Почему нужно готовить ребенка к школе заранее

Обновлено: 08.07.2024

У каждого родителя свое отношение к подготовке к школе: кто-то считает, что к поступлению в первый класс нужно готовиться заранее, а кто-то предпочитает дать ребенку отдохнуть перед напряженными школьными буднями. Чтобы определиться с выбором, поговорим о пользе и ключевых особенностях подготовительных занятий.

Нужно ли готовиться к школе заранее

Поступление в первый класс связано с большим количеством переживаний, ведь ребенку предстоит познакомиться с новым коллективом, привыкнуть к школьному распорядку дня и основам поведения на уроках и переменках. Помимо этого, малыш должен быстро приспособиться к учебным нагрузкам, чтобы с первых дней показывать стабильно высокую успеваемость.

  • Учиться становится проще. Ребенку легче удается адаптироваться к школьным нагрузкам, так как он уже владеет некоторыми базовыми навыками: знает буквы и цифры, читает слова по слогам или целиком, производит простые операции с небольшими числами.
  • Снижается уровень стресса. Маленькие дети остро нуждаются в одобрении ровесников и старших. Именно поэтому ученики младших классов часто демонстрируют такое рвение к учебе – они стараются заслужить похвалу от учителей и родителей. Проблемы с успеваемостью, наоборот, часто являются причиной тревожности у маленьких детей.
  • Мотивация к учебе повышается. Человек устроен так, что ему больше нравится заниматься той деятельностью, в которой он может добиться успеха без особых трудозатрат. Так и ребенок, которому легко дается учеба, будет демонстрировать большую мотивацию к ней.

Но чтобы получить эти преимущества, нужно правильно выстроить подготовительные занятия. Рассмотрим основные моменты, на которые нужно обратить внимание родителям.

Рекомендации по выбору заданий

Даже тогда, когда ребенок подрастает и приближается к школьному возрасту, самым интересным для него занятием остается игра. Именно через нее малыш познает мир вокруг: примеряет на себя известные ему социальные роли, проживает различные ситуации. Игровая деятельность является не только развлечением, но и важной частью социализации и развития детского интеллекта.

Игра увлекает ребенка, надолго удерживает его внимание. Именно поэтому педагоги и психологи рекомендуют родителям задействовать игровые элементы во время занятий со своими детьми. Так малыши будут меньше уставать, начнут активно проявлять интерес к изучению счета и грамоты. Но даже такие занятия могут утомить ребенка, поэтому дошкольникам не рекомендуется учиться более одного часа в день.

Обучение должно быть интересным и разнообразным, ведь его целью является не только развитие полезных навыков, но и воспитание интереса к учебе. Поговорим о том, на что еще нужно обратить внимание при подготовке ребенка к школе.

Как правильно готовить ребенка к 1 классу

Важно сделать занятия с дошкольником и полезными, и интересными. Для этого нужно постоянно чередовать задания и упражнения, чтобы они не надоедали ребенку. Лучше в один день изучать алфавит и чтение, в другой – цифры и устный счет, в третий – расширять кругозор малыша, читая ему статьи об окружающем мире. Чем разнообразнее будет нагрузка, тем меньше ребенок будет утомляться.

Нельзя забывать и про подвижный отдых. Большую часть дня, особенно на каникулах, малыш должен уделять физическим активностям – прогулкам, играм на детской площадке со сверстниками. Так он будет полезно тратить свою энергию и получать социальные навыки, которые очень пригодятся ему при знакомстве с другими ребятами в первом классе. Именно разумное совмещение умственных и физических нагрузок является залогом хорошей подготовки к школе.

И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Наверняка, Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь Ваш малыш и насколько он готов к школе? Куча вопросов, тревог и волнений…


Для родителей, которые желают подготовить своего малыша к новому, серьезному этапу в его жизни и сделать это до школьного звонка, существуют специализированные детские центры предлагающие программы по подготовки к школе.

Когда говорят о подготовленности ребенка к школе, подразумевают как психологическую готовность ребенка к началу школьной жизни, так и набор определенных умений и навыков, которые необходимы малышу, чтобы начать обучение в школе.

Программа подготовки к школе не только развивает интеллектуальные способности Вашего ребенка, она дает возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок попадает в новую, не знакомую для него среду, где он должен научиться общаться со сверстниками и взрослыми, где от него требуется усидчивость и концентрация внимания. Кроме того, Ваш ребенок получает знания, которые необходимы для успешного прохождения тестов, определяющих уровень готовности Вашего ребенка к школе.

Чтобы психологически подготовить ребенка к школьной жизни, на занятиях:

  • Развивают зрительную и слуховую память;
  • Развивают воображение и фантазию;
  • Развивают мышление (анализ, синтез, классификация, логическое рассуждение);
  • Развивают зрительно-моторную координацию (система "глаз-рука");
  • Развивают внимание и усидчивость;
  • Учат ребенка, взаимодействовать в коллективе;

Чтобы дать малышу конкретные знания, которые пригодятся ему за школьной скамьей, на занятиях:

  • Обучают чтению и письму, развивают фонематический слух;
  • Обучают ребенка счету;
  • Развивают мелкую моторику и готовят руку к письму;
  • Формируют пространственно-временные отношения;
  • Развивают речь.


Посещая занятия по подготовке к школе, Вы сделаете переход Вашего малыша к школьному обучению плавным, безболезненным и радостным!

готовить к школе

Развитие ребенка

– Мы уже начали готовить дочку к школе, – рассказывает одна мама. – Даже наняли для неё репетитора. Через два года пойдёт в первый класс.

– Но ребёнку же всего пять, – возражает другая. – Не слишком ли рано?

– Сейчас дети должны идти в школу подготовленными. Уметь читать, писать и считать.

Удивительно, но в этом диалоге правы обе собеседницы. Современных детей несомненно нужно готовить к школе, но оптимально начинать это делать примерно за год до поступления в первый класс. Однако формирование полезных для обучения навыков начинается намного раньше – и репетитор тут не помощник.

Когда ребенок готов?

готов

Готовность к школе понимается как взаимодействие пяти факторов:

  • физический уровень развития включает базовую грубую и мелкую моторику;
  • способность мыслить основана на взаимодействии всех пяти чувств;
  • мотивация включает концепцию терпимости к разочарованию, которой в современном мире становится все меньше;
  • социальные навыки включают умение контактировать и общаться;
  • сосредоточенное внимание – это основа концентрации при обучении.

Соответствующая поддержка в сочетании с ранним знакомством с миром книг создает положительный фундамент для способности детей посещать школу.

Почему требования изменились

грустит

В 80-90 годах подготовиться к школе было значительно проще. Достаточно было выпуститься из детского сада. Уже на уроках дети учились всему. О психологической готовности и речь не велась. Достаточно было вердикта участкового педиатра.

Однако сегодня родители задаются вопросом, сможет ли малыш пойти в школу, задолго до этого события. Это время для взрослых часто превращается в стресс. Можно ли оставить ребенка еще на год в детском саду, если он, кажется, еще не готов к школе? Кто станет первым учителем? Эти и многие другие вопросы приходят в голову родителям, когда они думают о приближающемся поступлении в первый класс.

Готовность к школе – что это такое?

готов к школе

С другой стороны, способность к учебе включает также дошкольный опыт, без которого систематическое обучение в классе не может быть успешным. Вот почему так важно посещать детский сад в течение нескольких лет, прежде чем пойти в школу. Тем более, что у сегодняшних детей намного меньше братьев и сестер. То есть они не имеют возможности социализироваться в семье. Поэтому лучше, когда имеется детская среда – в саду, в кругу друзей или в спортивных секциях.

Второй важный аспект – это здоровье. Хорошее самочувствие – условие для успешного обучения. Лучше отложить поступление в школу, чем отдавать туда ребёнка, который физически не готов.

Внимание считается матерью интеллекта

урок

– Дети, обратите внимание! – Именно так учителя говорят, когда хотят что-то объяснить.

Когда человек сознательно сосредотачивает свое внимание на чем-то, концентрируется, он обретает навык, который незаменим в школе. Однако концентрацию нельзя измерять настойчивостью, с которой он читает увлекательный роман, а скорее тем, насколько он посвящает себя сухому учебнику. Если ребенок в начальной школе может в течение 10-15 минут делать что-то, что ему задали, но не обязательно нравится, то его способность сосредотачиваться является средней.

Мыслительные способности

принеси

Однако интеллект – это еще не все, потому что в конечном итоге люди должны уметь преобразовать его в интеллектуальные способности. Это включает в себя навыки мышления и имеет прямое отношение к визуальному восприятию. Но очень важно уметь хорошо слышать и запоминать. Если родители хотят простимулировать своего ребенка в этом отношении, то могут время от времени просить его приносить три конкретные вещи из другой комнаты и объяснять, как их найти.

Физический уровень развития

Однако способность ходить в школу включает не только интеллект и навыки мышления, но и физические способности. К ним относятся крупная и мелкая моторика. Крупная моторика означает ловкость рук и кистей, а также ног и ступней. Стоять на одной ноге и десять раз подпрыгивать, балансировать на лежащих стволах деревьев, лазать, перепрыгивать через препятствия, ходить назад, уметь бросать и ловить большой мяч – все это важные двигательные навыки.

мяч

Сегодня дети имеют в этой области значительно больше проблем, чем предыдущие поколения, потому что они меньше двигаются и, прежде всего, менее разнообразно. Помимо прочего, это приводит к увеличению частоты травм и несчастных случаев.

Также снизилась мелкая моторика. В основном это означает ловкость пальцев, которая практикуется при рисовании, вырезании и изготовлении поделок. А также при игре на ловкость с шариками, конструкторами, головоломками. Формирование разборчивого почерка зависит не только от письменных упражнений в школе, но и от тренировки ловкости пальцев в предыдущие годы.

Мотивация и социальные навыки

интерес

Максимально активная жизнь с ребенком здесь и сейчас – лучший способ подготовиться к школе. Специальные финансовые вложения для этого совершенно излишни. Но ребенку нужно, в частности, одно качество – мотивация. Это включает в себя не только интерес, любопытство и независимость, но особенно стойкость к разочарованию. Это способность справляться с неудачей или откладывать потребность, не злясь или не желая слишком быстро сдаться.

Но родители могут практиковать терпимость к разочарованию в любом возрасте, даже если она уже сложилась в первые три года жизни:

  • Настольные игры – один из способов сделать. Необходимым условием, конечно же, является то, что родители не проигрывают намеренно, чтобы дать своему ребенку чувство достижения. Если четыре человека сыграют в настольную игру, трое из них проиграют. Так что победа – исключение. Каждый, кто вырастает с таким опытом, учится более реалистичным ожиданиям, чем дети, которым постоянно позволяют побеждать.

настольная игра

Навыки общения

общение

Есть еще социальные навыки, для развития которых требуется контакт с другими детьми всех возрастов. Любой, кто растет с несколькими братьями и сестрами от малышей до подростков, имеет явные преимущества в этой области. В любом случае детям нужен контакт с другими людьми, как, например, в детском саду.

Последнее, но самое важное

разговор

Родители должны много разговаривать с малышами – задолго до того, как они смогут говорить сами за себя. Это влияет не только на речевое развитие, но и на формирование привязанности. Поскольку каждый ребенок сталкивается с конфликтами, личные беседы с ними чрезвычайно важны. Только так он сможет привести свою личность со всеми ее идеями, желаниями и намерениями в гармонию с миром и научиться разрешать неизбежные конфликты лучшим образом.

Чтение тоже очень помогает в этом процессе. Дети, которым регулярно читают с раннего возраста, учатся получать радость от литературы. В самом начале можно выбирать книжки с картинками. Затем в игру вступят книги с текстом, будь то проза или стихи. И, наконец, с четырех-пяти лет им можно читать более интересные и длинные сказки или рассказы. Чтение каждый вечер побуждает многих детей попробовать читать самостоятельно. Тогда они смогут ещё успешнее подготовиться к учёбе.

Все упомянутые здесь способности и предлагаемые упражнения, конечно же, рассчитаны на ранний возраст. Первые три года жизни ребенка – это время, которое его больше всего формирует, поэтому родители могут этим воспользоваться для того, чтобы сформировать те навыки, которые пригодятся ему в жизни.


Каждый неравнодушный родитель примерно в четырехлетнем возрасте своего ребенка начинает задумываться о предстоящей школе и, как принято в современном мире, подготовке малыша к ней.

Мне нравится выражение Марии Монтессори “Я не готовлю детей к школе, я готовлю их к жизни”. Школа – это не только интеллектуальное развитие, это значительный скачок в организационной и социальной жизни ребенка, который нельзя делать резко и остро, а для благополучного привыкания лучше сделать процесс освоения ребенка в школе мягким и плавным.

Я не буду спорить, что зачастую интеллектуальная подготовка к школе включает в себя практически весь курс программы первого класса, но не в этом суть. В школу лучше идти, имея определенные “инструменты” в запасе, такие как произвольное внимание, умение посвящать определенное время учебе, способность слышать и выполнять словесные инструкции взрослого и некоторые другие. Все это даст возможность (и это ГЛАВНОЕ!) максимально плавно адаптироваться в стенах школы, где первоочередным является не чтение и каллиграфия (хотя и это очень быстро становится необходимым), а умение следить за всем, что происходит, вовремя реагировать на слова и указания учителя, подстраиваться под школьный режим, находить общий язык с одноклассниками, выполнять требования школьной программы и т.д.

Сейчас малыши живут в мире скоростного течения событий, уймы дел, не на шутку занятых родителей, информационной доступности, поэтому их нельзя сравнивать с теми детьми, которыми были мы, их родители, хотя прошло всего пару десятков лет.

Иное дело, что часто та самая подготовка к школе проводится не в подходящей ребенку форме. Но здесь я прошу родителей не мириться с тем, что есть, а искать, узнавать, находить. Я всегда призываю мам и пап к спокойствию. Ведь если мы, взрослые, будем паниковать при слове “школа”, то радостной ассоциации с этим самым словом у детей ждать наивно.

Что дает “подготовка к школе”?

Организационные умения

Так или иначе, ребенок осваивает навык подготовки к занятиям, распределения и применения школьных принадлежностей, учится корректно следовать указаниям учителя касательно организации рабочего места и необходимых предметов на уроке.

Эффект “знакомости”

Ребенок в школе попадает не в кардинально новые условия, а чувствует, что похожий порядок дел уже ему знаком, он не в растерянности. Это когда вы забегаете немного наперед, разглядывая картинки из новой темы учебника, тогда при изучении данной темы вы чувствуете себя будто “своим” в ней.

Ученическая осознанность

Закладывается ученическая осознанность. Ребенок учится осознавать себя неотъемлемой частью учебного процесса.

Понятие – надо

Формируется понятие “надо”. Речь идет никак не о принуждении и авторитаризме. Речь об ответственности и умении сосредотачивать внимание сознательно. С помощью развития произвольного внимания (то, которое руководствуется волей, целенаправленным усилием человека), ребенок учится посвящать определенное время конкретному занятию.

Меняется ведущий вид деятельности

Плавно меняется ведущий вид деятельности. С приходом в школу, ведущим видом деятельности ребенка становится учеба, а не игра, но невозможно требовать от ребенка резко перестать хотеть играть и полюбить учиться. Поэтому важно плавно интегрировать учебу в жизнь ребенка.

“Запас” знаний, который поможет ребенку влиться в школьный ритм более мягко и охотно. Когда ребенок ощущает собственную компетентность уже с первых школьных дней, ему проще адаптироваться к учебному процессу. Ведь в потоке заданий и общего школьного темпа ребенку довольно сложно еще и изучать новый материал.

Быть “готовым” к школе – это быть уверенным в любом месте, смело браться за любые задания и не бояться попросить о помощи. А этому, как ни странно, тоже нужно учиться. Я прошу родителей не ставить сверхзадачи в подготовке к школе, но и не махать на это рукой. Важно следить за психологическим аспектом подготовки, ведь именно он является базовым для крепкого освоения маленького человека в новой среде.

Школа – это неизбежный, нормальный этап в развитии каждого ребенка. И здесь важно, какое отношение к школе (да и к жизни в целом) вы привьете ребенку изначально: то ли это будут “лучшие годы детства”, то ли “зря потраченное время”. Желаю примкнуть к первым!

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Зачем нужна подготовка к школе. По дороге в первый класс.

podgotovka-k-shkole_pr.jpg

Подготовка к школе: быть или не быть?

Так нужно или нет?

Школа – новая важная ступенька в жизни ребенка. И если раньше дошколята ждали этого момента с радостью и нетерпением, то теперь все чаще дети собираются в школу с неохотой, а родители со страхом. Почему? Да потому что современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. И если первоклассник им не соответствует, это может значительно осложнить ему жизнь.

Подготовка к школе

К сожалению, прошли те времена, когда дети приходили в первый класс в свои семь лет, не умея ни читать, ни писать. Теперь для успешного обучения уже до поступления в школу ребенок должен обладать определенными способностями и иметь за спиной немаленький багаж знаний и навыков. Те ребята, обучение которым дается не легко, которые никак не могут запомнить эти похожие друг на друга буквы и цифры, которые не понимают с одного раза, как сливается слог и почему буквы и звуки это не одно и тоже…. будут испытывать трудности с первого же дня обучения. Смогут ли они работать в том темпе, в котором работает класс? Ведь не смотря на то, что дети, поступающие в один класс, совершенно разные, требования к ним предъявляются одинаковые и критерии оценок едины для всех.

И сколько бы мы не спорили о его правомерности и не рассуждали о том правильно это или нет, оно было, есть и будет. На этом самом тестировании учителя проверяют, умеет ли ваш ребенок читать, писать, считать, решать задачи и т.п. И по его результатам предлагают обучение по той или иной программе. И вот здесь даже самый смышленый дошкольник, который просто не успел еще получить определенные навыки, не сможет показать себя с лучшей стороны и неоправданно попадает не в тот класс, в котором бы хотели его видеть родители.

Подготовка к школе: что важно? или Учим учиться.

Конечно, обучение чтению и письму, умению считать и решать задачи это важно.

Но, несмотря на все вышесказанное, смысл обучения состоит не в заучивании конкретных сведений и не в отработке навыков (это как бы само собой разумеющееся, но не главное).

Смысл в том, что информация должна быть, не просто выучена, а понята и усвоена. Выучить правило, формулу, теорему может любой ученик, а пользоваться ими умеет далеко не каждый. Учителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок отвечает правило и тут же пишет с ошибками, выводит формулу и не может решить задачу. Это говорит о том, что главная проблема не в памяти (хотя она тоже нужна). У ребенка должно развиваться мышление. Мы не получаем его в готовом виде при рождении. Оно развивается постепенно и к 7-8 годам может не сформироваться без целенаправленной работы. Нужно научить ребенка думать, анализировать, систематизировать, в конце концов пользоваться теми знаниями, которые у него есть.

Что еще важно при подготовке к школе?

Давайте посмотрим, что же происходит на уроке в школе? Урок на 60-70% состоит из устных рассказов учителя. Но восприятие информации на слух не является простым и автоматическим процессом. Чтобы понимать объяснения, ребенок должен:

  • знать слова, которые он слышит, а следовательно иметь богатый словарный запас (что среди современных детей, к сожалению, становится редкостью)
  • обладать грамматически правильной речью
  • владеть хорошо развитой разговорной речью

В этом можно убедиться на собственном опыте. Попробуйте прослушать информацию на малознакомом иностранном языке. Реально вы услышите и сможете повторить только отдельные слова или словосочетания. И чем дольше вы будете слушать, не понимая, тем труднее вам будет удерживать внимание. Постепенно вы отвлечетесь, перестанете следить за речью и что-то мысленно повторять. Речь будет восприниматься, как шум.

Поэтому важно развивать речь ребенка.

Итак, что у нас получилось?

Кроме определенного багажа знаний, которые помогут первокласснику влиться в учебный процесс и осилить первый класс, подготовка к школе научит его воспринимать информацию и применять ее в конкретных ситуациях. А проще говоря, нужно научить детей учиться.

Подготовка к школе: когда начать?

Развивать ребенка нужно всегда, начиная с самого рождения. Вряд ли с этим кто-то не согласится.

Когда же нужно заняться именно знаниями и умениями, необходимыми для школы?

Учитывая, что те самые школьные собеседования начинаются уже весной, а занятия в кружках частенько не с начала сентября, остается у нас в учебном году перед школой всего пол года. Минус любимые всеми зимние каникулы, пропущенные занятия из-за болезней и дней рождений. Что же там остается? Конечно, и за это время можно дать ребенку много полезного и нужного, это лучше, чем ничего. Но все-таки хочется более спокойно и целенаправленно подойти к этому вопросу, поэтому лучше начать готовить к школе за два года до поступления в нее. Тем более 5 лет – это отличный возраст для занятий. У детей уже начинает формироваться интерес к учебной деятельности, они быстро впитывают новые знания, интересуются окружающим, способны запомнить большой объем информации, а главное – им все это интересно и доставляет удовольствие (при правильном подходе, конечно).

Читайте также: