Особенности педагогического труда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Министерство образования и науки РФ

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

на тему Специфика педагогического труда

. Особенности педагогической профессии

. В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя

. Педагог и личность ребенка

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

Труд педагога имеет ряд особенностей, которые обусловлены спецификой учебно-воспитательного процесса. В ходе этого процесса осуществляются передача знаний (т.е. систематизированной информации) обучающимся и воспитание обучающихся.

Осуществление учебно-воспитательного процесса возможно тогда, когда педагог обладает системой знаний и имеет способности передать эти знания обучающимся. Поэтому важнейшим требованием, предъявляемым к личностно-деловым качествам педагога, является профессиональная компетентность, под которой подразумеваются знание преподаваемой дисциплины и эрудиция. Некомпетентный педагог, плохо знающий преподаваемую им дисциплину, вряд ли может передать знания обучающимся и вызвать у них интерес к этой дисциплине.

Характерной чертой учебно-воспитательного процесса является многофакторность воспитания. Это означает, что на воспитание человека оказывают существенное влияние семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации, формальные и неформальные контакты с другими людьми. Однако педагог не должен пассивно наблюдать за воздействием этих факторов на обучающихся. Хороший педагог выступает в роли координатора, комментатора и даже оппонента по отношению к факторам, влияющим на обучающихся, поэтому педагог должен быть разносторонне образованным, эрудированным человеком. При этом знания педагога должны систематически совершенствоваться, а профессиональная компетентность предполагает волю к развитию и самосовершенствованию.

Необходимым условием успешной деятельности педагога является наличие воспитательных способностей. Воспитательные способности педагога определяются совокупностью его знаний и умений в области воспитания. В частности, педагог должен знать, что такое воспитание в широком социальном смысле и в узком педагогическом значении; соотношение понятий формирование личности , социализация и воспитание ; сущность и структуру воспитания как педагогического явления, его логику развития; роль основных институтов воспитания в процессе формирования и социализации личности; место воспитания в совокупности факторов формирования и развития личности.

Педагог должен уметь определять пределы возможностей воспитания и педагогической деятельности в развитии личности обучающегося; координировать целенаправленные формирующие влияния всех социальных институтов воспитания, обеспечивая максимальную реализацию потенциала каждого из них; обеспечивать реализацию функций воспитания в их логической последовательности в непрерывном учебно-педагогическом процессе.

Важной особенностью учебно-воспитательного процесса является его длительность. В ходе этого процесса педагогу приходится неоднократно встречаться со своими учениками. Причем обучающиеся взрослеют и педагогу приходится не только повторять и закреплять полученные учениками знания и навыки, но и давать им новые знания, базирующиеся на уже заложенном фундаменте.

Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса педагогу необходим высокий уровень морально-этической зрелости, ибо, общаясь с педагогом, ученики воспринимают его не только как носителя знаний, но и как личность. Причем воспитательная роль педагога может быть сведена к нулю, если он не обладает морально-этической зрелостью.

Морально-этическая зрелость педагога включает честность, порядочность, соблюдение нравственных и этических норм, принятых в обществе, верность данному слову и т.п. Существуют различные точки зрения на труд педагога. Одни считают, что успех педагогической деятельности зависит только от личностных качеств педагога, а применяемые им методики особого значения не имеют. Другие, наоборот, акцентируют внимание на методике обучения и полагают, что педагог - лишь проводник тех или иных идей, а его личностные качества не имеют определяющего значения.

Это противопоставление неоправданно и педагогический труд дает наилучшие результаты тогда, когда обеспечивается симбиоз современных методик обучения и талантливой деятельности педагога.

Качество педагогического труда в значительной мере характеризуется психолого-педагогической культурой.

воспитательный педагог нравственный сухомлинский

1. Особенности педагогической профессии

Учительская профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

а) труд как целесообразная деятельность;

б) предмет труда;

в) средства труда.

Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности?

Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд - это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.

Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он - не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.

Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей и пр.). Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность. Многие из этих факторов (на пример, средства массовой информации), действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях, К самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, - это реальная жизнь во всех её проявлениях. Педагогический труд и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника. Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника. Они, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

В педагогическом труде, как и в других видах труда, различают субъект труда и его объект (предмет). Однако учащийся выступает в этом труде не только его объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы самовоспитания и самообучения учащегося. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нём одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать её новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане - непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.

Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нём. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге определяются потребностями общества в определённых типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и итог педагогического труда - человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда - человек - способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.

. В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя

. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости, зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.

Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.

Главный скульптор - учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.

Это в идеале, а в жизни - очень сложно и трудно.

. Объект учительского труда - духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя - личность творца, гуманиста, созидателя.

. Объект нашего труда - постоянно меняющийся ребенок, наш труд - формирование человека. Это огромная ответственность.

Схема ролей-функций учителя в его деятельности

Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви.

Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви)

Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.

3. Педагог и личность ребенка

. Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего школьного возраста практически включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту - опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды. Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других - становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося.

Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности ребёнка.

Это слово в узком его смысле мы обратим к профессионалам, которые учат, воспитывают наших детей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа, а также к тем людям, которые обучают взрослых людей.

Список литературы

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Г83 Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

. Питюков В.И. Основы педагогической технологии. - М., 1997.

В ОУ определяющим видом профессиональной деятельности выступает педагогический труд.

Именно от педагогических работников зависит качество подготовки выпускников ОУ всех типов и видов: школ, ПТУ, техникумов, вузов.

В отрасли образования труд представляет собой совместную планомерную педагогическую деятельность, направленную на оказание образовательных услуг в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества.

Каковы же особенности педагогического труда? (или какова специфика труда?)

1. Сложен, имеет преимущественно интеллектуальный и педагогический характер.

2. Требует высокого уровня творческой деятельности, принятия самостоятельных решений.

3. Нестандартен и слабо поддается регламентации.

4. Является производительным трудом, но иного вида, чем в материальном производстве, где главным измерителем результатов труда является количество и качество созданной продукции, в области образования такой показатель не пригоден. Здесь нужны другие критерии количественной и качественной оценки труда. Результаты труда в образовании менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному учету и могут быть оценены лишь косвенно, спустя время.

5. Его результаты - образовательные услуги - неотделимы от деятельности.

В связи с такими особенностями педагогического труда в ОУ принята повременная система фиксированных часов работы, а не произведенной продукции.

Повременная оплата труда - форма, при которой заработок зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учётом квалификации работника и условий труда. Заработная штата начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Эта форма стимулирует повышение квалификации работников и укрепление дисциплины труда.

Об особенностях педагогического труда мы говорили в начале темы.

Трудовые отношения в России с 1 февраля 2002 года регулируются Трудовым кодексом РФ, который содержит общие нормы, регулирующие порядок оплаты труда работников всех организаций, независимо от вида деятельности и организационно-правовой нормы.

Кроме того, трудовой кодекс содержит специальную главу 52, устанавливающую особенности регулирования труда педагогических работников.

В ст. 273 ТК РФ единоличный исполнительный орган ОУ - это его директор, именно он принимает на работу, поощряет, наказывает, увольняет своих сотрудников.

Оплатя труда

5.1. За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором (контрактом), Работнику устанавливается:

5.1.1. Оклад, надбавки к заработной плате и прочие денежные выплаты

Оклад (тарифная ставка), надбавки к заработной платы и прочие денежные выплаты Размер
процент сумма, руб.

Ответственность сторон

6.1. Работник несёт ответственность в соответствии с законодательством:

6.1.1. За невыполнение или нарушение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором (контрактом);

6.1.2. За ущерб, причинённый Работодателю виновными действиями (без­действием) Работника;

6.1.3. За разглашение сведений, составляющих служебную или коммерче­скую тайну организации, указанных в приложении к настоящему трудовому до­говору (контракту).

6.2. Работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством:

6.2.1. За нарушение или невыполнение обязательств по настоящему трудо­вому договору (контракту);

6.2.2. За причинение здоровью Работника вреда в связи с увечьем или проф­заболеванием.

7. Иные условия трудового договора (контракта)

указывается порядок изменения условий договора,

его продления, прекращения, расторжения, разрешения споров
Работодатель Работник

Юридический адрес Адрес по прописке (регистрации)

Номер телефона Номер телефона

__________________ ______ _____ ИНН_________________

Реквизиты организации________ № ПФР

должность Дата выдачи

фамилия, инициалы фамилия, инициалы

Подпись подпись М.П.

Трудовая пенсия

Современная трудовая пенсия гражданина России имеет сложную структуру. Трудовая пенсия по старости или инвалидности включает с себя три части: базовую, страховую и накопительную. Пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей.

Под базовой частью пенсии понимают минимальный гарантированный государством размер трудовой пенсии, адекватный минимальному размеру оплаты труда.

Страховая часть пенсии представляет собой отношение суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Накопительная часть определяется путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица в специальной части его индивидуального лицевого счета к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии но старости. Право на накопительную часть трудовой пенсии имеют только те работники, за которых работодатель уплачивал страховые взносы. С 2002 года таким правом пользуются мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины -1957 года и моложе. Работникам, родившимся ранее указанных периодов, в состав трудовой пенсии по старости включают только базовую и страховую части.

Трудовой стаж

Законы о пенсионном обеспечении указывают на то, что для назначения трудовой пенсии необходимо наличие трудового стажа. При этом трудовой стаж как период времени, который отражает всю трудовую деятельность работника и, как правило, отражен в трудовой книжке, в современном законодательстве представлен несколькими видами.

Например, общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно- полезной деятельности. В общий трудовой стаж засчитывается всякая работа, независимо от характера труда, его продолжительности и длительности перерывов, в том числе работа, выполнявшаяся на дому (надомником), по найму, время службы в армии, органах государственной власти, период обучения в профессиональных учебных заведениях, периоды послевузовского обучения. Такой стаж учитывается при назначении трудовой пенсии по старости, т.е. по достижении мужчинами возраста 60 лет, а женщинами 55 лет.

Стаж педагогической работы

Специальный трудовой стаж - это период работы по определенной профессии, должности, виду работы или в определённых условиях. Порядок исчисления специального стажа работы различен. Иногда в такой стаж включается не только время работы на определенных должностях, видах работ или в определенных условиях, но и другая деятельность, например, служба в армии.

В сфере образования такой стаж называют стажем педагогической работы. Деловая практика широко использует это понятие, относя к нему периоды трудовой деятельности работника в образовательных учреждениях и организациях на соответствующих должностях.

В соответствии с Правилами, утвержденными названным Постановлением Правительства РФ, при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, никаких ограничений в подсчете педагогического стажа не существует для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и учителей общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ). А вот для других категорий работников образовательных учреждений для детей действует иной порядок. Периоды работы, выполнявшейся ими до 1 сентября 2000г., засчитываются в педагогический стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а, начиная с 1 сентября 2002г., периоды деятельности засчитываются в стаж педагогической работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) работником нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

В большинстве случаев педагогические работники сталкиваются с тем, что тот или иной период трудовой деятельности не засчитывается в стаж педагогической работы либо должность, в которой они проработали определённое время, не относится к должностям, работа в которых засчитывается в специальный стаж.

Как поступать в тех случаях, когда логика трудовой деятельности противоречит положения нормативного акта?

Особенность определения периодов трудовой деятельности как педагогической определяется также Правилами исчисления стажа, которые устанавливает Правительство Российской Федерации.

Периоды, когда работник по направлению работодателя повышал свою квалификацию, вывозил учащихся (воспитанников) в походы, на экскурсии, считаются трудовой обязанностью педагога, непосредственно связанной с педагогической деятельностью. Эти периоды не должны исключаться из специального стажа, поскольку работнику на этот период сохраняется заработная плата, с которой выплачиваются страховые взносы в пенсионным фонд РФ. Тем более что трудовым законодательством не предусмотрено каких либо специальных норм о невключении или включении этих периодов в стаж при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Во- вторых, отказ о включении определенных периодов может быть оспорен в судебном порядке.

Практически до июня 2004 г. досрочное назначение трудовой пенсии по старости распространялось на педагогов, осуществляющих свою деятельность только в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В июне 2004 г. Конституционный суд РФ рассмотрел жалобы 38 граждан и запросы шести судов и вынес постановление, которое теперь позволяет распространить право досрочного предоставления трудовой пенсии по старости на лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не являющихся государственными или муниципальными.

Особое решение имеет ситуация о зачёте в стаж педагогической деятельности периода, когда педагогический работник находился в отпуске по уходу за ребенком. Согласно письму Минтруда РФ от 21 июля 2003 г. № 717-АП Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

Вместе с тем с учетом определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. № 320-О, если на момент вступления в силу Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г.), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии.

В- третьих, периоды трудовой деятельности необходимо сопоставить с периодами, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 к таким периодам относит периоды отстранения от работы (недопущение к работе), если работник был отстранен по следующим причинам:

- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором;

- по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

- в случае если работник не прошёл в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

- в случае если работник не прошёл в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;

- в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы специфические особенности педагогического труда.

2. Как регулируются трудовые отношения в образовании?

3. Каким законодательными и другими нормативными актами регулируются трудовые отношения в образовании?

4. Перечислите основные документы, необходимые при оформлении педагога на работу в образовательное учреждение.

5. Какие виды стажа вы знаете?

ЛЕКЦИЯ 5. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Особенности педагогического труда

В ОУ определяющим видом профессиональной деятельности выступает педагогический труд.

Именно от педагогических работников зависит качество подготовки выпускников ОУ всех типов и видов: школ, ПТУ, техникумов, вузов.

В отрасли образования труд представляет собой совместную планомерную педагогическую деятельность, направленную на оказание образовательных услуг в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества.

Каковы же особенности педагогического труда? (или какова специфика труда?)

1. Сложен, имеет преимущественно интеллектуальный и педагогический характер.

2. Требует высокого уровня творческой деятельности, принятия самостоятельных решений.

3. Нестандартен и слабо поддается регламентации.

4. Является производительным трудом, но иного вида, чем в материальном производстве, где главным измерителем результатов труда является количество и качество созданной продукции, в области образования такой показатель не пригоден. Здесь нужны другие критерии количественной и качественной оценки труда. Результаты труда в образовании менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному учету и могут быть оценены лишь косвенно, спустя время.

5. Его результаты - образовательные услуги - неотделимы от деятельности.

В связи с такими особенностями педагогического труда в ОУ принята повременная система фиксированных часов работы, а не произведенной продукции.

Повременная оплата труда - форма, при которой заработок зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учётом квалификации работника и условий труда. Заработная штата начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Эта форма стимулирует повышение квалификации работников и укрепление дисциплины труда.

Об особенностях педагогического труда мы говорили в начале темы.

Трудовые отношения в России с 1 февраля 2002 года регулируются Трудовым кодексом РФ, который содержит общие нормы, регулирующие порядок оплаты труда работников всех организаций, независимо от вида деятельности и организационно-правовой нормы.

Кроме того, трудовой кодекс содержит специальную главу 52, устанавливающую особенности регулирования труда педагогических работников.

В ст. 273 ТК РФ единоличный исполнительный орган ОУ - это его директор, именно он принимает на работу, поощряет, наказывает, увольняет своих сотрудников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

Педагогическая деятельность - одна из самых трудных областей человеческого труда.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

Педагогическая деятельность - одна из самых трудных областей человеческого труда. Для успешного выполнения ее недостаточно одного - даже самого глубокого знания предмета. Работа преподавателя - это не ремесло, а искусство, требующее от него больших знаний, высокой культуры и педагогического мастерства.

Труд педагога имеет ряд особенностей, которые обусловлены спецификой учебно-воспитательного процесса. В ходе этого процесса осуществляются передача знаний (т.е. систематизированной информации) обучающимся и воспитание обучающихся.

Характерной чертой учебно-воспитательного процесса является многофакторность воспитания. Это означает, что на воспитание человека оказывают существенное влияние семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации, формальные и неформальные контакты с другими людьми. Однако педагог не должен пассивно наблюдать за воздействием этих факторов на обучающихся. Хороший педагог выступает в роли координатора, комментатора и даже оппонента по отношению к факторам, влияющим на обучающихся, поэтому педагог должен быть разносторонне образованным, эрудированным человеком. При этом знания педагога должны систематически совершенствоваться, а профессиональная компетентность предполагает волю к развитию и самосовершенствованию.

Необходимым условием успешной деятельности педагога является наличие воспитательных способностей. Воспитательные способности педагога определяются совокупностью его знаний и умений в области воспитания. В частности, педагог должен знать, что такое воспитание в широком социальном смысле и в узком педагогическом значении; соотношение понятий формирование личности, социализация и воспитание; сущность и структуру воспитания как педагогического явления, его логику развития; роль основных институтов воспитания в процессе формирования и социализации личности; место воспитания в совокупности факторов формирования и развития личности.

Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса педагогу необходим высокий уровень морально-этической зрелости, ибо, общаясь с педагогом, ученики воспринимают его не только как носителя знаний, но и как личность. Причем воспитательная роль педагога может быть сведена к нулю, если он не обладает морально-этической зрелостью.

Морально-этическая зрелость педагога включает честность, порядочность, соблюдение нравственных и этических норм, принятых в обществе, верность данному слову и т.п. Существуют различные точки зрения на труд педагога. Одни считают, что успех педагогической деятельности зависит только от личностных качеств педагога, а применяемые им методики особого значения не имеют. Другие, наоборот, акцентируют внимание на методике обучения и полагают, что педагог - лишь проводник тех или иных идей, а его личностные качества не имеют определяющего значения.

Это противопоставление неоправданно и педагогический труд дает наилучшие результаты тогда, когда обеспечивается симбиоз современных методик обучения и талантливой деятельности педагога.

Особенности педагогической профессии

Педагогическая профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

а) труд как целесообразная деятельность;

б) предмет труда;

в) средства труда.

Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности?

Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд - это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.

Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он - активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.

Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей). Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность.

Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника. Они, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

В педагогическом труде, как и в других видах труда, различают субъект труда и его объект (предмет). Однако учащийся выступает в этом труде не только его объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы самовоспитания и самообучения учащегося. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нём одни качества личности и подавляя другие.

Специфичен и итог педагогического труда - человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда - человек - способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь.

Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.

Сухомлинский В.А. о специфике труда учителя

Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости, зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?!

Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.

Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей. Главный скульптор - учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика. Это в идеале, а в жизни - очень сложно и трудно.

Объект учительского труда - духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя - личность творца, гуманиста, созидателя. Объект нашего труда - постоянно меняющийся ребенок, наш труд - формирование человека. Это огромная ответственность.

Педагог и личность ребенка

Отношения между учителем и учеником не выбираются, а диктуются необходимостью: для учителя - работать, учить, а для подрастающего поколения - учиться. Учитель не выбирает себе учащихся, а вступает в отношения с теми, кто пришел учиться. Ученик также не выбирает себе учителя, он приходит в школу, где уже работает определенная группа учителей.

Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге - эффективнее. По мере демократизации и гуманнизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).

-Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других - становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося.

Итак, анализ специфических особенностей педагогического труда, показал следующее.

Объект педагогического труда достаточно специфичен - это не безжизненный продукт природы, а человек с индивидуальными качествами, с неповторимым характером и темпераментом, находящийся под воздействием множества факторов и людей, преобразующих его.

Это слово в узком его смысле мы обратим к профессионалам, которые учат, воспитывают наших детей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа, а также к тем людям, которые обучают взрослых людей.

Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях, способах и приемах труда и т. д. Социальное назначение педагога как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и в концентрированном виде передать своим питомцам.

1. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. М.: Просвещение, 2008.- 320 с.

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

3. Иванов В.А., Лурье Л.Е., Зерминов А.В. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. 2007. № 4. С.44-49.

5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1982. С .543

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 85

7. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2010. - 236 с.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

1. Образовательная: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков.

3. Развивающая: при обучении следует развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, память, внимание, воображение, восприятие.

4. Общественно-педагогическая: воспитывать не только ученика, но и его родителей, осуществляя педагогическое просвещение.

5. Общественная: педагог – проводник идей общечеловеческих ценностей, пропагандист, активный член нашего общества.

Характерные черты учебно-воспитательного (педагогического) процесса

1. Определенная направленность.

2. Взаимосвязь и внутренняя противоречивость процессов преподавания и учения.

3. Непрерывное изменение компонентов учебного процесса в связи с изменением социального заказа общества (цели, задач, содержания, форм, методов).

4. Субъект – субъективные отношения, постоянные взаимодействия. Эти черты обусловливают всю структуру педагогической деятельности и делают труд учителя отличным от труда других людей.

1. Характер этапа социально-экономического развития общества.

2. Идеология общества.

3. Превращение науки в производительную силу.

4. Дифференциация и интеграция наук.

5. Научно-технический прогресс.

6. Нарастание потока информации.

7. Возрастание роли досуга в становлении людей нового типа.

Требования к деятельности учителя современной школы

1. Целенаправленность обучения, развития и воспитания подрастающих поколений.

2. Осуществление учебно-воспитательного процесса на деятельностно-коммуникативной основе и гуманно-личностном подходе.

3. Учет изменения социальных и возрастных соотношений, ускорения умственного и физического развития школьников.

4. Реализация постоянно изменяющегося содержания образования и воспитания.

5. Совершенствование учебно-материальной базы школы.

6. Соблюдение требований к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с инновационными образовательными учреждениями и новыми педагогическими технологиями.

7. Систематическое повышение квалификации.

Особенности труда учителя в современной школе

1. Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества, его социального заказа.

2. Специфика объекта деятельности учителя – учащиеся. Организация всей педагогической деятельности должна учитывать характерные особенности обучения, воспитания и развития личности как объекта педагогического воздействия. Это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности; он связан с изменениями ее структуры и функций. Развитие происходит не в прямой зависимости от педагогических воздействий, а по законам, свойственным психике человека, соответственно особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера школьника.

3. Объект педагогических воздействий является одновременно и их субъектом. Могут быть ответные реакции на воздействия: реакция сопротивления (от минимальной по степени напряженности до остро конфликтной) или реакция в виде познавательной активности (от низкой по уровню до максимальной). В учебно-воспитательном процессе должно быть не просто воздействие педагога на учащихся, а своеобразное взаимодействие их, диалектические отношения между ними, а также между коллективами педагогов и учащихся. При этом могут быть преломления таких воздействий до самостоятельного воздействия субъекта на самого себя: самовоспитание, самообучение, самоусовершенствование.

4. Учитель имеет дело с двумя объектами деятельности: с учащимися и с учебным материалом. Настоящий учитель много сил и времени тратит на пополнение своих научных знаний, на целенаправленный отбор материала, на соотнесение его с возможностями учащихся. Он творчески реконструирует содержание образования, препарирует его, обогащает опытом окружающей жизни и личными наблюдениями учащихся, делает доступным для воспитуемых и т.д.

5. Существенным моментом в педагогических воздействиях является характер видов деятельности, в которые учитель включает школьников, вызывая потребность и интерес к знаниям и способам их добывания, а также вырабатывая у них настойчивость в преодолении учебных затруднений.

6. Педагогический труд – творческий труд. Он требует от учителя постоянного поиска, новых решений задач обучения, воспитания и развития детей и молодежи.

7. Источником развития личности являются противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ученика и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми ему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися у него способами мышления и поведения. Деятельность педагога должна быть направлена на диалектическое разрешение этих противоречий, на превращение их в движущие силы учебно-воспитательного процесса.

8. Творческий характер педагогического труда проявляется во всех областях деятельности учителя:

1) в конструктивной, включающей в себя деятельность, направленную на проектирование учебно-воспитательного процесса (отбор содержания и составление композиции из информации, которую он сообщает учащимся; планирование деятельности учащихся, направленной на овладение этим содержанием; конструирование собственной деятельности на каждом этапе обучения);

2) в организаторской, включающей в себя: организацию информации в процессе изучения нового материала, организацию деятельности учащихся, организацию собственной деятельности и поведения;

3) в коммуникативной, включающей в себя организацию взаимоотношений в процессе различных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.);

4) в гностической, включающей в себя изучение:

а) объекта своей деятельности (учащихся);
б) содержания, средств, форм и методов, с помощью которых эта деятельность осуществляется;
в) достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования.

9. Творчество в педагогической деятельности представляет собой такую деятельность, продуктами которой являются духовные ценности, имеющие общественное значение. Педагогическое творчество носит, во-первых, массовый характер; во-вторых, оно редко завершается новыми изобретениями или педагогическими открытиями; в-третьих, творчество учителя имеет широкий диапазон.

10. Труд учителя протекает всегда в коллективах учащихся, учителей, родителей, в тесном взаимодействии с общественностью. И высокой эффективности этот труд достигает в том случае, если все действия и поиски педагога направлены на удовлетворение общих потребностей и целей.

11. Продуктивную деятельность учителя обеспечивает лишь мастерство. Оно состоит в умении педагога рациональными усилиями с помощью системы педагогических средств добиваться максимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, затрачивая на это время, отведенное учебными планами и программами.

Уровни осуществления педагогической деятельности учителем

1-й уровеньрепродуктивный. Педагог пересказывает другим то, что знает сам, и так, как знает сам.

2-й уровеньадаптивный. Педагог не только передает информацию, но и трансформирует ее применительно к особенностям объекта, с которым работает (обеспечивает ее доступность).

3-й уровень – локально моделирующий. Педагог не только передает и трансформирует информацию, но и моделирует системы деятельности, обеспечивающие овладение знаниями, умениями и навыками по отдельным темам и разделам программы у большинства учащихся.

4-й уровеньсистемно моделирующий знание и поведение. Педагог моделирует и реализует систему деятельности, формирующей систему знаний и умений по предмету, а также систему ценностных ориентаций учащихся.

5-й уровеньсистемно моделирующий деятельность и отношения. Педагог моделирует систему деятельности, которая в свою очередь, формирует у учащихся способность добывать знания, вырабатывать черты общечеловеческих ценностей и отношений. Этот уровень является высшим доказательством сформированного творческого мастерства учителя, он обеспечивает максимальный результат его деятельности.

Характеристика типов учителей

1-й тип – проактивный: инициативен в организации общения и взаимодействия в классе.

2-й тип – реактивный: тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинен стихии общения (не он, а ученики диктуют характер его общения с классом).

3-й тип – сверхреактивный: замечая индивидуальные различия, тут же строит нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз, считая, что эта модель и есть действительность.

Если ученик чуть активнее других, в их глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь, кретин и т.д. Отсюда и поведение учителя не всегда объективно и оправдано в общении.

Профессиональное самосознание учителя

Оно является важным условием роста педагогического мастерства и включает:

1) знания о себе как о специалисте;

2) знание о себе как о личности;

3) эмоциональное отношение к себе как к педагогу-профессионалу.

Развитие профессионального самосознания происходит:

1) в процессе осмысления уровня подготовленности;

2) в самопознании себя как личности;

3) в самопознании себя как профессионала;

4) в процессе самоанализа своей деятельности и ее результатов;

5) в процессе профессиональной самооценки.

1) потребность в саморегуляции познавательной деятельности и самосовершенствовании (стремление изменить себя, свой характер, свою волю, организовать свою деятельность, совершенствовать мастерство и т.п.);

2) устойчивая саморегуляция (реальная продуктивность самоусовершенствования, саморегуляция на уровне привычки, то есть владение своим поведением, умение организовать свою деятельность и т.п.).

1-й уровень – высокий. Потребность в самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании, то есть в повышении показателей проявления всех личностных и профессиональных качеств. Этот уровень характеризуется высоким развитием любознательности, интеллекта, воли, общей и профессиональной культуры и эрудиции, потребностей и ценностных ориентаций. Высокий уровень саморегуляции предполагает интеллектуальную активность, которой присущи следующие признаки:

1) осознание и вычленение проблемы;

2) умение прогнозировать свою деятельность и деятельность других;

3) умение планировать и реализовывать планы;

4) умение пользоваться логическими операциями и переносить имеющиеся знания и умения в другие ситуации;

5) мотивационно-ценностный диалектический подход к деятельности; способность к восприятию, поиску, анализу и переработке информации, необходимой при принятии и реализации педагогических решений;

6) экономичность мышления (рациональность, нахождение наиболее оригинального способа решения задач и т.п.);

7) самостоятельность мышления в преодолении затруднений, в выборе путей разрешения трудностей, в выработке алгоритмов действий и т.п.;

8) гибкость мышления: быстрота преобразования способа действия в соответствии с изменениями ситуации, отход от стандартных решений, от стереотипа, нахождение целесообразного варианта, переключение с прямого хода мысли на обратный;

9) развитая способность педагогического предвидения, как содержательно-целевого, так и оперативного, обеспечивающего вооружение учителя комплексом стратегических и тактических средств и методов для более совершенной организации учебно-воспитательного процесса.

3-й уровеньнизкий. Саморегуляция характеризуется тем, что она сочетается с низкой потребностью в самосовершенствовании. Хотя такой человек знает мало, он и не хочет знать больше, не желает находить и читать соответствующую литературу, которая подняла бы его на более высокий уровень интеллекта, эрудиции, личностных и профессиональных качеств. Интеллект такого человека узок и инфантилен. Ему свойственно выбирать легкие развлекательные мероприятия, проводить свободное время, гуляя с друзьями, игнорировать чтение газет и художественной литературы. Из таких людей творчески работающих учителей не выходит. Им свойственны самовлюбленность, эгоизм, субъективизм. Главной особенностью такого человека является то, что его самооценка носит конфликтный характер, так как вступает в прямое противоречие с нормой, с научно обоснованными выводами, подтвержденными практикой. Это, как правило, конфликтные люди, потому что им свойственно завышать свои способности, уровни знаний и суждений, завышать притязания и самооценку и снижать значение совершенствования мотивации деятельности и важности работы над собой.

Читайте также: