Почему контркультура рождается в молодежной среде кратко

Обновлено: 02.07.2024

Форма (или тип) культуры, которая имеет соответствующую систему символов и ценностей (то есть норм, стандартов, идеалов и убеждений), отличающих определенную социальную группу от большинства членов общества.

В антропологии – группа людей в пределах большого общества с отличными стандартами и моделями поведения.

Видео

О сходстве и различии терминов

Понятие контркультуры предполагает существование в форме митинга. Подразумевается наличие общего противника, против которого следует сражаться. Основой существования контркультуры служит деятельность деструктивного характера, цель которой – победа над врагом. Доходит до открытого противостояния и вполне реального объявления войны враждебным ценностям общества.

Как правило, данные отличия характерны для чистых форм контркультуры и молодежной субкультуры. На практике существует масса промежуточных вариантов, сочетающих в себе элементы обеих форм. Самые яркие примеры субкультуры и контркультуры мы приведем ниже.

Почему эта среда так привлекательна

Кроме того, пребывание в рамках того или иного неформального движения занимает время подростков, приучает их структурировать собственный досуг и, в конечном итоге, ведет к большей организованности.

Отметим, что весьма немалому числу представителей молодежи свойственно отсутствие ярко обозначенной личной самоидентификации. Большинство из них находится во власти поведенческих стереотипов, что в итоге приводит подростков в ряды неформалов. Любая молодежная контркультура на 80-90 % состоит из любителей подражать, не способных на отстаивание собственной индивидуальности.

Наиболее простая причина примыкания подростков к представителям той или иной субкультуры – поиск людей, близких по убеждениям. Эпатаж, как и внешняя атрибутика, по сравнению с этим вторичны.

Примеры субкультур

Чтобы окончательно разобраться в том, что такое субкультура, рассмотрим несколько примеров. Вообще, их существует огромное количество и постоянно возникают новые. Однако в истории есть несколько наиболее ярких субкультурных движений, которые не просто были популярны, но и оказали заметное влияние на глобальные исторические события. Рассмотрим несколько наиболее известных.

Панки

Это движение возникло под влиянием панк-культуры и многое от неё переняло. Готы тоже пренебрежительно относятся к образованию и любому личностному развитию. При этом они ведут себя более сдержанно, чем панки, и не стремятся к такому пёстрому внешнему виду. В их внешности преобладает чёрный цвет. Они выбирают черную одежду и аксессуары, красят черной краской волосы, используют черный макияж.

Хиппи

Скинхеды

Это ультраправое молодёжное движение, сторонники которого придерживались националистических или даже откровенно нацистских взглядов. Скинхеды появились в Великобритании в 1980-х. К данной субкультуре обычно примыкали агрессивные молодые люди, склонные к ксенофобии и нетерпимые вообще ко всем, кто чем-то отличается от них. Многие из них проникались идеями Гитлера и считали, что белая арийская раса должна господствовать в мире.

Скинхеды были самой агрессивной из молодёжных субкультур. Они нападали на представителей национальных или сексуальных меньшинств и вообще всех, кто чем-то от них отличался. При таких нападениях они не раздумывая пускали в ход холодное оружие и часто наносили своим жертвам смертельные ранения. В 2000-х годах данное движение было популярно и в России, но на сегодняшний день от него мало что осталось.

Это субкультура успешных молодых людей, являющихся высокооплачиваемыми профессионалами в определенной сфере деятельности. Как правило, это люди, только окончившие вуз. У них ещё нет семьи, и они могут тратить всё заработанное на себя. Поэтому они всегда одеты с иголочки, покупают топовые смартфоны в день презентации, следят за актуальными событиями и новинками. Яппи уделяют внимание здоровью, ходят в спортзал, бегают по утрам, нередко становятся приверженцами вегетарианства.

Молодежные субкультуры и их роль в современном обществе

Изначально представители таких групп всячески противопоставляли себя большинству и неохотно принимали в свои ряды новичков. Сейчас в этом плане свободы гораздо больше. В советском союзе их назвали неформальным объединением молодежи. К ним относились с неодобрением и опаской, но сейчас субкультуры уже не кажутся чем-то необычным, пугающим и нездоровым.

Они уже не считаются чем-то категорически негативным, и даже несут определенную пользу обществу. Теперь люди, которые раньше замыкались в себе, боясь оказаться непонятыми, могут легко найти друзей по интересам, какие бы безумные увлечения их не интересовали.

Членами различных субкультур зачастую становятся подростки, желающие выразить протест взрослым, и если их выбор падает на гопников и эмо, то это может привести к проблемам.

Признаки субкультуры

В большинстве случаев представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению. Это проявляется в их привычках, манере поведения, особенностях речи и внешнего вида. Они слушают определенные стили музыки и часто отрицают другие стили, даже если не испытывают к ним эстетического неприятия.

Большинству подкультур свойственно наличие таких элементов как:

  • особый стиль жизни и поведения;
  • собственный набор моральных ценностей и взглядов;
  • характерные особенности внешнего вида;
  • нонконформизм;
  • низкая толерантность ко всеобщим ценностям и высокая к ценностям, принятым внутри движения.

Обычно субкультуры аполитичны, и их представители подчеркивают свою аполитичность. Но бывает и так, что они придерживаются определенных политических взглядов, которые высказывают в довольно жёсткой форме. Субкультура может быть замкнутой и стремиться максимально изолироваться от общества, а может вести себя вызывающе, демонстрируя протест против принятых в обществе норм или каких-то значимых событий. Многие субкультуры имеют собственную прессу и общественные организации.

Контркультура

На самом деле, возникновение контркультуры – явление вполне закономерное.

Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть культурного пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Кроме того, в каждой доминирующей культуре всегда существуют существенные устаревшие элементы. Они не отвечают потребностям сегодняшнего дня и является объектом подражания лишь по традиции или привычке. Поэтому, указывая на такие элементы, контркультура может играть и положительную культуротворческую роль. Таковым в первые века своей истории было христианство, которое прежде чем быть провозглашенным в IV в. н. э. официальной религией Римской империи, подвергалось преследованиям именно как контркультура, враждебная господствующей культуре на основе языческой религии.

В науке, альтернативой слову общество, служит слово социум. Каково же его определение?! Социум – совокупность людей, которая характеризуется едиными условиями их жизнедеятельности, общей территорией проживания и наличием общей культуры. Таким образом, можно сказать, что общество существовало на протяжении всего формирования мира, поскольку человек всегда стремится от одиночества к общению.

Одной из ячеек социума называют молодёжь. Её роль можно определить, как чуть ли не самую главную в жизни общества. Объяснение этому будет чуть позже. А пока рассмотрим определение этого термина. Итак, молодёжь – социальная группа, объединённая по возрасту, интересам, социальному положению, психологическим свойствам, по своей определённой культуре.

В каждом новом поколении своя, новая молодёжь. Её ценности, принципы изменяются, иногда с очень большой скоростью, что не всегда позволяет её оценить. Взгляды молодых людей формируются на основе многих факторов. Чаще всего они и их поступки подвластны мнению со стороны, в особенности мнению своих сверстников, что по большей мере не сказывается лучшим образом на формирование молодого человека как самостоятельной, самодостаточной личности, способной «думать своей

3

Так почему же молодёжь имеет главную роль в обществе? Потому что с неё и начинаются новые поколения, впитавшие в себя некоторые черты прошлого и приобретающее свои отличительные качества. Молодые люди – это будущее.

Очень много есть того, что отличает их от более взрослых людей. Одним из таких качеств является культура. Молодёжь создала своеобразную культуру, имеющую свои плюсы и минусы.

4

5

Культура молодёжи.

Ну начнём с определения термина культура.




В процессе преемственности какая - то часть оказывается утерянной, какая - то не принятой, но и добавляется что - то новое. Некоторые утраты невозвратимы, а некоторые из них становятся значимыми и постепенно возвращаются.

Молодёжь заимствует только то, что помогает дальнейшему развитию, а то, что они считают устарелым, отрицают. Традиционное общество развивается постепенно, оно опирается в основном на опыт старших поколений, из этого следует, что «феномен молодёжной культуры- признак динамических обществ и был замечен в связи с

6

Появление всех этих теорий нельзя назвать безосновательным. Но в них присутствует попытка практически всю ответственность возложить на молодых людей, хотя многое в жизни зависит от социального окружения и социальной культурной ситуации.

Возрастные особенности во многом определяют самовыражение молодёжи, её взгляды на общественную культуру. И самая важная характерная черта этого процесса – очень эмоциональное восприятие культуры и художественного творчества.

Для молодых людей характерно то, что для них в большей степени главным является динамизм, действия, событийность нежели рассуждения. Их притягивает зрелищность в культурной жизни, так как зрелищные действия наполнены экспрессивностью, которая воздействует на чувства человека. В свою очередь молодёжь в культуре стремится не только к нравственному её содержанию, но и к развлекательной части.

7

Культура молодёжи как явление субкультуры.

В молодёжной субкультуре присутствуют свои определённые идеалы, мировоззрение, мода и даже искусство. В понимании многих людей она представлена в негативном свете. Но всё же, не стоит забывать о том, что принципы субкультуры не означают полного отрицания национальной культуры, которая принята большей частью общества, а лишь немного отличаются от неё.

Особенности молодёжной культуры видны прежде всего в выборе досуговой деятельности. В настоящее время он в основном и является центром жизнедеятельности молодых людей. Выделены главенствующие составляющее досуга: отдых, активная физическая и умственная деятельность, развлечения, самообразование, творческая деятельность. Но как известно, в большинстве случаев в период молодости преобладают развлечение и самообразование.

В молодёжной культуре присутствует потребительский характер в сфере творчества. Его роль в развитии культуры значительна. Но настоящее познание культурных ценностей возможно при самостоятель -

8

Особенной является субкультура студенческой молодёжи. Облик молодых людей во многом зависит от развития общества, влияния прежних поколений, их опыта и мировоззрения, а также от уровня воспитания.

По результатам исследований выясняется, что для студентов важным становится повышение общей культуры, приобретение навыков творческого, нестандартного мышления. Но вместе с тем в данной ситуации присутствует и негатив. Он заключается в том, что нравственные критерии поведения молодёжи снижаются, этому способствует обстановка в обществе, преступность, аморальность.

9

Контркультура в молодёжной среде.

В рамках молодёжной субкультуры существует контркультура. Она

В современном периоде развития общества при определённых обстоятельствах деятельность молодёжи в большинстве случаев направлена на создание собственной культуры, которая имеет весьма отличительные признаки от официальной. Всё это происходит на основании того, что при не полной выработке ценностей, они находят своё выражение в образной, экспрессивной форме.

В молодёжной культуре такое явление как контркультура предстаёт в виде формирования неформальных самодеятельных движений. Это можно рассматривать как альтернативную форму культуры, где с процессом создания, также вырабатывается и новое отношение к окружающему миру. Неформальные объединения молодёжи самостоятельны и редко поддаются контролю. Их можно считать неуправляемым процессом, молодые люди в большем своём количестве стремятся показать, что не похожи на взрослых.

Неформальные движения молодёжи имеют свои функции. Главная из них самореализация.

10

Существуют классификации самодеятельных групп. Их можно разделить на любительские и неформальные, официальные и альтернативные, также их можно делить по возрастным категориям, по социально – правовому принципу, по направленности интересов.

Официальная культура.

В отношении современной молодёжи и официальной культуры присутствуют свои особенности.

Большинство молодых людей предпочитают в большей степени развлекательные виды и жанры искусства. Будь то книга, музыка, фильм, театральная постановка, хотя последняя и первая, к сожалению, пользуются сейчас не большим успехом. Но все же есть те, кто и сейчас, в век информационных технологий и модных новшеств, в том числе и в литературе, интересуется классикой не только отечественной, но и зарубежной культурой. Немногие посещают и музеи, и выставки. На новое поколение, на их восприятие культурного мира также влияют социальные процессы, происходящее в обществе, а также и сама жизнь, чей облик меняется с новыми потребностями, ценностями, принципами молодого поколения.

11

Введение.

В науке, альтернативой слову общество, служит слово социум. Каково же его определение?! Социум – совокупность людей, которая характеризуется едиными условиями их жизнедеятельности, общей территорией проживания и наличием общей культуры. Таким образом, можно сказать, что общество существовало на протяжении всего формирования мира, поскольку человек всегда стремится от одиночества к общению.

Одной из ячеек социума называют молодёжь. Её роль можно определить, как чуть ли не самую главную в жизни общества. Объяснение этому будет чуть позже. А пока рассмотрим определение этого термина. Итак, молодёжь – социальная группа, объединённая по возрасту, интересам, социальному положению, психологическим свойствам, по своей определённой культуре.

В каждом новом поколении своя, новая молодёжь. Её ценности, принципы изменяются, иногда с очень большой скоростью, что не всегда позволяет её оценить. Взгляды молодых людей формируются на основе многих факторов. Чаще всего они и их поступки подвластны мнению со стороны, в особенности мнению своих сверстников, что по большей мере не сказывается лучшим образом на формирование молодого человека как самостоятельной, самодостаточной личности, способной «думать своей

3

Так почему же молодёжь имеет главную роль в обществе? Потому что с неё и начинаются новые поколения, впитавшие в себя некоторые черты прошлого и приобретающее свои отличительные качества. Молодые люди – это будущее.

Очень много есть того, что отличает их от более взрослых людей. Одним из таких качеств является культура. Молодёжь создала своеобразную культуру, имеющую свои плюсы и минусы.

4

5

Культура молодёжи.

Ну начнём с определения термина культура.

В процессе преемственности какая - то часть оказывается утерянной, какая - то не принятой, но и добавляется что - то новое. Некоторые утраты невозвратимы, а некоторые из них становятся значимыми и постепенно возвращаются.

Молодёжь заимствует только то, что помогает дальнейшему развитию, а то, что они считают устарелым, отрицают. Традиционное общество развивается постепенно, оно опирается в основном на опыт старших поколений, из этого следует, что «феномен молодёжной культуры- признак динамических обществ и был замечен в связи с

6

Появление всех этих теорий нельзя назвать безосновательным. Но в них присутствует попытка практически всю ответственность возложить на молодых людей, хотя многое в жизни зависит от социального окружения и социальной культурной ситуации.

Возрастные особенности во многом определяют самовыражение молодёжи, её взгляды на общественную культуру. И самая важная характерная черта этого процесса – очень эмоциональное восприятие культуры и художественного творчества.

Для молодых людей характерно то, что для них в большей степени главным является динамизм, действия, событийность нежели рассуждения. Их притягивает зрелищность в культурной жизни, так как зрелищные действия наполнены экспрессивностью, которая воздействует на чувства человека. В свою очередь молодёжь в культуре стремится не только к нравственному её содержанию, но и к развлекательной части.

7

Культура молодёжи как явление субкультуры.

В молодёжной субкультуре присутствуют свои определённые идеалы, мировоззрение, мода и даже искусство. В понимании многих людей она представлена в негативном свете. Но всё же, не стоит забывать о том, что принципы субкультуры не означают полного отрицания национальной культуры, которая принята большей частью общества, а лишь немного отличаются от неё.

Особенности молодёжной культуры видны прежде всего в выборе досуговой деятельности. В настоящее время он в основном и является центром жизнедеятельности молодых людей. Выделены главенствующие составляющее досуга: отдых, активная физическая и умственная деятельность, развлечения, самообразование, творческая деятельность. Но как известно, в большинстве случаев в период молодости преобладают развлечение и самообразование.

В молодёжной культуре присутствует потребительский характер в сфере творчества. Его роль в развитии культуры значительна. Но настоящее познание культурных ценностей возможно при самостоятель -

8

Особенной является субкультура студенческой молодёжи. Облик молодых людей во многом зависит от развития общества, влияния прежних поколений, их опыта и мировоззрения, а также от уровня воспитания.

По результатам исследований выясняется, что для студентов важным становится повышение общей культуры, приобретение навыков творческого, нестандартного мышления. Но вместе с тем в данной ситуации присутствует и негатив. Он заключается в том, что нравственные критерии поведения молодёжи снижаются, этому способствует обстановка в обществе, преступность, аморальность.

9

Контркультура в молодёжной среде.

В рамках молодёжной субкультуры существует контркультура. Она

В современном периоде развития общества при определённых обстоятельствах деятельность молодёжи в большинстве случаев направлена на создание собственной культуры, которая имеет весьма отличительные признаки от официальной. Всё это происходит на основании того, что при не полной выработке ценностей, они находят своё выражение в образной, экспрессивной форме.

В молодёжной культуре такое явление как контркультура предстаёт в виде формирования неформальных самодеятельных движений. Это можно рассматривать как альтернативную форму культуры, где с процессом создания, также вырабатывается и новое отношение к окружающему миру. Неформальные объединения молодёжи самостоятельны и редко поддаются контролю. Их можно считать неуправляемым процессом, молодые люди в большем своём количестве стремятся показать, что не похожи на взрослых.

Неформальные движения молодёжи имеют свои функции. Главная из них самореализация.

10

Существуют классификации самодеятельных групп. Их можно разделить на любительские и неформальные, официальные и альтернативные, также их можно делить по возрастным категориям, по социально – правовому принципу, по направленности интересов.

Официальная культура.

В отношении современной молодёжи и официальной культуры присутствуют свои особенности.

Большинство молодых людей предпочитают в большей степени развлекательные виды и жанры искусства. Будь то книга, музыка, фильм, театральная постановка, хотя последняя и первая, к сожалению, пользуются сейчас не большим успехом. Но все же есть те, кто и сейчас, в век информационных технологий и модных новшеств, в том числе и в литературе, интересуется классикой не только отечественной, но и зарубежной культурой. Немногие посещают и музеи, и выставки. На новое поколение, на их восприятие культурного мира также влияют социальные процессы, происходящее в обществе, а также и сама жизнь, чей облик меняется с новыми потребностями, ценностями, принципами молодого поколения.

2.2. Формы контркультурных движений в молодежной среде

2.3. Динамика развития молодежного контркультурного движения

Выводы по главе

И в заключении данной главы резюмируем:
1) Явления контркультуры представляют собой своего рода вызов обществу. По словам И. Кузьминой, данный процесс неизбежен, объективен и в силу этого неподвластен контролю.
2) Важнейшей причиной возникновения контркультурного движения заключается в особенностях молодежи, как возрастной группы. В молодежном возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Среди социальных факторов, способствующих приходу молодежи в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях, конфликты с преподавателями и родителями.
3) Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью.
4) Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый процесс, противостоящий сегодняшней социальной ситуации. Оно выражает противоречие между провозглашенными идеалами и реальной жизнью, дискредитирующей их. Существует множество классификаций форм организации контркультурного движения молодежи. Делят их на любительские и неформальные, официальные и альтернативные, по возрастному принципу, социально-правовому, по направленности интересов и т.д.

Неформал

Контркультура – это разновидность культуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и демонстративно отвергает её нормы и ценности. Обычно яркие и мощные контркультуры возникают в периоды социально-политических кризисов. Они могут проявляться в разных формах: новых течениях в искусстве, социальных движениях, идеологиях и учениях.

Контркультура конфликтует с доминирующей культурой, и именно в этом конфликте обычно заключается её суть.

В основе контркультуры, как правило, лежит нонконформизм – несогласие с чужими ценностями, взглядами и убеждениями. При этом она может принимать как созидательный, так и разрушительный характер. В неблагополучных социальных слоях обычно возникают разрушительные контркультурные движения. Если же контркультура исходит от интеллигенции, как правило, она носит созидательный характер и способна обогатить доминирующую субкультуру.

Примеры контркультуры из жизни

В качестве примеров рассмотрим несколько ярких и масштабных субкультур, которые примечательны не только своей известностью, но и тем, что оказали существенное влияние на мировую историю:

Стоит отметить, что все перечисленные примеры контркультур объединяет одно – они все являются протестом против норм и ценностей доминирующей культуры. При этом могут подразумеваться как конкретные нормы и ценности, так и вообще любые.

Признаки контркультуры

Любая контркультура обладает ярко выраженными признаками, поскольку её представители сами стараются подчеркнуть свою принадлежность к уникальной и независимой культуре. Данное стремление проявляется в необычном поведении, манере общения и особенностях внешнего вида. Представители субкультур обычно предпочитают определённые жанры музыки, отрицая прим этом другие стили (это отрицание часто сопровождается необоснованной критикой).

Контркультурам свойственны следующие признаки:

  • ярко выраженный нонконформизм;
  • собственные нормы, ценности и взгляды, противоречащие традиционным;
  • специфическая внешность представителей;
  • особые манеры поведения и общения;
  • особый стиль жизни, собственные цели и стремления;
  • низкая толерантность к традиционным ценностям;
  • высокий уровень конформизма внутри контркультуры.

Как правило, контркультуры (как и все субкультуры) аполитичны. Однако их основная идея и цель часто заключается в отрицании определённых политических тенденций (глобализация), систем (авторитаризм) и прочих социально-политических обстоятельств (военные действия, торговые войны).

Причины появления контркультуры

У каждой контркультуры есть собственные причины появления, однако можно выделить несколько общих причин, свойственных всем субкультурам и контркультурам:

  • Доминирующая культура построена на устаревших нормах и ценностях. Очевидный пример – движение за права чернокожих в США. В середине 20-го века расизм, закреплённый на законодательном уровне, выглядел просто дико.
  • Потребность в самоутверждении. Молодые люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя особенными и ощущать свою причастность к чему-то важному, революционному, судьбоносному. Контркультуры позволяют им удовлетворить эту потребность.
  • Нонконформизм. Представители контркультур в большинстве своём являются подростками и молодыми людьми не старше 25 лет. Именно в этом возрасте людям свойственен максимальный уровень нонконформизма – нежелания подчиняться традиционным правилам и нормам (независимо от того, насколько они плохи или хороши).

Функции контркультуры

Для своих носителей контркультуры решают большое количество разных задач, но основная их цель – обновление культурных норм и ценностей. Поэтому в качестве основных функций рассматривают способы влияния контркультуры на традиционную культуру. Выделяют такие функции как:

  • Заместительная. Постепенное ограничение, вытеснение и замещение принципов, норм и ценностей традиционной культуры.
  • Деструктивная. Разрушение традиционных ценностей и заполнение образовавшейся пустоты новыми.
  • Революционная. Естественное обновление культурных ценностей, достигаемое за счёт популярности субкультуры.

Изменения, принесённые контркультурой, могут быть как положительными, так и отрицательными. Их характер обычно связан с тем, в каком социальном слое возникла субкультура, а также с тем, какие события послужили причиной для её формирования.

Заключение

Контркультура – это субкультура, противопоставляющая себя доминирующей культуре. По сути, она представляет собой ответ на традиционные нормы и ценности, которые по каким-то причинам не устраивают часть населения. Эти причины могут быть объективными (устаревшие законы, напряженная социально-экономическая обстановка) или субъективными (молодёжный нонконформизм, стремление к самоутверждению). Обычно контркультуры возникают в кризисные периоды и оказывают существенное влияние на доминирующую культуру.

Панки

И это естественно, поскольку внутри общества с господствующим стилем жизни неизбежно начинают проявляться различия, контрасты, небольшие противостояния, которые со временем обретают форму социального вызова доминирующей культуре.

Что такое контркультура

Начнем с того, что контркультура – это, по сути, тоже субкультура, но категория более узкая, на уровне специфического подвида субкультуры, который обычно возникает в процессе попыток небольшой группы людей понять себя и свое место в мире.

При этом надо понимать, что субкультура – это частный случай глобальной общности традиций, к которой примешиваются ценностные установки меньшего по размерам социума. Ну а для контркультуры характерно обратное – стремление идти наперекор мейнстриму (хоть в частностях, хоть в целом).

В большинстве толковых словарей эти понятия трактуются несколько проще:

Контркультура — это течение, отрицающее ценности доминирующей культуры и стремящееся найти альтернативу образу жизни, характерному для большинства населения.

Отличие

Несмотря на то что всплеск контркультурных тенденций могут инициировать различные механизмы, эти явления всегда возникают там, где доминирующая культура перестает соответствовать актуальным реалиям.

По сути, это значит, что появление контркультуры – это своеобразный акт отрицания устаревших культурных ценностей и одновременно попытка утверждения новых культурных форм. Неудивительно, что чаще всего именно подростки и чуть более зрелые молодые люди выступают в качестве носителей контркультурных тенденций.

Контркультура: пошаговая эволюция

Любая контркультура представляет собой попытку протеста, обычно характерную для молодежных и/или маргинализированных групп. А благодаря своим вызывающим и порой шокирующим проявлениям это течение нередко воспринимается как антагонистический вариант субкультуры, поскольку отрицает или пытается напрямую противостоять канонам общества.

Но гораздо большую глубину и масштабы контркультурные тенденции обрели к концу 60-х, когда во всех уголках США общество буквально бурлило от самых разнообразных протестных движений.

А поскольку в те годы различные политические и социальные протесты нередко перерастали в протест культурный, нашелся светлый ум (Теодор Роззак, в частности), который предложил таким образом обозначать течения в искусстве – не только отличающиеся, но и напрямую вступающие в конфликт с традицией и канонами.

Подростки

Массовые мероприятия хиппи в 60-х, панки, практика психоделиков (особенно ЛСД) и популяризация рока в 70-х – это все чистейшей воды контркультура.

Субкультурные особенности

Сегодня практически все субкультуры гармонично интегрированы в общество, локально заменяя или дополняя доминирующую культуру. Наиболее яркими носителями контркультурных тенденций можно считать, например, поклонников определенной музыкальной группы, популярной игры, кинофраншизы, аниме или манги.

Оригинальная самоидентификация может проявляться по-разному:

  1. предпочтениями в одежде;
  2. нормами поведения;
  3. манерой общения;
  4. языком и т.п.

Шляпки

Там, где есть хоть малейшее социальное противостояние, контркультура возникает всегда. В крупных сообществах ее формирование происходит быстрее, в небольших социумах – ситуационно, по мере накопления претензий к господствующему мировоззрению.

Таковыми могут быть:

  1. небольшие секты, культы, движения;
  2. криминогенная среда;
  3. этнические диаспоры и т.д.

Примеры контркультуры и ее характерные черты

С точки зрения современной культурологии контркультура представляет собой некий свод социокультурных ориентаций, противопоставляемых культуре, которая превалирует в конкретном обществе.

Однако если традиционная культура совмещает в себе самые основные ценности (например, государство, власть, религия, искусство, образование), то для контркультурного дискурса характерны несколько иные черты:

  1. деструктивность;
  2. революционность (но революционность разрушающая); ;
  3. нетрадиционность (как культурных, так и религиозных форм).

Основные функции контркультуры

Более того, не всякое явление с меткой контркультурного – искреннее. Так, знаменитые исполнители с удовольствием апеллируют к теме протеста, чтобы подогреть интерес или привлечь новую аудиторию. При этом они остаются в канве существующей системы ценностей.

Дуализм проявляется во многих аспектах, например:

Дух юности, самоутверждения и бунтарства прекрасно монетизируется. Однако эффективно вести бизнес, придерживаясь концептов, провозглашаемых в песнях и на гастролях, – дело довольно сложное. Чаще всего стремление к выгоде побеждает и приходится идти на компромисс с совестью, эксплуатируя сценический облик.

Вместо заключения

Буквально каждый является частью суб- или контркультуры, и возможно, даже не одной. Нахождение в привычном окружении не позволяет этого осознать, но тщательный анализ и попытка сравнения с глобальными культурными явлениями покажут истинное положение вещей.

В некоторых случаях осознанный мировоззренческий протест необходим для серьезных социальных изменений, как во времена революций, но в большинстве случаев желание противостоять обществу естественным образом пропадает по мере взросления.

Читайте также: