Что сделал онегин для облегчения жизни крестьян кратко

Обновлено: 19.05.2024

Прежде чем описать жизнь Онегина в деревне, следует сказать несколько слов о том, каким было его существование в Петербурге. Ведь именно в Северной столице он родился и провел юные годы.

Онегин в начале романа

Онегин – весьма противоречий персонаж, характер которого меняется на протяжении романа. В первой главе Евгений Онегин – это светский бездельник и ловелас, который разъезжает по театрам, балам и ресторанам лишь для того, чтобы показать себя и завести очередную любовную интрижку. Эта бездумная жизнь приводит Евгения к преждевременной пресыщенности и хандре. Хотя, скорее всего, он и в этом рисуется, желая быть похожим на байроновского Чайльд Гарольда.

Наследство дяди

В то время, когда Евгений понял, что светские развлечения ему окончательно наскучили, узнал он о тяжелом недуге близкого родственника, того самого, о котором идет речь в первых строках романа. Приготовившись подавать лекарства, поправлять подушки и печально вздыхать (дабы получить заветное наследство) Онегин отправляется в вотчину своего дядюшки. Когда же прибывает на место, узнает о кончине родственника. С этого печального события и начинается жизнь Онегина в деревне. Евгений вступает в наследство. Герой великого романа в стихах становится сельским жителем.

жизнь евгения онегина в деревне

Жизнь Онегина в деревне

Бытует мнение, что Онегин, отвергнув любовь Татьяны, но при этом не воспользовавшись ее доверчивостью, поступил как благородный герой. Но так ли уж много благородства в этом поступке? Ведь, как скажет впоследствии сама Татьяна, она просто ему не нравилась…

Дружба с Ленским заканчивается еще печальнее, чем несостоявшийся роман с Татьяной. Бессмысленно и бездумно Онегин провоцирует Ленского, флиртуя с его невестой Ольгой Лариной, а потом принимает от него вызов на дуэль, боясь общественного мнения. В результате юный поэт погибает от пули своего бывшего друга.

Казалось бы, свершившееся убийство превращает Онегина в злодея. Но оно совершено невольно, сам Евгений сожалеет о случившемся – все это не позволяет воспринять его образ лишь в мрачных тонах.

Владимир Ленский

Этот молодой дворянин получил образование за границей. Светский образ жизни пока еще не утомил его. Владимир представляет собой романтическую натуру, которую едва ли могут заинтересовать разговоры местных жителей о вине, сенокосе, псарне. Все же, в отличие от Онегина, Ленский не выражает откровенного пренебрежения к сельским помещикам. А потому становится, хотя и против своей воли, завсегдатаем деревенских званых вечеров.

образ жизни онегина в деревне

Сельский житель

Что в деревне ожидало Онегина? То же самое, что и в Петербурге: скука, хандра. Нельзя, конечно же, сказать, что пушкинский герой — личность абсолютно праздная и безразличная. В первые дни пребывания в имении его весьма вдохновила новизна ощущений. Он стал настоящим сельским жителем и даже учредил новый порядок в своем хозяйстве. Так, Евгений заменил крестьянскую барщину оброком.

Жизнь Онегина в деревне напоминала существование отшельника-мизантропа. Он отнюдь не спешил знакомиться с соседями. Более того, относился к ним с презрением. Общался первое время исключительно с Ленским — восторженным, молодым человеком, ставшим впоследствии жертвой эгоизма главного героя.

онегин в деревне цитаты

Татьяна

Жизнь Евгения Онегина в деревне была скучна и монотонна. И даже новый приятель – Ленский – не смог спасти его от хандры. Впрочем, к Владимиру главный герой поэмы испытывает некоторую симпатию, относясь снисходительно к его наивным мечтам.

Ленский без ума от Ольги – девушки, чей образ некогда любил автор романа. Но описывая жизнь Евгения Онегина в деревне, невозможно не упомянуть о старшей сестре этого юного создания – Татьяне. Героиня романа имеет кроткий нрав, нелюдима, любит мечтать и много читает. В ней нет ни капли кокетства, она простодушна и бесхитростна. Полюбив Онегина, Татьяна пишет ему письмо, в котором признается в своих чувствах. Но Евгений остается холоден к ее посланию. А позже совершает роковую ошибку, вызывая ревность Ленского и принимая вызов на дуэль.

Изменения в мировоззрении мыслящего человека показаны в романе Пушкина. В начале произведения герой представляет собой человека, пресыщенного светскими радостями. В последней главе это уже далеко не скучающий бездельник. Евгений стал мыслящим и глубоко начитанным человеком. Кроме того, он иными глазами смотрит на Татьяну, чью любовь некогда отверг.

жизнь онегина в деревне сочинение

Как сделать анализ основной части, в которой изображена жизнь Онегина в деревне? Сочинение на эту тему подразумевает сравнительную характеристику героя до и после пребывания в глубинке. Но стоит сказать, что, несмотря на перемены в душе Онегина, он так и остался человеком, зависимым от светского общества. Ведь не случайно он воспылал чувствами к Татьяне лишь тогда, когда она стала княгиней.

Онегин в конце романа

В конце романа Онегин совсем не таков, как в начале. Теперь это не скучающий бездельник, а мыслящий, глубоко начитанный человек, который едва не стал поэтом. А еще – он, кажется, впервые полюбил по-настоящему. Причем предметом его любви явилась та самая, некогда отвергнутая им Татьяна, ставшая княгиней и блестящей светской дамой.
Казалось бы, теперь Онегина можно признать героем. Но, как справедливо замечает Татьяна, полюбил ее он, лишь увидев, как она блистает в свете. Иными словами, сколь бы ни презирал Евгений высший свет, но он так и остался зависим от него.

Что понила Татьяна побывав в деревенском кабинете Онегина.(развернутое сочинение)

В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящем в действии пустом.

Дуэль

Ленский влюблен в Ольгу Ларину. Онегин находит девушку глупой, ограниченной. Дабы продемонстрировать ее легкомысленность, на именинах Татьяны приглашает ее на танец. Онегин включает все свое обоняние. Опыт привлекать женское внимание у него немалый — Евгений этому учился в течение восьми лет пребывания в Петербурге. Ленский требует сатисфакции. И только тогда Онегин понимает, что его шутка зашла слишком далеко.

Ссора, которая произошла между ними, не истинная причина смерти Ленского. Здесь существенную роль сыграло общественное мнение. Евгений привлек внимание Ольги от безделья, скуки. Однако отказаться от поединка он не может.

Онегин вовсе не злодей. Он жертва бездумного образа жизни, который был привычен для большинства русских дворян. Однако он умен и чуток, что подтверждают глубокие переживания, которые он испытал после смерти Ленского.

. Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед.

Второй раз Пушкин касается этого вопроса, описывая семью Лариных и занятия матери Татьяны, которая самовластно вела свое хозяйство.

. вела расходы, брила лбы,
Служанок била осердясь –
Все это мужа не спросясь.

Третий намек на положение крестьянства встречается в перечислении гостей-соседей, собравшихся на именины Татьяны. Здесь упоминается

Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков.

Следующая цитата

Жизнь крестьян отражена в главах, посвящённых поместному дворянству. Пушкин пишет о крепостной зависимости, рассказывая о нововведениях Онегина в деревне: "Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил, и раб судьбу благословил". О жизни крестьян можно узнать, читая главу, посвящённую матери Татьяны, которая "брила лбы, ходила в баню по субботам, служанок била, осердясь". Когда крепостные девушки собирают в поместье Лариных вишню, их заставляют петь, чтобы ягод "уста лукавые не ели". Подробно описана нелёгкая судьба няни Татьяны и Ольги, крепостной крестьянки (см. разговор Татьяны с няней)

Следующая цитата

Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа.
К Онегину:
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
.
"Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьёт одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Всё ДА да НЕТ; не скажет ДА-С
Иль НЕТ-С".Таков был общий глас.

Следующая цитата

Роман “Евгений Онегин” не мог бы считаться реалистическим произведением, если бы в нем не была правдиво отображена та среда, где выросли, сформировались и жили его герои. Картины жизни провинциального дворянства составляют неотъемлемую часть романа.
Пушкин дает полную картину быта, занятий, развлечений провинциальных помещиков, с иронией отмечает их низкий культурный уровень, убогое мировоззрение, примитивность интересов, жестокость по отношению к крепостным.
Так, дядя Онегина, “деревенский старожил”, свое время проводил в ссорах с ключницей, в праздном сидении у окна; он давил от нечего делать мух, играл в карты (“в дурачки”). Примечательная деталь: в его доме нет никаких книг, кроме “календаря осьмого года”. Автор с насмешкою отмечает, что, “имея много дел”, старик не смотрел в “иные книги”.
Не лучше выглядит и отец Татьяны, бригадный генерал в отставке. Он не препятствовал чтению книг дочерью, потому что считал их “пустой игрушкой”. Его времяпрепровождение почти растительное: “он в халате ел и пил”, хозяйством не интересовался, все препоручив жене.
Его жену, властную и в то же время простодушную крепостницу, в юности слегка коснулась цивилизация: она получила воспитание на французский манер. Умела русский звук “н” произносить в нос, звала Полиною Прасковью, от подруги знала имена героев модных романов. Но и эти поверхностные сведения скоро были утрачены. Оказавшись в деревне, мать Татьяны “хозяйством занялась”:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь…
Замашки крепостницы, отдающей крестьян за провинность в солдаты, бьющей служанок, мирно уживаются с солением грибов и ведением расходов. Именно в саду старушки Лариной крестьянские девушки во время сбора ягод поют по приказу барыни, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”. Выдумка рачительных провинциальных хозяев!
Ничуть не лучше и окружение Лариных. Помещики, сходясь по вечерам “дружной семьей”, беседуют “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. “Разговор их милых жен” еще глупее. Сплетни, наряды, поиски женихов, обсуждение возможных свадеб. Барышни увлекаются альбомами, в которые переписывают пустейшие стихи.
Убийственна характеристика гостей Лариных. Здесь поэт поднимается до подлинной сатиры:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков.
Значащие фамилии, короткие прицельные характеристики, дающие представление и о культурном уровне провинциальных помещиков, и об их социальной сути крепостников. “Седая чета” Скотининых, знакомая нам по комедии Фонвизина “Недоросль”, благополучно перекочевала из XVIII столетия в XIX век, не изменив своей сути.
Прошлое мирных помещиков нередко окрашено в зловещие тона. Таков, например, Зарецкий, “добрый и простой отец семейства холостой”. Не случайно его суда и сплетен страшится Онегин! В прошлом Зарецкий – “буян, картежной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный”.
Внутренняя пустота, тупость, духовная леность в сочетании с расчетливостью, эксплуататорской сутью характеризует провинциальных помещиков.
Однако поэт отмечает в них и нечто такое, что отсутствует в жизни Онегина и других представителей столичного дворянства, - их близость к природе, народу, народным обычаям, поверьям, культуре. Так, Ларины “два раза в год” говели, любили народные развлечения: “подблюдны песни, хоровод”, “круглые качели”. Они отмечали масленицу “жирными блинами”, у них не переводился народный напиток – квас (“им квас, как воздух, был потребен”). Лучшие представители народа были воспитателями их детей. Такова няня Татьяны Лариной. Именно этой близостью к народной жизни обусловлены лучшие черты любимой героини Пушкина Татьяны Лариной. Такой тип личности не мог бы сформироваться в условиях столичной жизни, хотя, конечно, Татьяна в этой среде, по словам Белинского, “колоссальное исключение”.
Итак, сделаем вывод. Провинциальное дворянство, как его изобразил Пушкин в романе “Евгений Онегин”, отличает духовное убожество, невежество, низменность интересов. Помещики занимаются хозяйством, жестоко эксплуатируя крестьян, ревниво охраняя свои дворянские привилегии, “ярем барщины старинной”. Иные и хозяйством занимаются спустя рукава, разоряясь и опускаясь. Сплетни, пересуды, ловля богатых женихов, пустое времяпрепровождение – вот их привычные будни.
Но поэт не мог не отметить и такую их особенность, которая совершенно отсутствовала в жизни столичного дворянства, - их близость к народной национальной культуре, народным обычаям и привычкам.

© Copyright: Елена Соколова 5, 2016
Свидетельство о публикации №216120302286

Онегин радуется, что в его владениях оказывается деревня. Он хочет совершить много преобразований, он чувствует желание и энергию. Евгений желает освободить крепостных людей от налога и вернуть им свободу. Однако как только жители узнали об этом они высказали свое недовольство по этому поводу. Они не хотят, чтобы их люди начали бунтовать. Главный герой в итоге отказывается от своих идей, никто не желает поддерживать его, оказать ему помощь. Персонаж ничего не меняет в своим имении, он просто покидает его.

На фоне написанной картины жизни страны Пушкин представил в романе практически все социальные группы русской нации – от крепостного крестьянства до столичной аристократии.

Он удивительно точно, несколькими штрихами рисует жизнь и быт деревни и города, отношение к слугам и крепостным.

Ещё усталые лакеи

На шубах у подъезда спят;

Ещё не перестали топать,

Сморкаться, кашлять,

Шикать, хлопать;

Ещё снаружи и внутри

Везде блистают фонари;

Ещё, позябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера, вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони. ..

Театры начала XIX века не имели гардеробов, поэтому верхние платья сторожили лакеи.

Главный герой романа, Евгений Онегин, живёт в эпоху, когда крепостное право, против которого выступало передовое дворянство, ещё не было отменено. Это было время пробуждения самосознания в обществе. В сопоставлении с деревенскими соседями, Онегин выглядит не только как просвещенный столичный житель, но и как либерал. Добровольная жизнь в деревне в 1820 году связывалась с распространённым в кругах Союза Благоденствия стремлением к улучшению быта крестьян:

Читайте также: