Наблюдение как процесс научного познания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Исходной формой эмпирического познания считается наблюде­ ние, поскольку оно применяется и в рамках эксперимента и измере­ ний, хотя может проводиться самостоятельно, особенно на первых этапах становления науки. Поэтому целесообразно начать обсужде­ ние методов эмпирического познания именно с анализа функций и особенностей наблюдений в науке.

Специфика наблюдений в науке.Научное наблюдение представ­ ляет собой целенаправленное, систематическое и организованное восприятие изучаемых предметов и явлений. Связь наблюдения с чувственным познанием очевидна, поскольку процесс восприятия действительности связан с переработкой и синтезом тех ощущений, впечатлений и образов, которые наблюдатель получает от внешнего мира. Все они служат отображением отдельных чувственно воспри­ нимаемых свойств, сторон и отношений наблюдаемых предметов и явлений. Иногда наблюдение может относиться также к воепри­ ятию переживаний, чувств и иных психических состояний самого субъекта. Такое наблюдение называют интроспекцией.

Деятельность сознания в процессе наблюдений не ограничивает­

ся только тем, что она объединяет и синтезирует в единый чувствен­ ный образ, или восприятие, результаты различных ощушений. Ак­ тивная роль научных наблюдений проявляется прежде всего в том, что ученый не просто фиксирует встречающиеся ему факты, а соз­

нательно и целенаправленно ищет их, руководствуясь определенной идеей, предположением, гипотезой или теорией. Поэтому часто го­ ворят, что наблюдения в науке >, т.е. пред­ полагают взаимодействие с теоретическими представлениями.

Сторонники эмпиризма и позитивизма, чтобы гарантировать

> и надежность наблюдений, требуют отказаться при этом

от какой-либо связи эмпирических фактов с предварительными тео­

ретическими идеями и гипотезами. Позитивисты, например, пред­

лагали даже создать >, не содержащий и не предполагающий какой-либо связи с теоретическим языком по­ нятий и суждений. Нетрудно, однако, понять, что все подобные программы оказались явно утопическими. Даже в обыденном по­ знании при наблюдениях люди опираются на прежние мысли, опыт и обобщения.

В отличие от простых, повседневных наблюдений, которые боль­ шей частью случайны и неорганизованны, научные наблюдения име­ ют целенаправленный характер. Предпринимая исследование, каждый ученый ставит перед собой вполне определенную цель: подтвердить или опровергнуть интересующее его предположение, гипотезу или теорию. Таким образом, ученый не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть его предположение или гипотезу. Наблюдения в науке имеют также систематический и упорядоченный характер. Одного или нескольких случаев наблюдений явления обычно бывает явно не­ достаточно, чтобы на этом основании судить о подтверждении или опровержении гипотезы.

Многие наблюдения в науке требуют, как правило, определен­

ной интерпретации их результатов. Это требование касается в пер­ вую очередь тех явлений и процессов, которые невозможно наблю­ дать ни непосредственно, ни с помощью простейших вспомога­

тельных средств наблюдения. Например, движение микрочастицы в

камере Вильсона мы наблюдаем с помощью того трека, или следа, который образуется при прохождении заряженной микрочастицы через ионизированный пар. Во всех аналогичных случаях мы судим

o ненаблюдаемых явлениях лишь косвенно, поскольку наблюдаем не сами явления, а результаты их взаимодействия с теми или ины­ ми макроприборами и установками. Чтобы правильно судить о ре­ зультатах подобных косвенных наблюдений приходится обращаться к определенной теории, с помощью которой осуществляется интер­ претация таких результатов.

Взаимосвязь и взаимодействие научных наблюдений с теорети­ ческими Представлениями дает возможность не только целенаправ­ ленно искать новые факты, но и правильно их истолковывать, а тем самым отделять существенные факты от несущественных. Вот поче­ му в науке редко бывает, чтобы важные открытия делались неспе­ циалистами, хотя бы потому, что случай, как указывал Луи Пастер, может научить чему-то только подготовленный ум.

Несмотря на то что научные наблюдения, как и обыденные, ос­

новываются в принципе на чувственном восприятии предметов и

явлений, в науке они лучше организованы, систематизированы, а самое главное - направляются и контролируются теорией. Повсе­ дневные же наблюдения имеют разрозненный, случайный характер и опираются на узкий эмпирический опыт и те знания, которые приобретаются в ходе этого опыта.

Внаучных наблюдениях широко используются также специаль­ ные средства и устройства (микроскопы, телескопы, фотокамеры,

кино и теле аппараты и т.д.), которые служат для того, чтобы ком­ пенсировать природную ограниченность органов чувств человека, повысить точность и объективность результатов наблюдения.

Чтобы выявить специфику научных наблюдений, рассмотрим

подробнее их важнейшие особенности.

Интерсубъективный характер научных наблюдений.Поскольку наблюдения служат, с одной стороны, основой для построения ги­ потез, а с другой - средством для их эмпирической проверки, то

они дают результаты, которые не должны зависеть от воли, жела­ ний и намерений субъекта. Эти результаты должны быть воспроиз­ водимы любым исследователем, который знаком с соответствующей проблемой. Поэтому часто говорят, что наблюдения должны ин­ формировать нас об объективных свойствах и закономерностях ре­ альных явлений и процессов. Но более предпочтительным нам ка­ жется употреблять в данном случае термин > результатов наблюдений, их независимость от индивидуального ис­ следователя, возможность их повторения и воспроизведения други­ ми учеными. Однако достижение такой цели связано с немалыми трудностями.

Хотя наблюдения основаны на чувственном восприятии, тем не менее эти восприятия не являются чисто пассивным созерцанием действительности, поскольку сознание не только отражает мир, но и творит его. Впроцессе такого активного, творческого освоения мира даже на чувственной ступени познания возможны ошибки, заблуждения и даже простые иллюзии, связанные с деятельностью органов чувств. Всем хорошо известно, например, что палка, опу­ щенная в воду, кажется сломанной. Ошибочность такой иллюзии опровергается опытом, а теоретически объясняется законом пре­ ломления света на границе двух сред. Значительно труднее обстоит дело с такими ошибками наблюдения, которые связаны с предвзя­ тыми представлениями, ошибочными исходными установками и другими субъективными факторами, особенно при косвенных на­ блюдениях. Поэтому первым необходимым, хотя и недостаточным условием получения объективных результатов наблюдения является требование, чтобы эти результаты имели интерсубъективный харак­ тер и могли быть получены другими наблюдателями.

С этой точки зрения становится ясно, что непосредственные данные чувственного опыта отдельного субъекта, так называемые

sense data, которые выдвигались эмпиристами в качестве подлинно­ го источника знаний, имеют небольшую ценность в науке именно потому, что индивидуальные ощущения и восприятия не поддаются объективному контролю и проверке. При научном подходе к иссле­ дованию интерсубъективность служит важным этапом на пути дос­ тижения объективно истинного знания. Но и в этом случае резуль­ таты наблюдений разных исследователей тщательно анализируются в свете существующих теоретических представлений, а их точность и достоверность проверяется с помощью специальных приборов и регистрирующих устройств.

На первый взгляд может показаться, что использование прибо­ ров наблюдения, усиливающих точность наблюдений, целиком ис­ ключает, если не ошибки, то субъективизм в процессе наблюдения. Нетрудно, однако, понять, что данные, фиксируемые приборами, сами по себе еще ни о чем не говорят. Они требуют соответствую­ щей интерпретации исследователем, которая осуществляется на ос­ нове соответствующих теоретических представлений.

Интерпретацияданных наблюдения. Термин > может поро­ дить ошибочное впечатление, что они даются наблюдателю чуть ли не в готовом виде. Такое впечатление в какой-то мере соответствует обыденному представлению о результатах наблюдения, но явно про­ тиворечит научной практике. Как правило, в науке данные пред­ ставляют собой результат длительного, тщательного и продуманного исследования. Издесь следует отметить три важных момента.

Во-первых, поскольку данные получаются отдельными исследо­

вателями, то они должны быть освобождены от различных наслое­ ний и субъективных впечатлений. Как уже отмечалось выше, науку интересуют об.ьективные факты, которые допускают контроль и проверку, в то время как непосредственные чувственные впечатле­ ния являются исключительно достоянием субъекта.

Во-вторых, в качестве данных в науку входят не просто ощуще­

ния и восприятия от наблюдаемых предметов и явлений, а резуль­ таты их рациональной переработки, включающей стандартизацию данных наблюдения с помощью статистической теории ошибок, а также осмысление их с точки зрения представлений соответствую­ щей отрасли науки. Стандартизация предполагает приведение дан­ ных к некоторым нормальным (стандартным) условиям наблюде­ ния, чтобы можно бьшо их подвергнуть первичной систематизации. Для этого составляются таблицы, строятся графики и диаграммы. Этот материал может быть использован для выдвижения предвари­ тельных обобщений и построения простейших эмпирических гипотез.

В-третьих, подлинная интерпретация данных наблюдения в тер­

минах соответствующей теории проводится тогда, когда они начи­ нают применяться в качестве свидетельств для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез. Необходимым условием для

использования таких данных является их релевантность к прове­ ряемой гипотезе, т.е. возможность проверить с их помощью гипоте­ зу, т.е. либо подтвердить, либо опровергнуть ее. Обычно свидетель­ ствами считаются только те данные наблюдения, которые имеют непосредственное отношение к гипотезе и предсказаны определен­ ной теорией.

Почему мы считаем туманный след в камере Вильсона свидетель­

ством в пользу того, что он оставлен заряженной микрочастицей? Очевидно, потому, что он предсказан теорией ионизации. Точно так же наблюдения Эрстедом отклонений магнитной стрелки над

проводником, по которому идет ток, натолкнуло его мысль на то,

что в данном случае ток образует магнитное поле. Этот пример по­ казывает, что хорошо подготовленные и осмысленные наблюдения могут служить не только для проверки готовых гипотез и теорий,

но и служить средством эвристического поиска новых.

Все приведеиные примеры показывают, что данные наблюдения

сами по себе, без теоретической их интерпретации, не могут служить

свидетельствами > или > какой-либо гипотезы. Пока не существует теоретического осмысления данных наблюдения, вновь обнаруженные факты в лучшем случае могут оставаться случайными и непонятными открытиями. Например, открытие еще древними гре­ ками свойства янтаря, натертого о сукно, притягивать мелкие час­ тицы (то, что называют теперь электризацией трением) или свойства магнитного железняка притягивать металлические предметы (есте­ ственный магнетизм) оставались непонятными вплоть до создания электромагнитной теории, несмотря на попытки объяснить их с по­ мощью механических моделей электрических и магнитных жидкостей.

Таким образом, отличие научного наблюдения от обыденного состоит не только в объективности и точности результатов наблю­ дения, но и в широком использовании теоретических понятий и зако­ нов для их интерпретации и объяснения.

Функции наблюдения в научном исследовании.Наблюдение и экс­ перимент, как известно, являются двумя разновидностями эмпири­

ческого познания в науке, без которых невозможно получить ис­ ходную информацию для дальнейших теоретических построений и последующей их проверки.

Существенное отличие наблюдения от эксперимента заключает­

ся в том, что оно осуществляется без какого-либо изменения изу­ чаемых явлений и вмешательства наблюдателя в нормальный про­ цесс их протекания. Эту особенность научных наблюдений очень ясно выразил, известный французский ученый К. Бернар: >. Это, конечно, вовсе не означает, что научные наблюдения являются пассивным отражением всего,

что попадает в сферу непосредственного восприятия органов чувств. Мы уже отмечали, что они представляют собой целесообразно ор­ ганизованный, контролируемый и теоретически направляемый про­ цесс. Поэтому речь здесь идет не об отсутствии активности субъекта вообще, а активности практической, связанной с невозможностью воздействия на наблюдаемые предметы и явления практически.

Чаще всего мы вынуждены ограничиться наблюдениями и иссле­

довать их в естественных условиях протекания потому, что они не­ доступны для практического воздействия. Так обстоит дело с боль­ шинством астрономических явлений, хотя в последние десятилетия в связи с широким развертыванием космических исследований и в этой сфере все больше начинает применяться научный экспери­ мент. И все же наблюдение с помощью все более совершенных ин­ струментов останется и в будущем важнейшим методом исследова­ ния звезд, туманностей, галактик и других объектов Вселенной.

Нередко при изучении социальных явлений прибегают к так на­

зываемому включенному наблюдению, когда социолог начинает ра­ ботать в составе соответствующего коллектива в качестве его члена, чтобы исследовать вопрос с большей объективностью и без особых помех на поведение и действия коллектива. Непосредственное на­ блюдение со стороны, а тем более социальный эксперимент в этом случае значительно исказили бы реальную картину.

Наблюдение в научном исследовании призвано осуществить три основные функции.

Первая и важнейшая из них состоит в получении той эмпириче­ ской информации, которая необходима для постановки новых про­ блем, возникающих с обнаружением несоответствия между новыми фактами и старыми способами их объяснения. Эта особенность ха­ рактерна прежде всего для фактов, которые не могут быть исследо­ ваны экспериментально (астрономические, геологические, многие социальные и другие явления и процессы).

Вторая функция наблюдений связана с эмпирической проверкой тех гипотез и теорий, которые нельзя провести с помощью экспе­ римента. Разумеется, экспериментальное подтверждение или опро­ вержение гипотез предпочтительнее, чем проверка с помощью на­ блюдений. Однако там, где невозможно поставить эксперимент, единственными свидетельствами могут служит только данные на­ блюдений. При наблюдениях, которые сопровождаются точными измерениями, результаты проверки гипотез могут оказаться не ме­ нее надежными, чем экспериментальные, что подтверждается исто­ рией развития астрономии.

Третья функция наблюдений заключается в том, что в процессе проверки гипотез и теорий именно их эмпирически проверяемые следствиями соотносятся с непосредственно наблюдаемыми факта-

ми, которые формулируются на языке наблюдений. Ученый обра­ щается к теории, чтобы целенаправленно вести наблюдения, с дру­ гой стороны он вынужден постоянно обращаться к наблюдениям и экспериментам, чтобы проверить свои выводы. Наблюдение как раз и является тем звеном, которое связывает теорию с опытом, теоре­ тические исследования с эмпирическими.

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Готовые работы на аналогичную тему

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Виды наблюдения

Классификация наблюдения как метода исследования.

По включенности исследователя в процесс наблюдения:

Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:

  • исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников;
  • исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками.

Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).

Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.

По длительности наблюдения:

Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).

Систематические наблюдения могут быть:

  • длительными,
  • непрерывными,
  • циклическими.

Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.

По форме наблюдения:

  1. Осознанное наблюдение. При данной форме наблюдение испытуемый знает о том, что за ним ведется наблюдения, ему известна цель и задачи наблюдения. Однако иногда может быть такая ситуация, при которой испытуемому сообщают другую цель и задачи наблюдения. Такая необходимость может быть обусловлена этическими нормами, либо некоторыми проблемами исследования.
  2. Неосознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый не знает о проводимом исследовании. Наблюдатель находится внутри исследуемой системы, то есть он внедряется в нее с целью получения достоверной информации. Важным является то, что испытуемые не должны ни в коем случае знать о роли наблюдателя. Чаще всего неосознанное наблюдение используется в социальной педагогике для исследования социального поведения малых групп.

Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.

Требования к организации наблюдения

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды." из раздела кодификатора (1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки)

Содержание:

  • 6-06-2020, 01:37
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 77 925
  • 0

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

↑ Уровни и формы научного познания

Научное познание также состоит из двух уровней - эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Уровни научного познания. Методы научного познания

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания:

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

  • превращаются в теории
  • уточняются и конкретизируются
  • отбрасываются как заблуждения
  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
  • Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

↑ Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент - это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц - этот метод получил название научного описания .

С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы - это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

НАБЛЮДЕНИЕ НАУЧНОЕ – исходный метод научного познания, связанный с преднамеренным, организованным, систематическим, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира с целью решения определенных научных задач. Оно основано на использовании органов чувств человека для получения информации о фактах исследуемого объекта в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается чётко поставленной целью, систематичностью, использованием различного рода приборов и средств для фиксации количественных измерений и оценок качества поступившей информации. Это метод эмпирического познания позволяет получить первичную информацию об объектах и обеспечивает объективность, воспроизводимость, точность и однозначность результатов исследования. По способу проведения наблюдения могут быть: 1) непосредственные (это отражение свойств и сторон предмета при помощи только органов чувств – визуальное наблюдение),2) опосредованные (исследование объектов при помощи определённых технических средств), 3) косвенные (это наблюдение не самих исследуемых объектов, а результатов их взаимодействия на другие объекты). Наблюдения могут играть важную эвристическую роль в научном познании и требуют участия в теоретическом мышлении, при помощи которого оформляется в виде определённых научных терминов, графиков, таблиц, рисунков и др. Научное наблюдение обязательно сопровождается описанием.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ . С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова . 2010 .

Смотреть что такое "НАБЛЮДЕНИЕ НАУЧНОЕ" в других словарях:

НАБЛЮДЕНИЕ (научное) — получение актуальной информации с использованием органов чувств человека в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается четко поставленной целью, систематичностью, использованием, различного рода приборов и… … Философия науки: Словарь основных терминов

НАБЛЮДЕНИЕ — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеч. акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть… … Философская энциклопедия

Наблюдение в психологии — Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Содержание 1 Общие сведения 1.1 Предмет наблюдения 1 … Википедия

наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания… … Большая психологическая энциклопедия

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. См. наблюдение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Наблюдение — Наблюдение ♦ Observation Сознательный и внимательный опыт. Например, человек на опыте узнает, что такое траур. Если он имеет к тому желание и возможность, он может наблюдать, что в это время происходит в его душе. Или, скажем, он на опыте… … Философский словарь Спонвиля

НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения объективность,… … Большой Энциклопедический словарь

Наблюдение (психологич.) — Наблюдение, преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеческий акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных. Исторически Н. развивается как составная часть … Большая советская энциклопедия

Научное доказательство — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия

Читайте также: