Почему модернизация потребовала существенной корректировки национальной политики кратко

Обновлено: 08.05.2024

Новые тенденции в национальной политике. Одной из существенных характеристик Российской империи начала XX в. был многонациональный состав ее населения. (Вспомните, какие народы проживали тогда на территории России.) Традиционными основами российской национальной политики являлось сохранение у присоединенных к Российской империи народов сложившихся форм политической, общественной и культурной жизни, религиозной веротерпимости, сотрудничества с лояльными национальными элитами.

Процесс модернизации потребовал унификации административного, правового и социального устройства страны, создания единого языкового, образовательного и культурного пространства.

Раньше всех установка на административную и культурно-языковую унификацию проявилась по отношению к Польше. Но это было вызвано не столько модернизацион-

3 - Алексашкина, 11 кл.

ными, сколько политическими причинами. После подавления восстания 1863—1864 гг. были ликвидированы последние следы польской автономии. Польская администрация была упразднена, польские чиновники заменены на русских, а польский язык в делопроизводстве — на русский язык. Вся юриспруденция была переделана на русский лад, и только основанное на Кодексе Наполеона польское частное право сохранило свою силу. Само название Королевство Польское было заменено термином При- вислинский край. В последующем и вся система высшего, среднего и начального образования, за исключением преподавания религии, была переведена на русский язык.

Репрессиям подверглось и католическое духовенство. Большинство католических епископов были низложены, церковные земли секуляризованы, монастыри закрыты, отношения с Ватиканом прерваны. Тем самым было положено начало отходу российского правительства от традиционной политики веротерпимости.

Стремление вытеснить польское влияние привело К распространению репрессивных мер на украинские, белорусские и литовские земли.

Политика унификации коснулась не только мятежных поляков, но и лояльных к русскому правительству прибалтийских немцев, проживавших в Лифляндии и Эст- ляндии и имевших еще с начала XVIII в. особые права. В конце XIX в. русский язык заменил немецкий не только в государственных учреждениях, но и в городском самоуправлении, суде и полиции, а также в школах всех ступеней, за исключением двух первых классов сельских школ и преподавания религии. В 1893 г. немецкий Дерпт- ский университет был преобразован и переименован в русский Юрьевский университет. Лишь на его теологическом факультете сохранилось преподавание на немецком язы- ке. Все эти меры значительно ослабили позиции немецко- балтийского дворянства и были положительно восприняты латышами и эстонцами, считавшими Россию своим союзником в борьбе против немецкого засилья. Однако введение русского языка в сельских латышских и эстонских школах, а также усилившееся давление на лютеранскую церковь вызвало у этих народов негативную реакцию.

Значительно позже, чем Польша и Прибалтика, объектом административной и культурно-языковой унификации стала Финляндия. 3 февраля 1899 г. Николай II издал манифест, ограничивавший права финского сейма.

Все делопроизводство в государственных учреждениях переводилось на русский язык. В 1901 г. были расформированы национальные финские части. Сейм отказался одобрить эти законы, а финские чиновники объявили им бойкот. В 1903 г. генерал-губернатор Финляндии

Н. И. Бобриков получил от царя чрезвычайные полномочия. Это значительно обострило обстановку, в 1904 г. Бобриков был убит финскими террористами.

Объектом русификации стали также два христианских народа Закавказья — грузины и армяне. Грузинский язык был практически вытеснен из всех типов школ, даже в Тифлисской духовной семинарии преподавание велось на русском языке. Под контроль российских властей была поставлена система армянского школьного образования, традиционно находившаяся под опекой армяно-григорианской церкви, а преподавание было переведено на русский язык. После 1895 г. последовало закрытие церковных начальных школ, добровольных общественных объединений и библиотек.

В 1903 г. был издан указ о передаче имущества армяно-григорианской церкви в ведение властей. Дело в том, что армянская церковь пользовалась самостоятельностью и существовала исключительно за счет пожертвований прихожан, а церковным имуществом управляли лица, назначенные армянским патриархом (католикосом). При этом церковь получала крупные доходы, часть которых, по мнению полиции, использовалась для поддержки армянских национально-революционных организаций. Армянское население восприняло этот указ как посягательство на национальные ценности и религиозные традиции. При описях церковного и монастырского имущества начались столкновения, нередко заканчивавшиеся кровавыми побоищами.

Народы Среднего Поволжья и Урала считались интегрированными в число российских подданных, однако и здесь во второй половине XIX в. усилились ассимиляторские тенденции. Это выразилось в требовании «полного

Народы Сибири, Севера, Средней Азии были выделены в особую категорию инородцев и управлялись в соответствии с изданным в 1822 г.

В то же время религиозная жизнь и система образования мусульманских народов Закавказья и Средней Азии уцелели и не подверглись прямому вмешательству. 2.

Насколько взрывоопасной была ситуация, показали события, произошедшие в апреле 1903 г. в Кишиневе. Накануне Пасхи был убит мальчик, и вскоре поползли слухи, что евреи убивают христианских детей в ритуальных целях, чтобы использовать кровь младенцев для приготовления пасхальной мацы. В городе начались беспорядки, принявшие форму еврейских погромов, в ходе которых пострадало около 500 человек, было разгромлено 700 жилых домов и 600 магазинов. В конце августа 1903 г. кровавые события произошли в Гомеле. Власть ответила вялыми судебными процессами и указом об открытии для поселения евреев еще около 150 городов и местечек. Любые предложения об уравнивании еврейского населения в правах встречали самое решительное сопротивление со стороны Николая II. 3.

Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи. Ужесточение национальной политики вызвало рост национальных движений в Российской империи. Однако с подобными проблемами сталкивались в XIX в. все многонациональные европейские страны, вступившие на путь модернизации.

Схожесть протекания процессов в большинстве европейских национальных движений позволила чешскому историку Мирославу Хроху разделить их развитие на три последовательные фазы: —

фаза культурного развития (фаза А) — на этом этапе пробуждается интерес сравнительно небольшой группы образованных людей к языку, истории и фольклору своего народа; —

фаза национальной агитации (фаза Б) — на этом этапе немногочисленная национальная интеллигенция преследует цель внедрения национального сознания в более широкие слои населения, мобилизации этого населения и его интеграции в единое национальное сообщество; —

фаза массового движения (фаза В) — на этом этапе идеи национального самосознания охватывают большую часть общества, которое теперь стремится к политическому самоопределению.

Данная последовательность в развитии национальных движений была характерна и для многонациональной Российской империи. Однако и здесь проявлялась ее специфика. Из-за относительной социально-экономической отсталости России и ее автократической самодержавной формы власти национальные движения охватили Россию позже, чем остальную Европу. При этом между различными национальными регионами наблюдалась существенная асинхронность в фазовом развитии. Кроме того, значительной интегрирующей силой обладали традиционные династическо-имперские принципы российской государственности, и новое национальное мышление лишь постепенно становилось способным к успешной конкуренции с ними. 4.

Таким образом, польское национальное движение к на- чалу XX в. сумело создать массовую основу движения с разнообразными организациями и первыми политическими партиями, целью которых было достижение Польшей независимости, этой же цели были подчинены социальные преобразования в польском обществе, т. е. польское национальное движение вступило в третью фазу развития. 5.

Национальные движения финнов, эстонцев и латышей. На западе Российской империи существовал ряд наций, которые в течение длительного исторического периода развивались в рамках различных европейских государств. Финны, латыши и эстонцы находились в сфере лютеранского среднеевропейского (немецко-шведского) воздействия, в то время как литовцы, белорусы и украинцы были тесно связаны с судьбой Речи Посполитой.

Культурное пробуждение финнов, эстонцев и латышей пришлось на XIX в., и к началу XX в. национальные движения этих народов находились в фазе национальной агитации. Их цели поначалу были преимущественно культурно-просветительские. Они стремились к языковому равноправию в делопроизводстве и школьном образовании, чего удалось постепенно достичь только в Финляндии. К тому же эстонцы и латыши выступали против привилегий крупных землевладельцев немецко-балтийского дворянства.

Однако политика центрального правительства, направленная на ограничение автономии Финляндии, привела к мощной политической мобилизации всего финского населения. Так, под протестом на имя российского императора против февральского манифеста 1899 г. подписалось свыше 500 тыс. человек. Финское национальное движение перешло в фазу массового движения.

Политические течения внутри национальных движений постепенно приводили к формированию политических партий. Причем в Финляндии и Эстляндии первыми оформились и заняли более активную позицию буржуазно-национальные партии, а в более индустриально развитой и социально расколотой Лифляндии — социал-демократические.

Большинство финских политических организаций не шло дальше требований восстановления автономии Финляндии в рамках Российской империи. Образованная в 1894 г. Младофинская партия, стоявшая на позициях демократии и либерализма, выступала за сохранение конституционного строя в Финляндии с расширением избирательного права в рамках Российского государства и придание финскому языку статуса государственного. Она призвала население к пассивному сопротивлению политике царизма — к отказу признавать и выполнять противоречащие основным законам Финляндии распоряжения и указы российских властей.

За самоопределение Финляндии и насильственные методы борьбы против российских властей выступала лишь Партия активного сопротивления (активисты), близкая к российским эсерам и, подобно им, допускающая применение индивидуального террора.

Латышские социал-демократические организации (Латышская социал-демократическая рабочая партия, Латышская социал-демократическая партия, Латышский социал- демократический союз) находились под влиянием российских социал-демократов, которые имели в регионе свои местные организации, в том числе Рижский комитет РСДРП. Своей конечной целью они провозглашали захват политической власти пролетариатом и построение социалистического общества. Решение национального вопроса они видели в гарантии права нации на самоопределение всеми народами России, в праве свободного употребления родного языка и равенства всех языков. Будущая Латвия представлялась им как составная часть России, входящая в нее на правах областной автономии. 6.

Национальные движения литовцев, белорусов, украинцев. Культурное пробуждение литовцев, украинцев и белорусов началось еще в начале XIX в. Причиной тому было сохранение местного дворянства, ностальгирующего по былому величию казачьего гетманства и Великого княжества Литовского. Однако фаза А в национальном движении этих народов сильно затянулась. Это было связано как с отставанием края в процессе модернизации, так и с репрессивными мерами российского правительства, которые значительно затормозили и культурно-просветительскую деятельность, и формирование политических организаций во всех трех национальных движениях этого региона.

Только в 1890-х гг., когда Украина была охвачена процессами модернизации, украинское национальное движение окончательно вступило в фазу политической агитации. Поэтому первой крупной национальной организацией здесь стала основанная в 1900 г. Революционная Украинская партия, попытавшаяся соединить в своей программе социал-революционные, социал-демократические и национальные идеи, выдвигая требование автономии Украины с отдельным представительным сеймом.

Вслед за ней появилась Украинская народная партия. Главными задачами она провозгласила просвещение украинских рабочих и крестьян с целью осознания ими своих национальных и классовых интересов — борьбу за свободу и самоопределение украинской нации. Украинская демократическая партия, образованная осенью 1904 г., в качестве первоочередного выдвигала требование утверждения в России конституционного строя с единым общероссийским парламентом и национальными сеймами, обладающими правом выработки конституций для своих регионов.

Белорусское национальное движение достигло фазы Б только в 1902 г. с основанием Белорусской социалистической громады, которая выступала за установление в России федеративной демократической республики с общим сеймом для всех народов и предоставление права конституционного устройства каждому народу.

Программы национальных движений проживающих на территории Российской империи украинцев и белорусов уделяли значительное внимание вопросам национальной культуры, и прежде всего развитию языка и школьного образования. Это было для них особенно важно, так как правительство и большая часть российской общественности рассматривали эти народы как составные части русской нации, и отделить себя от русских они могли только посредством языка, а не религии (за исключением небольшой части белорусов, принадлежавших к запрещенной униатской церкви). Первой и наиболее влиятельной партией Литвы стала социал-демократическая партия, основанная в 1896 г. и попытавшаяся соединить социалистические цели с национал-сепаратизмом. В 1902 г. была создана либеральная Литовская демократическая партия, которая провозглашала конечной целью борьбы образование независимой Литвы. При сравнительно низком старте литовское национальное движение получило значительно более богатое и интенсивное развитие, чем украинское и белорусское, и уже к началу XX в. достигло фазы Б. Причины этого, помимо прочего, кроются в антикатолической политике российского правительства, поэтому национальное движение поддержала значительная часть католического духовенства, служившего проводником идей в крестьянские массы и настраивавшего их против российских властей. 7.

К началу XX в. происходил явный экономический упадок грузинского дворянства, а экономическое и политическое влияние в городах, прежде всего в Тифлисе, получала армянская буржуазия. Это привело к парадоксальному явлению в грузинском национальном движении, которое с 60-х гг. XIX в. вступило в фазу интенсивной национальной и социальной мобилизации. Наиболее сильные позиции имели здесь социал-демократы. При этом грузинские социал-демократы не создали собственных национальных партий, а влились в российское социал-демократическое движение, нередко занимая в нем видные позиции (Н. Жордания, И. Джугашвили и др.). Таким образом, задачи национального освобождения Грузии отодвигались на второй план. Очевидно, марксизм представлялся деятелям грузинского национального движения более действенным оружием в борьбе против главных противников — армянской буржуазии и российской администрации.

Другой христианский народ Закавказья — армяне значительно отличались от грузин: у них сохранилась лишь незначительная дворянская прослойка, а их элиту составляло богатое городское купечество и духовенство. К тому же значительное влияние на национальное движение этого народа оказывало то обстоятельство, что большинство армян проживало не в российской Армении, а в других частях Закавказья, в Османской империи и в виде общин- диаспор было рассеяно во многих странах мира.

Только из-за политики русификации, которая в 1903 г. достигла своего апогея в конфискации имущества армянской церкви, армянские революционеры обратили свою борьбу и против царизма. На волне спонтанного национально-религиозного протеста, поддержанного главой армянской церкви — католикосом, дашнакам, связанным с русскими социалистами-революционерами, удалось создать в Закавказье массовое движение, которое стремилось уже не только к освобождению армян Османской империи, но и к освобождению армян России. Таким образом, армянское национальное движение еще до революции 1905 г. достигло фазы В. 8.

Национальное движение исламских народов. Мусульманские народы, проживающие в Российской империи, в і іале XX в. были неоднородны по своему этническому составу, экономическому укладу, политическим и культурным традициям. В их числе были, с одной стороны, уже столетиями ведущие оседлый образ жизни волжские татары, азербайджанцы, народы Средней Азии, с другой стороны, пастухи-кочевники, такие, как казахи или горцы Кавказа. Если волжские татары уже три столетия проживали в составе России, то народы Средней Азии были присоединены лишь после 1860-х гг.

Джадизм в начале XX в. имел многочисленных приверженцев прежде всего среди волжских и крымских татар, а также среди башкир и мусульман Азербайджана, в то время как мусульмане Средней Азии, имевшие не столь тесные контакты с Россией, остались верны консервативному исламу. Джадизм, который можно считать фазой А религиозно-национального движения, был в значительной мере аполитичен, и его последователи оставались лояльными подданными царя. Однако в нем были заложены идеи, которые стали ключевыми для перехода мусульманского национального движения в политическую фазу — панисламизм и пантюркизм.

9. Еврейское национальное движение. В конце XIX в. еврейское национальное движение приобрело массовый характер, но оно не протекало в едином потоке, а было расколото на ряд соперничающих друг с другом группировок.

Таким образом, проходившие в стране модернизацион- ные процессы оказывали воздействие на национальную политику, которая все более заметно отклонялась от традиционных принципов и все более отчетливо обнаруживала тенденции к административной, культурно-языковой и конфессиональной унификации, к ликвидации особых прав и привилегий нерусских элит. Это привело к росту национальных движений, которые у многих народов достигли фазы национальной агитации и мобилизации, а поляки, финны, эстонцы, латыши, литовцы, грузины и армяне вступили в фазу массовых национальных движений.

1. Почему модернизация потребовала существенной корректировки национальной политики? 2. Что общего в ц развитии национальных движений в Российской империи и в чем их особенности? 3. Чем характеризовалась политика правительства в польском вопросе? Почему польское национальное движение оказалось самым зрелым и последовательным? 4. В чем вы видите противоречивость политики российского правительства в При-

балтике? Почему правительство отступило от традиционной политики в Финляндии? 5. В чем различие между польским и финским национальными движениями? Чем оно обусловлено? В чем вы видите схожесть этих движений? 6. В чем особенность национальных движений украинцев и белорусов? Как развивались национальные движения в Прибалтике? 7. В чем особенность национальных движений грузин и армян? Чем они были обусловлены? 8. В чем суть джадизма? Каковы причины появления этого движения? В чем его противоречивость? 9. Как вы думаете, какова была причина усиления антисемитизма в стране? Каковы особенности еврейского национального движения?

Почему модернизация потребовала существенной корректировки национальной политики?

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Процесс модернизации потребовал унификации административного, правового и социального устройства страны, создания единого языкового, образовательного и культурного пространства

Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг.

Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг.

Какие изменения в национальной политике и национальных движениях произошли в 1960-х — середине 1980-х гг.?

Во второй половине 1960-х гг. был сформулирован идеологический тезис о советском народе как новой исторической общности людей. Эта идея впервые прозвучала в докладе, посвящённом 50-летию Октябрьской революции.

Новая общность – Советский народ означает итог многолетнего сближения социалистических народов и народностей.

В условиях роста национальных движений власти использовали политику “кнута и пряника”. Прямые репрессии, использовались только против участников открытых форм протеста.

За 20 лет (1965—1984) тысячи деятелей культуры, работников промышленности и сельского хозяйства союзных республик были удостоены звания Героя Социалистического Труда, награждены высшими орденами и медалями СССР.

Можно ли утверждать, что в СССР окончательно был решён национальный вопрос?

Нет, нельзя. Провозглашаемый руководством страны курс на дальнейшую интернационализацию советского общества неизбежно вступал в противоречие с процессами роста национального самосознания и предшествующим опытом взаимоотношений Центра с республиками.

Как вы думаете, мог бы решить обострившиеся национальные противоречия переход к административно-территориальному делению СССР?

Всплеск национализма в союзных республиках не мог не привести и к становлению русского национального движения. Его участники выступали за отказ от национально-государственного строительства и переход к административно-территориальному делению страны. Но это не решило бы проблем обострения национальных противоречий.

  • 1. Во второй половине 1960-х гг. оформился идеологический вывод о советском народе как новой исторической общности людей.
  • 2. Провозглашаемый руководством страны курс на дальнейшую интернационализацию советского общества неизбежно вступал в противоречие с процессами роста национального самосознания и предшествующим опытом взаимоотношений Центра с республиками.
  • 3. Рост и активизация национальных движений в конце 1970-х – начале 1980-х.
2. Для чего властям понадобилось делать вывод о советском народе как новой исторической общности людей? Можно ли считать, что этот вывод был теоретически ошибочен? преждевременен? правилен? Поясните свой ответ.

Власти сделали вывод о советском народе как новой исторической общности людей, чтобы сохранить в неизменном виде советскую систему и СССР как государство.

Этот вывод был правилен, так как к началу 1980-х гг. сформировалась такая историческая общность как советский народ: общее экономическое пространство, одно государство, культурные связи, образование, общий язык дают основания для такого вывода.

3. Какие причины вызвали активизацию национальных движений в стране к началу 1970-х гг.? В каких районах страны национальные движения были наиболее развиты? Почему?

Национальные движения выступали в тот период своеобразной формой защиты национальных культур от проводимой Центром политики нивелировки и унификации.

Многие попытки интеллигенции поставить хоть какую-то проблему своей национальной культуры, языка объявлялись проявлением национализма и рассматривались как враждебные.

В условиях нараставшего в стране инакомыслия всё больший удельный вес в нём стали занимать национальные движения.

К уже существовавшим движениям за право немцев выехать в ФРГ, за возвращение к родным местам крымских татар и турок-месхетинцев в 1967 г. добавилось массовое движение евреев за выезд в Израиль.

Наиболее массовыми и активными в 1970-е гг. были национальные движения в Прибалтике (Латвийская, Литовская, Эстонская ССР). Их участники требовали не только соблюдения гражданских прав, но и снятия ограничений в деятельности церкви.

Множество националистических групп и организаций действовало также на Украине. Столкновения в связи с обсуждением проекта новой Конституции имели место в 1978 г. в Грузии, где тысячи людей вышли на улицы с требованием сохранить в этом документе положение о грузинском языке как государственном.

4. В чём вы видите причины оживления русского национального движения? В чём это проявилось?

Всплеск национализма в союзных республиках не мог не привести и к становлению русского национального движения. Его участники выступали за отказ от национально-государственного строительства и переход к административно-территориальному делению страны.

Они требовали также большего уважения к русскому народу в любой точке страны. Идеологами русского национального движения в эти годы выступали А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич, И.С. Глазунов, В.А. Солоухин.

Одной из самых крупных организаций русского движения был Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), созданный в середине 1960-х гг. в Ленинграде.

Идеология этой организации базировалась на отказе от коммунистического строительства и построении национального православного государства. Несмотря на разгром ВСХСОН, к концу 1970-х — началу 1980-х гг. русское национальное движение стало одним из самых значительных в стране.

5. Оцените итоги развития Советского федеративного государства.

Советского федеративное государство существовало только на бумаге (так записано в Конституциях СССР 1924, 1936 и 1977). На деле это было унитарное государство, в котором республики не имели реальной власти.

То есть, формально был принят план построения нового государства как федерации (Ленин), но реально получился план автономизации Сталина.

Как вы думаете, какие последствия могла иметь реализация этой установки? Обоснуйте своё мнение.

Последствия реализации этой установки могли проявиться в еще большем ужесточении борьбы с инакомыслием, подавлением любого проявления интереса к национальным корням и, как следствие, обострение национального вопроса.

Наследниками каких политических сил дореволюционной России начала века можно считать авторов данного документа?

Это наследники национально-патриотических партий дореволюционной России.

Незавершенность процессов объединения советских людей, отсутствие действенной политико-воспитательной работы преимуществ общесоветского единства и общенациональных ценностей стали предпосылками на пути нарастания центробежных тенденций и развала Союза ССР.

Чтобы декларированный курс на расцвет всех наций при социализме, который предполагал коренизацию кадров и всякого рода благотворительность центральных властей, не приходил в противоречие с курсом на сближение и слияние наций, Центр широко использовал карательные меры по отношению ко всем, кого можно было заподозрить в буржуазном национализме.

В сочетании с пропагандистской обработкой населения это по-своему способствовало формированию новой исторической общности. Преемники Сталина не сумели найти должную замену специфически сталинским методам консолидации общества, и этот процесс не получил своего завершения.

Напротив, стал быстро формироваться продуцироваться местный национализм, обусловивший в конце концов печальную кончину Союза.

Механизм решения межэтнических противоречий в полиэтническом обществе без дополнительных регуляторов, существовавших при Сталине, показал полную неэффективность, приведшую к распаду страны.

Крах советской системы национальных отношений в огромной степени предопределяло русофобское основание национальной политики большевиков.

Оно заключалось, конечно же, не в каких-то особенных гонениях или геноциде русского народа, а в боязни власть предержащих русского национального фактора, естественной приверженности русских, как и любого другого народа, своим национальным традициям, культурным и духовным национальным ценностям.

Национальная политика в СССР в 1960—1970-е гг.

1. Новая историческая общность

– Советское федеративное государство;

– советский народ – новая историческая общность людей;

– экономическая (материальная) основа дружбы народов СССР

2. Нарастание противоречий между Центром и республиками

– развитии специализации экономик союзных республик;

– промышленное развитие менее развитых республик;

– ликвидация прав и полномочий союзных и автономных республик;

3. Национальные движения.

– инакомыслие и национальные движения;

– русское национальное движение;

– поддержка национальных движений зарубежными эмигрантскими центрами;

4. Развитие национальной политики.

– корректировка национальной политики: репрессии и заигрывание;

– назревание кризиса в межнациональных отношениях;

Итоги развития Советского федеративного государства были весьма впечатляющими. Наиболее высокими были темпы развития республик Средней Азии. Если в 1922 г. уровень неграмотности населения здесь составлял 95 %, то теперь такое же количество жителей региона имело высшее, среднее и незаконченное среднее образование.

Объём промышленного производства за эти годы вырос в Казахстане в 600 раз, в Таджикистане — в 500, в Киргизии — в 400, в Узбекистане — в 240, в Туркмении — в 130 раз (на достаточно развитой Украине — в 176 раз). Только в Узбекской ССР в 1972 г. работало больше специалистов с высшим и средним специальным образованием, чем в народном хозяйстве всего СССР в конце 1920-х гг.

Высокого уровня развития достигли и республики Прибалтики — промышленное производство в Латвии увеличилось с 1940 г. в 31 раз, в Эстонии — в 32 раза, а в Литве — в 37 раз. Все эти результаты были достигнуты коллективным трудом всех народов страны.

4. К каким последствиям могло привести укрепление республиканских национальных элит?

Укрепление республиканских национальных элит могло привести к отстаиванию интересов собственной республики и, в конечном итоге, к распаду СССР.

5. По официальным данным, около 80% населения СССР свободно владели русским языком. Обсудите с одноклассниками утверждение, что результатом национальной политики в СССР была ассимиляция народов с русской нацией.

Ассимиляции не было. Да русский язык знали, но при этом бережно хранились и поддерживались государством (СССР) национальные традиции и культура каждого большого и малого народа входящего в состав СССР.

Для СССР понятия “титульный” и “нетитульный” народ не применимы. Все народы были равноправны, более того национальные культуры поддерживались государством.

У нацменов (национальных меньшинств) было даже больше возможностей (например, при поступлении в ВУЗы). Это вам не США с неграми-рабами и вигвамами в резервациях.

Читайте также: