Почему литературовед лебедев называет молчалиных вечно молодыми старичками российской истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась новаторским произведением в русской литературе первой четверти XIX века. В классической комедии герои делились на положительных и отрицательных, количество тех и других было примерно одинаковым. Положительные герои превозносились и в результате побеждали, отрицательные высмеивались и в конце, соответственно, оказывались поверженными. У Грибоедова мы находим совсем другое построение системы персонажей: герои делятся на представителей “века нынешнего” и “века минувшего”, первых несоизмеримо меньше (фактически один Чацкий). Главный герой нередко оказывается смешон, а Фамусов, один из основных представителей “века минувшего”, предстает перед читателем заботливым отцом и в принципе добродушным человеком. Образы, созданные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, нехарактерны для классицистической комедии; нетрадиционен и конфликт пьесы. Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. Чацкий обращается со своими возмущенными монологами к Софье, Молча-лину, наконец ко всем гостям на балу (“В той комнате незначащая встреча”). Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Завязкой этого внешнего конфликта можно считать приезд Чацкого в дом Фамусова, развитием — споры и монологи героев (“А судьи кто?”, “Вот то-то, все вы гордецы!”), нарастающее непонимание и отчужденность. Кульминация — бал, точнее признание Чацкого безумным, эта сцена — апогей неприятия и непонимания одним “лагерем” идей и воззрений другого. Неспособное задуматься и объяснить для себя поведение Чацкого, фамусовское общество находит наиболее легкий способ — признать его безумным. Развязка — отъезд Чацкого из Москвы. В целом конфликт в комедии разрешен, только остается непонятно, кто же все-таки победил: Чацкий с новыми идеями, за которыми, очевидно, будущее, или дворянское общество, многочисленностью и тупой убежденностью в своей правоте вынудившее его бежать. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта неразрешим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фамусовского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего; конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет. Другой не менее важный конфликт — личный: по-прежнему влюбленный Чацкий и изменившаяся за время его отсутствия, полюбившая Молчалина Софья. Три года странствий не охладили чувство Чацкого, и, вернувшись, он надеется на взаимность. Однако Софья встречает его по-светски радушно, а когда он насмешливо отзывается о Молчалине, тон ее становится холодным и оскорбленным. Вероятно, первое упоминание Чацкого о Молчалине и есть завязка этого конфликта, заключающегося в том, что Софья пытается скрыть свои отношения с секретарем отца и одновременно уязвить Чацкого, а тот в свою очередь силится разгадать тайну возлюбленной и вернуть прежнюю Софью, которая была ему близка. Между тем Софья, неординарная и нетипичная для московского общества девушка, — единственная, кто противостоит Чацкому в спорах на равных. Даже Фамусов затыкает уши и отстреливается общими положениями своей морали; лишь у Софьи хватает остроумия и такта, чтобы отвечать Чацкому четко, внятно и едко. Их отношения становятся более и более напряженными, Софья говорит о своем бывшем друге: “Не человек — змея!”, Чацкий теряется в догадках, пока наконец в кульминационной для этого конфликта сцене объяснения Молчалина с Лизой и потом с Софьей не узнает правду. Известие о связи Софьи и Молчалина становится настоящим ударом, которого не может выдержать влюбленность; Чацкий осознает, что перед ним — опустившаяся московская барыш-ня, принявшая для себя “высокий идеал московских всех мужей”: “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей”. Развязка здесь — опять же отъезд Чацкого. Любовный конфликт, очевидно, разрешен и одновременно способствует разрешению конфликта социального: ведь именно Софья из соображений личной мести пускает слух о сумасшествии Чацкого и именно из-за Софьи Чацкий остается в неприятном ему доме, а затем, разочаровавшись в ней, своей последней надежде, уезжает. “Горе от ума” — комедия, гениальная по типичности и яркости очерченных в ней образов, отношений, по жизненности изображенных социальных противоречий в русском обществе 20-х годов XIX века. И. А. Гончаров писал, что Чацкий — образ собирательный и появляется каждый раз, когда грядет смена общественных формаций, когда возникает конфликт между старым и новым. Такие проблемы, как отношения отцов и детей, мужчины и женщины, новых веяний и устаревших форм жизни, характерны для любого общества, в том числе и современного, поэтому комедия А. С. Грибоедова и рассмотренные в ней конфликты остаются актуальными, волнуя и современного читателя и зрителя.

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Грибоедов, Горе от ума. Кто же Чацкий — победитель или побежденный?

Критики замечают, что не только обществен­ный порыв Чацкого, но и болтовня Репетилова мо­гут быть поняты как авторский взгляд на декабризм. Зачем введен в комедию Репетилов? Как вы пони­маете этот образ?

В вопросе представлена лишь одна точ­ка зрения на роль образа Репетилова в ко­медии. Вряд ли она верна. Фамилия этого персонажа говорящая (Репетилов — от лат. repetere — повторять). Однако он не повторяет Чацкого, а искаженно отража­ет взгляды его и прогрессивно мыслящих людей. Подобно Чацкому, Репетилов по­является неожиданно и как

Пожалуйста, молчи, я слово дал молчать;

У нас есть общество и тайные собранья

По четвергам. Секретнейший союз…

Интересны оценки Чацкого слов Репе­тилова, которые свидетельствуют

В чем заключается развязка общественного конфликта пьесы? Кто же Чацкий — победитель или побежденный?

Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

Глоссарий:

  • чацкий победитель или побежденный
  • Сочинение на тему Чацкий победитель или побежденный
  • кто чацкий победитель или побежденный
  • критики заметят что не только общественный порыв чацкого
  • в чем заключается развязка общественного конфликта пьесы горе от ума

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

Выводы

Чацкий – победитель или побежденный сочинение-рассуждение 9 класс

Процесс этот является долгим, и каждая сторона пытается отстоять свою правду.Борьба происходит между представителями консервативного дворянства с устоявшимися, стереотипными взглядами и представителями нового мышления, коим является главный герой.

Чацкий, в отличие от старомодных дворян, желает служить на благо Отечеству.

Он презирает сложившиеся устои, в которых хорошо живется только этим самым дворянам. Они защищают лишь личный комфорт и благополучие.Главный герой видит процветание державы в просвещение и развитие науки, а также повышение ценности человека. Однако в этом заключается драматизм произведения.

Разум Чацкого становиться преградой в его собственной жизни. Беседы Чацкого, являющиеся разоблачительными, не были по нраву высшему свету, так как грозили лишению комфорта. И даже его любимой девушке, они не приходились по душе так как могли лишить ее личного женского счастья.

В любовном деле Чацкого ждет неудача.

Его возлюбленная предпочла ему другого, более скромного и непременно услужливого героя Молчалина. Ведь обладающий услужливостью герой всегда будет принят высшим обществом.

Чацкий же таким качеством не обладал, и как следствие из высшего общества был изгнан.Членам этого общества совсем не хочется, что бы их прежние идеалы рухнули и разбились вдребезги. Поэтому, защищаясь пробуют не очень честные и крайне подлые методы.

Они объявляют его сумасшедшим, а его слова абсолютно не имеющими смысла.

Теперь Чацкий не опасен для высшего света. Он покидает столицу, и кажется побежденным.Но вскоре найдутся те, кто примет его сторону. Те чьи мысли похожи с мыслями Чацкого.

Именно такие люди, не ставящие чин и положение в обществе превыше личных человеческих качеств. Вместе с этими героями Чацкий и станет победителем.Но сам герой не осознает себя победителем. Однако все его слова и мысли будут услышаны.

Борьба, происходящая на протяжении рассказа, имеет конец. Старое обязательно должно смениться новым.

Привычные устои высшего света, наконец, рухнут, и все благодаря разуму и проницательности героя.Однозначно ответить, кем же является А.А Чацкий, победителем или побежденным невозможно. Его сущность меняется на протяжение всего произведения.

Он за свою жизнь, был как победителем, так и побежденным.Суть самого произведения заключается в том, что нужно всегда оставаться верным своим собственным идеалам, однако если они не противоречат здравому смыслу.

Именно это доказал главный герой рассказа.

Кратко 9 класс сочинение рассуждение

Победитель или побежденный Чацкий рассуждение

Чацкий не случайно появился на свет в обществе, которое погрязло в пороках и медленно загнивало. Настало время перемен. Образованные и просвещённые россияне понимали это. Среди них был и Грибоедов, он Чацкого пишет с себя. В его уста вкладывает свои мысли и идеи. Остальные персонажи тоже были написаны с реально существующих людей.

Одного просвещения тут будет мало.

Во время написания комедии Европа уже вступила в эпоху революций. Это было после Отечественной войны 1812 года. Учившийся там Чацкий жадно впитывал воздух свободы.

Ещё декабристы не создали своих тайных обществ, но русские войска принесут в Россию из Франции свежий ветер перемен. Эти перемены уже витают в воздухе. И надо быть глупцом, чтобы этого не заметить.

Но московское дворянство не собиралось так быстро и просто отказываться от своего положения в обществе, всех благ и привилегий. Здесь пока ещё правят Фамусовы, Скалозубы, Молчалины.

Они не служат, а прислуживаются, ученье и просвещение считают хуже чумы, чины в армии получают не по заслугам, а при помощи связей, благоговеют перед всем иностранным, покупают и продают крепостных людей, как вещи, разрушая при этом их семьи. По-другому жить они не хотят и не умеют.

Трудно однозначно сказать победил Чацкий или победили его. Да, он не одержал явной победы. Никто не встал на его сторону, не поддержал его. Матёрый противник превзошёл его количеством, но не качеством. Общество привыкло жить в своём застарелом болоте, и квакать в унисон друг другу. Чацкий кинул в это болото камень – свои прогрессивные идеи создания нового общества.

Как лягушки засуетились, расквакались! Вдруг осушат их болото или пустят в него мощную струю свежей воды, и превратится оно в полноводную реку. Где и как они потом будут жить? Придётся привыкать ко всему новому, а этого так не хочется делать, страшно. Потерпел он неудачу и на любовном фронте. Единственный человек, ради которого он вернулся в Москву, Софья Фамусова вышла замуж за другого.

Любимая девушка не только не поддержала его, но и публично оклеветала. По всей видимости, обыватели всё-таки боятся, что правда всплывёт, идеи просвещения упадут на благодатную почву и начнут прорастать. Поэтому, его надо объявить сумасшедшим и выпроводить за порог. Время Чацкого ещё не пришло.

И пусть в финале он уезжает из Москвы, но до конца остаётся верен своим принципам и убеждениям, не уподобился Фамусову и его компании.

Но Чацкий борется не зря. В пьесе упоминается, что у него есть единомышленники. Например, князь Фёдор и двоюродный брат полковника Скалозуба. Он оставляет блестящую карьеру и уезжает в деревню, много читает и размышляет. Придёт время и эти люди изменят ход истории России. Чацкий немного опередил своё время.

Так и будет продолжать дальше жить в своём болоте, а так бы увидела новые города и страны.

Эта пьеса актуальна и сегодня. Есть в нашем обществе люди, которые живут по фамусовским идеалам, но есть и похожие на Чацкого, радеющие за просвещение России.

Кратко 9 класс сочинение рассуждение

Кто же Чацкий: победитель или побежденный?

Страстные речи Чацкого уже тогда, когда комедия Грибоедова бытовала в рукописном варианте, воспринимались как агитационные. В них как будто излагалась целая общественная программа. Было много откликов на злобу дня. Чацкий – декабрист по духу.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что конкретной цели у него все-таки нет. Он не состоит ни в каком тайном обществе. И никаким революционным делом тоже не занят. Про настоящего борца надо писать трагедию или драму. А у Грибоедова написана комедия. Ироничная и горькая, если читать внимательно и не отвлекаться на критику.

К людям они принципиально не хотят приспосабливаться, поэтому как будто ножницами отрезают себя от них. К тому же Чацкий влюблен в Софью, и эта страсть руководит почти всеми его словами и поступками. А страсть – плохой советчик. Она делает по-настоящему умного человека смешным и жалким.

И что с того, что он воспитывался в доме Фамусова? Когда это было? Теперь здесь все не по нему, не по его уму и не его масштабу. Чацкий побежден в том смысле, что Софья ему не достается. Но и Молчалин разоблачен. Чацкий побежден сплетнями и слухами. Против них, наверно, любой бессилен.

И его никто не слушает, когда он произносит самые страстные монологи. Тут уже не смешно, а обидно и горько.

9 класс сочинение рассуждение

Чацкий – победитель или побежденный

  • Сочинение Сила воли и мужество человекаВсе люди обладают силой собственной воли от которой и зависит мужество определенного человека, но не всем удается свести во едино эти оба качества, так как для этого нужно очень большое желание и определенные навыки,
  • Чичиков живая или мёртвая душа и почему сочинениеВ поэме Мёртвые души, Чичиков является главным героем. Автор назвал из-за того, чтобы показать, что у помещиков сердца мертвы. А касается главного героя, то сейчас разберёмся.
  • Сочинение Про волка (2, 3, 4, 5 класс)В чаще, трудно проходимого леса, с болотистой местностью, за буераками, перелесками из ельника и сосняка, среди смешанных, лиственных дубрав, на дне глубокого оврага находится нора, питающегося материнским молоком, хищника – волка.
  • История создания драмы Гроза Островского сочинениеНачало работы над произведением было летом в конце пятого десятилетия девятнадцатого века. И, что примечательно, закончил работу над ним автор в том же году в середине осени. Предшествовало этой работе путешествие автора по реке Волге. Он участвовал
  • Сочинение на тему Люби и Охраняй природу 7 классЧеловечество глубоко вступило в индустриальный век, век технологий и производств. Мы берём у природы всё ,что только можем. Лес, полезные ископаемые, истребляем многие виды растений и птиц. Нельзя с уверенностью сказать, что люди делают это нарочно,
  • Сочинение Гордиться славою своих предков не только можно, но и должноВ современной России – эпоха патриотизма, патриотизма зачастую навязываемого, во многом искусственного. Люди, которые ощущают текущую конъюнктуру, грамотно используют тренд патриотизма для собственной выгоды. Бизнес на патриотизме,

Грибоедов, Горе от ума. Кто же Чацкий — победитель или побежденный?

Критики замечают, что не только обществен­ный порыв Чацкого, но и болтовня Репетилова мо­гут быть поняты как авторский взгляд на декабризм. Зачем введен в комедию Репетилов? Как вы пони­маете этот образ?

В вопросе представлена лишь одна точ­ка зрения на роль образа Репетилова в ко­медии. Вряд ли она верна. Фамилия этого персонажа говорящая (Репетилов — от лат. repetere — повторять). Однако он не повторяет Чацкого, а искаженно отража­ет взгляды его и прогрессивно мыслящих людей.

Для него важнее не существо проблем, поднимае­мых на посещаемых им заседаниях, а форма общения участников.

Пожалуйста, молчи, я слово дал молчать;

У нас есть общество и тайные собранья

По четвергам. Секретнейший союз…

Интересны оценки Чацкого слов Репе­тилова, которые свидетельствуют о разли­чии авторских взглядов на Чацкого и Ре­петилова.

Образ Репетилова, отвечаем на вторую часть вопроса, играет существен­ную роль в разрешении драматического конфликта, движении его к развязке. По мнению литературоведа Л. А. Смирнова: «Разъезд — это метафора развязки собы­тийного напряжения эпизода. Но начи­нающее спадать напряжение… взвинчи­вает Репетилов.

Интермедия с Репетиловым имеет и свое собственное идейное содержание, и вместе с тем это сознатель­но проведенное драматургом замедление развязки событий бала.

Называя так Молчалина, литературо­вед подчеркивает типичность такого рода людей для российской истории, карьерис­тов, приспособленцев, готовых на уни­жение, подлость, нечестную игру ради достижения корыстных целей, выходы всяческими путями к заманчивым долж­ностям, выгодным семейным связям.

Им даже в молодости не свойственны роман­тические мечты, они не умеют любить, не могут и не хотят чем-либо жертвовать во имя любви. Они не выдвигают никаких новых проектов усовершенствования об­щественной и государственной жизни, служат лицам, а не делу.

В чем заключается развязка общественного конфликта пьесы? Кто же Чацкий — победитель или побежденный?

Он стал за годы учебы и путешествий именно из тех безрассуд­ных проповедников, которые являлись первыми провозвестниками новых идей, готовы бывают проповедовать даже и тог­да, когда их никто не слушает, как это вышло с Чацким на балу у Фамусова. Фамусовский мир ему чужд, законов его он не принял. И потому можно считать, что моральная победа на его стороне.

Тем бо­лее что финальная фраза Фамусова, завер­шающая комедию, свидетельствует о рас­терянности такого важного барина дво­рянской Москвы:

Критики замечают, что не только обществен­ный порыв Чацкого, но и болтовня Репетилова мо­гут быть поняты как авторский взгляд на декабризм. Зачем введен в комедию Репетилов? Как вы пони­маете этот образ?

В вопросе представлена лишь одна точ­ка зрения на роль образа Репетилова в ко­медии. Вряд ли она верна. Фамилия этого персонажа говорящая (Репетилов – от лат. repetere – повторять).

Однако он не повторяет Чацкого, а искаженно отража­ет взгляды его и прогрессивно мыслящих людей. Подобно Чацкому, Репетилов по­является неожиданно

и как бы открыто выражает свои мысли. Но никаких мыс­лей мы уловить в потоке его речей не мо­жем, да и есть ли они…

Он рассуждает о тех вопросах, которых уже касался Чац­кий, но больше говорит о себе “такую правду, что хуже всякой лжи”. Для него важнее не существо проблем, поднимае­мых на посещаемых им заседаниях, а форма общения участников.

Пожалуйста, молчи, я слово дал молчать;

У нас есть общество и тайные собранья

По четвергам. Секретнейший союз…

И наконец, главный принцип, если можно так сказать, Репетилова – “Шу­мим, братец, шумим”.

Интересны оценки Чацкого слов Репе­тилова,

которые свидетельствуют о разли­чии авторских взглядов на Чацкого и Ре­петилова. Автор солидарен с главным ге­роем в оценках комического персонажа, нежданно явившегося при разъезде гос­тей: во-первых, он иронизирует, что сек­ретнейший союз заседает в английском клубе, и, во-вторых, словами “да из чего беснуетесь?” и “Шумите вы? И только?” сводит на нет восторженный бред Репе­тилова. Образ Репетилова, отвечаем на вторую часть вопроса, играет существен­ную роль в разрешении драматического конфликта, движении его к развязке.

По мнению литературоведа Л. А. Смирнова: “Разъезд – это метафора развязки собы­тийного напряжения эпизода. Но начи­нающее спадать напряжение… взвинчи­вает Репетилов. Интермедия с Репетиловым имеет и свое собственное идейное содержание, и вместе с тем это сознатель­но проведенное драматургом замедление развязки событий бала. Диалоги с Репетиловым продолжают разговоры на балу, встреча с запоздалым гостем возбуждает в сознании каждого главное впечатление, и спрятавшийся от Репетилова Чацкий становится невольным свидетелем боль­шой клеветы, в ее сокращенном, но уже абсолютно отстоявшемся варианте.

Толь­ко теперь завершается самый большой, самостоятельно значимый и драматурги­чески целостный эпизод комедии, глубоко внедрившийся в 4 акт и по своему объему и смыслу равный целому акту”.

Почему литературовед А. Лебедев называет Молчалиных “вечно молодыми старичками россий­ской истории”? Каково истинное лицо Молчалина?

Называя так Молчалина, литературо­вед подчеркивает типичность такого рода людей для российской истории, карьерис­тов, приспособленцев, готовых на уни­жение, подлость, нечестную игру ради достижения корыстных целей, выходы всяческими путями к заманчивым долж­ностям, выгодным семейным связям. Им даже в молодости не свойственны роман­тические мечты, они не умеют любить, не могут и не хотят чем-либо жертвовать во имя любви. Они не выдвигают никаких новых проектов усовершенствования об­щественной и государственной жизни, служат лицам, а не делу. Реализуя знаме­нитый совет Фамусова “Учились бы на старших глядя”, Молчалин усваивает в фамусовском обществе “прошедшего жи­тья подлейшие черты”, которые так стра­стно восхвалял в своих монологах Павел Афанасьевич – лесть, угодничество (кста­ти, это пало на благодатную почву: вспом­ним, что завещал Молчалину отец), восп­риятие службы как средства удовлетворе­ния собственных интересов и интересов семьи, близких и дальних родственников.

Именно моральный облик Фамусова восп­роизводит Молчалин, добиваясь любовно­го свидания с Лизой. Таков Молчалин. Истинное его лицо верно раскрыто в вы­сказывании Д. И. Писарева: “Молчалин сказал себе: “Я хочу составить карье­ру” – и пошел по той дороге, которая ве­дет к “степеням известным”; пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его лю­бимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить это движение, он все будет идти и дой­дет…” Молчалин относится к вечным ли­тературным типам, не случайно его имя стало нарицательным и появилось в раз­говорном обиходе слово “молчалинщина”, обозначающее нравственное, вернее, безнравственное явление.

В чем заключается развязка общественного конфликта пьесы? Кто же Чацкий – победитель или побежденный?

С явления XIV последнего действия на­ступает развязка общественного конфлик­та пьесы, в монологах Фамусова и Чацко­го подводятся итоги звучавших в комедии разногласий между Чацким и фамусов­ским обществом и утверждается оконча­тельный разрыв двух миров – “века ны­нешнего и века минувшего”. Однозначно трудно определить, победитель или по­бежденный Чацкий. Да, он испытывает “Мильон терзаний”, терпит личную дра­му, не находит понимания в обществе, где он вырос и которое заменяло в детстве и отрочестве рано потерянную семью. Это тяжелая утрата, но Чацкий остался верен своим убеждениям.

Он стал за годы учебы и путешествий именно из тех безрассуд­ных проповедников, которые являлись первыми провозвестниками новых идей, готовы бывают проповедовать даже и тог­да, когда их никто не слушает, как это вышло с Чацким на балу у Фамусова. Фамусовский мир ему чужд, законов его он не принял. И потому можно считать, что моральная победа на его стороне. Тем бо­лее что финальная фраза Фамусова, завер­шающая комедию, свидетельствует о рас­терянности такого важного барина дво­рянской Москвы:

похожие материалы

Грибоедов, Горе от ума. Кто же Чацкий — победитель или побежденный?

Критики замечают, что не только обществен­ный порыв Чацкого, но и болтовня Репетилова мо­гут быть поняты как авторский взгляд на декабризм. Зачем введен в комедию Репетилов? Как вы пони­маете этот образ?

Пожалуйста, молчи, я слово дал молчать;

У нас есть общество и тайные собранья

По четвергам. Секретнейший союз…

Читайте также: