Почему люди сердятся занятие психолога в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Предлагаемый сценарий открытого занятия является составной частью программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста “Мир чувств и эмоций”.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет и включает в себя 12 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, с использованием элементов тренинга, применяя также сюжетно-ролевые игры, беседы, анализ конкретных ситуаций.

Продолжительность занятий 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе - 10-15 человек.

Рекомендуется проводить занятия, рассаживая детей в круг. Использовать помещение, где можно было бы быстро организовать учебное пространство - переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных игр и упражнений.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие эмоциональной сферы у детей 5-7 лет.

  1. Познакомить детей с основными эмоциями.
  2. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.
  3. Формировать умение понимать эмоции других людей.
  4. Развивать способность выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
  5. Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами.
  6. Обучать приемам саморегуляции.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети познакомятся с основными эмоциями, научатся понимать собственное эмоциональное состояние.

Цель: познакомить с эмоцией гнева; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них, продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние.

  • колокольчик,
  • картонное сердечко,
  • рассказ К.Чуковского “Мойдодыр”,
  • картинки с изображением эмоций (см. Рисунок №1-3),
  • мешочек из ткани, коврик,
  • керамическая птица,
  • со смещенным центром тяжести.

Детям предлагается встать в круг, закрыть глаза. К кому подойдет психолог и позвонит колокольчиком, тот ребенок должен открыть глазки и назвать себя ласково.

Детям предлагается передавать по кругу сердечко со словами: “(имя ребенка), я очень рада тебя видеть!”.(каждый ребенок называет имя одноклассника)

Чтение отрывков из произведения К. Чуковского “Мойдодыр”, где автор описывает гнев умывальника и крокодила. Вопросы к детям:

- Почему рассердились умывальник и крокодил?

- Как автор описал гнев умывальника и крокодила?

Детям предлагается, из трех картинок выбрать, где изображен разгневанный ребенок? (см. рисунки №1-3)

Психолог: - Сейчас у нас хорошее настроение, но бывают ситуации, когда мы злимся, и сегодня мы поговорим об эмоции гнева.

Характеристика эмоции гнева по рисунку № 3:

У разгневанного человека брови сведены вместе, глаза широко раскрыты, пальцы рук сжаты в кулак. Он может сильно размахивать руками и топать ногами.

Давайте попробуем это изобразить.

Упражнение “Рычи лев”

Психолог: - Представьте, что вы две стаи львов. Встаньте друг напротив друга и попробуйте перерычать соседнюю стаю. Приготовились, начали. ( дети принимают позу львов и по команде психолога начинают рычать друг на друга кто громче.)

А теперь послушайте историю про ребят.

“История про Машу и Ваню”.

Жили-были Маша и Ваня. Они были очень добрыми и всегда помогали друг другу. Однажды они пошли гулять на улицу, и налетела на них тучка - злючка, и унесла в свою страну Злюкино. И там они научились драться, кусаться. У ребят был друг Петя, и он решил помочь Маше и Ване, вызвать тучку – злючку, на бой. Но бабушка, которая жила по соседству с Петей сказала, что зло злом не победишь, зло можно победить добром.

Психолог: - Нужно каждому придумать доброе слово для Маши и Вани и посмотреть, как происходит волшебное превращение.

Игра “Волшебный мешочек”

Психолог: - У меня есть волшебный мешочек (демонстрация), если хочешь сказать плохое слово, отойди в уголок и оставь все “плохие” слова в волшебном мешочке. Завяжи мешочек и спрячь. (давайте попробуем)

Игра “Коврик злости”

Психолог: - А ещё у меня есть коврик, когда вы чувствуете что у вас плохое настроение при входе в школу, домой нужно вытирать ноги о коврик пока настроение не улучшится.

(Ребенок вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.)

Упражнение “Возьми себя в руки”

Психолог: - Как только ты чувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то обидеть, есть хороший способ доказать свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека. (давайте попробуем все вместе)

Упражнение “Птица счастья”.

Психолог: - Ребята, вот это птичка счастья (демонстрация), у кого на пальчике она посидит у того сбудется желание. Давайте загадаем желание и посмотрим, сбудется оно или нет,( каждому ребенку по очереди психолог помещает птичку на пальчик, он загадывает желание; так как у птички смещенный центр тяжести, то на каждой руке она будет сидеть, следовательно желание могут смело загадывать все).

Психолог: - Ребята, подойдите все ко мне. С какой эмоцией мы сегодня познакомились? Что мы узнали? (ответы детей).

- Гневаться может каждый, но гнев не дает человеку правильно себя вести и каждый человек может усмирить свой гнев, как? (ответы детей).

Давайте возьмемся за руки и скажем “До свидания!”, на этом наше занятие закончено мне было приятно с вами работать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: развитие эмоционально – волевой сферы у дошкольников в возрасте 5-6 лет.

1. Познакомить детей с эмоцией гнева

2. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мими ку, пантомимику, интонацию.

3. Формировать навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или посту пок.

4. Развивать коммуникативные умения и навыки.

Методы: сказкотерапия, арт-терапия, игровая терапия, психогимнастика, беседы и релаксационные игры.

Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. – Воронеж 2006.

Анцупова Г. Л. Давай поиграем! – Ростов-на-Дону, 2000.

Граббет. Р. Игры для детей от 2 до 6 лет. – М., 1999.

Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от 3 до 7 лет. - С-Пб., 2008

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. - С-Пб. 2011.

Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.

Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. - Ростов-на-Дону, 2006.

Семенова Светлана Васильевна

Ход занятия

I . Вводная часть. Приветствие.

(Дети становятся в круг)

Здравствуй, небо, здравствуй солнце

Здравствуй планета Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

II . Основная часть занятия

Легкое облачко в небе плывет,

Нас впереди приключение ждет.

Какое, ребята, оно на вид? ( дети называют эмоцию облака)

Сердитое облако нас в гости зовет,

(под медленную музыку дети двигаются по комнате и садятся на стульчики полукругом)

Цель: соотносить эмоциональное состояние с ситуациями

Ребята, а вы когда-нибудь сердились?

Как можно узнать разгневанного человека? (Ответы детей.)

Покажите, как выглядит сердитый человек. ( Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать) .

Цель : выражение гнева

Через лес, напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был Король-Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Цель: отреагирование агрессии, проявление эмпатии.

Один ребенок исполняет роль вулкана. Остальные дети – туристы, которые приехали на остров Настроения, посмотреть на спящий вулкан. Ребенок, исполняющий роль вулкана, сидит в центре круга, изображает, что он спит. Туристы ходят по острову, постепенно приближаясь к вулкану. Вулкан, слыша приближающиеся шаги, начинает просыпаться (выбрасывает пепел – злится). Далее вулкан извергает лаву – рычит в направлении детей. Туристы должны спрятаться от извергающегося вулкана в заранее обговоренных местах. (например, за стульчиками, под столом и т.д.). Постепенно вулкан начинает успокаиваться: ребенок, изображающий вулкан снова занимает свое место. Дети – туристы подходят к остывающему вулкану и помогают ему успокоиться (поглаживания, ласковые слова и т.д.). Игра может повториться несколько раз.

Цель: формирование конструктивных способов выражения гнева

— Как вы думаете, можно или нельзя гневаться, сердиться на других людей? На друзей? Почему? (Ответы детей.)

Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют это делать, не причиняя никому вреда. Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом не обижать.

Я надую воздушный шарик и буду держать его так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик — это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев . Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Давайте отпустим шарик и проследим за ним (Шарик быстро перемещается из стороны в сторону.)

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и с сердитым человеком. Он может совершать по ступки, не контролируя их. Может обидеть или даже уда рить кого-нибудь.

Теперь надуем еще раз шарик и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается.)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

Если гнев еще остался внутри нас, можно выпустить его разными способами. Например, с помощью мыльных пузырей. Давайте попробуем! (Дети выдувают мыльные пузыри.)

Еще гнев можно пропустить через стопы наших ног. Да вайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выхо дит гнев. Давайте потопаем. (Дети выполняют задание.)

Представьте, что мы на что-то рассердились, берем газету и комкаем ее, а потом бросаем в коробочку для сердиток и закрываем их там.

А сердитые слова можно произнести в трубу. Попробуйте сделать это. (Дети выполняют задание.)

Вы почувствовали, как стало легко и весело! Мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили.

Цель: обучение навыкам расслабления и напряжения, развитие произвольного внимания.

Дети хаотично бегают по помещению. Взрослый произносит команды:

Команды меняются так быстро, чтобы дети расслаблялись и напрягались как можно чаще.

Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.

III. Заключительная часть. Подведение итогов, рефлексия.

Вот и прощаться настала пора,

«Встретимся, облачко снова, поверь –

Психолог спрашивает, понравилось ли ребятам путешествие с сердитым облаком? Можно ли нам сердиться? Как можно сердиться, не причиняя никому вреда. (Ответы детей.)

Улыбнитесь друг другу, ведь вы замечательные ребята!

До новых встреч!

Рекомендации педагогам и родителям.

Ввод санкций (изолирование, тихий стульчик, тайм-аут).

Формировать произвольность, используя игры с правилами.

Формировать коммуникативные навыки (проигрывание конфликтных ситуаций с помощью игрушек).

Рекомендации родителям:

Информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих, как правильно ее выражать)

Выработка в семье единых требований и правил воспитания.

Обратить внимание родителей на то, как они справляются со своей агрессией.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

Легализовать проявление агрессии у ребенка, разрешить ему сердиться

Учить конструктивным способом выражения гнева, заявлять о своих чувствах, выражать гнев в косвенной форме.

3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

4. Тренировка умения контролировать свои эмоции.

o коробочка с кусочками газеты;

o мешочек для крика;

o музыкальное произведение;

o игрушка волчок.

1 этап. Организационный.

2 этап. Практический.

Психолог. Посмотрите ребята, волчок принес нам такую картинку.

Что мы на ней видим?

А когда человек так злится? Почему?

Когда человек сердится, злится, что он делает?

Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты сердишься?

- а как ты стоишь, когда сердишься?

Волчок хочет поиграть. Давайте встанем на ножки и будем повторять движения за мной.

Шел король Боровик

Через лес, напрямик.

Он грозил кулаком

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Волчок. Давайте расскажем, друг другу, когда мы сердимся…

-Ребята, а как выдумаете можно злиться на других людей, на друзей? Почему?

-Я вам открою одну тайну: взрослые тоже злятся, но научились злиться так, что бы никому не навредить.

- А вы умеете правильно злиться?

- что нужно сделать, что бы больше не сердиться?

Волчок хочет нам, что-то рассказать.

-Раньше, когда я злился – я дрался, кусался, кричал и никак не мог успокоиться. И со мной никто не хотел дружить. А мне так хотелось иметь друзей играть вместе с ними. И я решил научиться справляться со своей злостью.

-Хотите я расскажу, какие способы у меня есть?

-По ней можно стучать когда сердишься. Давайте попробуем. (Проигрываем с детьми)

-В него можно покричать когда сердишься или злишься. Готовы? (проигрываем)

Облака как паруса, (изобразить треугольник указательными пальцами)

Мчит их ветер гонит, (резко выдвинуть вперед одну руку, потом другую)

Если много облаков, (руку перед собой пальцы раздвинуты)

Будет точно дождик, (постукиваем пальцем одной руки о ладонь другой)

Ну а если облака,

Как перо жар-птицы, (правая рука вверх пальцы раздвинуты)

Будет солнышко тогда, (обе руки вверх пальцы раздвинуты)

Защебечут птицы, (изобразить крылья руками)

А столкнутся лоб об лоб, (кулак о кулак)

В тучу превратятся, (изобразить в воздухе большой круг)

То тогда грохочет гром, (хлопки в ладоши)

Это тучи злятся, (кулаки сжаты руки выставит вперед).

3 этап. Рефлексивный (подведение итогов, прощание).

Ребята мы с вами сегодня отлично поиграли.

-Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

-А что не понравилось? (ответы детей)

-Давайте похвалим себя и похлопаем себе.

-Мне у вас очень понравилось!

-До свидания, ребята!

по психологическому сопровождению

для детей 4-5 лет.

Амирханова Раиса Басировна

Тема психологического занятия: Гнев

1. Развитие коммуникативных умений и навыков.

3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

4. Тренировка умения контролировать свои эмоции.

o коробочка с кусочками газеты;

o мешочек для крика;

o музыкальное произведение;

o игрушка волчок.

1 этап. Организационный.

2 этап. Практический.

Психолог. Посмотрите ребята, волчок принес нам такую картинку.

Что мы на ней видим?

А когда человек так злится? Почему?

Когда человек сердится, злится, что он делает?

Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты сердишься?

- а как ты стоишь, когда сердишься?

Волчок хочет поиграть. Давайте встанем на ножки и будем повторять движения за мной.

Шел король Боровик

Через лес, напрямик.

Он грозил кулаком

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Волчок. Давайте расскажем, друг другу, когда мы сердимся…

-Ребята, а как выдумаете можно злиться на других людей, на друзей? Почему?

-Я вам открою одну тайну: взрослые тоже злятся, но научились злиться так, что бы никому не навредить.

- А вы умеете правильно злиться?

- что нужно сделать, что бы больше не сердиться?

Волчок хочет нам, что-то рассказать.

-Раньше, когда я злился – я дрался, кусался, кричал и никак не мог успокоиться. И со мной никто не хотел дружить. А мне так хотелось иметь друзей играть вместе с ними. И я решил научиться справляться со своей злостью.

-Хотите я расскажу, какие способы у меня есть?

-По ней можно стучать когда сердишься. Давайте попробуем. (Проигрываем с детьми)

-В него можно покричать когда сердишься или злишься. Готовы? (проигрываем)

Облака как паруса, (изобразить треугольник указательными пальцами)

Мчит их ветер гонит, (резко выдвинуть вперед одну руку, потом другую)

Если много облаков, (руку перед собой пальцы раздвинуты)

Будет точно дождик, (постукиваем пальцем одной руки о ладонь другой)

На зеленой лужайке цветет мак

Поздороваемся как . (дети подражают звукам указанных животных).

Сегодня мы продолжаем знакомиться с эмоциями. Посмотрите на картинку и скажите, что чувствует человек? (Злость). Как вы узнали? (Мимикой, жестами).

Знакомство с пиктограммой злости

Беседа психолога о злости

коррекционно развивающие занятия психолога, занятия психолога с детьми, конспект занятия психолога, занятия психолога в доу, занятия педагога психолога с детьми, занятия психолога в саду

- Когда люди сердятся?

- На что похожа злость?

- Как вы думаете, какая злость на вкус?

- Вспомните злых сказочных героев.

Детям предлагается найти злое животное и обвести его карандашом.

- Детей следует ознакомить со способами:

- адекватного выражения гнева-

- порвать газету или помять пластилин;

- побить по подушке;

- выполнить несколько спортивных упражнений;

- гармонизации эмоционального состояния –

- сделать несколько глубоких вдохов;

- посчитать от 1 до 10;

Дети угадывают, о ком идет речь.

Читайте также: