Для чего строили монастырь кратко

Обновлено: 07.07.2024

Для защиты. Монастыри и кремли - это крепости. Посады обустраипались вокруг них. При необходимости население пользовалось защитой кремля или монастыря.

Монасты́рь (греч. μοναστήριον, от греч. μόνος — один, одинокий) — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Кремль (первоначальное название [1] до XIV века — детинец; другие синонимы [2] — кром, город; укрепление) — название городских укреплений в древней Руси; город-крепость, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Во многих городах были находящиеся за кремлёвской стеной посады, для обороны которых нередко возводились дополнительные внешние укрепления; в таком случае кремлём называлась окружённая стенами центральная часть города. В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости.
Поса́д (поса́да [1], подо́л) — первоначально населённая (посадскими людьми) территория за пределами княжеского, боярского или церковного поселения (кремля, детинца, монастыря, центрального укрепления) под защитой стен последних; та часть, которой будущий город прирастал, где находилось торжище и ремесленныеслободы; позднее, рядовой, не уездный город [2].

Монашество на земле возникло лишь в IV веке. Люди начали уходить в пустыню, так как понимали, что мир их тянет вниз.

Монастыри начали появляться в начале 3 века н.э.

4-5 века н.э. дали миру много известных подвижников благочестия:

  • Антоний Великий
  • Макарий Египетский
  • авва Моисей
  • авва Пимен
  • другие святые

Лучше других регионов, приспособленных к монашеской жизни, был Египет. К концу 4 века в "великой пустыне" насчитывалось более 5 тыс. монахов.

Основателем отшельнического монашества считается преподобный Антоний Великий.

Основателем общежительного (киновийного) монашества считается преподобный Пахомий Великий.

На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.

Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость.

По подчинению монастыри бывают:

  • ставропигиальные
  • епархиальные
  • приписные

Монастыри могут располагаться где угодно: в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта — например, на скалах , в лесу .

Монастыри могут быть мужскими и женскими . Они могут быть маленькими и большими, например, как Лавра.

Все зависит от количества его жителей (насельников).

В монастырях живут:

Послушники - это люди, которые живут в монастыре и готовятся стать монахом. Но не всякий послушник может стать монахом.

Трудники - это люди, которые пришли в монастырь с желанием пожить, выполнять послушание в монастыре и проверить свои силы, духовный порыв стать монахом.

Гости, паломники - это временные для монастыря "постояльцы". Некоторые люди приезжают в монастырь, чтобы пожить, поработать, помолиться вдали от мира, от мирских искушений. Побыть ближе к Богу, уравновесить свое духовное состояние.

Монастырь - это частичка небесного, горнего мира на нашей земле. Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более — живущего там.

Для мирян монастырь - это возможность увидеть другую жизнь, не светскую, а построенную по принципам духовной, Евангельской, жизни.

Монастыри существуют в буддизме, индуизме, христианстве : православная и католическая церковь, монофизитские течения.

Монофизиты — традиционное название тех, кто отрицает присутствие в Иисусе Христе двух равноправных природ (божественной и человеческой).

В Уставе Русской Православной Церкви написано:

В структуру действующего монастыря входят:

  • несколько церквей
  • колокольня
  • корпус игумена
  • жилые корпуса (братские кельи)
  • хозяйственные постройки
  • бытовые постройки
  • гостиница для паломников (в некоторых монастырях).

В некоторых монастырях есть свои СКИТЫ и ПОДВОРЬЯ .

1. Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом.

Скит имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников.

Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни.

2. Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями.

Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Есть монастыри открытого типа (для паломников), есть закрытого типа (доступ паломников 1-2 раза в год).

Монашество — это любовь к Богу, а любовь к Богу это не одежды, а образ жизни и мысли.

Монах - это тот, кто отдал свою жизнь служению Богу. Это - не его выбор, это - его призвание.

Монашество - это служение всей жизни.

Монахи ушли из мира, но в монастыре они несут важное социальное служение.

Монах дает обеты безбрачия (целомудрия), послушания и нестяжания.

Обет безбрачия.

В своем глубоком смысле этот обет означает не просто отказ иметь жену (или мужа, если это монахиня), сколько понимание: пол больше не имеет значения, его больше нет. Монах ушел от мира, а вне мира — только души.

Обет послушания.

Монах отказывается от своих желаний. Воля и силы воли остаются при нем, но отныне они направлены на молитву и желание постоянно сопребывать со Господом.

В монастыре этот обет образуется в форме беспрекословного послушания настоятелю. И это не раболепие и покорность, а радость и мир, поскольку в отречении от эго обретается настоящая свобода.

Обет нестяжания.

Если человек становится монахом, из вещей ему уже ничего не принадлежит — даже шариковая ручка. И не потому что это запрещено (хотя, это запрещено), а потому что не нужно.

Душа, познавшая хотя бы раз Господа, соприкоснувшаяся хотя бы раз с Величием Духа Святого, теряет интерес ко всему земному. Все земное меркнет, как для юноши, влюбившегося в девушку, теряют значимость большинство обстоятельств.

Здесь, в монастыре, все вещи становятся ненужными, а в руках остаются только те, которые нужны по-необходимости: книги, телефон. Да и это — собственность не монаха, а монастыря.

Степени монашества.

Монашеский путь имеет несколько степеней, но если говорить в самых общих чертах, то этапа три (если не два):

  • Подготовка (трудник, послушник)
  • Монашество
  • Схимонашество (правильнее — схима)

Подготовка к монашеству может растянуться на несколько лет — бывали случаи, когда человек оставался послушником почти всю жизнь.

Пострижение в монахи наступает только тогда, когда настоятель монастыря безоговорочно убежден, что монашество — действительно призвание для этого человека, а не его эмоциональный или ситуативный выбор.

Послушания в монастыре.

Послушания — это те дела и та работа, которую делают монахи в свободное от богослужений и молитвы время.

Послуша́ние — обязательное исполнение каждым, кто проживает в монастыре , какой-либо работы.

В монастыре говорят, что послушание - превыше поста и молитвы.

Подчинив свою волю Божьей воле, человек воистину будет всегда пребывать с Богом. Этого не смог сделать Адам и не выполнил ветхозаветный Израиль.

Эта возможность появилась только тогда, когда мы получили благодатные дары по искуплению грехов человеческих самим Спасителем. Христианское послушание - это исполнение Божьей воли и более ничьей, например, человеческой. Необходимо это четко понимать.

Молитва в монастыре.

Молитва в монастыре имеет три направления:

  • Богослужения
  • Молитва в келии
  • Молитва во время послушания и вообще

Любое послушание к началу богослужения должно быть остановлено — даже, если оно не закончено. Монах должен присутствовать на службе.

Такой строгости в монастырях, где мало насельников, нет.

Келейная молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально.

Монах не может находиться без молитвы ни минутки.

Он постоянно, — за работой или в любую минуту бодрствования, — читает про себя какую-либо молитву — чаще всего, Иисусову молитву (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).

Для чего нужны монастыри?

Монастыри – места особой благодати, где верующие люди могут ощутить присутствие Бога на земле и научиться праведной жизни.

Монастырь – это крепость, оплот, просвещение.

У современных людей очень много разной информации. В монастыре человека наставят, направят на нужный путь. В монастырь можно прийти поговорить, получить обоснованные ответы.

Многие боятся монастыря, хотя монашество – это мир и любовь.

Монастырь в любом городе – это оазис, святое место, которое освящает то, что его окружает. Города основывались вокруг монастырей. Обычно монастырь в сердце города. Он важен как оплот, как крепость, как место, которое свято и освящает все вокруг. Людям это необходимо.

Это святое место притягивает человека, ему хочется войти, отделиться от городского шума и суеты и присоединиться к святой тишине, к святому месту, почувствовать присутствие Бога.

Когда-то владыка Антоний рассказал один случай.

Монастыри в городе – это оплоты, в которые мы приходим, как утопающие – на корабль спасения. Многие люди рассказывали о том, как они впервые пришли в монастырь, и, почувствовали святость и красоту, что заполнило пустоту их души.

Русская волшебная культура. В.Шемшук.

Русская волшебная культура. В.Шемшук.

Русская волшебная культура. В.Шемшук. запись закреплена

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ В ПРОШЛОМ

О силе нашего древнего Пантеона свидетельствует такое древнее слово , как "монастырь". Моно Астр . "Моно" - "один" , а в обратном прочтении получим "name" - имя. Астр - звезда .

Отсюда возможно предположение , что для представителей каждой звезды было отведено определённое место - "мона астр" , через порталы которого они могли попасть на Землю . Сами они этого сделать не могли - Пантеон не позволял.
Не случайно слово "монстр" , сегодня означающее урода , в действительности указывает на принадлежность к монастырю , где жили инопланетяне , которые в глазах людей были чудовищами . К ним были приставлены жрецы, защищавшие их от наших богов , которые не терпели иноверцев и иноземцев .
Само слово "иноземец" не тождественно слову "иностранец" .

Средоточием их была, скорее всего, Астрахань ( "астр" - звезда + "хан" , которое имеет два значения : первое - "жрец" и второе - "место обитания" ) .
Монастыри так же были разбросаны по всей планете . О контактах с инопланетянами свидетельствуют многие хроники .
В средние века , монастыри были превращены оккупантами в кладбище жреческих душ , что можно воспринимать как издевательство над людьми . Монахам иметь потомство запрещено, а значит, жреческие роды обречены на исчезновение.
(чит. Шемшук "Русь борейская").

Монастыри в Древней Руси появились вскоре после ее крещения. Не всегда, но очень часто на месте дохристианских святилищ строили православные храмы

Первые монастыри

При князе Владимире уже были монастыри на Руси. Первые монастыри были основаны греками, которые прибыли вместе с первым митрополитом.

Поэтому с появление Киева-Печерской лавры на Руси стали развиваться и другие монастыри. В новом центре Киева были построены два монастыря с соборами, посвященными святой Ирине и Георгию Победоносцу. А в 70-х годах XI века на Михайловской горе были построен Дмитров монастырь.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

В XI – XII веках появились загородные монастыри, которые растянулись вдоль берегов Днепра с севера на юг. Это были монастыри: Кирилловский, Иорданский, Кловский, Печерский и Выдубицкий.

Монашество на Руси

Монашество впервые появилось на Руси после принятия христианства. Хотя на Востоке и в Греции оно зародилось намного раньше.

Прежде всего, люди, недовольные своей прежней жизнью, уходили из дома. И они поселялись где-нибудь в уединенном месте, подальше от людской суеты. Жили они сначала в одиночестве. Постепенно к этому одинокому человеку подсоединялись другие. В результате стали появляться монастыри (уединенные жилища). Прежде всего, обитателями таких монастырей были монахи (одиноко живущий, инок).

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Основатели Киево-Печерского монастыря

Основателем Киево-Печерского монастыря были два монаха – святой Антоний и Феодосий

. Антоний с юных лет любил странствовать. Он был набожным и благочестивым человеком. Странствуя по Греции, Антоний достиг святой горы, где было несколько монастырей. Ему понравилась жизнь в монастыре. И он захотел стать монахом. Игумен разъяснил ему все правила монашеской жизни и, после этого, постриг его в монахи. По возвращению на родину, Антоний поселился в уединенной пещере. И стал вести отшельнический образ жизни.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Между тем, когда люди узнали про его образ жизни, то стали проситься к нему на поселение. Первым поселился около него Никон, а позже, в 1032 году, пришел и Феодосий.

Кто такой Феодосий

Феодосий (Федор) с детства отличался набожностью. Прежде всего, любил читать книги и слушать чтения божественных книг в церкви. Хотя он и вырос в богатой семье, но не любил богатую одежду, всегда ходил как нищий. Поэтому сверстники его не понимали и постоянно насмехались над ним. Но все их насмешки он сносил молча. Его мать не могла вынести насмешек над сыном. Она стала умолять его вернуться к прежней жизни. Но даже мольба матери не изменила его решения стать монахом. Узнав об отшельника Антонии, Феодосий пришел к нему и стал просить принять его. Антоний принял его, а священик Никон постриг его и назвал Феодосием. И тогда его мать, не в силах расстаться со своим любимым сыном, решила сама стать монахиней. Она приняла монашество в женском монастыре Святого Николая. И это позволило ей находиться ближе к сыну.

Со временем монастырь, где находился Феодосий, все больше и больше расширялся. Следовательно стало увеличиваться и число братии. Благодаря вкладам и пожертвованиям прихожан, монастырь богател.

И Феодосий решил построить другую церковь, в честь Успения Богородицы. Она была заложена в 1078 году. Великий князь Святослав подарил землю для этой церкви недалеко от старого Печерского монастыря. Закладка этой церкви была произведена в 1073 году. Феодосий скончался в 1074 году, на 65 году от рода, так и не дожив до окончания строительства церкви. А на год раньше скончался Антоний, ему было 90 лет.

Успенская церковь

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Князь Ярополк Изяславович подарил Печерскому монастырю три волости. А его дочь подарила пять сел с челядью. Также, делалось много и других пожертвований в пользу монастыря. Следовательно, монастырь теперь мог в больших размерах проводить благотворительность. Прежде всего, давать приют и пропитание бедным и калекам, больным и нищим. Киево-Печерский монастырь считался старейшим среди всех русских монастырей.

Киев — священный город

В глазах православных Киев стал священным городом. В нем красовались великолепные церкви: Десятинная и Софийская. Прежде всего, гробница святого равноапостольного Владимира находилась в Десятинной церкви. Кроме того, недалеко от Киева, в Вышгороде, находилась гробница святых Бориса и Глеба. А на берегу Днепра красовалась Печерская обитель. В этой обители, также, находились мощи святых Антония и Феодосия.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

География монастырей

География монастырей поражает. Подчас они возникали в глухих местах, где поблизости было всего два-три селения. А дальше, на многие сотни верст тянулись дремучие леса, топи и нехоженые земли. Но подвижники православия проникали и туда. Обустраивались там и несли свет Христовой веры. И прежде всего, приобщали жителей к новой вере.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Более пятидесяти инков из этого монастыря стали епископами. Некоторые из этих инков становились игуменами других монастырей. В каком бы монастыре не были инки, они везде старались поддерживать устав и дух Киево-Печерского монастыря. В то время на Руси было уже немало монастырей. Только в окрестностях Киева их было семнадцать, мужских и женских. Монашеская жизнь стала считаться на Руси образцом истинно праведной жизни.

Князь Ярослав и христианская вера

Владимир умер в 1015 году и было ему тогда пятьдесят четыре года.

Из храмов, построенных при Ярославе, особенно выделялись: соборный храм Софии, Премудрости Божией, в Новгороде и Софийский храм в Киеве. Первый храм в Новгороде сгорел, и сын Ярослава, князь Владимир, воздвиг новый Софийский собор. Его строили и украшали мастера из Греции. Он стоит и доныне.

Прежде всего, Киевский Софийский собор, построенный и украшенный греческими мастерами, превосходил богатством и великолепием все церкви, построенные в то время на Руси. Заложен он был в честь победы над печенегами. Кроме Софийского собора, Ярослав построил две церкви и при них монастыри. Один, Георгиевский, во имя своего ангела, а другой Ирининский. Он был сооружен в честь супруги, дочери шведского короля. Кроме того, при Ярославе начал строиться Киево-Печерский монастырь; и при нем же был основан Новоторжский монастырь преподобным Ефремом.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Ярослав постоянно заботился о распространении образования в народе. Например, открыл училище в Новгороде, где обучались дети пресвитеров и старост. Он, также, от своего имени назначил священнослужителям особое жалование. Это было сделано для того, чтобы они чаще собирали народ около церкви и учили его закону Божию. Кроме того, он собрал много книг и основал первую значительную библиотеку при Киево-Софийском соборе.

Вывод

Из сказанного можно сделать вывод, что Киево-Печерская обитель и другие монастыри в Древней Руси помогли распространению христианства. А также они помогли распространению книжного искусства и просвещения на Руси. Князь Ярослав дал указание, чтобы монастыри обучали бесплатно грамоте народ. И, кроме того, за свой счет содержали школы и училища для народа. Не будет преувеличением, если сказать, что монастыри были Академией наук и Академией художеств. И, конечно, Институтом истории и музеем, консерваторией и Институтом архитектуры одновременно. Но самой главной задачей монастырей было распространение веры Христовой на Руси. Между тем, в XIII – XIV веках на Руси уже насчитывалось около 200 монастырей. Кроме монастырей школы стали открывать и в церквях.


Что такое монашество?

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Монашество

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

монастырь. О монастыре

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

монастырь. Где живут монахи?

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Фильмы о монастырях:

Мир православия. Монашество — путь к Богу

Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Читайте также: