Человек как биосоциальное существо кратко философия

Обновлено: 30.06.2024

111

Человек — это биосоциальное существо, которому характерны как свойства, передающиеся по наследству, обусловленные природой, так и появившиеся в результат социализации, жизни в обществе.

На ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.

Особенности , характерные для человека

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности , характерные для животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности , характерные и для человека, и для животного

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.

Главная проблема человека в философии – самопознание. Разные трактовки приписывают человеку диаметрально противоположные стремления и задачи. Для одних он – конечная цель эволюции, предмет создания Творца, для других – самостоятельное существо. Необходимость раскрыть феномен стала ключевой проблемой почти всех философских систем.

Определение проблемы философии

фото 748

Анторопосоциогенез как философское направление

Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.

Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.

Сущность человека в философии

Процесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности:

  1. Биологический – имеет природное начало.
  2. Социологический – продукт социальных отношений.
  3. Теологический – отражение духовного начала.
  4. Социокосмический – совокупность трех предыдущих аспектов.

Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения.

Человек как биосоциальное существо

Современный человек появился в результате эволюции – биологических изменений, направленных на совершенствование исходного вида. В отличие от животных, рождающихся с определенным набором инстинктов, человек, как высокоорганизованное существо, обладает рефлексами. Он изучает, наследует и воспроизводит паттерны (модели поведения) не только других людей, но и других видов. Поведение конкретного индивида определяет культурная среда, в которой он живет.

Основные задачи культуры:

  • формирование автономии человека, его отдаление от природных случайностей;
  • увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества;
  • обеспечение психологического комфорта;
  • предоставление возможности минимизировать физический труд;
  • появление и усовершенствование научных открытий.

Становление человека, как разумного, произошло благодаря:

  • наличию разума и сознания;
  • появлению членораздельной речи;
  • способности совершать свободный выбор;
  • развитию орудий труда;
  • способности к нравственности, управлению своими влечениями.

Ученые уверены, что развитие индивида было бы не возможным без социальных связей. В процессе становления общества (и развития человека, как продукта общества) сформировались основные типы отношений:

  • производственные;
  • межобщинные;
  • брачно-семейные;
  • межличностные.

Потребность в контактах является одной из базовых, и воспроизведение системы общественных отношений – способ ее реализации.

Человека модно назвать биосоциальным существом – продуктом биологической и социальной эволюции.

Как проявляется человек

В философии существует два основных проявления: индивид и личность.

Особенности личности определяют:

  • психологическая сущность, мировоззрение;
  • целостность убеждений, отсутствие в них противоречий;
  • характер интересов и потребностей;
  • осознание своего места в обществе;
  • соотношение различных личностных качеств.

Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:

  1. индивидуальности.
  2. духовности.
  3. социальном статусе.
  4. коммуникации.

фото 749

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.

Взаимодействие человека и природы

Природные объекты могут быть:

  • живыми – совокупностью организмов.
  • неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.

Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.

С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:

  • природные;
  • специфически общественные;
  • природно-социальные.

Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.

Смысл жизни

  • наслаждение;
  • счастье;
  • действие;
  • страдание.

Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.

В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.

В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.

Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.

Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.

Понятия жизни, смерти и бессмертия, как одного из фундаментальных вопросов философии

Жизнь у большинства народов воспринималась как негативное явление. Никому доподлинно неизвестно, есть ли жизнь после смерти. Поэтому смерть страшит людей и одновременно является добродетелью – она избавляет от мук физического существования.

Бессмертие – продление жизни до бесконечности. О потенциальной возможности бессмертия задумывались философы всех школ и направлений.

Выделяют следующие виды бессмертия:

  1. Передача генов. Продление своей жизни в детях – основной способ относительного бессмертия, к которому люди прибегают сознательно.
  2. Сохранение тела. Бальзамирование, мумификация, криогенезация позволяют предохранить тело от разложения и дать потенциальную возможность воскрешения к жизни в будущем.
  3. Соединение тела, сознания и Вселенной. Для восточных течений философии, типично восприятие индивида, как части Вселенной, которая после смерти вернется в круговорот материи.
  4. Творчество. Научные открытия и произведения искусства позволяют именам их создателя оставаться в веках.
  5. Состояние измененного сознания. Медитация и аутотренинг позволяют выйти за рамки сознания, проникнуть в другое время, измерение, стать частью Вселенной.

фото 750

Современное направление философии – трансгуманизм – предполагает, что человеку доступна бессмертность, благодаря бесконечной регенерации клеток организма. В дальнейшем достижения науки позволят продлить жизнь на несколько сотен и даже тысяч лет.

Человек Да Винчи

Биологическое в человеке

С точки зрения анатомии и физиологии, человек является самым обычным биологическим существом. Каждая из имеющихся в нашем организме систем решает определённые биологические задачи. К примеру, кровеносная система обеспечивает все органы кислородом и питательными веществами, а лимфатическая обеспечивает их очистку.

Интересно, что многие наши системы уступают по своим возможностям аналогичным системам животных. Наше зрение не сравнится со зрением орла, мы не можем бегать со скоростью, которую развивает гепард, а наш желудок не способен переваривать траву, создавая из неё питательные вещества, как это делает желудок коровы. Тем не менее по своему общему потенциалу мы превосходим всех животных, и это обеспечивается именно нашей социальной природой.

Примеры биологических особенностей

Человек отличается от остальных животных многими биологическими особенностями. В качестве наиболее важных и отчетливо заметных можно назвать такие признаки как:

Социальное в человеке

Человек – это единственный представитель животного мира, который не подстраивается под окружающую среду, а подстраивает её под себя. Стоит отметить, что влияние человека на природу может быть как разрушительным, так и созидательным. Своим действиями он может нарушать её естественную гармонию, а может облагораживать мир вокруг себя, превращая мрачные топи в цветущие сады.

При этом практически любая деятельность человека неразрывно связана с обществом. Лишь в своём взаимодействии с другими представителями своего вида и с окружающей средой мы становимся людьми, поскольку лишь тогда мы действительно отличаемся от остальных животных. Наша социальная сущность проявляется через общение, осознанную работу, способность приходить к компромиссу и желание заниматься творчеством, создавая что-то для других.

Примеры социальных особенностей

По мере взросления человека происходит его социализация – приобретение им качеств, необходимых для жизни в обществе. Очевидно, для этого процесса требуется постоянное взаимодействие с другими людьми, а вне социума социализация невозможна. Погружаясь в общественную жизнь, общаясь с другими людьми, он обретает разум, выстраивает своё видение мира, формирует представления о морали и нравственности, находит баланс между личной свободой и ответственностью.

Основные социальные особенности человека:

  • Сознание. Наше сознание – это отражение внешнего мира в наших мыслях, реакциях, чувствах и переживаниях.
  • Речь. Устное и письменное общение – основные способы обмена информацией между людьми.
  • Мышление. Умение не просто воспринимать, но и разумно анализировать происходящие события, делать определённые выводы и выбирать рациональные решения также определяется социальной природой человека.
  • Труд. Основным толчком к развитию человеческого общества и всей цивилизации стало появление организованного труда с использованием всевозможных орудий.
  • Культура. Наличие культуры – главное отличие человека от животных (под культурой обычно подразумевают всё, что создано человеком, а не природой).
  • Творчество. Одним из важнейших отличий человека от животных является также стремление создавать что-то принципиально новое и уникальное не просто так, а чтобы оценили другие люди.

Концепции биологического и социального

Существует два полностью противоположных подхода: биологизаторский и социологизаторский. При этом у каждой из этих концепций есть достаточно большое количество сторонников, а также аргументов в её пользу.

  • Биологизаторский подход акцентирует внимание на том, что большинство социальных и психологических особенностей человека имеют то или иное эволюционное объяснение. То есть, любая сложная и высокоорганизованная социальная деятельность на самом деле объясняется какими-то эволюционными механизмами. К примеру, если человеку хочется создать нечто, что оценят и похвалят другие люди – это объясняется тем, что много тысячелетий назад подобное поведение повышало авторитет человека в его племени и обеспечивало ему больше возможностей для того, чтобы благополучно оставить потомство.
  • Социологизаторский подход строится на том, что именно социальные факторы являются первопричиной становления личности. То есть, все наши стремления не являются следствиями биологических инстинктов, а формируются в процессе социализации. При этом биологические факторы, конечно же, влияют на поведение человека, но не кардинальным образом.

Единство биологического и социального

Биологическое в человеке не отделено от социального. Оно определяет некий набор базовых естественных свойств, продиктованных природой. При этом в процессе социализации человек формирует свою социальную составляющую, которая не заменяет биологическую, а дополняет её. Его социальный и культурный мир строится на биологическом фундаменте генетических предпосылок, в результате чего и формируется уникальная личность с собственным мировоззрением, ценностями, принципами, взглядами и идеями.

Биологическое и социальное в человеке находятся в непрерывном взаимодействии, и это взаимодействие никогда не может считаться завершённым. Биологические функции организма находятся под влиянием социальных факторов в гораздо большей степени, чем у других животных. И всё же не всегда человек может контролировать свои биологические потребности при помощи разума. Более того, часто он даже и не осознаёт, что сейчас природа берёт верх, и очередное решение, по сути, принимает не он, а его животная сущность.

Заключение

С точки зрения современной науки, человек – это уникальное существо с двойной природой. В нас одинаково сильно проявляется как биологическая часть, так и социальная. Первая заложена в нас на генетическом уровне и определяет наш темперамент. Вторая формируется в процессе социализации и оказывает значительное влияние на наш характер. Но ни одна из них не определяет полностью, кем является человек, поскольку биологическая и социальная части неотделимы друг от друга. Поэтому можно сказать, что человек – это уникальное биосоциальное существо.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Биосоциальная сущность человека. Мировоззрение. Познание. Истина и её критерии"


Современная же наука определяет человека как социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Также стоит отметить, что человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Как же появился человек? Принято выделять следующие основные теории происхождения человека.

Суть эволюционной теории заключается в том, что человек появился на нашей планете не сам по себе. Его появление – это результат длительной эволюции видов живых организмов, в основе которой лежит естественный отбор.

В рамках эволюционной теории возникла трудовая теория происхождения человека. Её сторонники подчёркивают, что большую роль в становлении человека в его современном виде сыграл труд, в процессе которого развивалось сознание человека, его способности мыслить, членораздельно говорить и так далее.

Самой молодой является космологическая (уфологическая) теория, которая утверждает внеземное происхождение человека, говорит, что жизнь на Земле возникла в результате разумного замысла инопланетян.

Все теории происхождения человека можно объединить одним словом – антропогенез – это процесс формирования человека; часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного; теория происхождения человека.

Также в качестве объединительного термина иногда употребляется понятие антропосоциогенез – это процесс происхождения человека и общества.

Какие же существуют подходы к объяснению сущности человека? В начале нашего занятия мы отметили, что человек существо социально-биологическое, то есть природное и общественное. А как вы думаете, чего в человеке больше?

Представители второго направления считают, что человек – это единое биосоциальное существо. И природа, и общество влияют на человека совместно, и их нельзя отделить друг от друга.

Что же человек получает от природы, а что в человеке формируется благодаря воздействию общества?

К биологическому в человеке можно отнести:

· строение организма, функционирование его органов и систем;

· задатки к развитию способностей (общих и специальных);

· приспособление к окружающей среде;

· способность к обмену энергией с окружающей средой;

· простейшие психические реакции;

· возможность использовать природные предметы.

Некоторые особенности, заложенные природой в человеке, сильно отличают его от других живых существ. Эти особенности принято называть биологическими факторами антропогенеза, к ним относят:

· сложное строение мозга (способность к абстрактному мышлению);

· строение нижней челюсти и гортани (способность к развитию членораздельной речи);

· строение кисти рук (противопоставление большого пальца руки остальным);

· способность к прямохождению.

Здесь важно понимать, что дальнейшее развитие данных способностей человека возможно только в социуме.


Например, в Индии в период с 1843 по 1933 годы было найдено не менее 16 детей, которые провели первые годы своей жизни среди животных и были полностью лишены общения с людьми. В отличие от своих литературных наследников, таких как Маугли Редьярда Киплинга или Тарзан Эдгара Райса Берроуза, людей с относительно нормальным человеческим умом и физическими способностями, а также с врождённым чувством культуры, но более развитым инстинктом выживания, дети джунглей оказались почти совершенно неспособными изменить привычки, приобретённые во время жизни среди животных. Те, кто в детстве жил в обществе животных, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в обществе людей, заботу и усилия по перевоспитанию.

В том числе и поэтому к социальному в человеке можно отнести:

· членораздельную речь, язык;

· способность усваивать достижения культуры;

· способность производить орудия труда;

· социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь);

· духовные потребности (мораль, религия, искусство);

· осознание своих потребностей;

· деятельность (трудовая, художественная и тому подобное) как способность преобразовывать мир;

· создание орудий труда для преобразования окружающей действительности;

· способность к творчеству, созиданию.

С человеком как биосоциальным существом связано три термина: индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – это отдельно взятый представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Индивидуальность – это неповторимое уникальное сочетание психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Личность – это совокупность социально значимых качеств человека.

Можно говорить о мировоззрении человека, мировоззрении социальной группы и мировоззрении общества в целом.

Мировоззрение состоит из важнейших убеждений – это устойчивые взгляды, идеалы, принципы, проявляющиеся в действиях и поступках. Поэтому мировоззрение определяет отношение человека к самому себе, природе, обществу – направленность личности – совокупности устойчивых мотивов деятельности личности, относительно независимых от сложившейся в данный конкретный момент ситуации.

Элементами мировоззрения являются: мироощущение (настроение, чувства, эмоции); мировосприятие (образ мира в наглядных представлениях); миропонимание (рациональные представления о мире).

В структуру мировоззрения входят: убеждения, духовные ценности, знания, идеи, принципы, убеждения, принципы, идеалы.

Существуют следующие пути формирования мировоззрения: стихийное формирование (обыденное (житейское) мировоззрение); осознанное формирование (религиозное мировоззрение; философское мировоззрение; научное мировоззрение).

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Оно помогает определять истинные ценности, выстраивать иерархию ценностей, даёт ориентиры и цели для деятельности человека, а также позволяет понять, какими средствами (методами) можно достичь поставленных целей.


Мировоззрение неразрывно связано с процессом познания, то есть приобретением новых знаний о мире. Субъектом познания (тем, кто познаёт) являются человек и общество. Объектом познания (тем, что познаётся) выступает познаваемый предмет или весь окружающий мир (природа, общество, человек).

Целью познания является получение достоверных знаний о мире, которые в свою очередь являются результатом познания.

Выделяют следующие виды познания: обыденное, мифологическое, религиозное, научное, социальное, художественное.

Существует такой термин, как гносеология – теория познания; раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

Вопрос о том, познаваем ли мир, издавна волновал философов.

Принято выделять три философских направления познания мира.

Агностицизм – это философское учение, отрицающее возможность познания окружающего мира и его закономерностей. Разновидностью агностицизма является конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные понятия и теории являются результатом соглашения между учёными.

Гносеологический скептицизм – это философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Гносеологический оптимизм – это концепция, утверждающая возможность познания мира.

Как же происходит познание мира? Можно выделить следующие уровни познания: чувственное и рациональное.


Основными формами чувственного познания являются:

· ощущение – отражение отдельных свойств предмета при его воздействии на тот или иной орган чувств;

· восприятие – целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств;

· представление – образ предмета, возникающий в результате припоминания или фантазирования.

Основными формами рационального познания являются:

· понятие – мысль, утверждающая общие существенные признаки объекта;

· суждение – мысль, утверждающая или отрицающая наличие каких-либо свойств у объекта или связи между объектами;

· умозаключение – мысленный вывод из нескольких суждений:

§ дедуктивное – от общего к частному;

§ индуктивное – от частного к общему;

§ сделанное по аналогии.

Какой способ познания приоритетен?

Представители эмпиризма считали, что единственный источник наших знаний – чувственный опыт. Сторонники рационализма утверждали, что разум – это основа познания и поведения людей. Так или иначе, но результатом познания являются знания – это информация, совокупность сведений об окружающем мире, результат познания человеком действительности.


Очень важно, чтобы знания были истинными. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина может быть:

Абсолютной – исчерпывающее достоверное знание о природе и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительной – неполное неточное знание, которое соответствует определённому уровню развития общества, обуславливающему возможности познания; знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения. Относительная истина постоянно углубляется и уточняется в ходе познавательной деятельности.

Объективной– такое знание, которое не зависит от личности того, кто познаёт, не зависит ни от человека, ни от человечества.

Субъективной– знание, которое существует только в сознании субъекта и обусловлено особенностями познающего субъекта.

Истина одна, а правда – у каждого своя.

Конкретной – истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учётом конкретных условий его развития. Она связана с определённым местом, временем и обстоятельствами.

Противоположностью истины являются заблуждения, ошибки, ложь.

Заблуждение – ситуация, когда наше понимание какого-либо предмета или явления не совпадает с ним непреднамеренно, в связи с тем, что наши познавательные способности несовершенны.

Ошибка – это результат неверного действия, практического или теоретического.

Читайте также: