Почему наш организм работает слаженно 4 класс школа 2100 тест

Обновлено: 02.07.2024

План изучения урока Из каких частей состоит нервная система Какие отделы мозга можно выделить Как нервная система узнает, что происходит в организме и в окружающей среде вокруг организма. Какова роль мозга Какую роль выполняют нервы

Из каких частей состоит нервная система Нервная система состоит из чувствительных клеток, нервов и мозга. Чувствительные клетки очень мелкие и во множестве разбросаны по всему организму. От чувствительных клеток отходят нервные волокна- нервы. Нервы ведут в мозг-центр управления организмом.

Какие отделы мозга можно выделить В черепе находится головной мозг. У человека особенно развиты большие полушария головного мозга: они управляют самыми сложными формами поведения. С головным мозгом связан спинной мозг. Он расположен внутри позвоночника. От спинного мозга отходят нервы, которые пронизывают все тело. Нервные окончания связаны с мышечными волокнами, которые готовы сократиться по сигналу из мозга.

Работа нервной системы Нервная система управляет всеми действиями человека. По нервам мозг получает от чувствительных клеток информацию о том, что происходит внутри тела и снаружи, и принимает решение. Если нужно действовать, мозг направляет свою команду по другим нервам к мышцам, которые сокращают нужный орган.

Какую роль выполняют нервы С помощью нервов нервная система осуществляет точное и четкое руководство работой всех органов. Сигналы по нервам идут быстро и по четкому адресу.

Для любознательных. Что такое гормоны. Существуют ситуации, в которых весь организм должен перестроить свою работу. В этом случае на помощь нервной системе приходит эндокринная система. Специальные железы этой системы выделяют в кровь сильно действующие вещества-регуляторы-гормоны. Например, гормон-адреналин готовит организм к встрече с опасностью: учащает частоту сердцебиения, сужает сосуды, повышает артериальное давление и др.

Практическое задание Чувствительные клетки Нервы Мозг Гормоны Управляемые органы Датчики, пленка фотоаппарата, термометр. Электрические, телефонные провода Компьютер Духи, валерьянка для кошки, сыр в мышеловке. Монитор компьютера.

Итог урока Нервная система управляет работой каждого органа и их слаженными действиями. Гормоны влияют на общее состояние организма. Большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта.

Основные цели: формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях спинного и головного мозга, о функциях больших полушарий мозга, о гормонах и их роли.

Дидактические материалы:иллюстрации с изображением строения нервной системы, лесенка успеха, вопросы плана ответа.

Оборудование: муляж головного мозга из кабинета биологии, кубики льда, мячики, муляжи органов человека, тарелочки, салфетки, смайлики, проектор, интерактивная доска.

Этот урок могут использовать учителя начальных классов, работающие в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- За 1 минуту убедите своего собеседника напротив в том, что изучение организма человека просто необходимо. (Учащиеся работают в парах) С-3

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Яна, выходи к доске и запиши понятие, что такое система органов человека?

- А, пока ты пишешь, ответь на вопрос? Как в наш организм попадают питательные вещества?

- Не останавливайся, продолжай работу. Что-то не так? (Не может сделать этого одновременно)

- Но ведь мы можем дышать, переваривать еду, да ещё и спать при этом! Значит системы органов человека могут работать одновременно, а мы нет?

- С чем вы столкнулись? (С затруднением) С-4

- Что надо сделать, чтобы преодолеть это затруднение? (Выявить причину затруднения)

3. Выявление причины затруднения

- В чем причина ваших затруднений? (Мы не знаем, почем усистемы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать?) С - 5

- Какую цель мы перед собой поставим? (Узнать, почему системы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать?) С - 6

- Чтобы построить план выхода из затруднения, что нужно сделать? (Повторить знания, полученные ранее.)

- Разделимся на группы. Один представитель выходит к доске и из мешка вынимает муляж органа системы, о которой ваша группа будет рассказывать по плану. (Распределяются на группы, представитель выходит к доске, вынимает муляж органа человека из мешка.)

- Вопросы плана лежат на столе каждой группы.

- На подготовку 2 минуты, на ответ 1 минута. (Учащиеся готовятся в группах.)

- Выберите представителя группы, который пойдет к доске рассказывать. (Выступление учащихся)

Карточки на столах

  1. Этот орган (название) относится к ……системе.
  2. Какие органы входят в эту систему?
  3. Какова их роль в организме человека?
  4. Как сохранить эту систему здоровой?

Группа вынувшая муляж головного мозга человека выступает последней.

- Вы знаете, что это за орган? (- Да, это головной мозг человека. Мы встречались на уроке знакомства с системами организма).

- Мы ранее изучали этот орган? (Нет).

- А к какой системе в организме человека он относится? (Нервная система)

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (Нервная система.) С - 7

4. Построение проекта выхода из затруднения

Мы сформулировали тему урока, выявили причину затруднения, теперь приступаем к составлению плана выхода из затруднения.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

1. Узнать, какие органы входят в нервную систему?

2. Выяснить, как работает нервная система?

3. Разобраться, какую роль в организме она выполняет? С – 8

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

5. Реализация построенного проекта

Работа в учебнике.

1. Работа с рисунком на с. 40.

- Переходим к реализации нашего плана, для этого откройте учебники на стр. 40.

- Прочитайте текст и рассмотрите рисунок. (Читают текст, рассматривают рисунок)

- Из чего состоит нервная система человека? (Называют части нервной системы: головной мозг с большими полушариями; спинной мозг; нервы)

По рисунку определяют части нервной системы. С - 9

Работа в парах

На столах стоят тарелки со льдом и маленькими мячиками. С-10

– Для того, чтобы выяснить, как нервная система определяет, что происходит в организме и в окружающей среде, мы с вами проведём небольшое исследование.

- У вас на столах в тарелках лежат кубик льда и маленький мячик.

- Ребята, сидящие на 1 варианте, закройте глаза и вытяните руку перед собой.

- Ребята, сидящие на 2 варианте, протяните их руку к тарелке, к любому из предметов.

- Задача ребят, не открывая глаз, определить и назвать предмет который они взяли.

- Положите предмет обратно. Поменяйтесь ролями. (Проводят исследование)

- Кто взял кусочек льда? Поднимите руку.

- Как вы определили, что это лед? (Он холодный)

- А как определили, что он холодный? (Почувствовали)

- Как определили, что это шарик? (Почувствовали)

- Где находятся клетки, которые чувствуют? (На пальцах)

- Куда уходит информация от чувствительных клеток? (В мозг) С - 11

- Хорошо. А как именно информация от чувствительных клеток добирается до мозга? (При помощи нервов).

- Какой вывод можно сделать? (Мозг получает информацию от чувствительных клеток по нервам и принимает решение. По другим нервам мозг направляет органу команду действовать). С-12

- Могут ли такие клетки быть во внутренних органах? (Наверное, да).

- Давайте обратимся к учебнику на стр. 40 и, на основе прочитанного, сделаем вывод:

- За что отвечает головной мозг? (Головной мозг анализирует информацию и принимает решение).

- За что спинной мозг? (Спинной мозг отвечает за выполнение простых и срочных решений).

- Какие отделы головного мозга можно выделить? (Большие полушария)

- За выполнение какой работы отвечают большие полушария? (За речь, слух, мышление, память и т.д.) С-13

– Давайте снова обратимся к учебнику на стр. 41 и на его основе попробуем дать ответ на возникший у нас вопрос в начале урока. Напомните мне его. (Мы не знаем, почемусистемы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать?) С-14

2. Работа с рисунками на с. 41.

– Работать будем по рядам: прочитайте текст на с. 41 и подберите к рисункам ключевые фразы.

Над первым рисунком работает 1 ряд, над вторым – 2 ряд, над третьим – 3 ряд. Проанализируйте и сделайте вывод. (Учащиеся читают текст в учебнике, работают на стр.41)

а) – Что изображено на верхнем рисунке? (Лена обожглась о чайник) С - 15

- Какие действия она совершила? (Отдернула руку, т.к. обожглась).

- Какие отделы мозга принимают решение? (Спинной).

Вывод: простые и срочные решения принимает спинной мозг. С-16

б) – Что изображено на среднем рисунке? (Миша идет и слушает музыку). С-17

– Какие действия совершает Миша? (Идет и слушает).

- Какие отделы мозга принимают решение? (Спинной. Головной мозг).

Вывод: совместное руководство спинного и головного мозга позволяет совершать действия, в которых участвует несколько органов. С–18

- Можно ли так поступать на дороге, как поступает Миша? (Нет. Он может попасть под машину).

в) – Что изображено на нижнем рисунке? (Лена мешает и солит суп). С-19

– Почему Лена не смотрит, где стоит соль? (Потому, что она помнит, где стоит соль).

– Какой отдел мозга будет отвечать за принятие решения? (За память отвечают большие полушария головного мозга).

Вывод: с помощью больших полушарий головного мозга принимаются наиболее сложные решения и осуществляются наиболее сложные действия. С-20

- Какие действия совершает Лена? (Мешает и солит не глядя).

- Какие отделы мозга принимают решение? (Спинной. Большие полушария головного мозга).

- А теперь давайте вспомним, какие действия в начале урока совершала Яна? (Писала и отвечала на вопрос).

- Какие отделы мозга принимают решение за эти действия? (Большие полушария головного мозга.)

- Так почему эти ребята смогли одновременно выполнять два действия, а Яна нет? (Потому что у Лены и Миши в выполнении действий принимали решения разные отделы мозга. Ту работу (сложную), которую выполняла Яна контролировал один отдел мозга – головной мозг, большие полушария).

Вывод: если в выполнения сложных заданий задействован один отдел головного мозга (большие полушария), то человеку очень трудно выполнять такую работу. С–21

- Мы ответили на проблемный вопрос урока: почему системы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать? (Да)

- Мы с вами составили эталон, который нам поможет понять и запомнить данную тему. С – 21

6. Первичное закрепление во внешней речи

Фронтальный опрос. Учебник. Задание на с. 42 к рисункам. Выполняют задание. (фронтальная работа) С - 22

– Может ли отдыхать нервная система? Прочитайте текст и ответьте на вопрос. (Частично во время сна, но и тогда ей приходится следить за работой внутренних органов). С - 23

Вопросы в учебнике на с. 42.

Максимум.

Если наш организм находится в опасности и необходимо, чтобы все органы были готовы к работе, сможет ли нервная система быстро отреагировать?

Учитель вводит понятие гормонов на примере гормона тревоги с использованием схемы на с. 43.

- Какие из правил для Здоровья нервной системы вы бы взяли? (фронтальная работа) С - 24

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради стр. 15 - №2, С - 25

Выполняют задания. Самопроверка со слайда. №2, №5

  • Лучше ложиться спать: в одно и то же время.
  • В конце дня лучше: погулять.
  • Перед сном лучше: почитать.
  • Постель должна быть: жёсткая.
  • Спать лучше: в темноте.
  • Плохо спится: в духоте.
  • Сну не помешает: полная тишина.
  • Чтобы поскорее заснуть, лучше подумать: о приятном.

8. Включение в систему знаний

Тест. Взаимопроверка со слайда. С. 26–28.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Кто с ней справлялся легко? С - 29

– Кому пока было трудновато?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Почему наш организм работает слаженно? (Потому что нервная система управляет слаженной работой всех органов.) С - 30

9. Рефлексия деятельности на уроке

- На партах у вас лежит Лесенка успеха и смайлики. Разместите их на той ступеньке, на сколько успешно прошел для вас сегодня урок окружающего мира. Напоминаю, что 1 ступенька … С - 31

Тема 9. Почему наш организм работает слаженно - Вахрушев 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

У нетрезвого человека ухудшается работа всех отделов мозга. Он не может логически мыслить и принимать правильные решения (большие полушария), а также он не реагирует на внешние раздражители: холод, жару, опасности (спинной мозг). Это очень опасно.

3. Подчеркни те действия, которые обычно управляются большими полушариями головного мозга.

Отдёргивание руки от горячего предмета; глотание пищи ; глубокий вдох ; понос; сокращение сердца; стук рукой ; кашель; чихание; ходьба; поворачивание головы ; переваривание пищи; наполнение мочевого пузыря ; опорожнение мочевого пузыря ; рвота; произнесение слов .

4. Лена увидела свою маму и помахала рукой. Поставь стрелки, показывающие направления, по которым распространялись сигналы в нервной системе.

Тема 9. Почему наш организм работает слаженно - Вахрушев 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

5. Сон так же необходим нам, как пища. Выбери условия, при которых сон будет более полноценным.

  • Лучше ложиться спать: рано, поздно, в одно и то же время .
  • В конце дня лучше: погулять , посмотреть захватывающий фильм.
  • Перед сном лучше: почитать , поесть.
  • Постель должна быть: жёсткая, нежёсткая, мягкая.
  • Спать лучше: при свете, в темноте.
  • Плохо спится: в прохладной комнате , в духоте.
  • Сну не помешает: тихая музыка, любимая музыка, полная тишина.
  • Чтобы поскорее заснуть, лучше подумать: о нерешённой задаче, о приятном , о том, что завтра рано вставать.

6. Как изменяется работа органов под действием гормона тревоги? Зачеркни неправильные ответы.

  • Сердце бьётся быстрее ( медленнее)
  • Лёгкие делают вдох и выдох реже (чаще)
  • Работа желудка продолжается (прекращается)
  • Мышцы напряжены ( расслаблены )
  • Сосуды кожи сужены ( расширены )

7. Подумай и догадайся, какие процессы в нашем организме управляются только с помощью нервов, а какие — с помощью гормонов. Подчеркни те из них, которые управляются только нервами.

Подготовка к опасности, глотание , регулирование температуры, ходьба , переваривание пищи, сердцебиение, бег , рост организма, движение руки, чихание .

8. Подбери предметы (приборы, детали, препараты], действие которых сходно с работой перечисленных органов и веществ.




Тест за 1 полугодие. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 века". Автор учебника Н.Ф.Виноградова.

Окружающий мир 4 класс | Автор: Плотникова О.В. | ID: 1095 | Дата: 23.1.2014

Читайте также: