О каком суде говорят шемякин суд 8 класс литература кратко

Обновлено: 04.07.2024

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Шемякин суд (8 класс, Коровина, 1 часть, стр. 39-40)

Размышляем о прочитанном

Убогий совершает три преступления: по своей халатности: оставляет лошадь без хвоста, в доме у попа сваливается с полатей и убивает младенца в люльке, а в городе, задумав самоубийство, бросается с мота и убивает старика.

В конце повести наказанными остаются пострадавшие: они не только не нашли справедливости в суде, но и вынуждены откупаться от убогого, чтобы он не потребовал исполнения судебных решений.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

Повесть высмеивает судебную систему, где законы устанавливают люди. Эти законы можно трактовать, как угодно. Сочувствие вызывают герои, пострадавшие от убогого и от судьи. Поп и горожанин потеряли близких людей, а судья принял в отношении их издевательские решения.

4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.

5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте раз­вёрнутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как по­говорку.

Слушаем актёрское чтение

1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает со­чувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипер­бола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками поль­зуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?

Гротеск и гипербола применяются автором в изображении действий убогого и Шемяки, и эти сатирические приемы помогают понять, кого автор высмеивает, а кому можно сочувствовать.

Читать текст, в котором отсутствуют описания, сложно. Актер в передаче смысла произведения использует логические ударения и паузы, неторопливый темп, повышение и понижение силы голоса и интонации.

2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского ис­полнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мне­нию, могло бы прозвучать иначе? Попробуйте в выразительном чте­нии передать ваше личное восприятие текста.

Приемы, которые использует Анатолий Вологдин при чтении текста, помогают понять мысли автора и смысл произведения. Мне думается, что читать по-другому этот текст будет неправильным. Например, нельзя насмешливо или язвительно читать слова Шемяки по отношению к людям, ищущим у него правды. Нужно читать именно так, как это делает актер, как будто то, что говорит Шемяка, серьезно. Ведь Шемяка, произносил свои глупые решения, как произносят торжественную речь.

Повесть о Шемякином суде — это пример остроумной и глубокомысленной сатиры. Она обличает жадность и корыстолюбие, взяточничество и глупость.

Вопросы и задания

Героями повести являются:

два брата крестьянина — убогий (бедный) и богатый;

случайно повстречавшийся горожанин;

Можно сказать, что прав каждый из них. Бедный брат не виноват, что скуден имуществом. Богатый тоже прав, потому что лошадь была несправедливо испорчена. У попа случилось великое горе — его сын умер прямо в доме. И горожанин прав — его отец умер случайно.

Автор на стороне убогого, потому что только ему в рассказе сильно повезло — каждый еще и денег заплатил за свои несчастья. Такова повесть и Шемякином суде.

Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

Преступления Героя в том, что он не знает как выбраться из своей нищеты. хвост у лошади был оторван потому, что он привязал к нему повозку — у него даже х омута не оказалось, а брат не захотел давать. Попова сына он задавил случайно, потому что есть захотел и с полки свалился. Отца горожанина он убил также по воле случая — прыгнул с моста, чтобы свести счеты с жизнью.

Практически каждый герой, кроме убогого, наказан: богатый отдал деньги за лошадь, поп — чтобы не отдавать убогому попадью, а горожанин — чтобы избежать нелепой гибели в результате мести. Отчасти наказан и судья за свою жадность — он не получил ни гроша. Однако, каждый, кто причитал Повесть о Шемякином суде, понимает, что все эти наказания несправедливы. Каждый из героев прав, однако всем им досталось ни за что.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у васм сочувствие и почему?

Повесть о Шемякином суде высмеивает жадность и продажность судьи. Сочувствие возникает ко всем остальным героям, кроме убогого, пожалуй. Ему бы молчать и идти домой, а он просит с остальных денег.

О самом несправедливом, который не только не разрешает ситуацию, но и усугубляет положение.

4. Какие приемы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используется в повести? Приведите примеры использования этих приемов в тексте повести?

Гипербола (преувеличение) используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Даже сильное преувеличение не способно вызвать у читателя удивление.

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, алогизмов для иллюстрации реальных событий. Они используется в целях заострения внимания на определенных акцентах.



Развивайте дар слова

2. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд, как поговорку.

Повесть о шемякином суде производит грустное впечатление, порождает ощущение тотальной несправедливости и глупости. Несмотря на то, что она написана с изрядной долей иронии, героев невольно становится жалко. Безвыходность их положения отражает жизнь многих современников писателя.

В современных общественных структурах отчасти сохранилось такое положение дел. И нам время от времени приходится испытывать на себе этот самый Шемякин суд.

Повесть о Шемякином суде можно узнать из картинок.

2-ая: Взял он (бедняк) лошадь, и набрав полную дровню, привязал ее к лошадиному хвосту. Потом ударил ее кнутом, чтобы она тянула груз, а та дернулась, и хвост у нее оторвался.

3-я: Пришел он к своему богатому брату лошадь возвращать. Тот увидел, что она без хвоста, и недолго думая, отправился в город челом бить на бедняка.

4-ая: Увидел бедняк с полатей, что брат его обедает с попом, а его не зовут, и упал вниз. Упал и придавил маленького сына попа насмерть.

5-ая гравюра: Понял бедняк, что сведут его со света белого брат и поп, и решил свести счеты с жизнью. Кинулся с моста вниз. А под ним шел один из горожан — вез отца в баню мыться. Бедняк же, падая, придавил старика насмерть.

Шемякин суд - нарицательное выражение, обозначающее несправедливый суд.

Шемякин Суд - заглавие старинной сатирической повести о неправедном судье Шемяке, сохранившейся во многих рукописях XVII и XVIII вв., лубочных картинах и народных сказках, а в конце XVIII и начале XIX в. получившей литературную обработку, сделанную Ф. Задубским, А. Осиповым (или А. Олениным) , П. Свиньиным и новейшими издателями Никольского рынка. Все описательные приемы повести, отчасти моральные, обнаруживают позднюю переработку древней легенды на почве сказочных мотивов.

Традиционные братья, богатый и убогий, ссорятся из-за того, что бедный попортил лошадь богатого. Так как богатый не дал хомута, то бедный должен был привязать сани к хвосту лошади. Въезжая в ворота, он забыл выставить подворотню, и у лошади оборвался хвост. Богатый отказывается принять лошадь и идет в город с жалобой на брата к судье Шемяке. Челобитчик и ответчик совершают путь вместе. С бедняком случается второе невольное несчастье. Во время сна он падает с полатей в колыбель и убивает попова ребенка. Поп присоединяется к богатому. При входе в город, бедняк решает покончить с собой и бросается с моста, но падает на больного старика, которого сын вез, очевидно, по льду в баню. Потерпевший также идет к судье с жалобой. Во время разбирательства обвиняемый показывает Шемяке камень, завернутый в платок. Судья уверен, что это - "посул", и решает все три дела очень своеобразно: лошадь должна остаться у бедняка до тех пор, пока у нее не вырастет хвост; поп отдает свою жену бедняку, чтобы от него у попадьи родился ребенок, а третий истец может отомстить бедняку таким же точно способом, которым последний убил его отца. Вполне естественно, что истцы не только отказываются от пени, но дают ответчику щедрое вознаграждение в виде отступного. Этим повесть не оканчивается. Судья высылает своего писца получить от бедняка взятку, но, узнав, что последний показывал ему не деньги, а камень, предназначенный для "ушибленья" судьи в случае обвинительного приговора, - благодарит Бога за спасение жизни. Таким образом, все действующие лица повести остаются так или иначе довольны исходом дела, окончившимся благополучно только благодаря простоте бедняка.

Главных героев не много. Всего пять. Но образ каждого из них автором показ очень ярко. Характеристика героев позволяет увидеть основные черты личности каждого из них.

  1. Богатый брат — человек зажиточный, готовый дать в долг, но не готовый прощать малейшую провинность. Натура жадноватая.
  2. Бедный брат — безответственный, но хитрый человек. Ему не везёт в жизни. Постоянно попадает в трагические ситуации, о которых сожалеет, но от наказания пытается уйти благодаря своей смекалке.
  3. Поп — любящий семьянин. Но кажется, что жену он любит больше, чем погибшего младенца, так как о ребёнке скорбел не долго, а за жену не пожалел заплатить целых 10 рублей.
  4. Горожанин — заботливый сын, трусливый. Не захотел мстить за погибшего отца.
  5. Судья Шемяка — хитроват и жадноват. Легко обводится вокруг пальца.

В повести рассказывается, как один бедный человек попросил у своего богатого брата лошадь, но не смог вернуть её в целости и сохранности.

За это его повели на суд. Но по дороге он умудрился задавить ребёнка у попа, приютившего братьев на ночь, и придавить старого отца одного горожанина.

На суде же он обманным путём получил решение в свою пользу, обхитрив судью четыре раза.

Три раза он вводил судью Шемяку в заблуждение завязанным в платочек камнем, чтобы тот думал, что там деньги и выносил решения в пользу бедняка.

А в четвёртый раз он хитро растолковал, почему он показывал на суде свой камень.

Так бедняк смог получить выгоду несколько раз благодаря своей смекалке.

В Повести о Шемякином суде чётко прослеживается, насколько алчным может быть человек, что его решения всецело могут зависеть от того, заплатят ли ему за это.

Также показано, что смекалка может помочь человеку не только не получить наказание, но и быть вознаграждённым. Хотя в данной ситуации бедняк был виноват и наказать его стоило бы за его беспечность. Мало того, что он не может себя обеспечить по жизни, так ещё и другим вред и горе принёс.

Был у одного богатого крестьянина брат — бедняк. Богатый постоянно снабжал братца своего, но тот всё равно оставался в нужде.

Однажды бедняк попросил у богатого лошадь. Надо было ему дров навозить. Богатый нехотя одолжил ему лошадь на время. А вот хомут по просьбе бедного богач давать не захотел.

Так и быть, бедный вместо хомута дровни к хвосту лошадиному привязал.

А когда заезжать во двор стал, дровни за подворотню зацепились, хвост лошадиный и отвалился начисто.

Пришлось назад лошадь отдавать без хвоста. Да не взял её хозяин в таком вот бесхвостом виде обратно. Задумал судье пожаловаться за убыток такой.

Судьёй был там Шемяка.

Зная, что всё равно в суд вызовут, решил бедняк сам туда пойти по собственной воле.

По дороге они заночевали у одного знакомого попа. Сели поп с богатым ужинать, а бедняка звать не стали.
Тот места себе не находил. Вертелся-вертелся на полатях, да вниз шмякнулся. И угодил прямо на младенца. Тот сразу и помер.

Поп тоже пошёл в суд жаловаться на бедняка.

Идут они все по мосту. А внизу человек отца своего в баню везёт. А бедный того не видел, да и решил оккурат в ентом месте самоубийство над собой свершить. Потому как вину за собой чувствовал за лошадь, да за мальца задавленного. Всё равно бы не оправдали.

Сбросился он с моста, да прямо на старика того немощного и угодил. И тоже погубил его. Словили бедного, да к судье привели. А он всё думу думал, что бы такое судье взяткой предложить.

Завернул в платок камень и предстал перед судьёй.

Богатый брат выложил всю свою претензию судье Шемяке на бедного своего брата. Судья дал слово бедному.

Бедняк показал камень в платке судье. А тот не знал, что в платке камень. Думал, что такая сумма там крупная. И выдал решение, чтобы лошадь оставалась у бедного, пока у неё хвост не отрастёт.

Потом со своей жалобой на бедняка поп выступил. Бедный опять камнем перед судьёй помаячил.

Судья и тут решение, угодное бедняку, выдал. Поп должен отдать бедному свою попадью, чтобы она с бедным жила, пока нового ребёнка не получила от него.

И, наконец, последний истец начал рассказывать, что ему сделал бедняк, и за что он на него в суд подаёт.
Шемяка и тут, глядя на потрясывания завёрнутого камня в руках у бедняка, вынес выгодное для него решение.

Теперь он велел сыну отомстить таким же образом. Т.е. он тоже должен убить бедняка, бросившись с моста прямо на него.

После окончания судебного заседания богатый уже и сам захотел вернуть свою животинку, да только бедный теперь уж, ссылаясь на судебное решение, стал цену загибать.

Пришлось богачу за свою же лошадь бедняку пятак отдавать, чтобы вернуть её себе, пусть даже и бесхвостую.

Бедный начал попадью требовать. Решение суда, дескать, таково было.

А попу жену-то жалко отдавать стало. Заплатил за неё 10 рублей, выкупил жёнушку у бедного.

Бедный пошёл к третьему истцу, чтобы и тот решение суда выполнил. Но тот хорошо всё обдумал, да и отказался от мести. Пошёл на мировую и тоже заплатил ему, чтобы не требовал с моста на него кидаться. А вдруг да промахнётся. Самому же тяжко и будет.

Судья же отправил к бедняку своего человека за тремя свёртками, которыми бедняк каждый раз на суде потрясывал.

Бедняк вынул камень. Шемяка удивился экому диву.

— Что за камень такой?

А бедняк ответил, что это он так грозил, если б решение не в его пользу было бы вынесено, то получил бы Шемяка этим камнем.

Судья обрадовался, что правильное решение в пользу бедняка каждый раз выносил. Да и бедный обрадовался, довольный домой отправился.

Следующие вопросы помогут поразмышлять над прочитанным.

Автор в своей повести высмеивает жадность отдельных личностей, а также служащих, которые за деньги готовы выносить решения в пользу подсудимого, несмотря на то, что он совершил очень много ужасных противозаконных деяний.

Судя по стилю изложения, автор на стороне этого неуклюжего бедняка, который попадает в одну ситуацию хуже другой. В произведении он описывается так, что читателю сразу понятно — он бы рад не совершать плохих поступков, но у него как-то само получается. Он даже умереть нормально не смог, пожелав броситься с моста. Даже тут он умудрился упасть прямо на человека и в очередной раз стать убийцей.

Существует две версии повести: в прозе и в стихотворной форме.

Повесть стала прекрасным материалом для драматических и сатирических постановок и стала по-настоящему народным фольклором.

Три юмористические ситуации описываются в повести. Эти ситуации все связаны с одним героем — бедным братом. Его страдания не прекращаются, а усугубляются какой-то незадачливостью бедняка.

Казалось бы, что он каждый раз попадает всё в более безвыходную ситуацию.

Но в конце повести всё оборачивается приятным для него образом.

Если смотреть по закону, то главный герой — настоящий уголовник: отрывает лошади хвост, зашибает поповского ребёнка до смерти, а потом ещё и падает с моста на старика, который тотчас умирает.

Получается, что он дважды душегуб, доведённый до отчаяния.

По законам того времени, герой подлежал страшному наказанию за свои проступки.

Герои повести — люди разных сословий и разного общественного положения. Это крестьяне, поп, горожанин и служащий суда. Каждый в отдельности занимается своими обыденными делами.

Но всех вместе объединяет желание обернуть сложившуюся для каждого ситуацию угодным лично для себя образом. А в выигрыше оказывается тот, кто явился виновником и причинителем горя каждому из героев.

Повесть высмеивает неуклюжесть бедняка, его удивительную способность попадать в истории, в случайные казусы. Смешон Шемяка, который вынес такие решения в угоду бедняку, замаскировавшему камень, который хотел использовать как орудие. Однако судья высмотрел в этом свёртке то, к чему стремится по жизни его душа. Он надеялся получить деньги.

Не сложно определить, кто виноват во всей этой истории. Виноват бедняк. Это он лишил лошадь хвоста, погубил младенца и старика. Это он имел умысел побить судью камнем.

Но прав ли богач, который пожалел хомут для лошади? Ведь именно из-за этого лошадь осталась без хвоста. Нет, он не прав, а потому поделом ему, что он заплатил 5 рублей за бесхвостую лошадь, чтобы вернуть её.

Прав ли поп, который не усадил бедняка за стол, чтобы тот не вертелся на печи и не свалился на ребёнка? Тоже не прав.

Судья вынес неправедный приговор только потому, что ему вдруг показалось, что в платке завёрнуты деньги, которые бедняк хотел ему отдать за мягкое решение.

Получается, что правых в этой истории нет.

Читайте также: