Почему идеи консерваторов сохраняли популярность на протяжении всего 19 века кратко

Обновлено: 03.07.2024

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв. , приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Под влиянием модернизации старый порядок в обществе и государстве уходил в прошлое. Отдельные идеи обобщались, превращаясь в идеологии, которые отражали интересы различных групп в обществе. Отчасти идеологии брали решение мировоззренческих задач на себя. Идеологии имели ярко выраженный практический характер, прямо подталкивая людей к политическому действию. Каждая из идеологий говорила о том, каким является общество сейчас и каким оно в идеале должно быть, а также предлагала конкретные меры, чтобы преодолеть различие между первым и вторым.

2. Какие экономические и политические требования выдвигали либералы? Из каких принципов они при этом исходили?

Согласно либерализму общество состоит из отдельных личностей, которые рождаются равными и действуют исходя из собственного блага. В экономике либералы выступали за свободу предпринимательства и отказ от всякого вмешательства государства в дела частных предпринимателей. Единственным регулятором экономика должен быть закон спроса и предложения. В политике либералы отстаивали права личности, считали, что можно делать все, что не запрещено законом. Главным противником либералов было абсолютистское государство. Теоретически либералы требовали полной свободы человеческой личности во всех сферах, соглашаясь лишь с одним ее ограничением. Однако право голоса либералы предлагали предоставлять лишь достаточно обеспеченным и образованным, считая, что только такие люди действительно независимы и заинтересованы в благе государства.

3. Почему идеи консерваторов сохраняли популярность на протяжении всего XIX в.?

5. Почему национальная идея распространилась именно в XIX в.?


Общие характеристики консервативной идеологии двадцатого века

Искали ответы на поставленные вопросы об идеальном устройстве социально-государственного и политического устройства ученые-исследователи во время всего развития истории государства современных типов. Немалую роль в данном процессе выполняет описание и характеристика политических идеологий, определить которую, несмотря на наличие разных мнений, можно таким образом:

Говоря о политической идеологии можно сказать, что это общая совокупность конкретных идей, доктрин, принципов. Направляется все это на описание, а также объяснение устройства общества, что является идеальным. В том числе, с помощью предложения определенных культурных и политических проектов порядка в обществе.

Обратите внимание на то, что идеология политики в первую очередь направляется на то, дабы разработать вопросы распределения власти политики, определить цели и направления в непосредственном использовании.
Политическая наука имела свой собственный расцвет в части оформления теории политических и идеологических доктрин с помощью специалистов. Пришелся он на конец восемнадцатого и начало девятнадцатого века. Именно в данный период формулировались большее количество концепций идеологии. Положение концепций не утратило своей актуальности даже в наше время.

Беря в частности либерализм и марксизм, то здесь также выступает одним из ведущих идеологий девятнадцатого века, консерватизм. В то время, этот термин воспринимался преимущественно как характеристика категорий и процессов политики. Они же были связаны с утверждением, что необходимо сохранять старые идеи, порядки и при этом противопоставлять их всему новому.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Впервые идеология консерватизма смогла зародиться в конце восемнадцатого и в начале девятнадцатого века. Произошло это во Франции как реакция конкретных групп социума на итоге произошедшей революции. В специальной литературе отмечают, что рассвет консерватизма всегда приходился на периоды значительных потрясений. Будь то социально-политические или культурные, или экономические перевороты. В связи с этим, в условиях, когда распространялась революция двадцатых-тридцатых годов, идеи консерватизма постепенно воспринимались и развивались с инициативы политической элиты в большинстве стран Европы. В США это происходило еще в сороковые годы девятнадцатого века.

Главная идеология классического консерватизма во Франции девятнадцатого века

В чем заключается актуальность изучения приверженцев консерватизма девятнадцатого века? Предопределяется она, в частности, тем, что именно в то время, формулировались главные положения, идеи в идеологии, что сейчас рассматривается.

Актуальность основных положений, идей не теряют актуальности даже сегодня. Конкретно, среди таких идей можно назвать:

Консерватизм и его традиционалистское течение

Специальная литература может отметить, что широко распространяя и развивая консерватизм в девятнадцатом столетии имело тесную связь с действиями направлений мысли консервативно-политического характера, что получил название традиционалистского течения.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основоположники смогли предложить две главные идеи, что оказали влияние на остальные этапы развития консерватизма:

  • Принципы традиционализма, отвечая которым общественно-государственный, а также строй политики формируются как продукты истории. Сюда же можно относить то, что все это может передаваться спустя поколения. В данной связи, недопустимы любые резкие преобразования в соответствующих сферах;
  • Органицизм, принцип связанный с ним, обращает внимание на то, насколько значима политическая мудрость. Не только в самом деле политики, но и непосредственных процессах участия в них. Мудрость способна достигаться только путем постоянного анализа тех традиций и нравов, что сейчас существуют.

Говоря об анализе развития истории, ее идеологи консерватизма в девятнадцатом веке, можно сделать вывод, что на тот период идейная совокупность, выступала реакцией на внушительное преобразование социально-политического типа. Актуальность этого всего, сохранилась и по сей день.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы


Автор: Аркадий Минаков

Консерватизм – это блистательное, интеллектуально мощное плодотворное направление русской и мысли, представленное знаковыми в истории культуры и общественной мысли именами Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, славянофилов, Н.Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского, К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова, И. А. Ильина, И.Л. Солоневича, А.И. Солженицына, И.Р. Шафаревича и десятками других не менее узнаваемых и масштабных фигур из национального русского культурного и политического пантеона.

Консерватизм появился в конце XVIII – начале XIX века наряду с основными идеологиями эпохи Модерна: социализмом и либерализмом. Коротко говоря, он представляет собой идеологию и стиль мышления, опирающиеся на христианские нравственные ценности и позитивные национальные традиции. Если сравнивать консерватизм с другими идеологиями Нового времени, то в либерализме главной ценностью выступает свобода, в социализме – справедливость и равенство, в консерватизме такой ценностью является традиция. Традиция – ключевое понятие консерватизма.

Консерватизм появляется как реакция на революционные потрясения во Франции, начиная с 1789 года, на рационализм и индивидуализм Нового времени, на теорию прогресса и связанные с ней политические технологии, которые нашли яркое и глобальное воплощение в практике Великой французской революции. Теория прогресса зиждилась на уверенности в том, что в мире постоянно увеличиваются свобода, знание, богатство, нравственность, порядок, и этот процесс имеет линейный характер. Воплощением этой мечты оказалась Французская революция с ее беспрецедентным якобинским террором, который привел к тому, что Франция после наполеоновских войн перестала быть безоговорочным европейским гегемоном. Мало того, что в результате террора она потеряла значительную часть населения, это обернулось деградацией общественной нравственности, большими культурными и экономическими потерями. Возникший консерватизм заявил о себе в Европе в работах Эдмунда Бёрка и Жозефа де Местра — отцов-основателей западноевропейского консерватизма, и был реакцией на идеи Французской революции, в особенности на их практическое кровавое и разрушительное воплощение.

Для консерватизма был характерен культ не только сильного монархического государства, церкви, религии и нравственности, но и семьи, школы, армии, патриотизма, самобытной национальной культуры, исполнительности, дисциплины и порядка, т.е. тех общественных институтов и традиций, которые выступали основными проводниками и хранителями традиции. Сюда же можно добавить и такую черту консерватизма, как понимание конкретно-исторической обусловленности уровня прав и свобод.

Консерватизм при этом противостоял идеологиям, в основе которых лежали ценности противоположного порядка: атеизм, материалистическая ориентация политики, моральный релятивизм, культ рассудка, рационализм, антитрадиционализм, универсализм, космополитизм, приоритет интересов индивида над интересами государства, индивидуализм, равенство, культ личных прав и свобод, приверженность теоретическим моделям, культ перемен, революция. В случае необходимости социальных перемен консерватизм требовал при их осуществлении чрезвычайной осторожности и постепенности. При этом было бы неверно трактовать консерваторов как противников всего нового. Они выступали лишь против абсолютизации принципа новизны, заведомого примата нового перед уже проверенным старым, что обычно характерно для либерализма и еще более левых течений .

В период своего становления русский консерватизм был явлением, родственным западноевропейскому консерватизму, возникшему, прежде всего, в качестве идейно-политической реакции на идеологию Просвещения и Великую Французской революции, однако имел при этом вполне оригинальные черты. В силу исторических особенностей русские традиционалисты и консерваторы первоначально реагировали не столько на эксцессы Французской революции (в российском консервативном дискурсе ламентации по поводу кровавого террора и разрушения тронов и алтарей занимают сравнительно немного места), сколько на реформы Петра Великого и вызванные ими модернизационные процессы. Под модернизацией следует в данном случае понимать одновременные изменения в ключевых сферах жизни человека и общества – переход от аграрного традиционного общества к современному индустриальному, урбанизацию, маргинализацию роли религии, рационализацию человеческого мышления и деятельности, демократизацию и уменьшение социальных различий, усиливающуюся индивидуализацию.

В полемике с галломанами один из лидеров русских консерваторов, вице-адмирал А.С. Шишков сформулировал некоторые основные постулаты нарождавшегося русского консерватизма: недопустимость некритического подражательства западноевропейским образцам, ставка на собственные самобытные традиции: языковые, религиозные, политические, культурные; на патриотизм, подразумевавший культивирование национального чувства и преданность традициям мощной государственности — самодержавной монархии.


Читайте также: