Почему лекция в высшей школе в равной степени является и методом и формой обучения

Обновлено: 03.07.2024

Аннотация. В статье рассмотрены недостатки традиционной лекции и такие способы усовершенствования данной формы обучения, как проведение гибридных занятий, активизация деятельности студентов на лекции, использование мультимедийных презентаций.

Особенность Федерального образовательного стандарта (ФГОС) ВО нового поколения состоит в реализации идей компетентностного подхода. Присущий последнему перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины (подход, центрированный на преподавателе) на студента и ожидаемые результаты образования (подход, центрированный на студенте) является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования.

Компетентностный подход для российской высшей школы не является принципиально новым. Он представляет развитие системно-деятельностного подхода к проектированию квалификационных требований к выпускникам вузов, который освоен отечественной высшей школой и её учебно-методическими объединениями уже с конца 80-х годов ХХ столетия и получил реализацию в квалификационных характеристиках выпускников вузов и ГОС ВПО первого и второго поколений.

Цель данной статьи – сформулировать требования к лекции, актуальные на современном этапе реформирования высшего образования; описать те условия, при соблюдении которых лекция не только останется основной формой теоретического обучения, но и приобретёт черты интерактивности, обязательные при переходе к системе субъект-субъектного образования.

Проанализировав различные методические источники (С.И. Архангельский [3], А.В. Иванов [4], М.И. Потеев [5], Н.М. Севрук [2] и др.), мы хотим сформулировать максимально полный перечень требований к лекции:

– чёткость начала лекции (отсутствие задержки во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз);

– отчетливость постановки задачи (на всю лекцию, на отдельные разделы);

– наличие явно выраженного деления материала лекции на разделы;

– использование проблемных ситуаций;

– логичность и оптимальная степень сложности доказательств;

– наличие поясняющих примеров;

– связь материала с будущей профессией (специальностью) студентов;

– формулировка практических рекомендаций по использованию изучаемого;

– отражение последних достижений науки и техники;

– изложение вопросов, связанных с использованием вычислительной техники, компьютера при решении задач курса;

– формирование на лекции познавательных интересов студентов;

– побуждение их к самостоятельной работе;

– освещение вопросов мировоззрения и методологии;

– наличие воспитательных моментов;

– отражение результатов личной научной работы лектора;

– высказывание своего отношения к предмету изучения;

– аккуратность и последовательность заполнения доски;

– использование наглядных пособий, мультимедиа и других средств демонстрации;

– правильность речи, громкость голоса, отчетливость произношения;

– наличие связи лектора с аудиторией (наблюдение за студентами, реакция на их поведение, наличие риторических вопросов и т. п.);

– приёмы лектора, используемые им для частичного снятия усталости у студентов, для привлечения и удержания их внимания;

– поза лектора, манера держать себя;

– чёткость окончания лекции (конец речи, прощание с учащимися, время окончания занятия по отношению к звонку и т. п.).

Сложно сказать, какие из этих требований являются основными, а какие – факультативными. Хотя некоторые условия, действительно, могут быть реализованы не на каждой лекции, к примеру, отражение результатов личной научной работы лектора, но ни одно из них нельзя игнорировать как при подготовке к лекции, так и при её контроле.

Данный перечень показывает, что лекция очень сильно зависит от преподавателя, читающего её, его мастерства, личностных качеств, степени его артистичности и умения владеть словом и аудиторией. Там, где лектор не находится на достаточной высоте, там у студентов появляется мнение, что лекцию можно пропускать или использовать лекционное время для иных целей.

Среди требований к преподавателю, читающему лекцию, можно выделить:

  • Умение ясно, доступно изложить любой, даже очень сложный материал.
  • Своевременное разъяснение сложных мест.
  • Выделение главных моментов.
  • Умение вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету.
  • Умение следить за реакцией аудитории.
  • Стремление побудить студентов к дискуссии.
  • Культура речи, четкость дикции, нормальный темп изложения.
  • Умение снять напряжение и усталость аудитории.
  • Творческий подход и интерес к своему делу.
  • Доброжелательность и такт по отношению к студентам.
  • Терпение.
  • Требовательность.
  • Заинтересованность в успехах студентов.
  • Объективность в оценке знаний студентов.
  • Уважительное отношение к студентам.
  • Высокая эрудиция, достойная манера поведения, продуманный внешний вид.

В условиях перехода к субъект-субъектной системе обучения нужно помнить, что любая, даже самая лучшая лекция может решить только одну дидактическую задачу – дать первоначальное знакомство, организовать первоначальное восприятие материала и сформулировать основы для дальнейшего самостоятельного изучения и овладения знаниями. Лекция как форма учебного процесса, являющаяся по сей день основной, ведущей в практике высшей и средней специальной школы, обладает рядом органических недостатков :

– чтение лекции некоторому среднему студенту (темы, содержание, методика и темп чтения традиционных лекций почти не зависят от качества восприятия и тем более усвоения материала студентами);

– сложность для лектора организации дальнейшей работы студентов над материалом лекции (лектор практически никак не настраивает, не организует последующую работу студентов во внеаудиторное время над разобранным материалом лекции, не направляет и не учит пользоваться литературой, не проверяет подготовленность студентов к очередной лекции и т. п.);

– ограниченное использование наглядных пособий (исключение – мультимедийные лекции);

– однообразная форма изложения (со стороны ряда лекторов).

− проводить перекличку (причём желательно делать это в разные моменты лекции – в начале, в середине, в конце);

− проводить перед лекцией беглый фронтальный опрос для повторения изученного на предыдущем занятии (одного-двух вопросов бывает достаточно для того, чтобы настроить студентов на восприятие нового материала);

− знакомить студентов с планом лекции, записывать его;

− излагать материал образно и доступно;

− активно использовать средства наглядности, мультимедиа и учебную доску;

− чередовать собственно лекцию с беседой и рассказом;

− применять такие приёмы, как ассоциация, парадокс, противоречие, элемент неожиданности, занимательности;

− излагать новый материал на лекции порционно – по небольшим частям, закрепляя каждую часть контрольными вопросами. При таком способе изложения студенты бывают более внимательными на протяжении всего занятия;

− постоянно вовлекать студентов в активную работу по изучению нового материала, учитывая, что чем больше выводов и обобщений им удастся сделать самостоятельно, тем глубже и прочнее будут новые знания;

− в конце лекции ответить на вопросы студентов, назвать литературу.

Отлично помогает активной работе студентов совместное с преподавателем конструирование (заполнение) схемы, таблицы. Постепенно заполняя таблицу при помощи студентов, выбирая из их советов подходящий, помогая наводящими вопросами, преподаватель создаёт у аудитории иллюзию (в данном случае допустимую) самостоятельного поиска истины, самостоятельного открытия. Можно дать студентам задание составлять на основании материалов лекции словарь терминов, время от времени контролируя знание терминов с помощью терминологических диктантов или тестов.

Итак, слово педагога – по-прежнему одно из основных средств обучения. Оно воздействует на студентов главным образом через лекцию. Лекция – это не просто пересказ учебника или других источников, это личное научно-педагогическое творчество преподавателя в определённой области знания. Настоящий преподаватель готовится к лекции не накануне, а всегда, в течение всей своей деятельности, всю жизнь.

2. Севрук Н.М., Лысенко З.П. Организация, формы и методы проведения лекций. – Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2006. – 29 с.

3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М.: Высшая школа, 1974. – 383 с.

5. Потеев М.И. Практикум по методике обучения во втузах: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – 94 с.

6. Крылова М.Н. Мультимедийная презентация к занятию: проблемы подготовки и применения // Грани познания. – 2015. – № 8 (42). – С. 32-40.

7. Гарифуллина Н.К., Вяткина И.В., Дановская О.Л. Применение компьютерных средств обучения на практических занятиях по русскому языку и культуре речи в техническом вузе как средство интенсификации обучения // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: Сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2006. – С. 343-345.

8. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – М.: Логос, 2012. – 448 с.

Форма организации обучения – целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия преподавателей и студентов, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества обучаемых, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.

Обращает на себя внимание внешняя форма организации обучения. Это может быть урок, игра, лекция, семинар, конференция, самостоятельная работа, экскурсия. Если взять цели, содержание, методы, средства, соотношение педагогического управления и самоуправления обучаемых, то достаточно видоизменить хотя бы один элемент, как видоизменяется внешняя форма организации обучения.

Исключительное значение для понимания особенностей и возможностей эффективного функционирования той или иной форм организации обучения имеет ее структура, которая характеризует специфику ее внутренней организации, отражающей способы взаимодействия ее элементов. В этой связи выделяют внутреннюю форму организации обучения, где в качестве основания для классификации берется структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения.

Несмотря на то, что отдельные элементы, например, структура лекции, могут видоизменяться, лекция остается лекцией. Совершенствованию форм организации обучения, повышению их эффективности в значительной степени способствовали исследования М.Н.Скаткина, который обосновал целесообразность гибкого сочетания фронтальных и индивидуальных форм организации обучения.

На практике перечисленные формы организации обучения, как правило, используются в гибком сочетании, что позволяет преподавателю использовать достоинства и в некоторой степени компенсировать недостатки каждого из них. Рассмотрим подробнее используемые на практике методы обучения.

Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и студентами (учениками), направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. По сложившейся традиции в отечественной педагогической науке МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

· по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические;

· по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;

· по логике изложения и восприятия учебного материала: индуктивные и дедуктивные;

2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют другие подходы к определению методов обучения, основанные на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие.Их определения требуют дальнейшего уточнения, поскольку процесс обучения не может быть только пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для обучающихся.




Схема 1


Схема 2


Схема 3


Разделив методы обучения на три обобщенные группы, рассмотрим в отдельности каждую из них.

Пассивный метод (схема 1) – это такая форма взаимодействия студентов и преподавателя, в которой последний является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных его директивамСвязь преподавателя с аудиторией при пассивных методах обучения осуществляется посредством проведения опросов, самостоятельных и контрольных работ, тестирования и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, безусловно, имеет ряд плюсов: относительно легкая подготовка к занятию со стороны учителя и возможность преподнести значительное количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия. По этим причинам многие преподаватели предпочитают пассивный метод остальным. Надо сказать, что в некоторых случаях данный подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока, он широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкую цель глубокого изучения предмета.

Здесь преподаватель и студенты находятся на равных, а авторитарный стиль взаимодействия сменяется на демократический. Между активными и интерактивными методами зачастую ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как современную форму активных методов.

Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает интерактивные упражнения и задания, в процессе выполнения которых студенты изучают материал.
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от традиционных состоит в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько осваивают новый.

Организационные формы обучения в высшей школе одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов. К ним относят:

· семинары, просеминары, спецсеминары,

· практикумы и спецпрактикумы,

· научно-исследовательскую работу студентов,

· дипломную практики и др.

Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая является самым сложным видом работы и поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (профессорам и доцентам). При всей внешне кажущейся простоте лекционная форма обучения требует высокого уровня педагогической компетентности, педагогического мастерства и ораторского искусства.

Форма организации обучения – целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия преподавателей и студентов, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества обучаемых, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.

Обращает на себя внимание внешняя форма организации обучения. Это может быть урок, игра, лекция, семинар, конференция, самостоятельная работа, экскурсия. Если взять цели, содержание, методы, средства, соотношение педагогического управления и самоуправления обучаемых, то достаточно видоизменить хотя бы один элемент, как видоизменяется внешняя форма организации обучения.

Исключительное значение для понимания особенностей и возможностей эффективного функционирования той или иной форм организации обучения имеет ее структура, которая характеризует специфику ее внутренней организации, отражающей способы взаимодействия ее элементов. В этой связи выделяют внутреннюю форму организации обучения, где в качестве основания для классификации берется структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения.

Несмотря на то, что отдельные элементы, например, структура лекции, могут видоизменяться, лекция остается лекцией. Совершенствованию форм организации обучения, повышению их эффективности в значительной степени способствовали исследования М.Н.Скаткина, который обосновал целесообразность гибкого сочетания фронтальных и индивидуальных форм организации обучения.

На практике перечисленные формы организации обучения, как правило, используются в гибком сочетании, что позволяет преподавателю использовать достоинства и в некоторой степени компенсировать недостатки каждого из них. Рассмотрим подробнее используемые на практике методы обучения.

Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и студентами (учениками), направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. По сложившейся традиции в отечественной педагогической науке МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

· по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические;

· по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;

· по логике изложения и восприятия учебного материала: индуктивные и дедуктивные;

2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют другие подходы к определению методов обучения, основанные на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие.Их определения требуют дальнейшего уточнения, поскольку процесс обучения не может быть только пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для обучающихся.

Схема 1


Схема 2


Схема 3


Разделив методы обучения на три обобщенные группы, рассмотрим в отдельности каждую из них.

Пассивный метод (схема 1) – это такая форма взаимодействия студентов и преподавателя, в которой последний является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных его директивамСвязь преподавателя с аудиторией при пассивных методах обучения осуществляется посредством проведения опросов, самостоятельных и контрольных работ, тестирования и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, безусловно, имеет ряд плюсов: относительно легкая подготовка к занятию со стороны учителя и возможность преподнести значительное количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия. По этим причинам многие преподаватели предпочитают пассивный метод остальным. Надо сказать, что в некоторых случаях данный подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока, он широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкую цель глубокого изучения предмета.

Здесь преподаватель и студенты находятся на равных, а авторитарный стиль взаимодействия сменяется на демократический. Между активными и интерактивными методами зачастую ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как современную форму активных методов.

Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает интерактивные упражнения и задания, в процессе выполнения которых студенты изучают материал.
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от традиционных состоит в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько осваивают новый.

Организационные формы обучения в высшей школе одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов. К ним относят:

· семинары, просеминары, спецсеминары,

· практикумы и спецпрактикумы,

· научно-исследовательскую работу студентов,

· дипломную практики и др.

Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая является самым сложным видом работы и поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (профессорам и доцентам). При всей внешне кажущейся простоте лекционная форма обучения требует высокого уровня педагогической компетентности, педагогического мастерства и ораторского искусства.

1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 296 с.

2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

6. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

Особенности современного динамичного этапа развития общества, науки и технологий обусловили повышение требований к образовательной системе, к психолого-педагогическому научному обоснованию образовательного процесса, что отразилось в разработке инновационных образовательных технологий, методов и средств обучения и в частности организации профессиональной подготовки врачей-стоматологов [1, 3, 4, 6, 8].

Важную роль для теоретической подготовки студентов на стоматологическом факультете отводится лекциям, в том числе, по одному из самых сложных разделов стоматологии – ортодонтии. Нередко лекции по ортодонтии перенасыщены специальной терминологией без объяснения значений тех или иных терминов, что ведет к трудности восприятия материала, особенно на начальных этапах изучения предмета. В дальнейшем, это выражается в неумении студента применить полученные в ходе лекционного курса теоретические знания на практике. Поэтому, целью данного исследования мы выделили разработку и внедрение современных методов организации вузовского лекционного курса по ортодонтии.

Материалы и методы исследования

Лекционный курс создавался на протяжении трех лет (2011 –2014 гг.), в течение которых был успешно апробирован. Весь цикл лекций по ортодонтии имеет объем 12 часов (0,33 зачетные единицы) и представляет собой материал, последовательно знакомящий студентов с теоретической основой ортодонтии. Все лекции имеют мультимедийное сопровождение, выполненное с использованием компьютерной программы Power Point, входящей в пакет программы Microsoft Office.

Сравнительная оценка лекционного курса с точки зрения его возможности влиять на процессы обучения и усвоения студентами предлагаемого учебного материала проводилась путем анкетирования студентов четвертого и пятого курсов. Анкетирование проводилось в седьмом семестре 2013 года, в начальном периоде изучения ортодонтии. В анкете студентам четвертого курса предлагалось оценить уровень своих исходных знаний, позволяющих усвоить лекционный материал, уровень понимания новой дисциплины и появившегося интереса к ней. Далее, у студентов пятого курса, проводилось анкетирование в девятом семестре, с целью получения сравнительных данных в плане освоения теоретической основы новой дисциплины, расширения диапазона знаний после прослушанных лекций.

В работе использовались следующие методы исследования: контент-анализ литературных данных, посвященных вопросам методологии организацинных форм учебного процесса, анкетирование, статистические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Всего в исследовании приняли участие 25 студентов четвертого курса и 25 студентов пятого курсов, прослушавших лекционный курс по ортодонтии. Результаты статистической обработки анкет представлены на рис.1,2 и 3.

den1.tiff

Рис. 1. Результаты анкетирования студентов 4 курса стоматологического факультета

den2.tiff

Рис. 2. Результаты анкетирования студентов 5 курса стоматологического факультета

Как представлено на первой диаграмме все студенты четвертого курса (100 %) оценили ортодонтию, как сложный предмет, усвоение которого требует хорошей исходной теоретической подготовки. для большинства студентов пятого курса, несмотря на более углубленную подготовку по сравнению с четвертым курсом, ортодонтия остается достаточно сложным в профессиональном плане предметом, предполагающим наличие серьезных базовых теоретических знаний (полностью согласен с данным утверждением 68 % опрошенных, 28 % дали ответ скорее согласен); лишь 4 % респондентов не сталкиваются с затруднениями при освоении данной дисциплины.

Однако при оценке значимости лекционного курса по ортодонтии в качестве инструмента повышения эффективности усвоения и понимания учебного материала (вопрос № 2 анкеты) все студенты пятого курса отметили его необходимость, выбрав соответствующие варианты: полностью согласен – 72 %; скорее согласен – 28 %. Мнения студентов четвертого курса разделились следующим образом: полностью согласен – 40 %; скорее согласен –28 %; скорее не согласен – 32 %.

Не менее важным функциональным аспектом лекции, помимо содержания, является приемы и стиль ее изложения. Данный параметр оценивался нами по следующим позициям:

При ответе на девятый вопрос анкеты, направленный на выявление взаимосвязи манеры изложения, личности лектора и интереса к излагаемому материалу, студенты четвертого курса ответили: полностью согласен – 68 %; скорее согласен – 24 %; скорее не согласен – 8 %. Студенты пятого курса ответили: полностью согласен – 80 %; скорее согласен –20 %.

Что же касается информационной ценности лекционного курса по ортодонтии, анализ которой был представлен седьмым и восьмым вопросами анкеты, в плане расширения диапазона знаний по предмету и формирования профессионального интереса, то в целом студенты отметили его важность, показав следующие результаты: студенты четвертого курса: полностью согласен – 32 %; скорее согласен – 64 %; скорее не согласен 4 %; студенты пятого курса: полностью согласен – 88 %; скорее согласен – 12 %. При этом для 4 % студентов четвертого курса и 8 % студентов пятого курса полученный на лекциях новый материал не побуждает их к внеаудиторной работе над проблемой, поиску собственного решения, что выявляет необходимость развития у студентов стоматологического факультета профессиональных компетенций, направленных на развитее самостоятельной информационно-познавательной активности.

den3.tiff

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов анкетирования студентов 4 и 5 курсов стоматологического факультета

Анализируя полученные данные можно сказать, что разработанный лекционный курс по ортодонтии дает хорошую теоретическую основу для изучения предмета на практических семинарах и дальнейшего самостоятельного изучения. Все студенты отмечают ортодонтию как сложный предмет на начальных этапах изучения, требующий хорошей исходящей теоретической подготовки. Все респонденты отмечают важность лекционного курса для лучшего понимания теоретической основы предмета и расширения знаний по предмету. Хорошо оценено студентами мультимедийное сопровождение лекций, выбранная лектором манера общения и личность самого лектора. Неоднозначно оценена лекция в форме диалога. Студенты четвертого курса, в силу своей еще слабой подготовки по означенной дисциплине, неуверенно чувствуют себя в предлагаемой манере проведения лекции. Им ближе стандартная модель – слушаем и конспектируем. В то время, как студенты пятого курса в большей степени осознанно подходят к предлагаемому лекционному материалу. Они с удовольствием участвуют в диалоге с лектором, обобщая полученные знания, проводя параллели с ранее изученным материалом, формируя более полную теоретическую базу, необходимую для дальнейшего изучения ортодонтии на практических семинарах, что позволяет оценить вузовский лекционный курс, в частности, по ортодонтии, как основу учебно-образовательного процесса в вузе.

Лекция – это форма передачи учебной информации посредством ее последовательного изложения в устной форме.

Лекция выступает формой организации учебной деятельности. лекции активно используются в системе высшего образования. Это обусловлено тем, что лекция позволяет передать большой объем информации большому количеству учащихся. На лекциях собираются студенты, которые слушают и конспектируют речь педагога.

Лекция является способом передачи учебной информации, ориентированным на ее восприятие учащимися и активизацию их познавательных процессов.

По сути, лекция представляет собой рассказ или объяснение учебного материала. Однако, она имеет свои отличительные черты. Они состоят в следующем:

  1. Изложение учебного материала носит последовательный и непрерывный характер. Педагог вроде как повествует что-то, но он не делает остановок и обращений к учащимися по ходу данного повествования;
  2. Научная строгость изложения материала. Если сравнивать лекцию с рассказом или объяснением, то лекция характеризуется научной строгостью преподнесения информации;
  3. Применение лекции для преподавания больших объемов информации. Лекция является формой организации полноценного учебного занятия. Она занимает длительное время – 1,5 часа в высших учебных заведениях;
  4. Содержательность лекционного материала. Учебный материал, преподаваемый на лекциях обладает насыщенным научным содержанием;
  5. Использование во время лекции специальных педагогических приемов, ориентированных на повышение мыслительной активности и развитие внимания учащихся.

Поскольку, лекция является формой организации обучения, то ее можно отнести к конструкторской деятельности, связанной с построением учебного процесса и формированием направленности деятельности учащихся.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности лекционной формы организации занятия приводят к тому, что на нем значительно снижается познавательная активность. Лекция не дает педагогу обратной связи с учащимися т.е. он не может проверить совокупность знаний, которые были усвоены во время лекции, а также, сделать процесс обучения индивидуально направленным оказывается проблематичным.

Рисунок 1. Недостатки лекций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Однако, на лекциях можно использовать методы проблемного обучения, излагая материал, как проблему, требующую разрешения. Тем самым учащиеся ориентируются на решение конкретной проблемы, что повышает их познавательную активность.

Разновидности лекций

Лекции бывают разных типов. Они различаются по целевому назначению и месту, занимаемому в образовательном процессе.

Существуют следующие виды лекций:

  1. Вводная лекция. Она ориентирована на начало изучения конкретного курса, новой учебной дисциплины и знакомство студентов с ее основами и целевым назначением познания. Данная лекция демонстрирует роль учебной дисциплины в профессиональном развитии студентов, ее связи с другими науками и собственном научном значении. На данной лекции осуществляется мотивации студентов к познавательной деятельности и формируется их заинтересованность данной дисциплиной и курсом изучения.
  2. Установочная лекция. Она используется в системе заочного обучения и в вечерней школе. Такая лекция имеет ту же ориентацию, что и вводная т.е. знакомство с учебной дисциплиной, ее содержанием и значением. При этом, в ней исследуется программа обучения студентов по данному курсу и основы их самостоятельного познания. Студенты изучают основы самостоятельной работы, способы познания данной дисциплины, изучают особенности контрольной работы и выполнения проверочных заданий.
  3. Текущая лекция. Она ориентирована на изложение учебного материала по изучаемой дисциплине в данный временной период. На текущих лекциях излагаются отдельные темы изучаемого курса. Каждая такая лекция носит завершенный характер. При этом, она не является обособленной, а связана с предыдущими и последующими лекциями.
  4. Обзорная лекция. Она ориентирована на обобщение изученного материала. Соответственно, такие лекции используются на завершающих этапах обучения и подводят итоги познавательной деятельности. На обзорных лекциях дается краткая, пояснительная информация. Такие лекции могут служить способом проведения консультационных занятий перед государственными экзаменами.
  5. Заключительная лекция. Она связана с передачей информации, завершающей изучение конкретного курса. На данной лекции происходит рассмотрение перспектив развития конкретной научной отрасли, выявляются ее проблемы и место в системе наук и текущем социально-экономическом пространстве.
  6. Информационная лекция. Она ориентирована на объяснение учебного материала. Здесь не рассматриваются вопросы учащихся, а просто дается новый материал.
  7. Проблемная лекция. Она ориентирована на вовлечение в познавательный процесс студентов и активизацию их заинтересованности в изучении конкретной темы. Педагог формирует проблемную ситуацию и привлекает студентов к поиску ее разрешения. Материал излагается таким образом, чтобы постепенно прийти к решению проблемы.

Структура лекции

Как форма обучения, лекция представляет собой поэтапный процесс реализации. Любая лекция проводится в три этапа:

  • Вводная часть. Она связано со вступлением к передаче нового учебного материала. Педагог обозначает тему, цель лекции, ее связь с другим материалом, отражает практическую и теоретическую часть лекции.
  • Основная часть. Она связана с раскрытием содержания темы. Педагог произносит основные идеи по данной теме, демонстрирует какие-то объекты, процессы или явления, проводит анализ их развития во времени и пространстве и постепенно происходит раскрытие сущности исследуемого и достижение целевого назначения лекции.
  • Заключительная часть. Она связана с подведением итогов, обобщением изученного и предоставлением рекомендаций к самостоятельному познанию.

Таким образом, лекция имеет сходства с другими формами обучения, но и обладает своей спецификой, обуславливающей ее активное использование в системе профессионального образования.

Лекция всегда была довольно эффективным способом коллективного распространения и усвоения информации. Только в конце ХІХ века наряду с лекциями стали использовать семинары и лабораторные занятия. В связи с развитием Болонского процесса институт тьюторства широко войдет в практику учебной деятельности отечественной высшей школы.

69. Лекция как метод и вид учебной работы. Изменение роли лекции в истории образования.

Лекция – метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Она предшествует всем другим формам организации учебного процесса, позволяет оперативно актуализировать учебный материал дисциплины.

Лекция как метод обучения имеет информационный характер, четкий план. Структура лекции подчиняется логике предмета, она не только стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует логическое мышление слушателей, последовательно выясняет все пункты плана. Выдвинутые в лекции идеи необходимо излагать на высоком научно-теоретическом уровне, но с учетом уровня подготовки слушателей. Все понятия и термины объясняются, аргументируются, при этом широко используют наглядность, активизируют внимание слушателей. Предметом лекции может быть изучение сложных объектов, явлений, событий, процессов, которые имеют между собой связи и зависимости причинно-следственного характера.

70. Виды академических лекций. Достоинства и недостатки лекции в современных условиях.

Среди видов академических лекций выделяются следующие:

√ вступительная лекция – начальный этап изучения новой дисциплины (структура курса, актуальность, мотивация, место в системе профподготовки, заинтересованность содержанием, эмоциональность);

√ тематические лекции (проблемность, последовательность, логичная согласованность);

√ итоговая (заключительная) лекция (осознание научного, методологического стержня системы наук, взаимосвязи между ними, перспективы и направления; проводится перед государственными экзаменами и практикой).

К основным достоинствам лекции относятся следующие:

▪ творческое сотрудничество педагога со студентами;

▪ совместное эмоциональное взаимодействие;

▪ активизация мыслительной деятельности студентов;

▪ возможность учесть специфику профессиональной подготовки студентов, их интересы;

▪ влияние на развитие интеллекта, моральных качеств, культуры общения;

▪ экономичность, возможность получить большой объем новой информации;

▪ возможность расставить акценты для самостоятельной работы.

– направленность информации на слуховую память (несовершенную и кратковременную);

– невозможность эффективно управлять мыслительной деятельностью более 50 студентов;

– на младших курсах студенты слабо владеют методикой и техникой восприятия содержания лекции и конспектирования;

– приучает студента к пассивному присваиванию чужих мыслей, не стимулирует тягу к самостоятельному обучению;

– не обеспечивает индивидуального, дифференцированного подхода к обучению.

71. Технология и техника подготовки академической лекции.

Последовательность подготовки к лекции включает следующие этапы:

▪ Ознакомление с учебным планом специальности (место в системе всех дисциплин).

▪ Изучение логики построения учебного курса (содержание лекционных, семинарских и практических занятий).

▪ Ознакомление с учебниками и учебными пособиями (в каком объеме раскрыто содержание курса), подбор дополнительной, новейшей литературы.

▪ Выделение дидактического материала относительно требований конкретной темы с учетом интеллектуальных возможностей студентов.

▪ Ознакомление с новыми (не известными студентам) научными понятиями, терминами, их этимологией.

▪ Подготовка текстового варианта лекции (не дублировать текст базового учебника, текст – 20–24 стр.). Структура лекции:

– обозначение темы и вопросов,

– список рекомендованной литературы,

– перечисление новых научных понятий, которые вводятся в этой теме,

▪ Обработка отредактированного дидактического материала лекции (видеозапись, корректировка по содержанию, темпу, ритму).

▪ Составление тезисов, опорных сигналов и т. п. (отойти от прямого чтения, осуществлять творческий поиск истины).

▪ Создание вспомогательного, резервного, дидактического материала (примеры, факты для создания позитивного эмоционального настроя студентов).

этапы подготовки к лекции:

▪ отбор материала для лекции;

▪ определение объема и содержания лекции;

▪ выбор последовательности и логики изложения;

▪ подбор иллюстративного материала;

▪ выработка манеры чтения лекции.

72. Функции лекции в высшей школе. Дидактические и методические требования к академической лекции.

Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.

Дидактическими и методическими требованиями к академической лекции являются следующие:

▪ современный научный уровень;

▪ доступная и понятная речь;

▪ четкая структура и логика;

▪ наличие ярких примеров, научных доказательств, фактов.

73. Психолого-педагогические требования к проведению лекции в высшей школе.

психолого-педагогические требования к проведению лекции:

▪ педагогический педантизм (начинать вовремя, настроиться, уверенность, деловитость, осмотреть всю аудиторию);

▪ внешность (функционально целесообразный стиль, опрятность);

▪ концентрация внимания, актуализация опорных знаний;

▪ четкость в ознакомлении с темой, вопросами, литературой, новыми терминами;

▪ логично мотивированная структура, выводы;

▪ использование опорных сигналов (рисунки, схемы, ключевые слова и т. д.);

▪ техника речи и дыхания, ударения, паузы;

▪ сила и тональность голоса, темп и ритм;

▪ место лектора в аудитории;

▪ лекция – монолог или диалог;

▪ раскрыть узловые вопросы и дать установку на самостоятельную работу по остальным вопросам.

74. Технология и техника организации и проведения семинаров. Методы и способы активизации познавательной деятельности студентов на семинарах.

Семинар (лат. seminarium – рассадник) – вид учебных занятий практического характера, направленный на углубленную проработку определенного теоретического материала.

Как вид учебной деятельности семинары появились в Древней Греции и Риме еще до нашей эры, но получили широкое распространение только в ХVІІ веке в Западной Европе. Тогда же они стали широко применяться и в учебных заведениях на территории Украины, а в ХІХ веке семинарские формы работы стали активно внедряться в общеобразовательных школах.

Читайте также: