Почему мальчики учатся хуже девочек в школе

Обновлено: 01.07.2024

Разбираемся, как воспитание формирует различия в навыках, поведении, школьных успехах детей и влияет на биологию мозга.

Известно утверждение, что девочки развиваются быстрее мальчиков. Девочки быстрее адаптируются к школе, а мальчики медленнее созревают и хуже учатся. Педагоги подтверждают этот факт, ссылаясь на свой опыт. Да всем известно, это не секрет: в учебе девочки, как правило, успевают лучше.

Давайте же порассуждаем, чем вызвана такая разница (спойлер: не биологией).

Избирательное отношение к эмоциональным проявлениям детей приводит к тому, что девочки раньше и лучше учатся распознавать свои и чужие эмоции, а мальчики учатся свои эмоции подавлять, а чужие — игнорировать. Эмоции — это двигатель психологического и когнитивного развития, и при таком воспитательном подходе разница в психологической зрелости и когнитивных навыках между мальчиками и девочками становится очевидна очень рано.

Типичная картина в саду: девочки тихо сидят и играют с куклами или занимаются творчеством — это тренинг мелких движений рук и внимательности. Если девочки играют машинками, то обычно негромко и неагрессивно. Физическая активность девочек часто пресекается.

Мальчики намного чаще девочек играют в подвижные и шумные игры — чем развивают крупную и среднюю моторику, мышечную силу, выносливость.

С одними и теми же игрушками мальчики и девочки в саду играют по-разному. Вот кубики. Девочки, скорее всего, будут что-то строить: аккуратно и терпеливо ставить кубики друг на друга, выравнивать углы. Мальчики будут кубиками кидаться — для них это патроны. На прогулке девочки, скорее, будут играть в песок, а мальчики - в царя горы.

Все эти занятия тренируют у девочек мелкую моторику и аккуратность, а у мальчиков — крупную моторику, ориентацию в пространстве и силу.

Развитие крупной моторики тренирует в мальчиках силу, ловкость, а также навык решать большую часть трудностей через применение физического превосходства вместо развития навыков сотрудничества и коммуникации. Зачем говорить, когда можно стукнуть хорошенько — или как там Буратино выразился?

Почему же мальчики выбирают бегать, бутузиться и бросаться кубиками?

Подавление эмоций требует много психической энергии и повышает уровень фрустрации у мальчиков. Не находя иного выхода (к садовскому возрасту среднестатистический мальчик уже усвоил, что почти все эмоциональные проявления мальчикам запрещены), фрустрация будет выливаться в агрессивное поведение. Из-за этого мальчики чаще выбирают деятельность, при которой они будут что-то бить или разрушать и лупить по мячу или кидать кубики - не самые худшие способы выхода фрустрации. Если мальчикам запретить такие игры (например, в помещении детсадовской группы подвижные игры с мячом не всегда уместны или возможны), мальчики начинают бить (толкать, задирать) других детей.

Уровень фрустрации у девочек в этом возрасте значительно ниже, т.к. их эмоции не подавлены, а пережиты, проработаны и не превращаются в агрессию. Поэтому у девочек достаточно психических сил, чтобы заниматься соответствующей возрасту мелкомоторной и творческой игрой, которая способствует развитию когнитивных и речевых функций.

К домашнему хозяйству чаще привлекают девочек. Девочки намного раньше мальчиков учатся резать салат, вытирать пыль и пришивать пуговицы, считать деньги. Мальчиков тоже учат помогать по дому, но позже и реже, чем девочек.

В итоге к 7 годам большая часть девочек терпеливее, усидчивее, внимательнее к деталям, чем большинство мальчиков. Девочки в 7 лет могут выполнять тонкую работу намного лучше мальчиков.

В школе эта разница становится очевидна.

При этом у мальчиков больше времени для свободных игр и им чаще прощают непослушание, баловство, озорство.

В первом классе, пока нет оценок, разница еще не слишком бросается в глаза. Когда появляются оценки, можно безошибочно предсказать, дети какого пола будут отличниками и хорошистами. Вернее, отличницами и хорошистками. А педагоги и психологи говорят: понятно, мальчики же созревают позже девочек.

Неиспользуемые нейронные связи подвергаются прунингу (обрезаются, удаляются), а используемые — укрепляются. Следовательно, не биология формирует различия между мальчиками и девочками, а наше воспитание формирует различия в навыках, поведении, школьных успехах и влияет на биологию мозга детей.

Но. Что происходит дальше?

В начальной школе девочки быстрее привязываются к учителям, тяжелее переживают низкие оценки, в связи с чем возникают проблемы с самооценкой и уверенностью в себе. Часто девочки предпочитают вообще не пытаться, чем получить среднюю оценку.

Мальчики, натренированные подавлять свои чувства, легче справляются с двойками. Однако в условиях современной школы оказывается, что помимо оценок на их учебное поведение педагог мало чем может повлиять. Существенно урезанный эмоциональный репертуар мальчиков часто не допускает привязанности к учителю, а также ограничивает их возможности увлечься каким-то предметом. Быть отличником (ботаном) для мальчика тоже сомнительная цель, тогда как чуть ли не с рождения он слышал о преимуществе силы, отваги, бесстрашия, а не ума.

Поскольку в девочках изначально поощрялись послушность и старательность, а смелость и дерзость, радость преодоления и достижения не поощрялись, девочки вырастают более конформными и потому чаще принимают, чем нет, предлагаемую им модель.

По родительской статистике, мальчиков гораздо чаще, чем девочек, вызывают в школу по поводу низкой успеваемости и поведения на уроках. Девчонки обходят мальчишек в тестах по чтению и письму, часто идут вровень в результатах по математике и обгоняют в естественных науках. Почему?

Отчасти потому, что они начинают обучение в невыгодных для себя условиях.

Эта тенденция превращает помещение группы детсада в не особенно привлекательное для мальчиков место.

Научные исследования показали удивительную разницу между мозгом четырехлетних девочек и мальчиков. Как правило, лобные доли девочек — область, которая фиксирует внешние раздражения, — гораздо более активны, чем у мальчиков, и развиваются в раннем возрасте. Также женский мозг от природы запрограммирован вырабатывать больше серотонина, химического вещества, стимулирующего самоконтроль. Девочки начинают обучение, обладая большей способностью сосредоточивать внимание на протяжении значительного промежутка времени и выполнять многоэтапные указания. Мальчики гораздо чаще отвлекаются, и создается впечатление, что они ведут себя беспокойно.

Мальчикам труднее усидеть на месте

Мальчикам нужно больше времени

Большинство из нас училось читать только в первом классе школы. Однако сегодня от детей ожидают овладения этим навыком уже к окончанию детского сада. Образовательные стандарты изменились, а вот детская природа — нет, и подталкивание к раннему овладению чтением вредит мальчикам гораздо больше, чем девочкам. У представительниц женского пола в области мозга, ответственной за речь, больше нервных окончаний, чем у мужчин. Поэтому девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики, им легче строить длинные предложения. Соответственно, в школе на уроках чтения и письма девочки обычно превосходят сверстников мужского пола. В ходе масштабного исследования Технологического университета Вирджинии выяснилось, что зона мозга, отвечающая за речь у среднестатистического 5-летнего мальчика, равна по величине той же зоне типичной девочки трех с половиной лет . (И наоборот: область мозга, отвечающая за математику и геометрию, у мальчиков формируется немного раньше, чем у девочек).

Несколько лет назад учеными Кентского университета (США) были проведены любопытные исследования.

Сначала детям от 4 до 10 лет рассказали две истории. Одна история была о хорошем ребенке, который был прилежен и хорошо учился в школе, вторая — о плохом ребенке, который был плохим учеником и учился в школе спустя рукава. Затем детям показали две картинки и попросили выбрать, где изображен хороший ребенок, а где — плохой. На картинках были изображены силуэты мальчика и девочки. Вы, наверное, уже догадались, что большинство детей хорошим ребенком признали девочку, а плохим — мальчика.

В другом эксперименте детям 7-8 лет сообщили, что мальчики гораздо глупее девочек и поэтому учатся намного хуже девочек. Сообщили и стали наблюдать, как отразится данная установка на успеваемости детей. Успеваемость мальчиков снизилась и снизилась значительно.

Для того, чтобы подтвердить гипотезу о влиянии установок на успеваемость детей, был проведен третий эксперимент. Детям этого же возраста сказали, что девочки и мальчики одинаково умны и между ними нет разницы в успеваемости. Этот тезис никак не повлиял на успеваемость девочек, а на успеваемости мальчиков сказался положительно, она стала лучше.

Какие выводы можно сделать на основании этих экспериментов?

Если человеку, а тем более маленькому ребенку, двадцать раз сказать, что он — свинья, на двадцать первый раз он захрюкает и начнет валяться в грязной луже.

Родители — волшебники для своего ребенка, они могут влиять на его самооценку как в одну, так и в другую сторону. По-моему, это отличная новость.

То же самое касается и успеваемости. Имея установку, что мальчик не может хорошо учиться просто потому, что он мальчик, родители будут транслировать ее сыну. Дети стремятся соответствовать ожиданиям родителей, для них это важно. Зачем стараться и прикладывать усилия, если мама думает, что я все равно ни на что не способен и буду учиться плохо?

Дети могут учиться по-разному и иметь разные способности, но это не зависит от гендера. Девочка может еле-еле учиться с двойки на тройку, а мальчик может быть отличником, наверное, в классе ваших детей есть такие случаи.

Исследования американских ученых подтвердили, что в успеваемости важнее не пол ребенка, а представление родителей и учителей о нем и его способностях, вера в ребенка и его потенциал. Так что мальчики могут учиться хуже девочек, но могут и лучше, прямой связи между гендером и успехами в учебе учеными обнаружено не было.

А вы попадаете под влияние гендерных стереотипов, воспитывая своего ребенка?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Почему мальчики учатся хуже девочек: новый взгляд на проблему

В школьной среде считается очевидным тот факт, что девочки учатся лучше мальчиков. Это традиционно объясняется усидчивостью, старательностью девочек и отсутствием этих качеств у сильной половины класса. Мальчики действительно хуже успевают в школе, но настоящая причина этого явления – вовсе не в их лени и нежелании учиться.

Копирование как базовый принцип современного школьного образования

Несостоятельность этого утверждения становится очевидной сразу, как только мы поместим и тех и других в учебную среду, которая построена на других правилах. Занятия в студиях дополнительного образования – лучший тому пример.

Современная школа – женское царство

Мужчин педагогов в школе не хватало всегда – даже во времена СССР, когда к специалистам этой профессии все относились с подчеркнутым уважением. В новой России учитель мужчина практически исчез из школ: по труду дети теперь пишут рефераты (какая ирония…), даже физкультуру теперь в большинстве школ ведут женщины.

Школьные программы пишут женщины. Учат по ним женщины. Школьные задания с мальчишками делают мамы. По сути, в этой замкнутой системе правил, требований и норм нет места мужской схеме мышления. Мальчишкам не дают ничего созидать. Нестандартный подход к решению школьных заданий в лучшем случае не одобряется, а в худшем – высмеивается.

Нашел своё решение уравнения? Неправильно, нужно делать по правилу. Задачу решил выражением – двойка, нужно было решать по действиям, как в примере учебника. Выучил правило – теперь делай по нему примеры. Никто не объясняет ученику - зачем снова и снова делать упражнения по этому правилу, если ты его и так уже выучил? Тут школа, тут не место мужской логике.

Отдельного упоминания заслуживают требования к правильности оформления работ, требования к уровню чистоты в тетради, объему заданий. Чистота в тетради – это часть школьной дисциплины, однако из-за чрезмерной фиксации педагога на этом моменте у мальчиков возникает непонимание – почему им снижают отметку, если решение верное? В психологии мужчины заложена фиксация на одной, главной цели: если он решает задачу, для него в первую очередь важна сама задача. Оформление, чистота и красота важны для женщин – в данном случае для учителя.

Критикуешь – предлагай

Что делать? Восполнить тотальный дефицит учителей мужчин в школе не представляется возможным. Такие решения лежат далеко за пределами компетенции школьных учителей. Однако они могут повлиять на ситуацию на местах – изменив отношение к своим ученикам.

Снизить уровень требований к чистоте в тетради. Скрупулезность хороша в фармацевтике, а не в начальной школе – у детей 7-9 лет еще не до конца сформировалась мелкая моторика.

Перестать сравнивать способности девочек и мальчиков. Сравнение людей (в каком бы они ни были возрасте) – деструктивная практика, которая приводит к росту гордыни у одних и озлоблению у других.

Хвалить мальчиков за нестандартный подход и творчество в решении различных задач.

Быть гибче в следовании школьным правилам и требованиям к организации обучения. Правила и нормы не должны быть важнее детей.

Дети не всегда могут сформулировать свои мысли, но они сразу чувствуют, когда значимый для них взрослый (в данном случае учитель) меняет своё отношение к ним к лучшему. Поверьте в то, что мальчики не ленивее девочек - они просто другие, и вы увидите, какие перемены за этим последуют.

Читайте также: