Почему образ маши мироновой является связующим звеном всей повести кратко

Обновлено: 04.07.2024

Главным героем произведения является Петр Гринев. Его судьба составляет основную сюжетную линию. Название же повести указывает на важную роль, которую сыграла в его судьбе Маша. Ее родители были простыми людьми. Капитан Миронов Иван Кузьмич служил комендантом Белогорской крепости, находящейся в Оренбургской губернии. Он был выходцем из солдатских детей, поэтому не получил хорошего образования. Его достоинство в том, что он честный и добрый человек. Его жена Василиса Егоровна управляла мужем, домом и крепостью.

Маше было восемнадцать лет. Она скромная, миловидная девушка, но бесприданница. Родители очень надеялись, что найдется добрый человек, который возьмет ее замуж без приданого, которое Марье Ивановне заменяло хорошее воспитание. Она была хозяйственная девушка, без дела не сидела.

Надежды родителей оправдались. Машу полюбил Гринев, который был благородным человеком, принадлежал к дворянскому роду и не был беден. Между молодыми людьми возникло взаимное чувство. Петр сделал Маше предложение, и она его приняла. Пушкин наделяет ее простым распространенным русским именем, подчеркивая ее близость к народу. Словно сказочная героиня она проходит через три испытания, чтобы в конце произведения оказаться вместе с возлюбленным.

Маша очень религиозна и во всем полагается на Бога. Она хотела, чтобы Петр попросил благословения у своих родителей. Ее родителям Гринев пришелся по душе. Она знала, что они не будут против их союза. Когда отец Гринева высказался против их брака, Маша приняла отказ как волю Божью. Их отношения прекратились.

Захват крепости Пугачевым разлучил Машу с Гриневым и лишил родителей, которые героически погибли, отказавшись подчиниться самозванцу. Девушка была потрясена происшедшим и слегла в горячке. Ее удалось спрятать у попадьи, которая выдала Марью Ивановну за свою племянницу. Тут девушку ожидала новая напасть. Комендантом крепости был назначен Алексей Швабрин, который до этого сватался к Маше и получил отказ. Она не позарилась на его дворянское происхождение и богатство. Швабрин ей не нравился, потому она отказала ему, рискуя остаться старой девой. Новый комендант пригрозил Маше выдать ее тайну, если она не выйдет за него замуж. Девушка не могла предать свою любовь и нашла возможность передать письмо Гриневу. В нем она просила его о помощи, говоря, что надеяться ей больше не на кого.

Гринев, рискуя жизнью, вызволил Машу из-под власти Швабрина. Пугачев благословил влюбленных, и Петр отправил суженую к своим родителям. Те приняли Машу как родную. Отец изменил свое мнение о выборе сына, а мать не желала ему лучшей невесты.

Когда Пугачев был арестован, Гринева обвинили в пособничестве бунтовщику. И тут настала очередь Маши спасать жениха. Она отправилась к императрице, чтобы рассказать всю правду об отношениях Гринева с Пугачевым. Она очень боялась встретиться лицом к лицу с Екатериной, но только так она могла помочь любимому, и это придавало ей сил. Маше помог случай: она встретила императрицу вне ее покоев и, не догадываясь, с кем разговаривает, объяснила, что Гринев выручал невесту из плена. Проблема благополучно разрешилась, обвинения с Гринева были сняты, и Марья Ивановна поспешила в деревню обрадовать родителей. Маша Миронова, которую мать считала трусихой, проявила решительность и твердость духа, когда дело коснулось жизни ее любимого человека. Эти качества помогают девушке добиться справедливости. Маша проявила себя как хорошая дочь и верная подруга Гринева.

Пушкин любуется своей героиней. Ему нравится то, что она скромна, умна, преданна родным и близким людям. Образ Маши Мироновой показывает, что доброта и порядочность помогают преодолеть жизненные трудности, способствуют моральному и духовному становлению личности.

Тема урока: Образ Маши Мироновой.

Смысл названия повести.

— систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой;

— раскрыть смысл названия повести.

Методы и приёмы:

Слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся.

“… нельзя было ее узнать и не полюбить”.А. С. Пушкин “Капитанская дочка”

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (составить план по выбранной теме)

3. Вступительное слово учителя

— Каково первое впечатление рассказчика о Марье Ивановне?

— Какие качества характера проявляются в Маше Мироновой во время мирной жизни в крепости, в отношении к родителям, к Швабрину, к Гринёву?

— Какие черты раскрываются в Марье Ивановне в истории её любви к Гринёву?

— Отношение к Марье Ивановне других действующих лиц.

— Как она борется за спасение своего жениха?

— Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод её поездки в царское село и встреча с императрицей?

— Почему образ Маши Мироновой является связующим звеном всей повести?

— Как относится автор к Марье Ивановне?

4. Работа над образом Маши Мироновой

— Беседа по вопросам:

— Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?

— Какие качества характера героини раскрываются в эпизоде, где она отказывается выйти замуж без благословения родителей Гринёва?

6. Самостоятельная работа (индивидуальные задания по карточкам)

Используя анкетные данные Маши Мироновой, составьте рассказ о её жизни.

7. Подведение итогов

— Докажите верность или ошибочность этого мнения. Определите по эпиграфу название главы. Обоснуйте свой ответ.

Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то её некому, благословить-то её некому.

— Как, по мнению А.С.Пушкина, должен вести себя человек на «крутых поворотах истории? Согласны ли вы с ним?

8. Вывод по теме урока

Несомненно, А.С.Пушкина привлекает образ Марьи Ивановны. Поэтому одним из средств поэтизации образа служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации, которая поставлена ходом событий героиня романа. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу, спасла будущее Петра Гринёва, его честь, его семью.

— подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой;

— собрать по всей повести материал о Пугачёве.

При подготовке урока использовалась литература:

1. А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

2. В.Я. Коровин, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Учебник-хрестоматия 8 класс.

3. И.В. Золотарёва, Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе 8 класс.

4. О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе 8 класс.

5. С.Б. Шадрина. Литература 8 класс. Поурочные планы.

Сочинение на тему: История Маши Мироновой

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Встреча Маши с Императрицей поистине раскрывает характер дочери Капитана — простой русской девушки, трусливой по натуре, без всякого образования, которая в нужный момент нашла в себе достаточно сил, стойкости духа и непоколебимой решимости, чтобы говорить о том.


Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина) , Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т. о. , капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Еще большее мужество проявила Мария Ивановна, когда отправилась в незнакомый Петербург, чтобы спасти Гринева. Случай свел ее с Екатериной II. Она не побоялась возразить государыне, когда оправдывала великодушие Гринева, который взял всю вину на себя. В образе Маши Мироновой Александр Сергеевич Пушкин показал лучшие черты русской женщины: умение сильно и верно любить, глубоко чувствовать, готовность жертвовать собой, отстаивая правду. Честность, нравственность и чистота – основные качества Марии Ивановны – позволили ей отстоять свою любовь, обрести семью, спасти любимого человека.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Маша Миронова — главная героиня повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Её образ является центральным в произведении, так как он связывает все сюжетные линии, всех персонажей между собой, например: жизнь Гринёва в крепости становится "сносной", когда он влюбляется в девушку, за ней ухаживает Швабрин, из-за неё происходит дуэль, на помощь ей спешит Пётр и Пугачёв, она оказывается виновницей того, что Гринёва обвиняют в государственной измене, она же спасает его. Через отношение к ней раскрываются характеры Гринёва и Швабрина: неслучайно Пушкин назвал произведение "Капитанская дочка". Её образ привлекает своей простотой, искренностью, наивностью, но в то же время, в трудную минуту она может проявить характер, способна на поступок и решительные действия.

Читайте также: