Почему мертвые души это поэма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Когда в школе на уроках литературы добираются до этой книги, учителя встают перед сложной задачей. Из уст детей летят закономерные вопросы - почему это поэма, когда текст прозаический? Что тут скажешь?

Обычно отделываются общими фразами о том, что в этой книге у Гоголя очень поэтичный язык. Взять хотя бы фрагмент о русской тройке. Да и вообще, Пушкин вон захотел и назвал "Евгения Онегина" романом в стихах , так почему бы Гоголю не обозвать свою книгу поэмой ?

Объяснение страдает страшными натяжками. У Гоголя есть куда более поэтичные произведения, наполненные пронзительными лирическими описаниями природы и людей. Но те же "Вечера на хуторе близ Диканьки" он почему-то сборником поэм не назвал.

И потом, разве у других русских писателей в книгах нет прозаических страниц, исполненных подлинной поэзии? С такой логикой Лев Толстой мог бы смело именовать поэмой "Войну и мир". А уж про тургеневские "Записки охотника" и говорить нечего.

Впрочем для школьников такого объяснения обычно хватает. либо они понимают, что большего от учителя не добьются и перестают приставать. А потом этот вопрос вообще уходит из числа актуальных и забывается.

Но все-таки, если говорить серьезно, почему Гоголь на самом деле дал своему произведению такой странный жанр?

Ответ в принципе очень простой. Но в школе его озвучивать не получается, потому что тогда надо перестраивать всю логику изучения "Мертвых душ".

Дело в том, что замысел Гоголя был грандиозен. Он собирался написать ни много ни мало - новую версию "Божественной комедии" Данте. Только на современном ему русском материале.

Поэма "Божественная комедия", как известно, имеет трехчастную структуру. В начале мы попадаем в Ад и проходим по всем его кругам, знакомясь с разными томящимися там грешниками. Потом отправляемся в Чистилище. А третья часть отведена описанию Рая.

Первый том "Мертвых душ" - это и есть путешествие по отечественному варианту Ада. Вместе с Чичиковым мы встречаем галерею грешников. Тела их живы, но души мертвы, поэтому в каком-то смысле это описание загробного существования.

Второй том был аналогом Чистилища - там показывались те помещики, которых нельзя счесть бездушными созданиями. Они обладают как недостатками, так и достоинствами.

Третий том, которого Гоголь так и не написал, должен был демонстрировать возможность духовного преображения. Из записок писателя нам литературоведам примерно известен общий план этого произведения. Чичикову суждено было бы попасть в Сибирь, где он встретился бы с прошедшими нелегкий путь героями первых двух томов.

Например, его дорога еще раз пересеклась бы с Плюшкиным, который, дойдя до полного дна и разорившись, стал бы в итоге нищим странником.

К сожалению, вся эта величественная задумка так и не была реализована Гоголем. От нее нам остался только первый том, несколько глав второго, да отдельные наброски сюжетных линий третьего. И еще жанр, который писатель выбрал для своего произведения. Поэма!


На начальном этапе работы над "Мертвыми душами" (в 1835-1836 гг.) Гоголь называет свое сочинение романом и поэмой:

". Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму. " (Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому, 12 ноября 1836 г.)

В процессе работы Гоголь также называет свое творение "длинной вещью", не похожей ни на повесть, ни на роман:

". обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если будет только иметь терпение прочесть [сию] предлагаемую повесть, очень длинную и раздвинущуюся потом шире и просторней, по мере приближения к концу, венчающему [всякое] дело. " (Н. В. Гоголь, "Сохранившиеся разрозненные черновые отрывки к отдельным главам")

". все мои средства и все мое существование заключены в моей поэме. "
(Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, 7 января 1842 г.)

Почему "Мертвые души" называются поэмой? Объяснение Гоголя


После публикации "Мертвых душ" Гоголь работает над "Учебной книгой словесности" (ок. 1844-1846 гг.). В набросках к этому пособию он, по сути, объясняет, почему "Мертвые души" называются поэмой.


В одной из глав "Учебной книги" Гоголь пишет о том, что повесть можно считать поэмой при определенных условиях:

". Повесть может быть даже совершенно поэтическою и получает название поэмы, если происшествие, случившееся само по себе, имеет что-то поэтическое; или же придано ему поэтическое выражение отдаленность времени, в которое происшествие случилось; или же сам поэт взял его с той поэтической стороны, с какой может взять только поэт и которая только пребывает в нем Она может быть просто живой рассказ, мастерски и живо рассказанный картинный случай Или же берет с сатирической стороны какой-нибудь случай, тогда делается значительным созданием, несмотря на мелочь взятого случая Иногда даже само происшествие не стоит внимания и берется только для того, чтобы выставить какую-нибудь отдельную картину, живую, характеристическую черту условного времени, места и нравов, а иногда и собственной фантазии поэта. " (Н. В. Гоголь, "Учебная книга словесности для русского юношества", раздел "Повесть")

  • происшествие в повести имеет что-то поэтическое
  • автор рассматривает происшествие с поэтической стороны
  • это живой рассказ, мастерски и живо рассказанный случай и т.д.

Там же в набросках к "Учебной книге" Гоголь объясняет, при каких еще условиях сочинение в прозе может считаться поэтическим:

". В новые веки произошел род повествовательных сочинений, составляющих как бы средину между романом и эпопеей, героем которого бывает хотя частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой. Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен. Такие явления от времени до времени появлялись у многих народов. Многие из них хотя писаны и в прозе, но тем не менее могут быть причислены к созданиям поэтическим. " (Н. В. Гоголь, "Учебная книга словесности для русского юношества", раздел "Меньшие роды эпопеи")

  • сочинение является чем-то средним между романом и эпопеей
  • главный герой - человек неизвестный, но интересный с точки зрения психологии
  • главный герой переживает ряд приключений

Критика о жанровом своеобразии "Мертвых душ"

Сразу после публикации "Мертвых душ" в 1842 году критики обращают внимание на поэму Гоголя и особенности ее жанра.

Так, знаменитый критик В. Г. Белинский видит в Гоголе поэтическое величие, которое и дает ему право называть "Мертвые души" поэмой. По мнению Белинского, Гоголь - поэт не в смысле рифмовки слов, а в смысле гениальной, поэтичной манеры:

". Отчего прекрасную блондинку разбранили до слез, когда она даже не понимала, за что ее бранят? Отчего весь губернский город N оказался и хорошо населенным и людным, когда сплетни насчет Чичикова получили свое начало от живого участия "приятной во всех отношениях дамы" и "просто-приятной дамы"? Много таких вопросов можно выставить. Знаем, что большинство почтет их мелочными. Тем-то и велико создание "Мертвые души", что в нем сокрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение. Гоголь гениально (пустяками и мелочами) пояснил тайну, отчего из Чичикова вышел такого рода "приобретатель"; это-то и составляет его поэтическое величие, а не мнимое сходство с Гомерами и Шекспирами. " (В. Г. Белинский, статья "Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя "Мертвые души", 1842 г.)

Еще один современник Гоголя, Константин Аксаков, считает, что произведение "Мертвые души" - это поэма, потому что оно напоминает "древний эпос", перенесенный в современность:

". Мне кажется, главная трудность лежит в настоящем уразумении слова Поэма так, по крайней мере, как я его понимаю. Это древний эпос с его великим созерцанием; разумеется, современный и свободный, в наше время — но это он. " (Конст. С. Аксаков — Н. В. Гоголю, 1848 г.)

Критик О. И. Сенковский, негативно настроенный по отношению к произведению, с сарказмом называет "Мертвые души" поэмой "совершенно нового рода", "поэмой не в стихах". Другими словами, критик возмущен тем, что эта работа называется поэмой:

". Поэма. да еще какая поэма. Одиссея, Неистовый Орланд, Чайлд-Гарольд, Фауст, Онегин, с позволения сказать - дрянь в сравнении с этой поэмой. Поэт. да еще какой поэт! Книга названа поэмой не в шутку. вы, натурально, спрашиваете меня, каким размером писана эта поэма. На что я отвечаю, что в ней нет никакого размера: это поэма совершенно нового рода; поэма, какой вы еще не видали; коротко сказать, поэма не в стихах. "

". Это поэзия нашей страны. Другой у нас нет. Понимаете ли теперь, отчего этот рассказ назван "поэмой". "

Критик Н. И. Греч читает, что "Мертвые души" названы поэмой в шутку. По мнению Греча, "Мертвые души" - это "роман", "рассказ" без плана, единства и слога:

". Чем же наполнены четыреста семьдесят пять больших страниц этого тощего содержанием романа? Описанием местности разных сцен его, изображением наружности действующих лиц, и их разговорами, разными эпизодами, вставками, шуточками и прибаутками.

Обратим теперь внимание читателя и на хорошие стороны книги, которую автор, для шутки, назвал поэмою: это просто положенный на бумагу рассказ замысловатого, мнимо простодушного Малороссиянина, в кругу добрых приятелей, которые отнюдь не погневаются на смелые выражения, нестерпимые в чопорных гостиных, в кругу разодетых барынь, не требуют ни плана, ни единства, ни слога, только было бы чем посмеяться. " (Н. И. Греч, статья "Похождения Чичикова, или Мертвые души", "Северная пчела", 1842 г., №137)


Это были материалы о жанре поэмы "Мертвые души" Гоголя, определении, особенностях и своеобразии жанра этого произведения, а также о том, почему "Мертвые души" называются поэмой.

На самом деле вопрос о жанровой принадлежности Мертвых душ является вполне однозначным. Произведение является поэмой постольку, поскольку автор отнес свое творение именно к этому жанру. Если посмотреть комментарии самого Гоголя, его письма соратникам по цеху, то сначала он называет Мертвые души романом или повестью и только редко поэмой, но в дальнейшем переходит на определение поэма и впредь называет свою работу именно так.

Поэтому и читателям и критикам, вероятнее всего, следовало бы называть Мертвые души поэмой, подобно тому как они с легкой пушкинской руки называют Евгения Онегина романом, пусть и в стихах. Гоголь чувствовал принадлежность Мертвых душ именно к жанру поэмы и писал произведение с этой мыслью и к этому тоже нужно относиться со всем вниманием.

Конечно, определенная доля критического мышления все-таки требуется и если шизофреник называет табуретку столом, то навряд ли суть стола или табуретки от этого поменяется. Хотя вопрос тут все-таки дискуссионный, но явно не относящийся к рассматриваемой проблематике. Таким образом, для понимания следует не просто опираться на мнение Гоголя, но и постараться сделать более-менее традиционный анализ произведения, определить признаки, которые позволили бы (или наоборот не предоставили бы такой возможности) назвать Мертвые души именно поэмой, а не ментальным экспериментом в рамках социальной психологии например.

Снова вернемся к Пушкину, который называет одно из главных своих произведений романом. Безусловно, Гоголь помимо всего остального перекликается с Пушкиным и делает нечто наоборот, пишет поэму, но в прозе.

Вариант 2

В чем заключается отличие стихотворного произведения от прозы? Многие скажут в наличие рифмы, но в действительности речь идет о ритмико-рифмическом рисунке, который представляет собой определенное сочетание слов. Ведь существуют также и стихи совсем без рифмы, нечто похожее на прозу, записанную в столбец, но, тем не менее, являющуюся стихами.

На самом деле суть этого рисунка заключается в гармонии и определенном равновесии элементов. Подобно тому как на завершенной картине, если убрать какую-то деталь, то появится дисгармония.

Также, если из стихотворения или поэмы убрать хотя бы одно слово, то в итоге структура полностью рушится и конструкция становится неполной. С другой стороны, если мы убираем какое-либо слово из прозы, то не всегда нечто теряем. В прозе нередко есть, скажем так, некий словарный наполнитель, который просто создает объем, подобно тому как разговорная речь (наше общение с другими людьми) полна различными ненужными оборотами, дополнительными словами и междометиями.

Итак, если из поэмы убрать хотя бы слово, то нарушится рисунок произведения, деформируется конструкция – таков удобный тест. Пожалуй, тогда следовало бы попробовать использовать этот тест для произведения Мертвые души и тогда мы довольно легко увидим, к чему произведение ближе.

Конечно, Гоголь и сам называл Мертвые души поэмой и, вероятно, не просто ради того чтобы казаться оригинальным. Тем более, как известно, сначала он использовал слова роман и повесть и только потом в письмах к своим современниками говорил о работе над поэмой, где хочет описать всю Русь. Опытный писатель, наверное, и сам со временем понял сколь поэтичным становится его произведение и на правах профессионала просто дал верную классификацию.

Если читать Мертвые души и наблюдать за способами описания и развития сюжета, то проза действительно выглядит стихами. Описание жилища и быта каждого помещика или, например, приема у городских чиновников. Повсюду там используется огромное количество сравнений и метафор, язык, безусловно, поэтический, который и составляет поэму.

В заключение следует отметить и содержание произведения с его особенностями. Гоголь использует главного героя, который пробирается через различные приключения и формирует тем самым эпический сюжет, повествующий фактически о подвигах героя. Соответственно (в частности, если учитывать предполагаемые второй и третий том произведения) перед нами эпос, то есть эпическая поэма, созданная в рамках традиций и канонов античности.

Таким образом Мертвые души являются поэмой, исходя из основного содержания и структуры повествования, исходя из определения самого автора, и исходя из особенностей используемого языка.

Поэма — это лироэпический жанр. Она соединяет в себе стихотворную форму, лирические отступления с сюжетом, который является основой произведения и раскрывает нравственные и социальные проблемы. Но произведение Гоголя является прозой. Почему оно называется поэмой?

Позднее автор дополнил эти требования еще несколькими. Главным героем поэмы должен быть человек с интересным характером, которого можно исследовать со стороны психологии, а также повествование должно быть авантюрным. То есть содержать приключения и происшествия.

Все это можно также отметить в известной поэме Гоголя. Кроме того, поэтичным повествование делается и благодаря наличию лирических отступлений, в которых автор переживает за судьбу России и думает о будущем страны. Они органично вписываются в повествование и делают его выразительнее.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему Мертвые души называют поэмой

Популярные сегодня темы

Главным героем в произведении бывший смелый офицер по имени Сильвио. Многим он кажется угрюмым и старым, но ему всего тридцать с небольшим лет. Он очень любит стрелять, это его любимое хобби.

Прежде всего стоит отметить небольшие очевидные сходства между Живаго и Пастернаком: это любовь к стихотворениям, литературе, воспитание в интеллигентной семье и профессия врача

Проблема чинопочитания — главная проблема русского общества. Эта проблема не определённой эпохи. Эта проблема всегда была и есть до сих пор. Множество литературных произведений посвящено осмеянию чинопоклонства

Музыка – такая разная и одновременно прекрасная вещь… Я очень люблю музыку. Все эти завораживающие мелодии, звучания, поражающие до глубины души. Кажется, что не люди играют музыку, а музыка играет нами.

Признаки поэмы

В стандартном понимании поэма представляет собой довольно крупное произведение в стихах. А сам текст организовывается в виде повествовательного сюжета. В произведении этого жанра также должны быть переплетающиеся элементы лирики и эпоса. Если кратко попытаться определить основные признаки поэмы, то явно можно выделить три пункта:

  1. Лирические отступления.
  2. Эпичность.
  3. Обобщение.

Применительно к рассматриваемому произведению Гоголя первый названый пункт выполняется на сто процентов. Автор щедро и гармонично насытил текст лирическими отступлениями, которые так мастерски введены, что иногда становится непонятно, какие размышления представлены автором.

Лирические отступления

Лирика в произведении подчёркивает широту текста, а также помогает читателю лучше понять и прочувствовать искренние переживания писателя за будущее страны. А наиболее яркие лирические отступления в сочинении Николая Васильевича встречаются в упоминаниях о меткости языка и незабываемых впечатлениях юности. На стихи похожи также высказывания и описания необъятных просторов Родины и её красоты. Отдельно стоит выделить строки, посвящённые быстрой езде — они читаются как песня.

Образы отступлений у Н. В. Гоголя прописаны настолько мастерски и с реализмом, что могут являться изолированными произведениями, которые можно вырвать из контекста и читать как отдельную поэму.

По второму признаку произведение Николая Васильевича также соответствует жанру поэма. Он для каждого персонажа выделяет отдельные главы, где описывается быт и формирование характера героя. При этом описание происходит на фоне реальных исторических действий.

Особый язык произведения

Одним из наиболее известных приёмов в гоголевской поэтике считаются сравнения. Писатель достигает потрясающих эффектов, когда использует:

  • сравнение людей и животных;
  • метафоры с иронией;
  • многогранную иллюзорность.

Он филигранно использует контраст главных эпических форм с комическим содержанием и конструкциями, обладающими определённым ритмом.

Образ Чичикова

Необыкновенная образность героев произведения стала возможной благодаря избыточному увеличению их характерных черт, что присуще как жанру романа, так и повести. Автор не особо углубляется в психику персонажей. Он, описывая мимику, жесты и статические позы, предоставляет читателю самому составлять тот образ, который ему покажется наиболее правильным.

Мнение автора

Николай Васильевич Гоголь

Читайте также: