушли, а к "новому" не пристали.

Кхм! Вот и "ходят" шатай-болтай.

То ли правда, а то ли нет . но, вроде бы слышно (в "эшелонах" власти), что на Выборах-2020 хотят вернуться к прежней форме голосований.

Так что . "поживём - увидим!"

Чувствуется, что последствия сего "таинственного" исчезновения не прошли для украинской публики даром. Осталась дрожь в руках и чувство полнейшего разочарования в самых фантастических мриях. Сочувствую от души. Нельзя же жить в таком безобразном напряжении. Одной лишь смешной надеждой на чудо.

Вот, исчезнет Путин, как в сказке, и заживет Украина полноценной жизнью. Вздохнет полной грудью. Это детский синдром. Называется - "я в домике". Злые чудовища умрут, а я останусь цел и невредим. Ну, это нормально. Во всяком случае - можно понять. Хотя - глупость полнейшая. Надо просто встать и идти на работу.

Что же на счет россиян. Отношу себя к последним.

Мнения журналистской банды да-а-вно меня не тревожат. Пусть хоть земля налетит на небесную ось. Что там в их гламурно-смешной тусовке происходит - мне глубоко наплевать. Каким образом они себе на хлеб с маслом заработают - вообще фиолетово. Пусть уж будет как есть. В общем - не было никакой инсценировки. Либо была - но токмо в головах страждущих.

Подпитывать свою личную, глубоко любимую подкорку ГМ телевизионными бреднями не вижу смысла. Также - и электронными сигналами тырнета. Чего и всем желаю.

Читайте также: