Программа внеурочной деятельности земля наш общий дом в начальной школе по фгос 1 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Экологическое образование по данной программе предполагает воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Данная программа познавательного типа общекультурного уровня направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческие способности детей, сочетание теоретических и активных форм обучения.

Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремлении изучать проблему углубленно, расширенно, в пределах занятий в экосистемном подходе к изложению учебного материала, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях, использование регионального компонента.

Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. В этом и состоит актуальность данной программы.

Особенно важно в данной программе, что наиболее наглядной, доступной и познавательной формой для воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к природе и являются практические занятия экологической направленности. Практические занятия играют важную роль в экологическом воспитании школьников, благодаря их мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка.

Цель программы:

дать общие представления о природе;

научить правилам обращения с растительным и животным миром;

закрепить умение учащихся работать с литературой.

воспитать доброе отношение к окружающему миру;

пробудить у детей чувство любви к природе.

развить интерес ребёнка к науке экологии;

развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление;

развивать чувство красоты.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 34 часа: 17 часов – на теоретический материал по основным экологическим понятиям и проблемам современного общества; 17 часов – на практические занятия и участие в практических природоохранных акциях.

Форма занятий: индивидуальная, групповая и массовая. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе.

Содержание программы

Введение (1 ч )

Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы кружка. Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

Ликвидация экологической безграмотности (11ч)

Экологические проблемы с. Ильинское (6 ч)

Наш остров в огромном мире (7 ч)

Я изменяю мир (9 ч)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Воспитывать ответственное отношение к здоровью, при­роде, жизни.

4. Развивать альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

5. Развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Новизна программы

Основные принципы содержания программы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 села Стародубского

Будённовского района Ставропольского края

Учитель начальных классов

Короткова Наталья Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно - правовая база:

Нормативно – правовыми документами программы являются:

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

Основным нормативным правовым документом, определяющим все регламенты внеурочной деятельности, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Проведём анализ данного основного нормативного правового документа. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по организации внеурочной деятельности определяет следующие позиции:

– «Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (п. 16).

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си туации начала XXI века.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы .

Теоретические основы программы - исследования возраст ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Бо рейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Новизна программы.

Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержатель ные линии:

Земля - единая экосистема.

Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

Программа внеурочной деятельности "Земля – наш дом” составлена для учащихся 1-4 классов, направлена на развитие познавательной деятельности учащихся, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации образовательного процессе в гимназии.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Успех в достижении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у подростка экологической культуры. Младший школьный возраст – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живем, формирование многогранных отношений к природе и людям. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ученик более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени.

Актуальность программы

При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Отличительной чертой данного курса является то, что назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности.

В последнее время в системе экологического образования школьников используют самые разнообразные формы внеурочной и внешкольной работы: экскурсии, кружки, клубы, лагеря и др. они имеют в основном практическую направленность. Это эффективное дополнение к практической подготовке школьников в области охраны окружающей среды, которую получают они на уроках. Приобщение школьников к практической природоохранной работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием экологического мировоззрения.

Реализация программы рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей на уровне начального общего образования, возраст детей 6-10 лет. Количество учебных часов – 135 (33 часа – 1 класс, 34 часа – 2 класс, 34 часа – 3 класс, 34 часа - 4 класс). Количество занятий – 1 раз в неделю по 45 минут. Программа предусматривает теоретические, практические, экскурсионные занятия, проектную деятельность, конференции.

Цель программы: формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией среднего общего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи:

  • воспитывать умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей;
  • развивать навыки умения наблюдать природу;
  • воспитывать чувство любви к родной природе, внимания и заботы ко всему окружающему.

Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если:

  • систематически и непрерывно привлекать учащихся к решению проблемных ситуаций экологического характера;
  • включать в образовательный процесс формы и средства по формированию ответственного отношения к природе через народный фольклор, кружки, экскурсии.

Формы организации занятий могут варьироваться педагогом и выбираться с учетом возрастных особенностей детей и уровня знаний по той или иной теме, полученного в основной системе образования. Планируются следующие формы организации занятий: лекции, игры, проекты, экскурсии, практические занятия с макетами, гербарием, образцами.

Основными методами работы являются наблюдения, измерения, работа с источниками информации.

Предлагается реализация следующих видов учебной деятельности:

Учебно – тематический план

1 год обучения (33 часа)

занятий

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

Введение в экологию.

Веселое путешествие в природу. Сбор природного материала.

Творческая мастерская. Поделки из природного материала.

Молчаливые соседи

Наблюдение за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Пернатые друзья

Прогулка в парк. Наблюдение за птицами.

Художественное слово о птицах. Разучивание загадок, стихов и песен о птицах.

О чем плачут деревья

Этажи леса. Знакомство с разными видами растений.

Экскурсия в парк. Наблюдение за деревьями.

Загадки леса. Викторина.

Загадки животного мира

Секреты неживой природы

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года.

Разнообразие цветочного мира

Виды комнатных растений. Экскурсия в кабинет биологии. Уход за комнатными растениями.

Викторина. Кроссворды. Загадки о комнатных растениях.

Человек – часть природы

Люди всякие нужны, люди всякие важны. Знакомство с профессиями.

Выставка рисунков – плакатов об охране природы.

Охрана природы

Красная книга Земли.

2 год обучения (34 часа)

Введение в экологию

Подготовительная работа. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы .

Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов.

На 1 год обучения - 35 часов.

Занятия проводятся 1 раза в неделю .

Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

Земля - единая экосистема.

Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, 35 часов. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные УУД :

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности

Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Регулятивные: коррекция

(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Курской области;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Читайте также: